Конспект образовательной ситуации «Сравнение по длине» для детей средней группы
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Ивашкина Ксения Васильевна

Конспект образовательной ситуации по курсу математического развития дошкольников «Игралочка» авторов Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасовой, основного звена программы «Мир открытий».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx40.26 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной ситуации

Образовательная область «Познавательное развитие»

Тема: «Сравнение по длине»

Средняя группа

2020

  1. Организационная информация

Примечание (дополнительная информация к конспекту)

1.

Доминирующая образовательная область

Познавательное развитие

2.

Вид деятельности детей

Игровая,

Коммуникативная,

Познавательная

Продуктивная

Двигательная

  1. Методическая информация

1.

Тема образовательной деятельности

«Сравнение по длине»

Программа «Игралочка» Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова

2.

Методы и приемы реализации содержания занятия

Словесный (вопрос-ответ, диалог)

Наглядный (Полоски разные по длине,  карточки с цифрами)

Продуктивный (выкладывание полосок по длине, прикладывание поводков для собак)

Индивидуальный (выбор карточек с правильным порядком цифр)

Работа в паре: подбор ленточек

Игровой (подвижная игра)

3.

Интеграция образовательных областей

«Познавательное развитие», «Речевое развитие»  «Социально –коммуникативное развитие». «Физическое развитие»

4.

Возрастная группа:

Дети 4 5-лет

5.

Цель:

Научить сравнивать по длине

6.

Задачи:

6.1

  • уточнить понимание слов «длинный» и «короткий»;
  • закреплять умение сравнивать по длине путем приложения и наложения;
  • формировать представление об упорядочивании по длине нескольких предметов.
  • закреплять умение определять и называть свойства предметов, представление на числовом ряде, счет до шести, порядок следования чисел 1—6.

Образовательные

6.2

  • формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода) и опыт преодоления затруднения способом «спросить у того, кто знает»;
  • развивать двигательную и мыслительную активность.

Развивающая

6.3

  • формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности и инициативности;
  • воспитывать умение слушать ответы товарищей,
  • воспитывать положительные эмоции и радостное настроение у детей в процессе занятия;

Воспитательные

7.

Планируемые результаты:                

7.1

  • понимает слова «длинный» и «короткий»;
  • умеет сравнивать по длине путем приложения и наложения;
  • сформировано представление об упорядочивании по длине нескольких предметов;
  • сформирован опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода) и опыт преодоления затруднения способом «спросить у того, кто знает»;
  • умеет определять и называть свойства предметов, представление на числовом ряде, счет до шести, порядок следования чисел 1-6;
  • развита двигательная и мыслительная активность;
  • умеет слушать ответы товарищей;
  • выражает положительные эмоции и радостное настроение в процессе занятия.

8.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Демонстрационный материал: полоски с написанными на них числами от 1 до 6 (не по порядку)

Раздаточный материал:

  1.  длинная коричневая полоска;
  2. короткая желтая полоска;
  3. 6 полосок разной длины и цвета;
  4. полоска с написанными на ней числами от 1 до 6 (по порядку).

Конспект занятия (образовательной ситуации)

1.1

Введение в тему

(создание проблемной ситуации)

Дидактические задачи:

- мотивировать детей на включение в деятельность,

- актуализировать знания об окружающем мире.

Воспитатель собирает детей около себя.

  • У кого из вас дома есть собака?
  • Гуляете ли вы с ней?
  • Вы выгуливаете собаку на поводке?
  • Для чего нужен поводок?

После ответов детей воспитатель рассказывает, что у одной девочки дома есть две собаки — Рекс и Найда.

Девочка просит помочь ей подобрать для собак поводки.

Картинка: девочка с двумя собаками.

1.2

Мотивация деятельности детей

- Хотите подобрать поводки для собак?

-Сможете?

Дети выражают своё желание

1.3

Целеполагание

(с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

Мы пойдем за столы, чтоб помочь девочке подобрать поводки собакам.

Дети проговаривают цель занятия

II.

