математические сказки
материал по математике (средняя, старшая, подготовительная группа)

Математика будет интересней, если в науку добавить сказку...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematicheskie_skazki.docx201.69 КБ

Предварительный просмотр:

Сказка о маленьком треугольнике для детей 5-7 лет

Цель: 
-Знакомить детей с видами плоскостных треугольников, с их названием, соотношением сторон.
- Закреплять понятия равные углы, стороны, основание, острый угол, прямой угол, тупой угол.
- Развивать внимание, память, умение слушать, связную речь, логическое мышление.
- Воспитывать познавательный интерес, интерес к математике, доброе отношение к окружающим, отзывчивость, умение осознавать свою принадлежность к конкретной (своей) семье.

Словарь: прямоугольный треугольник, равнобедренный треугольник, тупоугольный треугольник, равносторонний треугольник, острый угол, прямой угол, тупой угол, основание, ребро треугольника, сторона треугольника, боковая сторона, равные стороны, вершина треугольника.
* * * * * *
В одном королевстве, под названием Треуголия, было много жителей. Как и в любом другом королевстве у них был король, очень важная фигура, королева – не менее важная персона и множество самых не обычных подданных. Короля звали Прямоугольным треугольником, он имел два совершенно одинаковых острых угла и один его угол был 90 градусов. Король этим очень гордился. Жена его тоже имела три угла, но только её углы были острыми и два из них были одинаковыми. Её боковые стороны – рёбра так же были одинаковой длинны, и от этого она казалась всем жителям очень стройной, красивой, грациозной, достойной быть вип персоной в королевстве. Все называли её Равнобедренной королевой. Царствующие особы были честными, справедливыми, как и полагается главам государства. Жители уважали и любили их за эти качества. Но, не смотря на их достоинства, счастливыми их назвать нельзя. У них не было детей, не было в их дворце разбросанных игрушек, смеха, шума и создаваемого детьми тарарама.
Как было сказано раньше, жителей в этой стране было большое множество. Но большим уважением пользовались те из них, кто имел прямые углы или равные бёдра, то есть те, кто был хоть чем - то похож на королевскую чету. 
В одной семье, тупоугольных треугольников, появился малыш, но он был совсем не похож на маму с папой. Ни капельки не похож на старших братьев. Можно сказать больше - не похож он был не на одну знакомую фигуру. Это очень расстраивало бедных родителей. Они всё надеялись, что когда мальчик подрастёт, хоть чуть- чуть изменится. Пока малыш был маленьким, родители всячески скрывали его от соседей, но долго так продолжаться не могло. Когда пришло время, идти мальчику в школу, все сразу обратили на него внимание, в его сторону отправляли насмешки не только дети, но и их родители не сдерживались в высказываниях по поводу внешности мальчика. Чего только бедный малыш не слышал в свой адрес: - Фу, какой он гадкий, несуразный; - вы только посмотрите, у него же все стороны одинаковые, но и какая из них будет основанием; - да он как перекати поле. А всего то - он был на них не похож.… Да, у него, как и у всех было три стороны, три ребра, три вершины, но все стороны были одинаковой длинны. Вот если бы одна сторона отличалась от двух других, он был бы равнобедренным, как наша королева, говорили окружающие, и его можно было бы считать красивым. Но, увы, все стороны, были совершенно одинаковыми, и никто не знал какую из них считать основанием, а какие рёбрами. Вы, наверное, уже и сами понимаете, что треугольник с необычной внешностью стал для всех поводом придирок и насмешек. Очень трудно было бедному мальчику, но он не сдавался и пытался всем доказать, что не внешность самое главное в фигуре, а её внутреннее содержание. Треугольник быстрее других справлялся с самыми сложными заданиями, чище и аккуратней выполнял домашнюю работу, во всём старался быть первым, лучшим. Но это ещё больше злило окружающих…
Вот так скучно и монотонно проходили дни мальчика. Он всё больше отдалялся от своих, так называемых близких. В минуты особой печали треугольник начал писать стихи и записывать в свой крошечный блокнотик, который он считал счастливым. Хотя, по большому счёту, в нём не было ни чего не обычного, просто вещичка, которой доверялось самое сокровенное, ведь никто больше его слушать не хотел, только безмолвный блокнотик.
Король с королевой, чтобы не зачахнуть в своей печали, проводили различные праздники для своих подданных. И вот, когда мальчик услышал о конкурсе на лучшего чтеца стихотворений, он решился показаться на людях. Он решил: будь, что будет, но попробовать стоит. Его стали пугать, что король прогонит из королевства, прикажет казнить и разными другими ужасами которые с ним могут приключиться. Но треугольник был твёрд в своём решении.
Во дворце, пока он ожидал своего выступления, не раз слышал за своей спиной смешки по поду его внешности, но треугольник уже настолько привык к ним, что не обращал на них ни какого внимания. Когда пришло время его выступления он, с обычно грустным лицом, зашёл в зал, встал перед королевской четой и начал читать:
Как хороша страна моя родная
Со всех сторон смотри, с любого края.
Кругом поля, луга, гладь голубая.
Деревья…
Но королева его уже не слушала, она думала про себя. 
-Какой милый малыш, совсем не на кого не похожий, такой забавный, а самое главное - очень смелый. Наверное, гордость его матери не знает границ. Вы только посмотрите, он чем- то на меня похож.… Ах, если бы у меня был такой мальчик. 
Когда королева вернулась из своих грёз, маленький треугольник уже закончил своё выступление и ждал реакции слушателей, опустив голову вниз. Все присутствующие в зале, даже те, кто не за долго над ним посмеивались, были потрясены. Такая глубина чувств, интонация голоса и вообще… , по залу покатился щепоток. От этого мальчик ещё ниже опустил голову и стал предполагать худшее. Да и король с королевой слишком долго безмолвствовали, это только мы с вами знаем истинную причину их слишком долгого молчания, а бедный малыш почти был уверен, что конец его мучений близок. Король наверняка обдумывает казнь нахального мальчишки осмелившегося предстать пред ними со своей никчёмной внешностью, со своими глупыми стишками. Он в какой-то момент, даже некоторое облегчение ощутил, ведь никто больше его не обидит, не будет над ним смеяться. Но тут произошло невероятное, король начал аплодировать и все вместе с ним. Королева же в свою очередь, так была растрогана происходящим и искала глазами счастливейшую мать на свете. Но к её великому изумлению никто к мальчику с раскрытыми объятьями не спешил. Тогда она начала думать, что мама, как и её сын, наверное, стесняется, тогда она громким голосом сказала: «Счастливейшая из матерей, можете подойти и обнять своего сына!» но даже после её слов в зале, не было ни какого движения. Тогда королева спросила самого мальчика, кто его привёз во дворец, откуда он к ним прибыл. А когда наш герой закончил рассказ о своей жизни все молчали, и наверное, даже не шевелились. Прямоугольная королева встала и начала говорить:
-Слушайте мой указ: - этот малыш совсем не странный, он уникальный. Ему очень повезло, ведь любая из его сторон может быть основанием, любые две рёбрами. Причём, если рассуждать правильно, рёбра у него одной длины, как и мои, значит, он равнобедренный… 
Но договорить ей не удалось, мудрый и прямой король понял, о чём говорит его жена. Он произнёс :
- Я, скажу вам больше! Этот треугольник не просто равнобедренный, он равносторонний и с этого момента прошу обращаться к нему именно так. Не каждому дано иметь одинаковые стороны, а ему посчастливилось. Да и к тому же, у него все три угла совершенно одинаковые. Я был бы счастлив, иметь такого сына, не правда ли, дорогая? 
Вот так и закончилась наша сказка. А вместе с её окончанием, пришло начало счастливой жизни Равностороннего треугольника.

