Подготовка к школе. Математика. Как и чем можно измерять длину. Сантиметр.
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Мартыненко Галина Алексеевна

Занятие кружка «Подготовка к школе» проводится в подготовительной группе с детьми 6-7 лет рамках дополнительного образования.

Задачи:

Образовательные: создавать условия для закрепления умений ориентироваться в пространстве и на клетчатой основе, определяя направление движения; познакомить с новой единицей измерения длины – сантиметр; учить измерять длину с помощью мерки, упражнять в измерении предметов   сантиметром; упражнять в умении находить заданную букву в алфавите,  понимать смысл условных обозначений; закрепить знание чисел первого десятка, их место в числовом ряду; закреплять умение действовать по определенному алгоритму.

Развивающие: создать условия  для развития слухового и зрительного внимания, учить слышать инструкцию и действовать в соответствии с ней; развивать логическое мышление, умение высказывать предположения, делать выводы, умозаключения.

Воспитательные: воспитывать желание оказывать помощь друг другу; развивать коммуникативные навыки, умение сотрудничать; закреплять умение работать в парах, в группе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_k_shkole._matematika.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие кружка «Подготовка к школе»,

педагог дополнительного образования

Мартыненко Г.А.

Тема: Как и чем можно измерять длину.  Сантиметр.  

Цель занятия: создать условия для развития самостоятельной практической и умственной деятельности каждого дошкольника (учитывая индивидуальные особенности ребенка с ОВЗ), их поисковой активности и творческих способностей.

Задачи:

Образовательные: создавать условия для закрепления умений ориентироваться в пространстве и на клетчатой основе, определяя направление движения; познакомить с новой единицей измерения длины – сантиметр; учить измерять длину с помощью мерки, упражнять в измерении предметов   сантиметром; упражнять в умении находить заданную букву в алфавите,  понимать смысл условных обозначений; закрепить знание чисел первого десятка, их место в числовом ряду; закреплять умение действовать по определенному алгоритму.

Развивающие: создавать условия для развития слухового и зрительного внимания, учить слышать инструкцию и действовать в соответствии с ней; развивать логическое мышление, умение высказывать предположения, делать выводы, умозаключения.

Воспитательные: воспитывать желание оказывать помощь друг другу; развивать коммуникативные навыки, умение сотрудничать; закреплять умение работать в парах, в группе.

Занятие кружка «Подготовка к школе» проводится в подготовительной группе с детьми 6-7 лет рамках дополнительного образования. В группе 19 человек, из них 1 ребенок с ОВЗ. Мальчик имеет ДЦП с легкими двигательными нарушениями (тремор рук и ног).

 

  1. Вводная часть

Цель: Создание положительного эмоционального настроя, создание условий для формирования позитивной мотивации воспитанников, восприятия новой информации.

Методы и приемы: игровой (сюрпризный момент), словесный (проблемно-поисковые вопросы, беседа).

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организационно-методические

указания

Улыбнитесь, мысленно пожелайте друг другу мира, добра. Пожелайте успеха друг другу на занятии.  
- О чем мы должны помнить на каждом занятии?
– Чтобы заметить что-то новое, какие умения вы должны развивать в себе?
– Каким вы хотите, чтобы получился наш кружок?

- Это будет зависеть от того, как мы будем помогать друг другу.

- На каждом занятии мы должны открывать для себя что-то новое.

-Умение воображать, слушать, наблюдать, развивать свою речь.

- Интересным, весёлым, познавательным. 

- Изучению «нового»

Эмоциональный настрой

2. Основная часть.

  1. Игровая ситуация – зашифрованное письмо от сказочного героя

Цель: актуализация усвоенных ранее знаний воспитанников по проблеме, определение цели и задач деятельности; активизация мыслительных навыков воспитанников.

Методы и приемы: ИКТ, наглядный, словесный; практический, игровой (декодирование информации).

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организационно-методические

указания

- К нам на урок пришло письмо. Чтобы узнать, от кого, давайте прочитаем!

- От кого же оно?

- Я предлагаю расшифровать записки.

- Итак, от кого письмо?  Откуда герой?

- Чтобы вы догадались, чему будет посвящено наше занятие, предлагаю вам посмотреть фрагмент мультфильма «38 попугаев»

(Показ фрагмента мультфильма «38 попугаев».)

-Ребята, что делали зверята?

Как? При помощи кого?

-Прав ли удав в том, что в попугаях он длиннее? Почему?

-Как вы предлагаете измерить удава?

- О чём, значит, мы сегодня будем говорить?

-Сегодня мы поговорим о единицах измерения длины, поможем известным героям мультфильма и познакомимся с новой единицей измерения.