Основная часть:

Актуализация знаний

Часть 1

Часть 2

Дидактические задачи:

- актуализировать способность сравнивать два предмета по длине путем приложения.

Дети подходят к столу (если детей в группе много, то к столам), на котором находятся полоски одинаковой ширины, разной длины.

Длинные полоски (10 см) имеют коричневый цвет, короткие полоски (9 см) имеют желтый цвет. Полоски лежат вперемешку.

Девочка рассказывает, что мама ей велела на Рекса надеть длинный поводок, а на Найду — короткий.

Воспитатель предлагает детям выбрать два поводка разной длины.

Как правило, дети на глаз верно выбирают поводки. Воспитатель говорит, что девочка не уверена, что один поводок короче, а другой длиннее.

 Как надо положить поводки, чтобы было сразу видно, что у них разная длина?

Дети с помощью воспитателя кладут полоски одна под другой и совмещают один край.

Надела девочка поводки на собак и приглашает детей вместе с ней выйти на улицу.

Дидактические задачи:

- организовать активный отдых детей.

Дети идут по группе, по «улице», «держа в руках поводки». «Собаки» тянут детей в разные стороны.

Индивидуальное выполнение задания

Дети проделывают названные действия.

Затруднение в ситуации

Дидактические задачи:

- актуализировать умение считать до 6, развивать глазомер;

- уточнить понимание слов «длинный» и «короткий»;

- создать мотивационную ситуацию для открытия детьми способа сравнения нескольких предметов по длине приложением.

Воспитатель говорит, что девочка увидала магазин, где продаются ленты для косичек, и захотела зайти туда.

    - Куда деть собак?

Выслушиваются все ответы детей, после чего решаем привязать собак около магазина.

Дети проделывают названные действия.

Дети «входят в магазин» — садятся за столы по 2 человека.

Перед каждым лежат полоски разной длины: 5 см, 6 см, 7 см, 8 см, 9 см, 10 см. Полоски одинаковой длины у обоих детей имеют одинаковый цвет.

Воспитатель рассказывает, что в магазине случилась неприятность, ленточки упали и перепутались.

Служащие магазина просят детей разложить ленточки по порядку, от самой длинной до самой короткой.

- Сколько у вас ленточек?

- Чем ленточки отличаются? (Цветом и длиной.)

- Разложите ленточки по длине от самой длинной до самой короткой.

Не зная способа сравнения, дети выкладывают ленты не по порядку следования длины и не совмещают края.

Могут быть предложены разные варианты, но без их обоснования.

Возникает проблемная ситуация.

- Смогли ли вы выполнить просьбу служащих магазина?

- Почему не смогли?

Воспитатель помогает детям сформулировать ответ:

- Потому что не знаем, как сравнить по длине несколько полосок.

Похвалить ребёнка выполнившего правильно задание

Открытие нового знания

Включение нового знания в систему знаний.

Часть1

Дидактические задачи:

- формировать умение сравнивать предметы по длине способом приложения несколько предметов.

-- Как это можно узнать? (Спросить у того, кто знает.)

Воспитатель помогает детям сформулировать вопрос, после чего предлагает найти среди лент самую длинную и отложить ее в сторону.

- Из оставшихся лент снова выберите самую длинную.

- Сравните выбранные полоски по длине.

Дети с помощью воспитателя кладут полоски так, чтобы короткие стороны были на одном уровне.

Воспитатель предлагает детям найти самую длинную полоску из оставшихся.

- Расположите эту полоску так, чтобы было видно, что она другой длины.

Дети с помощью воспитателя кладут полоски так, чтобы короткие стороны были на одном уровне.

Далее дети выполняют задание самостоятельно, воспитатель оказывает помощь детям по мере необходимости.

Дидактические задачи:

- тренировать умение считать по порядку.

Воспитатель собирает детей около себя.

- Куда покупатель платит деньги в магазине?

- Что кассир дает покупателю? (Чек.)

Воспитатель просит детей помочь кассиру навести порядок с чеками и обращает внимание детей на стол, на котором находятся «чеки» — полоски бумаги с написанными на них рядами чисел.

