Занятие по математике "Происшествие в музее часов"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Боровкова Ирина Сергеевна

Конспект интегрированного занятия по формированию элементарных математических представлений и формированию целостной картины мира с элементами конструирования.

 

 

Тема: «Происшествие в музее часов».

 

Цель: развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

 

Задачи:

·     образовательные:

- формировать элементарные представления детей об истории человечества через знакомство с предметами быта;

- знакомить детей с часами и их видами;

- формировать умение определять время по часам с точностью до часа;

- учить работать с моделями картонных часов (устанавливать время, заданное педагогом);

- формировать умение создавать модели часов по словесной инструкции воспитателя;

- совершенствовать умение видеть в окружающих предметах формы знакомых геометрических фигур.

·     развивающие:

- развивать познавательный интерес к миру вещей;

- развивать умение сравнивать предметы по форме, величине, цвету;

- способствовать развитию зритетельного и слухового восприятия;

- обогащать словарный запас детей;

- развивать логическое мышление, внимание, память, воображение, координацию движений и речи.

·   воспитательные:

- воспитывать отзывчивость, желание прийти на помощь;

- воспитывать бережное отношение к времени, природе, предметам быта;

- воспитывать навыки самостоятельной и коллективной работы;

- воспитывать любознательность, желание познавать окружающий мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proisshestvie_v_muzee_chasov.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия по формированию элементарных математических представлений и формированию целостной картины мира с элементами конструирования.

Тема: «Происшествие в музее часов».

Цель: развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • образовательные:

- формировать элементарные представления детей об истории человечества через знакомство с предметами быта;

- знакомить детей с часами и их видами;

- формировать умение определять время по часам с точностью до часа;

- учить работать с моделями картонных часов (устанавливать время, заданное педагогом);

- формировать умение создавать модели часов по словесной инструкции воспитателя;

- совершенствовать умение видеть в окружающих предметах формы знакомых геометрических фигур.

  • развивающие:

- развивать познавательный интерес к миру вещей;

- развивать умение сравнивать предметы по форме, величине, цвету;

- способствовать развитию зритетельного и слухового восприятия;

- обогащать словарный запас детей;

- развивать логическое мышление, внимание, память, воображение, координацию движений и речи.

  • воспитательные:

- воспитывать отзывчивость, желание прийти на помощь;

- воспитывать бережное отношение к времени, природе, предметам быта;

- воспитывать навыки самостоятельной и коллективной работы;

- воспитывать любознательность, желание познавать окружающий мир.

Методы и приемы: беседа, метод примера, иллюстрирование, создание ситуации, опосредующей необходимость познавательной деятельности, сюрпризный момент.

Оборудование и материалы: мультимедиапроектор, письмо с просьбой о помощи, модель часов, заготовки для конструирования (корпус часов, циферблат, стрелки), клей-карандаш, клеенки, салфетки.

Предварительная работа: ознакомление с составными частями часов (циферблат, цифры, стрелки короткая и длинная, минута, час); с часами древних времен (водяные, восковые, песочные); механическими, электронными, с кукушкой.

Словарная работа: циферблат, часовая и минутная стрелки, час, минута.

Предполагаемый результат: дети имеют представление об истории развития часов, их разновидностях и назначении; умеют определять время по часам с точностью до одного часа, различают часовую и минутную стрелки;  решают задачи в одно действие на сложение и вычитание в пределах десяти; различают и называют геометрические фигуры.

Ход занятия:

Воспитатель. - Здравствуйте, ребята. Я очень рада нашей с вами встрече.

Давайте с вами познакомимся. Сейчас я дам одному из вас волшебный круг знакомства, который вы по цепочке передадите друг другу. Каждый из вас, взяв круг в руки, будет отклеивать одну из цветных наклеек и называть свое имя.

Дети по очереди, отклеивая наклейки, называют свое имя и цифру, спрятанную под наклейкой. Воспитатель, завершая знакомство, называет себя и отклеивает середину круга, под которой скрываются стрелки.

В. - Посмотрите, какой удивительный круг знакомства у нас получился. На что он похож?

Дети. - На часы.

В. - Верно. Удивительный прибор часы. Мы настолько к нему привыкли, что уже не можем без него обходиться. Ребята, а для чего нам нужны часы?

Ответы детей.

В. - А знаете, раньше давным-давно у людей часов совсем не было. Как же они определяли, когда нужно вставать, а когда ложиться спать?

Версии детей.

В. - Люди определяли время по солнышку. Солнышко вставало, и люди вставали. Солнышко закатывалось – люди ложились спать. А еще смотрели на тень: утром и вечером тени были длинные, а днем короткие.

Ребята, я совсем забыла про конверт, который мне передал для вас почтальон. Вот он. Давайте посмотрим, что в нем.

Воспитатель открывает конверт, достает письмо.

В. - Здесь какое-то письмо. Прочитаем?

