«Часы в гостях у сказки»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Шутова Любовь Анатольевна

Расширение у детей представлений о многообразии видов, материалах и истории появления часов, о принципах их работы, их роли в жизни человека.

Упражнять детей в различении длительности временного интервала с точностью до 1 часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_s_baboy_yagoy.docx35.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 п. Козлово, Конаковский район, Тверская область.

Конспект

 совместной образовательной деятельности

Тематический досуг

«Часы в гостях у сказки»

Подготовила:                                                                                                     воспитатель подготовительной группы                                                             Шутова Любовь Анатольевна

пгт. Козлово 2017

Конспект

 совместной образовательной деятельности

Тематический досуг

«Часы в гостях у сказки»

В рамках проекта «Раньше и теперь в истории часов»

с детьми подготовительной группы

Цель:

Систематизация и обобщение представлений детей о часах.

Задачи:

  •  Образовательные:

Расширение у детей представлений о многообразии видов, материалах и истории появления часов, о принципах их работы, их роли в жизни человека.

Упражнять детей в различении длительности временного интервала с точностью до 1 часа

Активизация и пополнение словаря детей (циферблат, механизм, настенные, настольные, напольные, наручные, башенные, песочные, водные, солнечные, природные, мужские, женские, детские)

  • Развивающие:

Развитие творческого воображения и логического мышления, умения делать выводы, излагать мысли. Способствовать развитию самостоятельности мышления. 

  • Воспитательные:

Воспитание интереса к технике, целеустремленности, взаимопомощи и умения взаимодействовать со сверстниками.

 Технологии: 

Игровая технология, здоровьесберегающая технология, информационно-коммуникативная технология, личностно-ориентированная технология, технология проектной деятельности.

Оборудование: 

Письмо от сказочного персонажа, разрезные картинки «Часы» (на каждого ребёнка), мулиьтмедийная установка, презентации «Путешествие в страну часов»экран, ноутбук, карточки с индивидуальным заданием «Впиши недостающее»,  простые карандаши по количеству детей, для прохождения эстафеты: дуги, «лужи», кубики, кегли, угощение от Бабы Яги.

Ход мероприятия:                                                                                                                              Эмоциональный настрой:    Дети стоят в кругу, взявшись за руки.

Воспитатель: «Мы с вами большая, дружная семья, через наши руки мы передаём своё тепло, хорошее настроение. Посмотрите друг на друга и передайте свою самую очаровательную улыбку

От улыбки в хмурый день светлей

От улыбки в небе радуга проснется

Поделись улыбкою своей

И она к тебе не раз ещё вернётся. ”

Воспитатель:

Ребята, к нам в группу пришло письмо.

«К вам спешу издалека,

Буду в 10 часов. Яга».

У нас ещё есть время подготовиться к приходу Бабы Яги, давайте не терять зря время.

Баба Яга: Здравствуйте, а вот и я! К вам спешила, бежала, вовремя успела. Уф, устала!

Воспитатель: Здравствуй, бабушка Яга, ты напрасно спешила. В своём письме ты написала, что будешь в 6 часов, а сама пришла намного раньше.

Баба Яга: Как так раньше? Кукушка 10 раз на суку прокуковала, 10 поганок новых на пне появились: -Всё, думаю,-10 часов. Пора в дорогу.

Воспитатель: Да разве время по поганкам да по кукушкам определяют? Ребята, с помощью чего мы определяем время?

Ответы детей.

Воспитатель: С помощью часов.

Баба Яга: Что за часы такие? Не знаю я никаких часов! У нас в лесу да на болоте часы и вовсе не нужны, нам знать время ни к чему, солнышко встало – утро настало, филин начал кричать, значит, всем пора спать.

Воспитатель: Ребята, скажите, а для чего нужно знать время?

Ответы детей.

Воспитатель: Чтобы утром не проспать в сад, в школу, на работу, чтобы никуда не   опаздывать и т. п.