Дети рассматривают (в конверте алгоритм проведения графического диктанта)

- Чтобы ответить на вопрос, надо проведем графический диктант на клетчатой бумаге

В результате: чертеж-рисунок «Удав»,

слово «Удав».

- Г. Остер «38 попугаев»

Дети анализируют ситуацию и делают вывод.

(Измерять нужно одной меркой)

У детей возникает затруднение, в измерении предмета

- О единицах измерения.

В сотрудничестве с педагогом ставят познавательные задачи; учатся преобразовывать практическую задачу

в познавательную

использование различных способов обработки, анализа и организации информации

ОВЗ: использование карандаша с насадкой для правильного письма

Дети анализируют ситуацию и делают вывод.

(Измерять нужно одной меркой)

У детей возникает затруднение, т.к. они не знакомы с единицами измерения.

2.2 Выполнение индивидуальных заданий.

Цель: вовлечение в практическую деятельность всех воспитанников с учетом особенностей их психофизического развития (ребенок с ОВЗ) уточнение и расширение имеющихся первичных математических, фонематических представлений у воспитанников.

Методы и приемы: наглядный (результат графического диктанта, мерки) словесный (вопросы-ответы, беседа); практический (упражнение «Измерь предмет»)

Я предлагаю начать с проведения практической работы. Работаем в парах.

-У вас на столах лежат две мерки: синяя и красная.

- Какой меркой удобно измерить нашего удава?

-Что же нам делать, чтобы стало удобнее?

-Возьмите синюю мерку и измерьте длину удава этой меркой.

Удобно?

Хотите узнать, как называется новая мерка?

1 Назовите число, следующее за числом 6 - Запишите первую букву.

2. Вторая буква спряталась в слове «удав» и стоит в этом слове на третьем месте

3.  Третья буква находится на 15 месте алфавита

4. Назовите букву, следующую после буквы С в алфавите

5. Ударная гласная в слове ОДИН

6. Первая буква в слове МАРТЫШКА?

7. Буква, предшествующая букве Ё в алфавите

8. Последняя буква в слове ХВОСТ

9. Первый месяц весны. Третий звук.

  • На доске появляется карточка с названием единицы измерения

Синяя мерка – 1 см

- Красная мерка больше

Дети с помощью большой красной мерки пробуют измерить длину удава (на чертеже-рисунке).

Фиксируют индивидуальное затруднение (мерка слишком большая)

Учащиеся высказывают свои предположения. Приходят к пониманию проблемы.

Делают вывод, что синей меркой измерять удобнее.

С

А

Н

Т

И

М

Е

Т

Р

Сантиметр

Вывод: такая единица измерения называется САНТИМЕТР

Проговаривают по слогам название единицы измерения

выполнение пробного действия.

Организуют фиксирование индивидуального затруднения.

Реализуют план выхода из затруднения.

Организуют уточнение следующего шага практической деятельности.

Учатся проводить сравнение, классификацию по заданным критериям,

использовать различные способы обработки, анализа и организации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами

ОВЗ: эмоциональное одобрение, рукопожатие, индивидуальная оценка

  1. Динамическая пауза «Гимнастика с Мартышкой».

Цель: профилактика психоэмоционального напряжения, вызывание чувства удовлетворения от выполнения физкультурных упражнений.

Методы и приемы: упражнения «Сова», «Энергизатор» (Упражнения, растягивающие мышцы тела, помогают удерживать вертикальную позу и не сутулиться, освобождают от напряжения, которое возникает при длительном сидении и чтении; упражнения, повышающие энергию тела, углубляющие позитивное отношение)

2.4 Выполнение индивидуального практического задания.

Цель: вовлечение в практическую деятельность; уточнение и расширение имеющихся первичных математических и геометрических представлений у воспитанников (сантиметр, длина, измерение длины).

Методы и приемы: наглядный (карточка, на которой условно обозначены свойства предмета) словесный (вопросы-ответы, беседа); практический (упражнение «Измерь длину»)

Посчитайте, сколько мерок можно уложить по длине удава

 укладывается

 -Какова длина удава?

- Мы сегодня познакомились с новым понятием «сантиметр».

-Что можно еще измерить с помощью СМ

Выполняют действия с меркой. План действий с помощью учителя.

10 см

Измерение длины карандаша, ручки

Педагог организует деятельность

Учатся в сотрудничестве с педагогом ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

ОВЗ: контроль и помощь педагога

  1. Заключительная часть непосредственно образовательной деятельности.

Цель: обобщение результатов непосредственно образовательной деятельности, выявление причины успехов и неудач, создание ситуации успеха для каждого воспитанника.

