Конспект итоговой непосредственно образовательной деятельности по области "Познание" (ФЕМП) в средней группе по теме "На поиски треугольника".
план-конспект занятия (математика, средняя группа) на тему

Конспект итоговой непосредственно образовательной деятельности по области "Познание" (ФЕМП) в средней группе по теме "На поиски треугольника"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovoe_na_poiski_treugolnika.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Набережные Челны Республики Татарстан « Детский сад комбинированного вида №23 «Светлячок»

(МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 23 «Светлячок»)

Конспект итоговой непосредственно образовательной деятельности по области «Познание» (ФЭМП) в средней группе по теме:

 « На поиски треугольника».

                                                                        Подготовила: воспитатель

                                                                             Кашапова Эндже Алмазовна

Набережные Челны,2013г.

Программное содержание:

1.Уточнить знания детей числового ряда от 1 до 5, отрабатывать навыки прямого и обратного счета в пределах 5, умение сравнивать две группы предметов( больше, меньше, поровну).

2.Уточнить представления  детей о частях суток, их последовательность. ( Утро, день, вечер, ночь.)

3.Способствовать в закреплении умении распознавать геометрические фигуры, отличать их по трем признакам: по форме, по цвету и размеру.

4.Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги , находить

верхний правый , верхний левый, нижний правый, нижний левый угол и середину листа; сравнить предметы( дорожки) по величине, обозначать результаты сравнения словами: шире -уже, синяя – желтая, справа – слева.

5.Воспитывать эмоциональную отзывчивость, желание вступать в игровую ситуацию.

Интеграция образовательных областей: « Познание», « Коммуникация»,        « Социализация», « Здоровье».

Индивидуальная работа: отрабатывать с З. Саматом, С. Иреком навыки ориентировки на листе бумаги,

Предварительная работа:

Демонстрационный материал: плоскостные  цветные геометрические фигуры с цифрами от 1 до 5, ватман с изображением цветочной поляны, две дорожки, отличающиеся цветом и шириной,  геометрические фигуры  вырезанные из двухстороннего цветного картона.

Раздаточный материал: карточки с изображением четырех видов транспорта: велосипед, легковая машина, трактор, воздушный шар, листочки с изображением воздушного шара с корзиной квадратной формы, карточки с цифрами от1 до 5, 5 маленьких геометрических фигур: круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник.     

Ход НОД.

- Дети, к нам сегодня на занятие пришли гости, давайте, поздороваемся с ними.

- Здравствуйте!

- Дети, вы любите приключения, разные истории?

- Да.

- Тогда мы с вами отправимся в сказку. Путешествия могут быть не легкими, но интересными. Чтобы все преграды пройти, нам нужно быть очень внимательными. Давайте мы сейчас потренируемся, проверим нашу внимательность. У нас в группе поселились цифры. У каждой цифры свой домик. Посмотрите внимательно, и найдите цифру 1. В каком домике она живет?

- В оранжевом треугольнике.

- А цифра 2 в каком доме живет?

- В желтом кружочке.

- Верно, цифра 3 живет где?

- В зеленом прямоугольнике.

- Да, правильно. А цифра 4 где поселилась?

- В красном кружочке.

- А цифра 5 в каком доме?

- В синем квадрате.

- Да, правильно. Посмотрите внимательно,  в правильном  ли порядке они стоят?

- Нет, они стоят беспорядочно.

- Дети, в таком случае, скажите, где должна стоять цифра 1?

- Цифра 1 должна стоять первой.

- Да, а цифра 2 где должна быть?

- Цифра 2 должна быть второй, и т. д.

- Молодцы, теперь цифры выстроены правильно. Ой, ребята, на одной  из них какое- то послание, сейчас прочитаю. « Мы геометрические фигуры, жили дружно в нашей математической стране. Но с нами приключилась беда, злой волшебник похитил нашего друга. Мы очень хотим его найти, но не знаем, как. Помогите нам!»

- Дети, посмотрите, какой геометрической фигуры не хватает? Кого похитил злой волшебник? ( Подсказка: у него три угла и три стороны).

- Треугольник.

- Дети, давайте поможем нашим фигурам .Вы готовы? Сейчас проверим, все у нас внимательны? Вы когда пришли в детский сад?

- Утром.

- Верно, после занятий пойдем гулять на участке, а потом придем и будем обедать. Когда мы обедаем- утром или днем?

- Днем.

- Когда родители вас забирают домой?

- Вечером.

- А спать ложитесь когда?

- Ночью.

- Правильно. Дети, а сейчас, какая часть суток?