Баба Яга: Так вот почему мы с Лешим никак встретиться не можем, то он   опоздает, то я приду, а его уж след простыл. Видно, нужная всё-таки эта штука – часы. Только не знаю я, не ведаю, как они выглядят и откуда берутся.

Воспитатель: Садись поудобней, а мы тебе расскажем и покажем.

Демонстрация презентации «Путешествие в страну часов»

Воспитатель: В наше время существует очень много разных видов часов, они есть в каждом доме, почти у каждого человека, и мы уже не представляем, как же раньше люди без них обходились, и что заставило их изобрести столь полезный для жизни механизм.

Сегодня практически у каждого человека есть часы. Ведь в наше время часы используют не только для того что бы знать, который час, но и как прекрасный аксессуар. История появления часов насчитывает не одно столетие. Само слово «часы» употреблялось людьми более 700 лет назад, а английское слово «clock» произошло от латинского слова «clocca» — звонок.

Слайд № 1

(Разнообразие часов)

Воспитатель: Первыми были природные часы. Ребята, что вы о них знаете?

«Живые часы»

Читает ребенок:

«Не будильник и не мама поднимает утром рано,

Будит Петя-петушок - самый звонкий голосок!»

Слайд № 2(со звуком): посчитайте, сколько раз прокукарекает петушок(4раза)

А еще живыми часами весной и летом могут быть поющие птицы (соловьи, жаворонки, зяблики, и даже воробьи).Правильно они поют утром. Слайд № 3(со звуком)

Если запел соловей , то значит ещё ночь, он поёт  первый. Позже поёт жаворонок. В пять утра поёт зяблик, Воробей у нас соня , спит долго, встаёт только в 6 утра.

Знали люди в старину и другие часы - растения. Догадайтесь как? Они без рта и языка могли сказать, сколько сейчас времени.  Слайд №4                                               Что есть у цветка? (стебель, листья, цветы). Они раскрывают свои лепестки строго в определенное время. Вьюнок раскрывается в 9 утра, а закрывается в 8 вечера, лютик в 7-8 утра, а закрывается в 3-4 дня, люди внимательно наблюдали за растениями и могли определить, сколько сейчас времени.

Читает ребёнок:

«У реки зеленый луг, одуванчики вокруг,                                                                                 Росами умылись, дружно приоткрылись,                                                                                         Как фонарики горят, нам с тобою говорят,                                                                                              На часах ровно 5, можете еще поспать!»

Воспитатель: Как вы думаете, такие часы удобны?

Ответы детей.

+(плюсы) живые часы всем доступны (не надо покупать в магазине, никогда не сбиваются, красивые, радуют глаз и т. д.) ,

-(минусы) их не взять с собой в квартиру, в городе их нет.

Воспитатель: Петух кукарекает в 4 часа утра, одуванчики раскрываются в 5 часов утра, солнце встаёт утром и заходит вечером. Люди сначала научились различать части суток.

Баба Яга: Ну-ка, ну-ка, а вы, ребята, знаете, из каких частей состоят сутки?

Петушок зарю встречает,

Мама деток умывает,

Иней на траве, как пудра.

Что за время суток? (Утро)

 

Солнце в небе высоко,

И до ночи далеко,

Коротка деревьев тень.

Что за время суток? (День)

 

День прошел. Садится солнце.

Сумрак медленно крадется.

Зажигайте лампы, свечи —

Наступает темный... (вечер)

 

На дворе темным-темно,

Месяц смотрит к нам в окно.

Спят в кроватках сын и дочка —

Значит, наступила... (ночка)

 Ответы детей.

Баба Яга:  И это вы знаете.

Воспитатель: Баба яга , ты сядь. Мы много чего знаем. Ты внимательно слушай.                   Слайд № 5    (Солнечные часы)

Читает ребёнок:                                                                                                                          «Я у солнышка спросила, сколько времени сейчас?                                                                       Солнце палку осветило, показало - вот те раз!»