Сказка для детей 5-7 лет: В гостях у Царицы Математики.

Автор: Дворецкая Татьяна Николаевна
ГБОУ СОШ №1499 СП №2 дошкольное отделение 
Воспитатель 
Описание: Данная сказка способствует познавательному интересу у детей дошкольного возраста к процессу получений новых знаний. Вызывает желания, у детей учится в школе.
Назначение работы: Сказка предназначена для детей, воспитателей дошкольных учреждений и родителей. 
Цель: формирование представлений у детей дошкольного возраста о ценности получения математических знаний, и умений применять эти знания в повседневной жизни. 
Задачи: 
1. Создавать педагогические условия для развития любознательности у детей дошкольного возраста, как основы познавательной активности.
2. Развивать у детей интерес к математике в дошкольном возрасте.
3. Формировать положительный настрой и желания учиться в школе.

Поэтическое вступление от автора:

Математика Царица.

Математика наука -
Познавательная штука!
Всем другим наукам мать
Ее надо уважать!

Навыки, умения
Требуют терпения!
Проявляй старания
И усвоишь знания! 

Математика Царица!
Заставляет всех учиться.
Если хочешь быть умней!?
Подружиться, нужно с ней! 

http://kladraz.ru/upload/blogs/5390_f5006228350aaa92ea3c3051dcf6f3a2.jpg

Сказка: В гостях у Царицы Математики.