- Утро.

- Верно, самое время отправится в путешествие. На каком виде транспорта отправимся, вы узнаете, когда выполните задание « Найди лишнее».

( У каждого ребенка карточки с изображением четырех видов транспорта: велосипед, легковая машина, трактор, воздушный шар)

- У вас на карточках изображены виды транспорта. Нам нужен такой транспорт, на котором, мы могли бы легко и быстро пройти через леса, горы и океаны. Подумайте, и  назовите мне его.

- Это воздушный шар.

- Да, это- воздушный шар. Вот на нем мы и отправимся в наше путешествие.

Дети, положите перед собой карточки с изображением воздушного шара. Но сначала, его нужно наполнить воздухом.

Дыхательная гимнастика. ( Дети стоя, дуют три раза: сначала тихо, делают глубокий вдох и медленно выдыхают,  потом сильнее и в третий раз очень сильно делают вдох и с шумом выдыхают воздух. Садятся.)

- Молодцы, а теперь мы должны его завести. Дети, перед вами геометрические фигуры, это- ключи. Вы должны их располагать их на «корзине» по углам и середине квадрата. Будьте внимательны, и рисуйте фигуры так, как я скажу.

- В правый верхний угол нарисуйте круг,

- В правый нижний угол – треугольник,

- В  левый верхний угол нарисуйте квадрат,

- В  левый нижний угол- овал,

- В середину нарисуйте прямоугольник.

- Что ты положил в верхний правый угол?

- Круг.

- Ты куда положил овал?

- В нижний левый угол.

- Где у тебя находится треугольник?

- В нижнем правым углу. ( Индивидуальная работа).

- Правильно, еще раз проверьте себя. ( Показ образца).

- Молодцы, а сколько фигур вы выложили?

- Пять.

- Да, верно. А теперь мы все вместе полетим. Встаньте, возьмите воздушные шары. И вот наш воздушный шар взлетел высоко вверх!

( Дети поднимают руки вверх с листочками и выполняют движения согласно по тексту.)

- Ветер подул сильнее с  одной стороны и наш шар поворачивает  направо, ветер переменился – шар повернулся влево, немного опустился, а потом ветер стих – воздушный  шар летит прямо вперед. Внимание, воздушный шар опускается. Ребята, вот мы и приземлились, положите листочки на стол.         ( Дети садятся.)

- Дети, смотрите, перед нами две дорожки. Они кажется одинаковые? По какой же дорожки нам идти?

- Они разные.

- Чем они отличаются?

- Одна желтая, а другая синяя.

- Где лежит желтая дорожка?

- Желтая дорожка лежит справа.  ( Синяя – слева.)

- Желтая дорожка какая по ширине?

- Желтая дорожка шире, чем синяя.

- Да, правильно. Как можно узнать, что желтая дорожка шире?

- Это можно узнать путем приложения.

- Верно. Покажите мне на доске. ( Индивидуальная работа).

- Молодцы! Дети, нас много, поэтому по какой нам легче пройти?

- По широкой.

- Да, правильно. А теперь, давайте, встанем и представим, что перед нами желтая дорожка. Будем шагать по схеме.

( Воспитатель показывает карточки с изображением следов от стопы.)

1.Полная стопа: нужно шагать и считать до пяти.

2.Шагать на носочках и считать в обратном порядке, от 5 до 1.

3. Шагать на пяточках и считать до пяти на татарском языке.

- Молодцы, справились с заданием. Садитесь.

- Дети, дорожка привела нас к необычной поляне.

( На магнитной доске выставляется ватман с изображением поляны, на нем цветы – геометрической формы: 1 фиолетовый прямоугольник, 2 оранжевых овала, 3 синих квадрата, 4 красных круга.)

- На что похожи эти цветы?

- Они похожи на геометрические фигуры.

- А эти цветы одинаковые?

- Нет.

- Чем они отличаются?

- По цвету.

- По размеру.

- По форме.

- Да, правильно, они отличаются по цвету, по размеру и по форме. А теперь скажите мне, цветов прямоугольной формы сколько?

- Один цветок прямоугольной формы.

- Верно, покажите мне эту цифру.( Дети показывают соответствующую цифру.)

-А сколько цветов овальной формы?

- Цветов овальной формы два и т.д.

- Дети, каких цветов больше: овальных или квадратных?

- Цветов квадратной формы больше.

- На сколько больше цветов квадратной формы?

- Цветов квадратной формы больше на один, чем цветов овальной формы.

- А каких меньше: цветов квадратной формы или цветов круглой формы?