Воспитатель:  Однажды люди заметили, что тени от всех предметов двигаются по кругу; становятся длиннее и короче в зависимости от положения солнца на небе и придумали часы: вкопали столб в землю, начертили круг вокруг столба и разделили на равные части. Каждая часть равнялась 1 часу. Как вы думаете, как называются такие часы?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, назвали такие часы – солнечные. Ребята, всегда ли удобно пользоваться солнечными часами? Почему?

Ответы детей.- в пасмурную погоду ничего не показывают, нельзя взять с собой в квартиру, время показывают не точно.                                                                         

Воспитатель:: Да, такими часами люди пользовались не долго, а изобрели водяные часы, которые сообщали о времени и ночью, и в хмурый день.                                                (Слайд№6)«Водные часы».                                                                                                    В высокий сосуд с маленьким отверстием внизу наливали воду. На сосуде черточки: сколько воды вылилось, столько и времени прошло. Как вы думаете, удобны ли такие часы.                                                                                                                                             Ответы детей: Нет, воду нужно было постоянно доливать

Воспитатель: Не случайно с тех пор говорят «Сколько воды утекло!» Затем изобрели часы-свеча, или огненные часы (Слайд №7)). На свечу наносили деления, которые равнялись промежутку времени. Но в чём же опасность таких часов?

Ответы детей: Свеча может упасть и случится пожар.

Баба-Яга: А чтобы не было пожара надо свечку задувать .Мы всегда с Лешим так делаем.

Упражнение на релаксацию с сосредоточением на дыхании «Задуй свечу»          Задача: снять психическое напряжение.                                                                                    Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем , вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук (у).

Воспитатель: Верно, Баба Яга , вы с Лешим молодцы, безопасность прежде всего.

С тех пор прошло немало лет,                                                                                                                И люди поняли ответ,                                                                                                                            Что лишь песок он есть один                                                                                                                И бог, и царь и господин.

И придумали песочные часы. (Слайд №8.) Они состоят из двух конусов соединенных вместе, внутри – песок. Такие часы рассчитаны на определенный промежуток времени: 3,5, 10 минут. Часы переворачивают и счет продолжается.                                                         Читает ребёнок:                                                                                                                   «Люблю часы песочные, пускай они не точные,                                                                             Но радуют приятно взгляд и время может течь назад».

 Воспитатель: Нужно в водные часы постоянно подливать воду, а свеча может перевернуться, и случится пожар. Песочные часы оказались удобнее, но с их помощью можно измерять лишь очень небольшое количество времени. Но ими пользуются и в наше время. Ребята, где используют песочные часы?                                                                           Ответы детей: (правильно в медицине, чтобы отсчитывать время процедур).

Опыт: сейчас мы сделаем свои песочные часы ( из 1,5 пластиковой бутылки).

Воспитатель:  Все эти часы не совсем точные и ими неудобно пользоваться тогда люди изобрели механические часы.

Слайд №9. (Часовой механизм)

Внутри них размещён сложный механизм, который и заставляет часы отсчитывать время. Механизм находится внутри и невидим для нас, а время мы определяем по циферблату.

Слайд № 10  (Циферблат)

-Ребята, из чего состоит циферблат? Что показывает большая стрелка, маленькая?

Ответы детей.

-Длинная стрелка движется быстрее, она показывает минуты. Короткая ходит по кругу очень медленно. Она показывает часы. Минута - небольшой промежуток времени, а час – большой. Когда минутная стрелка проходит весь круг по циферблату, значит прошёл час. Когда длинная стрелка на цифре 12, а короткая например на 6 – это значит, что сейчас ровно 6часов.  (Слайд №11)                                                                                                                                          Воспитатель: Баба-Яга вставай с нами поиграть мы тебя научим определять время.

