Формирование элементарных математических представлений у детей 6-7 лет с ОНР. Лексическая тема «Обувь»
план-конспект занятия по математике (старшая группа) по теме

Гончар Лидия Фёдоровна

Занятие носит комплексный характер, позволяет развивать у детей не только математические представления, но и универсальные способности –  коммуникативность, умение решать проблемные ситуации, зрительно-двигательную координацию. Особый акцент при этом в соответствии с профилем группы делается на развитие речевой и мыслительной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon leksicheskaya_tem1.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование элементарных математических представлений у детей 6-7 лет с ОНР. Лексическая тема «Обувь»

Образовательные задачи.

Формирование умения считать парами, навыков количественного счета в пределах десяти. Закрепление в речи количественных числительных, ответов на вопрос «Сколько всего?» Совершенствование навыков сравнения и уравнивания множеств.

Соотнесение числа и цифры.

Подготовка к формированию представлений об арифметических действиях.

Формирование навыка сравне ния предметов по толщине визуально, умения пользоваться прилагательными (толстый, тонкий, толще, тоньше).

Коррекционно-развивающие задачи.

Развитие зрительного восприятия и внимания, мыслительной и речевой деятельно сти, координации речи с движением, конструктивных навы ков, тонкой моторики.

Воспитательные задачи.

Воспитание самостоятельности, активности, инициативности, навыков сотрудничества в игро вой и учебной деятельности.

Оборудование.

Магнитная доска, коврограф, плоскостные изображения обуви, разноцветные сектора для составления круга по числу детей, предметные картинки с изображениями обуви; контейнер с карточками, на которых изображено раз ное количество пар обуви; контейнер с цифрами; игровизоры (В. Воскобовича) по числу детей, маркеры.

Предварительная работа.

Знакомство с цифрами «1», «2», «3», «4», «5», «6», «7», «8», «9» и числом «10.

Разучивание пальчиковой гимнас тики «Новые кроссовки».

Ход занятия.

Организационный момент. Создание положительного эмоционального фона заня тия.

- Сегодня мы продолжаем разговор об обуви, и на занятии мы будем считать обувь, играть в новые игры. Первая игра называется «Обувная полка».

Основная часть занятия.

1.Упражнение «Обувная полка». Формирование навыка визуального сравнения множеств. Развитие зрительного восприятия и внимания.

(На магнитной доске, в свободном порядке расположе ны плоскостные изображения обуви.)

- Вы должны рас ставить парами обувь, потому что обувь принято считать именно парами. В верхний ряд поставьте обувь для осени, а в нижний ряд — остальную обувь.

(Дети выполняют задание.)

- Какая обувь стоит в верхнем ряду? Перечисли те ее названия.

(Резиновые сапоги, кожаные сапожки, ботинки, крос совки, туфли)

- Какая обувь стоит в нижнем ряду? Перечислите ее названия.

( Меховые сапоги, меховые ботинки, валенки, сан далии, босоножки, шлепанцы, полуботинки)

2. Игра «Считаем и рассуждаем». Формирование умения счи тать парами. Формирование навыков количественного счета в пределах десяти. Закрепление в речи количественных числитель ных, ответов на вопрос «Сколько всего?» Совершенствование навыков сравнения и уравнивания множеств. Подготовка к фор мированию представлений об арифметических действиях.

(Работу у магнитной доски.)

- В каком ряду — верхнем или нижнем — боль ше пар обуви?

(В нижнем ряду пар обуви больше. В верхнем ряду пар обуви меньше.)

- Сколько пар обуви в верхнем ряду?

(В верхнем ряду пять пар обуви.)

- Сколько пар обуви в нижнем ряду?

(В нижнем ряду семь пар обуви.)

- На сколько больше пар обуви в нижнем ряду, чем в верхнем?

(В нижнем ряду на две пары обуви больше, чем в верхнем.)

- На сколько меньше пар обуви в верхнем ряду чем в нижнем?

(В верхнем ряду на две пары обуви меньше, чем в нижнем.)

- Какой вывод можно сделать? На сколько семь больше пяти?

(Семь больше пяти на два.)

- На сколько пять меньше семи?

(Пять меньше семи на два.)

- Как сделать так, чтобы обуви в верхнем и нижнем рядах стало поровну?

(Можно добавить в верхний ряд две пары обуви.)

{Педагог помещает в верхний ряд плоскостные изображения резиновых полусапожек и высоких кожаных сапог.)

- Сколько теперь пар обуви в верхнем ряду?

(В верхнем ряду теперь тоже семь пар обуви.)

- По сколько пар обуви в верхнем и нижнем рядах?

(В верхнем и нижнем рядах по семь пар обуви.)

- Что можно сказать о количестве пар обуви в верхнем и нижнем рядах?

(Теперь в верхнем и нижнем рядах обуви поровну, одинаковое количество.)

(Педагог убирает изображения двух пар обуви из верхнего ряда.)

- Как по-другому можно было уравнять количе ство обуви в верхнем и нижнем рядах?

