Конспект познавательно - исследовательской деятельности в средней группе "Геометрические узоры"
план-конспект занятия по математике (младшая группа) на тему

Сахарова Светлана Юрьевна

НОД по ФЭМП в средней группе по программе "От рождения до школы" в соответствии с требованиями ФГОС. Познавательно - исследовательская деятельность в форме дидактической игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_matematika.docx18.51 КБ

Предварительный просмотр:

Возрастная группа: средняя

Тема недели: труд взрослых

Форма работы: игры с правилами.

Вид деятельности: познавательно – исследовательская

Тема: «Геометрические узоры»

Цель: Развитие умения составлять узор из геометрических фигур на квадрате.

Задачи:

Образовательные:

1. Познавательное развитие

-Закрепить названия геометрических фигур;

-Развивать умение сравнивать фигуры способом наложения;

-Развивать умение соотносить фигуру с прорезью;

-Развивать мышление в процессе составления узора

2. Социально – коммуникативное развитие

-Развивать коммуникативные способности детей в процессе решения проблемной ситуации, обсуждения результатов деятельности;

-Расширять представления о труде швеи, дизайнера

Развивающие:

Развивать мышление, внимание, быстроту реакции, слуховое восприятие, речь, мелкую моторику.

Воспитательные:

Воспитывать желание помогать взрослым, взаимопомощь, выдержку

Материалы и оборудование: тряпичный платочек квадратной формы, лоскутки ткани в виде геометрических фигур разных цветов и размеров, геометрические фигуры разных цветов и размеров из картона, степлер, альбом с иллюстрациями швейных изделий: лоскутное шитье, изделия с узорами из геометрических фигур (пододеяльники, покрывала со вставками квадратов из геометрических фигур и пр.), сенсорный коврик с прорезями в виде геометрических фигур (в прорези пуговица), фигуры к коврику, «чудесный мешочек», квадраты (выкройки) по количеству детей, конверты с игрой « Составь узор из геометрических фигур на квадрате» разной сложности.

1.Мотивация

Проблемная ситуация

Воспитатель сообщает детям, что из музыкального зала пропали цветные платочки, а малыши должны были танцевать с ними на празднике. Сережина бабушка раньше работала швеей и могла бы сшить платочки, но у нее нет целого куска ткани, а есть только лоскутки.

Метод вопросов

- какой формы платочек? (показывает один оставшийся)

- какие лоскутки есть у бабушки? (показывает треугольник, маленький квадрат, прямоугольник, круг, овал). Дети называют фигуры.

- Что представляют из себя все лоскутки? Как их можно назвать одним словом? Геометрические фигуры.

- Что делать, если есть маленькие лоскутки в виде геометрических фигур, а нужны квадратные платочки? Сшить лоскутки между собой, чтобы получился квадрат.

2.Целеполагание

Воспитатель говорит детям, что, так как нет швейной машинки, можно попробовать скрепить лоскутки степлером. Скрепляет несколько лоскутков, чтобы квадрат не получился.

Воспитатель предлагает детям посмотреть каталог, поясняя, какие красивые изделия могут шить швеи, используя лоскутки – геометрические фигуры. Воспитатель говорит, что изделие полностью может состоять из лоскутков, или на нем могут быть различные узоры из геометрических фигур. Прежде чем швея начнет шить изделие, его нужно придумать.  Придумывают  изделия и узоры на них -  дизайнеры. Именно поэтому Сережина бабушка обратилась к детям за помощью. Платочки она сошьет сама. У нее даже есть выкройка (показывает квадрат из белой бумаги). Воспитатель спрашивает детей, если бы они были дизайнерами, как бы они могли помочь? Что нужно сделать?

Цель: Придумать узор из геометрических фигур. Воспитатель напоминает, что нужны квадратные платочки, поэтому нужно заполнить геометрическими фигурами весь квадрат (правило игры)

3.Совместная работа по нахождению способов деятельности

Воспитатель предлагает детям побыть дизайнерами и поработать с бумажными выкройками (показывает квадрат и геометрические фигуры).

 

Установка на успех

Воспитатель говорит, что дизайнером быть сложно.  Вдруг у нас не получится?

Говорит, что тоже хочет попробовать себя в этой роли.

Воспитатель складывает квадрат на основе из маленьких квадратов, один из которых, чуть больше остальных.