Методы и приемы: словесный (беседа, косвенная оценка деятельности воспитанников); игровой (игровая ситуация, сюрпризный момент).

- Мы сегодня помогли Мартышке измерить Удава.

- Какие задания для этого мы с вами выполняли?

- Что вам запомнилось больше всего?

- Что было самое трудное?

- Какие знания и умения нам пригодились?

- А еще мы были дружными и друг другу помогали

-Наше занятие подошло к концу, вы справились со всеми заданиями.

«Я, Ты, Он, Она – вместе дружная семья!»

Воспитанники обсуждают работу, задают друг другу вопросы.

Воспитанники прогнозируют результат, оценивают действия свои и других.

Организует фиксирование нового содержания.

Организует рефлексию.

Благодарит за работу на уроке.

Самоанализ занятия

  1. Вашему вниманию представляется занятие дополнительного образования  интеллектуально-развивающей направленности. В группе, помимо детей с нормативным развитием, занимается ребенок с ограниченными возможностями здоровья (нарушение функций опорно-двигательного аппарата» (НОДА), III группа, легкие двигательные нарушения)
  2. Тема занятия «Как и чем можно измерять длину.  Сантиметр»  
  3. Цель занятия: создать условия для развития самостоятельной практической и умственной деятельности каждого дошкольника (учитывая индивидуальные особенности ребенка с ОВЗ), их поисковой активности и творческих способностей ,

Создать оптимальные условия для усвоения практических умений и развития умственной деятельности

 Для достижения поставленной цели были определены задачи:

Образовательные: создавать условия для закрепления умений ориентироваться в пространстве и на клетчатой основе, определяя направление движения; познакомить с новой единицей измерения длины – сантиметр; учить измерять длину с помощью мерки, упражнять в измерении предметов   сантиметром; упражнять в умении находить заданную букву в алфавите,  понимать смысл условных обозначений; закрепить знание чисел первого десятка, их место в числовом ряду; закреплять умение действовать по определенному алгоритму.

Развивающие: создавать условия для развития слухового и зрительного внимания, учить слышать инструкцию и действовать в соответствии с ней; развивать логическое мышление, умение высказывать предположения, делать выводы, умозаключения.

Воспитательные: воспитывать желание оказывать помощь друг другу; развивать коммуникативные навыки, умение сотрудничать; закреплять умение работать в парах, в группе.

ОВЗ: организовать помощь по усвоению самостоятельных практических умений, развивать мелкую моторику, формировать  психологический  контакт, взаимопонимание  и сотрудничество, усидчивость.

  1. На мотивационном этапе занятия было обеспечено целеполагание и планирование деятельности воспитанников через использование ИКТ, создание и   решение проблемных ситуаций.
  2. Задача по ознакомлению с новой единицей измерения длины решалась через выполнение практических заданий (измерение предметов меркой, равной 1 см)  
  3. Текущий контроль осуществлялся методами наблюдения и сравнения с образцом.

Для воспитанника с ОВЗ: наблюдение и сравнение с образцом.

  1. При подведении итогов занятия был организован рефлексивный анализ, позволивший определить результаты работы на занятии, перспективы на следующее занятие.
  2. Таким образом, поставленные задачи были успешно решены, цель достигнута.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальная деятельность.Тема: Чем можно измерять длину?

Цель:развить познавательную активность детей за счет знакомства с мерами длины, существовавшими в древности и существующими в настоящее время.Задачи:Расширить представления детей о мерах длины: условн...

Индивидуальный образовательный маршрут по подготовке к школе (математика)

Данная работа посвящена конкретному ребенку, она направленна на подготовку к школе в сфере математике....

Конспект занятия "Чем можно измерить длину?" для детей подготовительной группы

Это занятие  было составлено с использованием технологии Тугушевой Г.П. , Чистяковой А.Е. "Экспериментальная деятельность"....

Тематический проект "Что и как можно измерять?"

Тематический проект"Что и как можно измерять?"...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по формированию математических представлений. Тема: «Измерение. Длина. Сантиметр».

Дети знакомятся с мерами измерения длины в Древней Руси. Далее рассматривают предметы, помогающие измерить длину - линейку, деревянный метр и сантиметровую ленту. Пробуют измерять предлагаемый материа...

Консультация для родителей "В какие игры можно играть с ребёнком дома при подготовке к школе"

Цель:повышение педагогической компитентности родителей,  как на основе игр можно обучить ребёнка....

Конспект познавательно - исследовательской деятельности "Чем можно измерять длину?"

Задачи: расширить представления детей о мерах длины: условная мерка, единица измерения; познакомить с изме­рительными приборами: линейкой, сантиметровой лентой; развить познавательн...