Конспект занятия
план-конспект занятия по математике по теме

Исрафилова Оксана Визировна

Конспект занятия 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_.docx15.93 КБ
Файл konspekt2.docx15.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе по ФЭМП «Сравнение групп предметов»

Образовательные области«Познание»«Коммуникация»

Программные задачи: Формировать у детей умение сравнивать группы предметов путем составления пар, познакомить со знаками «=» и «», закрепить умение устанавливать равенство и неравенство групп предметов и использовать знаки «=» или «», развивать слуховую, кратковременную, произвольную память, развивать связную речь.

Материалы к занятию: персонажи - Красный овал и Синий овал, Квадрат, круг, ромб, треугольник, прямоугольник; 5 пар разных игрушек, комплект индивидуальных картинок для сравнения

Ход занятия

Мотивационно-ориентировочный этап

В сказочной стране Математика есть город Геометрия. В этом городе живут два брата Красный Овал и Синий Овал. Сегодня у них день рождения. К ним приходило много друзей. Братья получали подарки, угощали гостей, вместе играли. Но вот праздник закончился, гости ушли домой.

Проблема: Братьям нужно быстро убраться в доме, но сами они не могут справиться, им нужна помощь.

Цель работы детей на занятии: помочь братьям быстро убраться в доме.

Поисковый этап

Беседа «Как помочь братьям». Организуется обсуждение — что нужно сделать и чем помочь братьям. По итогам беседы составляется план:

1. Помочь убрать игрушки

2. Расставить посуду

3. Помочь распределить подарки

Создается графический план занятия: педагог вместе с детьми определяет, как можно изобразить символьным рисунком каждый из пунктов плана.

Практический этап

Дидактическая игра «Построй игрушки парами»

На ковре в беспорядке 5 пар одинаковых игрушек.

Ребята, игрушки разбросаны в беспорядке. Давайте поможем Красному Овалу: построим игрушки парами. Но пару должны составлять только одинаковые игрушки. Пять детей по желанию подбирают к пяти игрушкам пары, а остальные проверяют правильность выполнения задания.

Спасибо, ребята! Вы очень быстро и хорошо помогли Красному Овалу!

Дидактическая игра «Динамические картинки»

Двое детей выполняют роли помощников, а воспитатель может взять на себя роль ведущего. По ходу игры на фланелеграфе «оживают» картинки.

На кухне у братьев находятся два шкафа: один большой, а другой — маленький.

В большой шкаф кладут большие тарелки, а в маленький — маленькие.

Рядом с большими тарелками кладут большие ложки (десертные, а рядом с маленькими — маленькие (чайные). И т. д.

Дети по ходу рассказа выставляют на фланелеграфе картинки, а все остальные проверяют правильность их действий и в случае несогласия делают замечания. Для обратной связи с детьми можно использовать цветные сигналы (красный — зеленый, хлопки в ладоши, поднятую вверх руку и другие приемы.

Работа в тетради «Сравни подарки»

Рассмотрите картинку. Что подарил Квадрат Красному Овалу, а что Синему Овалу? Одинаковые ли подарки получили Красный Овал и Синий Овал? (Дети высказывают свои предположения.)

Чтобы это проверить, соедините «волшебной ниточкой» каждый предмет в мешке Красного Овала с точно таким же предметом в мешке Синего Овала. Расскажите, что с чем вы соединили? (Яблоко у Красного Овала и яблоко Синего Овала и т. д.)

Есть ли хоть один предмет без пары? Что вы можете сказать: равны ли подарки? (У всех предметов есть пары. Подарки равны.)

Рассмотрите значок, который нарисован между мешками. Это знак равенства «=»читается«равно». Обведите его красным цветом.

А теперь рассмотрите подарки, которые подарил треугольник. Что вы замечаете? (Дети приходят к выводу, что предметов столько же, но они разные. Поэтому подарки не равны.)

Да, вы правы, подарки не равны. Как это обозначено? Почему? (Знак «=» зачеркнут, получился знак «не равно».) Обведите знак «» красным цветом.

В результате обсуждения у детей должно сформироваться следующее представление:

Группы предметов равны, если состоят из одних и тех же предметов. А если группы предметов чем-нибудь отличаются, то они не равны.

Работа в тетради «Сравни рыбок»

А остальные гости подарили братьям аквариумы с рыбками, и Красному Овалу и Синему Овалу интересно, равное ли количество рыбок в аквариумах.

Дети выполняют задание самостоятельно с последующей проверкой. Они соединяют волшебными ниточками одинаковых рыбок и убеждаются в том, что все рыбки в аквариумах одинаковые, только плывут в разные стороны. Поэтому группы рыбок равны.

Исходя из возможностей, можно предложить либо самопроверку по модели на фланелеграфе, либо устное обсуждение решения.

Упражнение на развитие слуховой, кратковременной, произвольной памяти «Вспомни и нарисуй гостей»

- Ребята, давайте вспомним и нарисуем, какие гости приходили к братьям на день рождения?

Рефлексивно-оценочный этап

Братья благодарят всех за помощь, отмечают отдельные достижения детей и выделяют их лучшие качества (готовность помочь, доброту, смекалку)



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по математике в старшей группе «Измерение длины»

Тема«Измерение длины»Цель: Познакомить с элементарными способами измерения.