Воспитатель читает письмо:

Здравствуйте, дорогие ребята. Пишет вам директор музея часов. У нас случилась беда. С выставки пропали часы. Самое неприятное, что это были эксклюзивные часы из личной коллекции одного очень уважаемого человека. Мы обращались в полицию. Следственная группа уже расследует это дело. Однако часы пока не найдены. Помочь в ближайшее время нам некому. А завтра утром должно состояться торжественное открытие выставки. Добрые люди подсказали, что в вашем городе есть детский сад, где могут решить нашу проблему. Друзья, выручите, пожалуйста. Придумайте что-нибудь.

Да, кстати. Какие точно часы пропали, мы не знаем. В письме я высылаю вам фото экспонатов, которые остались в музее, а также перечень пропавших часов. Вот только здесь есть одна маленькая загвоздка: этот перечень больше похож на ребус. Что зашифрованно в нем, мы разобрать не смогли, поэтому очень надеемся на вашу помощь.

В. - Ребята, я предлагаю сначала посмотреть, какие часы остались в музее, а потом попытаемся разгадать этот ребус и помочь работникам музея.

Презентация «Эволюция часов».

В. - Удивительная выставка. Каких только часов в мире ни бывает?!  Как же нам определить, каких часов не хватает? По глазам вижу, вы ребята смышленые. Загадки, наверное, любите. Да? Значит, будем разгадывать наш ребус.

Давайте определимся с материалом, из которого сделаны часы. Как вы думаете, ребята, а из чего делают часы.

 Версии детей.

В. – Как вы думаете, изготовление часов из какого материала может нанести вред природе?

Ответы детей.

В.- Итак. Деревянные были, пластмассовые были, металлические были, были из стекла и из камня. Каких же еще не было?

Д. - Бумажных.

В. - Верно. Бумажные (картоннные) часы нам с вами ни разу не встретились.

Значит, чтобы помочь музею, нужно сделать картонные часы. Поможем, ребята.

Д. - Да.

В. - Какие же вы молодцы!

Только сначала давайте немного разомнемся.

Физкультминутка.

Соблюдается совой                        Сжимают и разжимают

Распорядок часовой                       кулачки на обеих руках

Ночью в час по распорядку           Показывает один палец

Совы делают зарядку                     Руки на поясе, наклоны влево и вправо

Циферблат покажет два                 Показывают два пальца

В магазин спешит сова                   Шагают на месте

В три – готовит суп                         Показывают три пальца и «варят»

В четыре                                          Показывают четыре пальца

Вытирает пыль в квартире              Делают вид, что вытирают пыль

В пять сова идет читать              Показывают пять пальцев и «читают книгу»

В шесть она садится есть                Показывают шесть пальцев

Семь показывают стрелки               Показывают семь пальцев

В гости к ней приходят белки        Прыгают на месте, руки перед грудью

Не поздней восьми часов                Показывают восемь пальцев

Совещание у сов                             «Совещаются» между собой

Но как только девять бьет               Показывают девять пальцев

В лес сова гулять идет                     Шагают на месте

В десять у нее – вязанье                   Показывают десять пальцев и «вяжут»

А в одиннадцать – купанье            Показывают сначала десять пальцев, а  

                                                           потом еще один палец и «плавают»

Как двенадцать бьет часов                 Показывают сначала десять, потом еще

                                                            два пальца

Двери в доме на засов                     «Закрывают дверь на ключик»

В полдень ей пора в кровать            Потягиваются и зевают

Любит днем сова поспать                 Руки под щеку и «спят».

В. - Вот мы немного рязмялись, рязмяли и наши пальчики. Теперь приступим к делу.

Перед нами так называемый перечень пропавших часов. Действительно, какая-то головоломка.

Воспитатель показывает "таблицу-перечень".

   

 N

п/п

            Корпус

             часов

                   Циферблат

Задача, ответ на которую укажет время, усановленное на пропавших часах.

 1

четырехугольник с одинаковыми сторонами

нежелтый квадрат

 2

треугольник

зеленый некруглый и нетреугольный

 3

некруглый, но без углов

овальный,

нежелтый

 4

круглый

желтый четырехугольник,

цифры римские

 5

ромб

четырехугольник, у которого две стороны короче, чем две другие, цифры римские

 6

четырехугольник, у которого две стороны короче, чем две другие

желтый,

без углов

 7

многоугольник с шестью сторонами

  зеленый,

  без углов

 8

неовальный, но без углов

с тремя углами

В. - Да, чтобы выставка открылась, нам необходимо потрудиться.

Вот из этих деталей вам нужно собрать часы.

Воспитатель предлагает детям заготовки деталей часов: корпус и циферблат. Совместно с воспитателем дошкольники определяют, какой циферблат и какой корпус составляют пару. Наклеивают циферблат на корпус.

В. - Молодцы, ребята! Половину дела сделали. Осталось немного – установить время. К каждым часам дано задание: чтобы правильно установить время на часах, необходимо решить задачу. Ее ответ и покажет, который час должны указывать стрелки.

