Математические сказки.
статья по математике на тему

Ермолаева Татьяна Александровна

Подсказка о том как легко учить геометрию по сказкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_skazkah.docx16.52 КБ

Предварительный просмотр:

«Сказки о геометрических фигурах», как необычная форма работа с детьми по ФЭМП.

Сказки говорят чистую правду. Но только детям.
Игорь Карпов

Сказка — один из жанров фольклора, либо литературыЭпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного характера, обычно со счастливым концом. Как правило, сказки рассчитаны на детей. Сказка целевым назначением нужна для подсознательного или сознательного обучения ребёнка в семье правилам и цели жизни, необходимости защиты своего «ареала» и достойного отношения к другим общинам. Примечательно, что и сага, и сказка несут в себе колоссальную информационную составляющую, передаваемую из поколения в поколение, вера в которую зиждется на уважении к своим предкам. (Википедия).

Сказка – это самый понятный и принятый жанр детьми всего мира. Сказка учит любить сопереживать, оценивать, радоваться и плакать вместе с героями. А еще данный жанр способствует развитию таких разных познавательных когнитивных процессов, что диву даешься, как такой простой и незамысловатый жанр достигает таких целей!

 В дошкольном образовательном учреждении без сказки  никуда. Это и волшебные сказки, сказки о животных, сказки - легенды и небылицы и самый любимый жанр – детские сказки. Использовать такой материал любой педагог предпочитает на свое усмотрение. Хочется лишь предложить один из способов использования сказки – «Сказки о геометрических фигурах», бесценное подспорье для развития элементарных математических представлений.

В чем смысл данных сказок? Да в том, чтобы проще  было запомнить зрительно такие неподдающиеся геометрические формы и их не менее сложные названия.  

          Геометрия – всегда была сложным предметом. И нередко, даже тем, кто любит математику с детства, геометрия дается с трудом. Почему? Потому,  что надо обладать абстрактным и пространственным мышлением, а оно не у всех развито.

Психологи и педагоги говорят, что уже к двум годам ребёнок может запомнить три геометрические фигуры: круг, квадрат и треугольник. К трём годам ребёнок должен узнавать уже шесть-семь фигур, называя,  кроме  ранее усвоенных, такие как прямоугольник, полукруг, овал. Четырех, пятилетних детей обучать этому сложному предмету гораздо легче, развивая пространственное мышление. 

 Далее, можно знакомить ребёнка с ромбом и трапецией. Геометрия для дошкольников — вполне посильная наука. Дети не понимают смысла слова ГЕОМЕТРИЯ, но с легкостью расправляются со сложными заданиями.

Естественно, учить различать фигуры рекомендуется только в игре, а играть лучше всего по волшебным сказкам – подсказкам. Близкие детям по своему жанру, т. к. сказочные герои нравятся ребятам, и они с удовольствием путешествуют по миру геометрии. Интересно, что применение сказок на занятиях дает больший эффект запоминания самых разных фигур. Предложите детям сказки о «Бароне Квадрате», «Самый важный», «Купец Круг», «Граф Треугольник», «Полезный Прямоугольник» и многие другие, которые вы с легкостью отыщите на просторах интернета. Используйте при этом фигуры, изготовленные для данной сказки (помним правило, что хорошо использовать несколько анализаторов для быстрого запоминания). Не хотите брать авторскую сказку,  предложите ребенку совместно с вами сочинить сказку по намеченному плану, для этого вам понадобятся озорные и немного одушевленные фигуры:

1. Назови героя (озвучить форму)

2.Какое имя ты бы ему дал?

3. Какой он (веселый, грустный, хороший, плохой)

4. Где он живет?

5. Что он любит делать?

6. Кто его друзья?

7.Что интересного с ним приключилось?

8. Чем закончилось приключение? И т.д.

Данный вид сказок замечателен еще и тем, что на их основе можно выстраивать целые занятия. Предложите детям отправиться в королевство «Геометрия». Внесите разные геометрические фигуры и начинайте фантазировать вместе. Придумайте, какие дома в такой стране, кто является жителями, какие интересные истории могли произойти. Конечно, главным выдумщиком и рассказчиком будете вы, но дети будут подсказывать вам такие необычные решения, что сюжет может круто меняться. Включайте в такие сказки, дидактические игры с данными фигурами, загадки, стишки для разнообразия деятельности.

Очень нравится эта форма работы, т.к. дети, незаметно для себя, становятся участниками всего сказочного действия. Они сопереживают и помогают героям, а заодно в занимательной форме получают первоначальные геометрические сведения. У каждого ребенка появляется возможность раскрыть творческие способности, проявить фантазию и найти нестандартное решение. Немаловажно, что при этом активизируется речь, словарь обогащается математическими терминами. Все это – залог успешного освоения школьного курса математики. 

Хотелось бы заметить, что педагог – это волшебник в мире детей, от того как построит и разнообразит он свою деятельность, проявит творчество, воображение и вложит свои знания зависит гармоничное развитие ребенка в условиях пребывания в ДОО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия По формированию элементарных математических представлений на тему: «Математическая сказка» (старшая группа)

Здесь представлен конспект занятия  по формированию элементарных математических представлений в старшей группе. Данное занятие поможет начинающим воспитателям понять как правильно провести заняти...

Математические сказки. Конспект занятия по формированию математических представлений в подготовительной группе

Формировать умения ориентироваться во времени; развивать умение ориентировки на плоскости стола и листе бумаги; совершенствовать навыки выделения такого свойства предмета, как цвет и величина...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений Математическая сказка «Теремок»

Цель. Учить определять на ощупь гео­метрические тела (куб, шар, призма, ци­линдр), ориентироваться на листе бумаги, располагая предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи простр...

Математическая сказка как средство развития математических представлений дошкольников

Статья описывает использование в сказках математических персонажей....

Математическое развитие : " Математическая сказка"

Тема: «Математическая сказка». Цель: создать благоприятные условия для развития детей среднего дошкольного возраста в разных видах деятельности с учетом их возрастных и индивидуальных особенносте...

Проект по применению в ходе образования детей математической сказки, ориентирующей детей на выполнение в ходе повествования сказки мыслительных операций, в соответствии со спецификой задач математического цикла и конструирования с применением оригами.

В проекте прописаны все этапы работы, поставлена цель и задачи. Преведен пример математического занятия по сказке "Золотой ключик,или приключения Буратино" и конструирование с применением ор...