- Цветов квадратной формы меньше, чем цветов круглой формы.

- На сколько меньше цветов квадратной формы?

- Цветов квадратной формы меньше на один, чем цветов круглой формы.

- Правильно, а каких цветов больше: больших или маленьких?

- Их по пять.

- А как еще можно это сказать?

- Их поровну.

- Верно, больших и маленьких цветов поровну. Дети, злой волшебник узнал, что мы добрались до его королевства и заколдовал все украденные им фигуры в треугольники, чтобы мы не могли найти нашего треугольника. А найдем мы его, если только эти треугольники расположим по возрастающем порядке- от маленького до самого большого. Где самый маленький треугольник, а побольше и т.д.?

( На магнитной доске 4 треугольника разного размера. К доске вызывается один ребенок.)

- Молодцы, все правильно сделали, но который треугольник друг наших фигур? Который треугольник подходит к  фигурам? ( Воспитатель показывает на геометрические фигуры.) Чем они похожи?

- Подходит третий треугольник, потому, что он такого же размера, как и все фигуры.

- Да, правильно, это их друг, он такой же по размеру. Как же наверное обрадовались фигуры. Давайте, проверим.

( Воспитатель переворачивает фигуры, на обратной стороне каждой фигуры нарисована улыбка.)

- Дети, мы сегодня сделали хорошее дело. Чем же мы сегодня занимались? С чего все начиналось?

- Злой волшебник украл треугольника у своих друзей - геометрических фигур.  

- Мы летели на воздушном шаре.

- Как мы завели воздушный шар?

- Расположили геометрические фигуры по углам и середине.

- Чем вам запомнилась поляна?

- На поляне росли цветы геометрической формы, разные по цвету, форме и размеру разного количества.

- Дети, какие знания вам пригодились при выполнении задач? Умеете считать до пяти и обратно?

-Да!

- Когда воздушный шар завели, пригодились знания о левой и правой стороны?

- Пригодились.

- А препятствия были сложными? Какие?

- Мне понравилась, как мы завели воздушный шар.

- А мне понравилась поляна и цветы геометрической формы.

- Для меня было легким задание, когда расставили треугольники от маленького до большого.

- Дети, прежде всего нам помогла наша внимательность, правда? А сегодня вы показали мне ,что умеете быть внимательными, иначе мы бы не смогли спасти треугольника. Теперь треугольник со своими друзьями и они улыбаются. Давайте, мы тоже улыбнемся друг другу, ведь мы сделали хороший поступок. Смотрите, и гости наши тоже улыбаются. А знаете, почему? Потому, что вы им очень понравились. Теперь пришло время с ними прощаться, скажем им « До свидания!»

 

Использованная литература:

1. 1. « От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,  М.А. Васильевой.- 2-е изд. испр. и доп. –М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.-336с.

2.Е. В. Колесникова « Математика для детей 4-5 лет» Методическое пособие к рабочей тетради. Москва.: ТЦ Сфера, 2004г.

3. А. В. Белошистая «Занятия по развитию математических способностей детей 4-5 лет».Книга 1.  Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Москва. ВЛАДОС, 2004г.

4. А. В. Белошистая « Я считаю и решаю!». Уникальная методика обучения математике. Книга 2, 4-5 лет. Екатеринбург. У- Фактория, 2007г.

5.Л.В.Колесова. Математическое развитие детей 4-7 лет. Игровые занятия. Волгоград: Учитель, 2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по по аппликации в средней группе, на тему «Воробей»

Формировать у детей представления об особенностях жизни и поведения воробьев в холодное время года.Вызвать у детей сочувствие к птицам, которые страдают зимой от холода и голода.Продолжать учить детей...

Конспект итоговой непосредственно образовательной деятельности по развитию речи и окружающему миру на тему: «Весна».

Конспект итоговой непосредственно образовательной деятельности  по развитию речи и окружающему миру на тему: «Весна»....

Конспект итоговой непосредственно – образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе Тема: «Здравствуй, весна!»

Совершенствовать навык составления описательного рассказа по картинкам с последовательно развивающимся действием....

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по ФЭМП для детей средней группы на тему: «В поисках сундука»

: Данное занятие является частью образовательной программы по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста. Использованные методы и приёмы предпологают раз...

Конспект интегрированного непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе. Тема: «Путешествие в осенний лес». (Средняя группа)

Цель: закрепление представлений детей о характерных признаках осени, сезонных изменениях в природе.Задачи:- систематизировать знания детей о сезонных изменениях в неживой и живой природе, изменения в ...