Образовательная область: Познавательное развитие. Формирование элементарных математических представлений.

Интегрированные образовательные области«Речевое развитие»«Физическое развитие».

Цель: Познакомить с элементарными способами измерения.

Задачи:

Образовательные:

- Познакомить с элементарными способами измерения, сравнения величины двух предметов. - Формировать умение устанавливать и отражать в речи закономерности между величиной условной мерки и результатом измерения.

-Учить измерять меркой.

Развивающие:

- Развивать логическое мышление, внимание.

Воспитательные:

- Воспитывать интерес к математике.

- Развивать навыки сотрудничества.

Методические приемы:

-игровой,

- наглядный,

- словесный,

- проблемно-поисковый,

-поощрение.

Формы работы:

Фронтальная,

индивидуальная,

подгрупповая,

совместная. Материал: квадраты различного размера, мерки.

Организационный момент: Приветствие.

Здравствуй правая рука - протягиваем вперёд, Здравствуй левая рука- протягиваем вперёд,

Здравствуй друг-

берёмся одной рукой с соседом,

Здравствуй друг-

берёмся другой рукой,

Здравствуй, здравствуй дружный круг-

качаем руками.

Мы стоим рука в руке, вместе мы большая лента,

Можем маленькими быть - приседаем,

Можем мы большими быть - встаём,

Но один никто не будет

Мотивационно - ориентировочный этап.

Воспитатель: Отгадайте загадку и вы узнаете, кто пришел к нам в группу.

На завтрак съел он только луковку, Но никогда он не был плаксой. Писать учился носом буковки И посадил в тетрадке кляксу. Не слушался совсем Мальвину Сын папы Карло …. (Буратино.)

Воспитатель: Буратино не может, но хочет научиться сравнивать и измерять длину предметов. Как нам помочь ему? (ответы детей).

Практический этап.

Сравнение предметов по длине, высоте. Воспитатель: Посмотрите, на столе перед вами лежат полоски разной длины и ширины. Какая полоска длиннее? Какая уже? Какая шире? Какая тоньше? (ответы детей) Что значит длиннее(это значит больше по длине.) - Что значит короче? (это значит меньше по длине.) – Сравните предметы, отличающиеся шириной (высотой, толщиной, и сделайте соответствующие выводы.

- Сравните предметы, отличающиеся по объему в целом. - Когда предмет больше по длине, и по высоте, и по ширине, о нем говорят, что он больше другого, а о предмете, меньшем по длине, ширине, высоте, - что он меньше.

Физминутка «Буратино». Буратино потянулся,

Раз – нагнулся, два- нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Воспитатель: А вы знаете, что в древности человеку приходилось постепенно постигать не только искусство счета, но и измерений. Когда древний человек, уже мыслящий, попытался найти для себя пещеру, он вынужден был соразмерить длину, ширину и высоту своего будущего жилища с собственным ростом. А ведь это и есть измерение. Наш предок располагал только собственным ростом, длиной рук и ног. Если при счете человек пользовался пальцами рук и ног, то при измерении расстояний использовались руки и ноги.

В Древней Руси существовали свои измерения. Древнейшими мерами длиныявляются локоть и сажень. Локтем являлась длина от локтя до переднего сустава среднего пальца,. Сажень простая — расстояние между размахом вытянутых рук человека от большого пальца одной руки до большого пальца другой, пядь — расстояние от конца большого пальца до конца мизинца при наибольшем возможном их раздвижении.

Воспитатель: Давайте вместе измерим длину ленты(измеряем локтем, пядью). Почему получились разные результаты?

Дети: У всех разная длина локтя, ладошки.

Воспитатель: Люди уже давно поняли, что необходимы одинаковые для всех мерки. То чем измеряют, называется меркой. У нас меркой будет служить красная картонная полоска. Сейчас мы посмотрим, сколько раз она уложится по длине ленточки.

Воспитатель: Правила измерения линейных величин: начинать надо точно от конца, уложить полоску – мерку прямо. Укладываем до тех пор, пока не будет измерена вся длина.

Нарушение правила измерения ведет к ошибочному результату.

Воспитатель: Как узнать, которая дорожка короче? (ответы детей).

Сравните дорожки между домиками.

Сначала «на глаз», затем путем наложения и приложения. (Ответы детей)

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю измерить с помощью зеленой мерки длину белой полосы(Ответы детей).

Гимнастика для глаз.

«Глазкам нужно отдохнуть.» (Ребята закрывают глаза) «Нужно глубоко вздохнуть.» (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты) «Глаза по кругу побегут.»(Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)

«Много-много раз моргнут» (Частое моргание глазами)

«Глазкам стало хорошо.» (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

«Увидят мои глазки все!» (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

Рефлексивно - оценочный этап. Воспитатель: Буратино, тебя дети научили пользоваться меркой? Что такое мерка? Для чего она нужна? Что мы сегодня измеряли с помощью мерки(Ответы детей). Буратино пора возвращаться домой. Давайте попрощаемся с ним. Ребята, а что бы вы хотели узнать на следующем занятии(ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...