На одной полоске числа расположены, например, так: 3,4, 2, 5, 6, 1;на другой — 1, 3, 4, 2, 5, 6 и т.п.

Количество полосок, на которых числа расположены по порядку —1,2, 3, 4, 5, 6, — равно количеству детей.

Воспитатель говорит, что кассир просит каждого из детей выбрать чек с рядом чисел, которым можно пользоваться при счете предметов.

Дети выполняют задание самостоятельно.

Проверка осуществляется индивидуально по мере выполнения задания.

Самостоятельное выполнение задания

Взаимопроверка

Часть 2

Дидактические задачи:

- закреплять способ сравнения по длине приложением.

Дети садятся на свои места.

На стол ставится кукла с двумя косичками.

- Представьте себе, что в магазин пришла девочка.

- Как вы думаете, сколько ленточек она будет покупать?

- Почему вы думаете, что две?

- Одинаковой или разной длины должны быть ленты, которые купит девочка?

Выслушиваются все ответы детей, после чего приходим к выводу о том, что ленты должны быть одинаковой длины, потому что косички у девочки одинаковой длины.

Воспитатель предлагает детям «продать» две ленты одинаковой длины.

- Можете ли вы выполнить просьбу девочки?

- Почему не можете? (Потому что в наборе у каждого ленты разной длины.)

Воспитатель предлагает каждой паре детей посмотреть на ленточки друг друга и попробовать помочь девочке.

Детям предоставляется самостоятельность.

Вариантов решения может быть несколько, но детям достаточно найти хотя бы один и доказать правильность своего выбора приложением.

Воспитатель контролирует выполнение задания у каждой пары.

В случае затруднения дети выполняют способ сравнения предметов по длине

III.

Заключительная часть:

Дидактические задачи:

- восстановить в памяти детей то, что  делали на занятии,

- создать ситуацию успеха.

Дети собираются около воспитателя.

- У кого в гостях мы побывали?

- Чем мы помогли девочке?

- Удалось ли нам помочь служащим магазина?

Воспитатель хвалит детей и говорит, что они смогли помочь девочке подобрать поводки для собак, помогли разложить ленточки в магазине потому, что научились сравнивать несколько предметов по длине.

Цель занятия достигнута

IV.

Дальнейшая разработка темы:

Закрепление полученных знаний в пособии «Игралочка»  для детей 4-5 лет во вторую половину дня.

Методический приём «Игралочки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторский конспект образовательной деятельности по развитию речи для детей средней группы. В гости к русской народной сказке «Заюшкина избушка»

Авторский конспект образовательной деятельности по развитию речи для детей средней группы.В гости  к  русской народной сказке «Заюшкина избушка»Образовательная область: речевое развитиеВид д...

Конспект образовательной ситуации по Речевому развитию для детей средней группы "Путешествие по сказкам"

Конспект открытого занятия по Речевому развитию "Путешествие по сказкам"...

Конспект образовательной деятельности по нетрадиционному рисованию для детей средней группы: "Солнышко"

Продолжать знакомить дошкольников с рисованием ладошкой. Закрепить умения детей работать в коллективе. Закреплять понятие о “тёплых” цветах. Будить воображение, развивать фантазию....

Конспект образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие»детей средней группы Тема: «Заучивание стихотворения Н. Нищевой «Осенние листья»

Конспект образовательной деятельности по ОО " Речевое развитие " детей средней группы  Тема : " Заучивание стихотворения Н. Нищевой " Осенние листья "...

Конспект образовательной деятельности по развитию творческих способностей детей средней группы по средствам театрализованной деятельности « Сказка приходи»

Конспект образовательной деятельности по развитию творческих способностей детей средней группы по средствам театрализованной деятельности « Сказка приходи»...

Конспект образовательной ситуации по математическому развитию для детей средней группы Тема: Путешествие в страну великанов и лилипутов

Конспект образовательной ситуации по математическому развитию для детей средней группы Тема: Путешествие в страну великанов и лилипутов...