Теперь внимательно послушайте меня. У наших часов по две стрелки: одна маленькая, называется часовая (она указывает на часы), другая побольше – минутная (указывает на минуты).

 Маленькая стрелочка и движется медленно. Пока она дойдет от одной цифры до другой, минутная стрелка пробежит целый круг.

Кстати, посмотрите, между цифрами на циферблате есть деления. От цифры до цифры их ровно пять. А всего на циферблате их шестьдесят. Каждое деление – это одна минутка.

В. - Как вы думаете, минута – это мало или много?

Д. - Мало.

В. - Да, мало. А если вы будете заниматься чем-то для вас трудным. Например, не дышать или не моргать одну минуту. Вы, наверняка, скажете: «Так долго мы не сможем».

Давайте попробуем. Сейчас вы выйдете из-за своих столов. По моей команде встанете на одну любую ногу и попробуете простоять так одну минуту. Когда минута закончится, я вам скажу все. Заодно проверим, у кого самое хорошее равновесие.

Дети выполняют задание.

В. - Вот такая она, минутка. Когда-то маленькая, а когда-то, оказывается, и большая.

То же самое можно сказать и про час. Вспомните, когда вы играете в интересную игру, время летит очень быстро. А когда вам, например, не спится в тихий час, время еле-еле тянется.

В. -  Итак, вернемся к стрелкам. Когда большая стрелка пробегает полный круг, люди говорят, что прошел час. Пока маленькая стрелочка перейдет от одной цифры к другой, тоже проходит час.

Если мы говорим: «Сейчас ровно два часа дня», то стрелочки будут стоять вот так.

Воспитатель показывает детям часы, на которых установлено время два часа.

В. - Посмотрите, маленькая часовая стрелка указывает ровно 2, а большая - указывает строго наверх.

Дорогие мои, а во сколько часов вечера дети должны ложиться спать?

Версии детей.

В. - Конечно, в девять. Если я говорю девять часов, то где будет маленькая стрелка? А большая?

Версии детей.

В. - Умницы. Можно смело приступать к работе.

Читаю задачу для первых часов.

Раз к зайчонку на обед

Прискакал дружок сосед.

На пенек зайчата сели

И по пять морковок съели.

Кто считать, ребята, ловок?

Сколько съедено морковок?

Д. - Десять.

В. - Верно. Два зайчонка, два раза по пять. Будет десять.

Устанавливаем на часах ровно десять. Как будут расположены стрелки?

Ответы детей.

В. - Часовая будет указывать на цифру десять, а минутная на 12, или строго вверх.

Следующая задача:

Есть игрушки у меня:

Паровоз и два коня,

Серебристый самолет,

Три ракеты, вездеход.

Сколько вместе?

Как узнать?

Помогите сосчитать!

Д. – Восемь.

В. - Правильно, восемь.

Подобным образом дети решают следующие задачи и определяют время для установления его на сконструированных часах:

Четыре спелых груши

На веточке качалось.

Две груши съел Павлуша,

А сколько груш осталось?

                                     (2)

Сидят рыбаки, стерегут поплавки.

Рыбак Корней поймал трех окуней,

Рыбак Евсей – четырех карасей.

Сколько рыб рыбаки натаскали из реки?

                                                               (7)

Семь веселых поросят

У корытца в ряд стоят.

Два ушли в кровать ложиться,

Сколько свинок у корытца?

                                            (5)

Пять ромашек-желтоглазок

И четыре василька

Подарили маме дети.

Сколько же цветов в букете?

                                           (9)

На тарелочке семь слив.

Вид их очень уж красив.

Съел четыре сливы Павел,

Сколько мальчик слив оставил?

                                                 (3)

Подарил утятам ежик

Восемь кожаных сапожек.

Кто ответит из ребят,

Сколько было всех утят?

                                      (4)

В. - Ну, вот. Все часы собраны, стрелки на месте. Думаю, мы справились с заданием. Часы у вас получились великолепные. Теперь выставка обязательно состоится. Доброе дело вы сегодня сделали, ребята! И для себя, наверно, что-то новое узнали? Да?

- Какие бывают часы, помните?

- Какие детали часов вы запомнили?

- Какие стрелки есть на часах?

- Что больше: минута или час?

- Как будут расположены стрелки ровно в шесть часов?

Вы просто молодцы, ребята! Мне было очень приятно с вами познакомиться. До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия – экскурсии в мини-музей ДОУ «Путешествие в прошлое и настоящее часов-будильников»

Цель: Приобщать детей к музейной культуре через создание в группе музея часов. Развивать художественный вкус и эстетическое восприятие.Задачи: познакомить детей с историей происхождения часов-будильни...

Экскурсия в мини-музей часов "В гостях у времени"

первоначальное представление о музее, где хранятся красивые, редкие, старинные вещи, а именно - часы...

конспект занятия "Экскурсия в мини-музей"В мире часов""

Данный материал  можно использовать  при знакомстве детей подготовительной группы с  часами по окружающему миру и познавательному развитию....