Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Математическая полянка» с использованием педагогической технологии «Цветные палочки Кюизенера и логические блоки Дьенеша»
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Кривицкая Евгения Владиславовна

Материал может пригодиться воспитателям детей старшего дошкольного возраста, осваивающим или работающим по педагогической технологии "Цветные палочки Кюизенера и логические блоки Дьенеша"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста с использованием педагогической технологии «Цветные палочки Кюизенера и логические блоки Дьенеша».

Задачи:

Обучающие: упражнять в прямом и обратном счете до 10; упражнять в определении соседей числа; закрепить знание геометрических фигур, ориентировку на листе бумаги; повторить названия дней недели, закрепить понятия вчера, сегодня, завтра; развивать умение декодировать информацию о свойствах предметов; развивать общую моторику.

Развивающие: развивать память, внимание, логическое мышление.

Воспитательные: воспитывать способность к самооценке.

Материалы и оборудование: для воспитателя – образец поля с геометрическими фигурами, коробка, схемы с закодированной информацией о свойствах предметов, комплект для занятий по технологии «На златом крыльце…» с дополнительными полями в клетку; для детей – раздаточный материал «Блоки Дьенеша» - 1 коробка на стол, раздаточный материал «Палочки Кюизенера» - 1 коробка на стол, зелёное поле – на каждого ребёнка, образец цветной фигуры «замок» - на каждого ребёнка, карточки с цифрами от 0 до 9.

Ход занятия:

1 часть. Организационная.

Воспитатель заносит в группу коробку (в ней – блоки Дьенеша).

Дети: ой, посмотрите, какая-то коробка! А что в ней? Давайте посмотрим внутри…

Воспитатель: хорошо, кто откроет коробку?

Ребенок открывает коробку, в ней лежат блоки Дьенеша.

Воспитатель: что это?

Дети: это блоки для занятий!

Воспитатель: правильно, только это не простые блоки, а ключи! На своё место можно попасть только с помощью одного из ключей. Чтобы узнать, который ключ ваш, нужно прочитать, то есть раскодировать информацию со своей схемы. Если вы правильно всё сделали, то ключ обязательно подойдёт к «замку» на вашем столе.

2 часть. Практическая.

Воспитатель показывает каждому ребенку карточку со схематическим описанием, по которой нужно отыскать соответствующую фигуру. Дети по очереди выполняют задания, объясняя свой выбор, и проходят на свои места.  Затрудняющимся детям оказывается помощь (в лице других детей либо воспитателя). Для детей с ОВЗ даются более простые задания. На своих столах дети сравнивают ключ с «замком» (в форме геометрической фигуры), если они не сходятся, то им помогают найти верный ключ. После чего дети занимают свои места.

Воспитатель: ребята, какой сегодня день недели? Какой был вчера? А какой будет завтра? Какое сегодня число? Месяц? Время года?

Дети отвечают.

Воспитатель: правильно, молодцы! А по каким признакам можно узнать, что пришла весна?

Ответы детей…

Воспитатель: ребята, а на лесных полянках могут не только трава и цветы расти, но и геометрические фигуры…

Дети: ???

Воспитатель: да, если это «математическая» полянка.

Воспитатель: посмотрите на свои столы, на них лежат листы бумаги…

Дети: зелёного цвета, это полянки?

Воспитатель: да, это полянки, а расти на них будут блоки! Слушайте внимательно задание! Мы будем выращивать только маленькие блоки (либо тонкие, либо толстые). Положите лист бумаги горизонтально перед собой.

В правом верхнем углу растёт жёлтый треугольник. В левом нижнем углу растёт красный круг. В левом верхнем углу растёт синий квадрат. В правом нижнем углу растёт жёлтый прямоугольник. В центре растёт синий круг.

Воспитатель: проверяем: (Имя), скажи, какая фигура на твоей полянке находится (там-то).

Воспитатель спрашивает нескольких человек.

Затем выставляет на доске правильный образец, чтобы дети могли сверить свои полянки с ним.

Воспитатель: молодцы, ребята, справились с таким сложным заданием! Теперь складывайте блоки в свои коробки.

Физминутка «Имитация» (движения и звуки насекомых, мимика: добродушный шмель «ж-ж-ж», злая оса «з-з-з», удивлённая стрекоза «с-с-с», весёлая бабочка «ш-ш-ш»)

Воспитатель раздаёт пособия с цветными палочками Кюизенера.

Воспитатель: ребята, а что это такое?

Дети отвечают…

Воспитатель: правильно! В весеннем лесу на полянках скоро распустятся цветы самых разных расцветок! Вот и наши палочки также разноцветные.  Постройте цветные лесенки из палочек. Вспомните, сколько палочек входит в лесенку?

Ответы детей…

Воспитатель: проверьте, у всех в лесенке 10 палочек? Давайте посчитаем палочки от 1-й белой до 10-й.

Дети считают прямым счетом.

Воспитатель: а теперь посчитаем в обратном порядке, начиная от самой длинной палочки.

Дети считают от 10 до 1.

Воспитатель спрашивает нескольких детей индивидуально.

Воспитатель: у вас на столах лежат карточки с цифрами. Найдите цифру, соответствующую голубой палочке в вашей лесенке.

Дети выполняют задание, поднимают карточку с нужной цифрой. Если задание выполнено неправильно, воспитатель помогает исправить.

Также выполняются задания с палочками других цветов (3 раза).

Воспитатель: следующее задание. Найти (например, красную) палочку, посчитать, какая она по счету (например, 4). Положите цифру (4) перед собой. (Имя), назови соседей числа 4. Также и с другими палочками (3 раза).

По окончании задания дети складывают палочки в коробки.

3 часть. Заключительная.

Воспитатель: ребята, с чем вам было легче работать: с блоками или с цветными палочками? Что было труднее всего? Что получилось лучше?

Ответы детей…

Воспитатель: теперь можете взять творческие задания с палочками или блоками кто какое хочет…

Дети берут карточки с заданиями и поля для индивидуальной самостоятельной работы…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: "Из истории русских пряников"

В ходе занятия детей знакомят с традицией изготовления печатных пряников на Руси, с их разнообразием ( фигурные, штучные, городские, почетные; пряничные коврижки), с традициями использования пряников ...

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Наша Родина – Россия. Флаг России"

Конспект занятия по познавательному развитию (социальный мир) для детей старшего дошкольного возраста о нашей Родине и о флаге России...

Конспект НОД ОО «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста Тема: « Путешествие на Луну» в рамках открытого показа на методическом объединении №1 Тема МО: «Организация опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема:  "Путешествие на Луну".  Вид деятельности: опытно-экспериментальная...

Примерный план - конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста в рамках проекьно тематической недели "Дерево и металл"

    Примерный план – конспектнепосредственно – образовательной  деятельности по познавательному развитиюдля детей старшего дошкольного возрастав рамках тематической проектно...

План-конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у сказки» с использованием здоровьесберегающих технологий

Цель: формировать интерес к книгам.Задачи:Образовательныеобобщение представлений детей о произведениях К.И. Чуковского ;закрепление представлений детей об изученных геометрических фигурах;обогащение п...

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста с использованием интерактивной доски.

Материалы к кзанятию по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста "В цирке"...