(Можно убрать две пары обуви из нижнего ряда.)

(Педагог убирает изображения двух пар обуви из нижнего ряда.)

- Сколько теперь пар обуви в нижнем ряду?

(В нижнем ряду теперь тоже пять пар обуви.)

- По сколько пар обуви в верхнем и нижнем рядах?

(В верхнем и нижнем рядах по пять пар обуви.)

- Что можно сказать о количестве пар обуви в верхнем и нижнем рядах?

(Теперь в верхнем и нижнем рядах обуви поровну, одинаковое количество.)

(Педагог убирает изображения обуви с доски.)

3. Игра «Подбери обувь». Формирование временных пред ставлений (времена года). Развитие мыслительной и речевой деятельности.

{Педагог предлагает детям занять места за столами, где уже приготовлены конверты с материалами для следующей игры.)

Педагог.

Время быстро мчит вперед,

И летит за годом год.

Год сезоны вмиг меняет,

На себя их примеряет.

Мы ж меняем босоножки

На кроссовки и сапожки.

- Достаньте из конвертов разноцветные части круга и сло жите их так, чтобы показать чередование времен года.

(Дети выкладывают сектора по порядку (белый, светло-зе леный, красный, желтый). Педагог может предложить детям напомнить, какое время года обозначает каждый цвет, какое время года следует после зимы, перед летом, между весной и осенью и т. п.)

- Достаньте из конвертов картинки и по ложите на каждую часть круга картинку с изображением имен но той обуви, которая нужна нам в это время года. (Дети выполняют задание.)

- Расскажите, как вы разложили картинки.

(На белую часть круга я положил валенки, потому что их носят зимой. На зеленую часть круга я положил высокие ботинки, потому что в них можно ходить весной. На красной части круга у меня лежат сандалии, потому что их носят летом. На желтой части круга лежат резиновые сапоги - они нужны осенью)

4. Игра «Сапоги-сапожки». Формирование навыка сравнения предметов по толщине визуально, умения пользоваться сравни тельными прилагательными (выше, ниже, толще, тоньше).

(Педагог приглашает детей к коврографу, на котором нахо дятся плоскостные изображения двух пар сапог.)

- Что вы видите на коврографе?

(Это большие сапоги и маленькие сапожки.)

- Какие они по цвету?

(Сапоги коричневые, а сапожки желтые)

- Сравните толщину подошв сапог. Какая подо шва у коричневых сапог? Толстая или тонкая? Как вы думаете?

(Дети визуально сравнивают толщину подошв.)

(У коричневых сапог подошва толстая)

-  Какая подошва у желтых сапог? Толстая или тонкая? Как вы думаете?

(У желтых сапог подошва тонкая)

- У каких сапог подошва толще? А у каких тоньше?

(У коричневых сапог подошва толще, а у желтых – тоньше)

- Молодцы! Вы отлично справились с трудным заданием.

(Педагог убирает изображения обуви с коврографа.)

5.   Пальчиковая гимнастика «Новые кроссовки». Развитие тонкой моторики, координации речи с движением.

Как у нашей кошки   (Ритмично выполняют хлопки ладонями и удары кулачками.)

На ногах сапожки. (Дети загибают по одному пальчику, начиная с больших, на обеих руках)

Как у нашей свинки

На ногах ботинки.

Как у пса на лапках

Голубые тапки.

А козленок маленький

Надевает валенки.

А сыночек Вовка —

Новые кроссовки.

Вот так. Вот так. (Ритмично выполняют хлопки ладонями и удары кулачками.)

Новые кроссовки.

- Сколько названий обуви прозвучало в потешке? Вспомните и сосчитайте.

(Всего пять названий обуви)

- Перечислите их.

(Сапожки, ботинки, тапки, валенки, кроссовки)

6.  Игра «Кто скорее?» Формирование умения соотносить число и цифру.

(Педагог предлагает детям взять из контейнера, по одной карточке.)

- Что изображено на карточках?

(Обувь)

-  Сколько пар обуви у каждого из вас на карточ ке? Сосчитайте.

(Каждый ребенок пересчитывает пары обуви у себя на кар точке.)

- Положите карточку перед собой и возьмите из контейнера ту цифру, которая соответствует количеству пар обуви на вашей карточке.

(Дети выполняют задание. Педагог предлагает им проверить друг друга, а потом оценивает деятельность каждого ребенка.)

8. Работа в игровизоре. Упражнение «Помоги Коту». Формирование навыка ориентировки на плоскости.

-  Кого вы видите на картинке?

(Кот в сапогах)

- У него очень много сапог. Он никак не может найти нужную ему пару. Сейчас мы ему поможем. Вы будите заштриховывать пары сапог по моей инструкции.

(Найти пару сапог слева вверху и заштриховать сверху вниз. Сапоги справа внизу – слева направо. Сапоги справа вверху - точками)

 Организация окончания занятия. Оценка работы детей.

(Педагог предлагает детям рассказать, что нового они узнали на занятии, чему научились, что им было инте ресно.)