.Физминутка.      Игра “Ходят стрелочки по кругу”                                                                                          На полу разложены карточки с цифрами от 1 до 12 по кругу. Дети встают около карточек. Педагог встает в центре и произносит с детьми слова.

Мы часы - наш точен ход,                                                                                                                      Водят стрелки хоровод.                                                                                                                                ходят стрелочки по кругу                                                                                                                  И хотят догнать друг друга,                                                                                                                  (дети ходят по кругу, взявшись за руки)                                                                                     Стрелки, стрелки не спешите                                                                                                                                            Вы нам время подскажите

.

(дети садятся на корточки рядом с ближайшей карточкой).

Игра повторяется 2-3 раза.

 Воспитатель: А теперь давайте сядем за столы и в тетради выполним задание.    Воспитатель: Рассмотрите циферблаты часов на рисунке. Соедините «волшебной ниточкой» циферблат часов с соответствующей цифрой в кружочке. Задание выполняется с комментированием: -На первом рисунке показано время 3 часа, поэтому ниточка проведена к цифре 3 (работа самостоятельная).

Воспитатель: Ребята, а у нас в саду есть мини-музей «Часы».Давайте тихонько встанем и сходим туда.

 Воспитатель: А теперь скажите как называются часы, которые:

Висят на стене - … (настенные)  

Стоят на столе – (настольные)

Лежат в кармане –… (карманные)  

Стоят на камине – (каминные)

 Воспитатель: Часы , которые носят на руке – (наручные)                                           Воспитатель: Раньше часы были предметом роскоши, и только богатые люди могли позволить себе похвастаться ими на своей руке. В наше же время часы доступны для всех, есть мужские, женские и даже детские часы. (Мужские, женские, детские наручные часы)

А для модниц изготавливают даже часы-кольца, часы-браслеты и часы-кулон

Таким образом, столь необходимый и важный предмет стал ещё и украшением.

  Воспитатель: Давайте вернёмся к себе на место и продолжим дальше.

Воспитатель: Посмотрите какие ещё  бывают часы .

Часы которые стоят на полу называют напольными, они очень тяжёлые, в нашем музее их нет.(Слайд №12)

Слайд № 13(со звуком)  (Башенные часы)

Воспитатель: Часы мы можем увидеть на здании башни. Как они называются? (ответы детей – башенные). Самые большие башенные часы  на Кремлёвской башне  и их называют куранты.(бой курантов)  Вы, ребята, наверно их слышали когда встречали Новый год.

Баба Яга (поднимает руку) и выкрикивает: И мы с Лешим в лесу слышали и даже испугались.

Воспитатель: Да,  бой курантов слышно далеко.

Воспитатель: Все часы которые вы видели в музее появляются на свет  благодаря кропотливому труду. Как называется профессия человека, который изготавливает и чинит часы?

    Слайд № 14 (Часовщик)

Чтение педагогом стихотворения «Часовщик».

Чтобы ходики ходили                                    А будильники будили,                                        И всегда любой из нас                                          Точно знал,                                                Который час.                                                          По каким часам                                              Вставать                                                                             По каким часам                                            В кровать.                                                                     В часовой мастерской                                                  Чинят время день-деньской.                            Входит с жалобой старушка:                                       -Как же мне не горевать!                                              Из моих часов кукушка                                  Перестала куковать…                                                Все понятно старику,                                    Старику-часовщику.                                                   Из окошечка резного                                             Снова слышится«ку-ку»!

Воспитатель: Есть очень много интересных поговорок про время. Все они учат нас ценить время, не тратить его попусту.  Какие пословицы и поговорки вы знаете?

  • ДЕТИ:
  • 1. Всему своё время.
  • 2. Делу время, а потехе час.
  • 3. Счастливые часов не наблюдают.
  • 4. Деньги пропали - наживёшь, время пропало- не вернёшь.
  • 5. Порядок время бережет 
  • 6. Обещанного- 3 года ждут.
  • 7. Лучше поздно, чем никогда.
  • 8. Не торопись отвечать, торопись слушать.
  • 9. Не тем час дорог, что долог, а тем, что короток.
  • 10. Час от часу не легче.
  • 11. Кто с петухами встаёт, от часов не отстаёт.
  • 12. Утро вечера мудренее.
  • 13. Пропущенный час годом не нагонишь.