Метод вопросов

-Получился квадрат? Нет.

-Почему? Один квадрат больше других.

-Что нужно сделать? Заменить. Найти квадрат такого же размера.

-Как? Сравнить.

-Как мы сравниваем геометрические фигуры? Методом наложения.

Показ способа действия

Обсуждение

Воспитатель говорит, что слишком простой узор получился и предлагает придумать что – ни будь посложней. Например, составить квадрат из разных геометрических фигур. Предлагает детям озвучить свои предложения. Воспитатель спрашивает, все ли фигуры понадобятся им сегодня? Нет. Какие фигуры лишние? Круг и овал. Почему? Потому что у них нет углов. Воспитатель предлагает рассмотреть расчерченный квадрат, и сказать какие геометрические фигуры они видят. На расчерченном квадрате воспитатель с детьми выкладывают узор.

4.Самостоятельная работа

Воспитатель спрашивает, какими качествами должен обладать дизайнер? Чтобы составить узор, он должен быть умным, сообразительным.  Должен знать, как называются геометрические фигуры. Хвалит отдельных детей, которые активно работали. Предлагает детям проверить, все ли знают геометрические фигуры.

Подвижная дидактическая игра «Один, два, три, ко мне, беги!»

Дети достают из «чудесного мешочка» геометрические фигуры, разных цветов и размеров. Дети становятся в ряд, напротив воспитателя. По команде: «Один, два три,  треугольники ко мне беги!» дети с  треугольниками подбегают к воспитателю, потом возвращаются на место. Так, со всеми геометрическими фигурами. Последних детей можно запутать, назвав цвет фигуры.   Объясняя правило игры, воспитатель говорит, что дизайнер должен обладать терпением, выдержкой, если у него что – то не получается. Начинать движение, нужно только после слова «Беги!», никому не говорить, какая у него фигура.

Дидактическая игра «Заштопай коврик»

Воспитатель говорит детям, что фигуры, с которыми они играли, это заплатки для коврика и теперь их нужно вернуть на место. Дизайнер должен обладать ловкостью рук, уметь работать с мелкими деталями и все делать быстро. Предлагает детям разделиться на  команды. Одна команда становится по одну сторону, другая  - по другую сторону коврика. Дети находят прорезь и пристегивают деталь на пуговицу.

Дидактическая игра «Сложи узор из геометрических фигур на квадрате»

Дети приглашаются в дизайнерскую мастерскую. На столах белые квадраты и конверты.

Воспитатель предлагает детям взять конверты с фигурами, обращая внимание на конверты с задумчивыми смайликами (более сложные задания) и составить узор на квадрате. Воспитатель напоминает детям, что они должны быть дружными, помогать друг другу, если у кого - то не получается.

5.Подведение итогов

Выставка, обсуждение

Воспитатель предлагает детям рассмотреть, какие красивые и разные платочки у них получились. Выбрать самые оригинальные.

Вопросы:

1.Кем мы сегодня были?

2.Что делали?

3.Зачем?

4.Кто справился самостоятельно, кому помогли?

Воспитатель фотографирует работы, чтобы показать Сережиной бабушке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе "Какая бывает вода?"

Дети средней группы в ходе проведения экспериментов с водой расширяют представление о воде и ее свойствах....

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Волшебница вода»

В ходе познавательно-исследовательской деятельности детям даётся представление о воде, как о жидком веществе, происходит знакомство с её свойствами....

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе "Кто такие бабушки и дедушки?"

План-конспект познавательно-исследовательской деятельности  "Кто такие бабушки и дедушки?" составлен для проведения в средней группе детского сада. НОД подходит для проведения в рамках календарно...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе "Путешествие Капельки"

В данной статье представлены навыки исследовательской деятельности детей средней группы. Они под руководством воспитателя  проводят эксперименты в трех зонах: исследовательской лаборатории, приро...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Волшебный воздух»

В ходе познавательно-исследовательской деятельности детям даётся представление о воздухе, как о газообразном веществе, дети знакомятся с его свойствами и способами его обнаружения....

Конспект познавательно - исследовательской деятельности для средней группы"Весна в деревне"

Цель: Обобщение знаний детей о весне, весенних изменениях в природеЗадачи:формировать представление о структуре трудового процесса.продолжать учить ориентировке в пространстве;развивать речь, внимание...