           14. Время- лучший лекарь

  • 15. Не смеши языком, поторопись делом.
  • 16. Поспешишь- людей насмешишь.
  • 17. Не откладывай на завтра, то что можно сделать сегодня.
  • 18.Сколько лет, сколько зим.
  •  19. После дождичка в четверг.

Баба Яга: Такие поговорки и я слыхала.

Баба Яга: Ой, ребята, я так много сегодня узнала, боюсь теперь запутаться. Все часы мне понравились. А какие же мне в избушке-то моей пригодятся? Может эти, башенные? А чем моя избушка на курьих ножках не башня?

    Воспитатель: Ребята, а вы как думаете, какие часы пригодятся Бабе Яге?

     Дети: Наручные, настольные, настенные.

БабаЯга: Ой,боюсь,неразберусь.                                                                                                 Воспитатель: Давайте ребята нарисуем Бабе-Яге часы на память, чтоб она про них не забывала и определяла время по часам , а не по солнцу и цветам.                                      Слайд № 20

 (тихо звучит песенка про время, про часы). Дети рисуют.                                                              

 Баба Яга: Спасибо, ребята. Сложите-ка мне ваши часы в мешок, дома ещё раз их вместе с Лешим рассмотрю. Поняла я теперь, что без часов в наше время никуда. Выберу себе то, что по сердцу, а остальные друзьям подарю (Лешему, Кикиморе, Кощею), . Но и я к вам не с пустыми руками пришла. Последний урожай грибов вам принесла.

Угощение от Бабы Яги (грибочки Chocó Boys

Воспитатель: На этом мы наше занятие завершаем. Ребята, понравилось вам занятие? Интересно вам было? Что нового вы узнали? (Ответы детей) (Узнали: как раньше определяли время, какие часы бывают, научились определять время, услышали много пословиц….)

Список использованных материалов.

1. Журнал «воспитатель» №12/2014 г.

2. Журнал «Дошкольное воспитание» №3 / 2012г.

3. Журнал «Воспитатель» №8/2014.

4. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия в мини-музей часов "В гостях у времени"

первоначальное представление о музее, где хранятся красивые, редкие, старинные вещи, а именно - часы...

«Сценарии познавательного общения с детьми второй младшей в утренние часы» по лексическим темам: "Здравствуй, зимушка-зима!" и "В гостях у сказки". Разработчик Карсакова М.Г.

Содержание утренних  бесед  с детьми соответствует изучаемой  лексической теме. Кроме того, в соответствии с  лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры,...

Проект «В гостях у сказки» Краткосрочный творческий проект «В гостях у сказки» для старшего дошкольного возраста МБДОУ д/с 12 «Солнышко» Составитель: Шестакова С.А.

Актуальность темы: Сказка - входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остаётся с ним на всю жизнь.Сказка - необходимый элемент д...

Конспект занятия «В гости к сказке» (познавательное развитие детей средней группы) Тема: «В гостях у сказки.»

Конспект занятия «В гости к сказке» (познавательное развитие детей средней группы)Тема: «В гостях у сказки.»Цель: развитие лексико- грамматической стороны речи через ...

Конспект проведения клубного часа музыкального руководителя "Музыкальные сказки"

Данный материал предназначен для музыкальных пуководителей ДОУ, которые хотят познакомиться с новой технологией клубного часа. Клубный час - это вид деятельности, когда детям предоставляется определен...

Конспект тематического клубного часа «Интересный гость» в рамках инновационной деятельности.

Инновационная технология "Клубный час " . Сценарий мероприятия. для всех возрастных групп доу....