История эта приключилась в одном городе. С самым обыкновенным мальчиком, которого звали Сережа. Как и все мальчики, которым исполнилось 6 лет, Сережа больше всего на свете любил играть с игрушечными машинами. Летом мальчик играл с друзьями в футбол, а зимой в хоккей.
Родители Сережи, часто говорили, что скоро он пойдет учиться в школу в 1 класс. Но мальчику не хотелось учиться в школе. Ему нравилось ходить в детский сад. 
Однажды в выходной день, к Сереже подошла его младшая сестренка Ира, и протянула коробку с конфетами. 
- Сережа помоги, мне поделить конфеты поровну – обратилась девочка.
Ира была меньше брата на 2 года и ещё не умела считать. 
Сережа, прищурив глаз, стал считать вслух. 
1, 2, 3, 4, 5 – это мне – гордо сказал Сережа.
1, 2, 3, 4, 5 – это тебе – продолжал мальчик.
Но в коробке ещё оставались лежать завернутые в красивые фантики вкусные и ароматные конфеты. Сережа продолжил класть конфеты к себе в кучку.
И когда в коробке совсем не осталось конфет, мальчик весело сказал: Ну, вот и все! Готово!
Ира посмотрела на брата и поинтересовалась: А ты точно конфеты разделил поровну? 
- Конечно! Ещё спрашиваешь! – ответил, слегка смутившись, Сережа. 
- Я же умею считать. Бери свои конфеты и иди, ешь – авторитетно заявил мальчик.
- Спасибо! – радостно воскликнула Ира. 
Сережа смотрел на большую горку сладких конфет и улыбнулся. Ловко я перехитрил Иришку, подумал Сережа.
Тут в комнату зашла бабушка. Она строго посмотрела на внука. 
- Сережа, ты взял себе конфет больше, а Ира тебя попросила поделить конфеты поровну. 
- Может, ты не умеешь считать? – печально спросила бабушка.
- Умею! Умею! – заверил бабушку Сережа, - Что там тяжелого? Один, два, три и готово. 
- Ну, тогда остается одно из двух – продолжала говорить бабушка. Или ты нарочно обманул сестру, или ты случайно ошибся при счете? Тебе не помешало бы внучок, отправиться в страну Знаний. 
- Ой, а где такая страна находится? – удивился Сережа. 
Бабушка улыбнулась и ответила: Когда я была маленькая девочка, я тоже не умела считать, и не хотела решать примеры и задачи. Но однажды я открыла одну потайную дверцу и оказалась в стране Знаний. 
- Бабушка я тоже хочу отправиться в страну Знаний! – закричал Сережа.
- Тебе ещё рано! Ты же не хочешь идти учиться в школу – ответила бабушка и вышла из комнаты.
Сережа остался один. Играть в машины он уже не хотел. Мальчик стал думать, где же находится эта самая дверь, которая ведет в страну Знаний?
Сережа на цыпочках вышел из комнаты и направился в комнату, где жила бабушка. Мальчик тихо отворил дверь и очутился внутри комнаты. Он огляделся, все стояло на своих местах: шкаф, кровать, тумбочка, стол, книжные полки. 
Внимание Сережи привлекла большая картина, которая висела посередине комнаты. На картине была изображена необыкновенно красивая, старинная, резная дверь. В отражении солнечного цвета дверь блестела и переливалась золотистым цветом. 
Интересная дверь – подумал Сережа и подошел поближе. Вблизи дверь оказалась ещё массивнее и таинственнее. Мальчик смотрел с восхищением на картину. Его внимание привлекла дверная ручка. Она была грациозно изогнута и напоминала шею лебедя. Мальчик взялся за ручку, и дверца издала скрип. Медленно, но верно дверца стала приоткрываться. Сережа, еле справляясь с любопытством, заглянул за дверцу. С другой стороны двери стояли маленькие цифры и с интересом разглядывали незваного гостя. В сказочной стране цифры умели ходить и говорить. У них были маленькие ножки, ручки, глазки и ротики.

http://kladraz.ru/upload/blogs/5390_0c7a147a2947ebd967bb373599945c54.jpg


- Здравствуй Сережа! – хором поздоровались цифры и заморгали своими маленькими глазками. После этого на середину вышла цифры 1, она протянула мальчику руку и весело сказала: 
- Мы приглашаем тебя к нам в страну Знаний! Если ты пройдешь испытания, ты сможешь увидеть нашу Царицу Математику.
- Вот это да! Говорящие цифры – обрадовался Сережа, - Я готов пройти испытания.
Цифра 1 пригласила мальчика сесть в лодку. И они поплыли по реке Знаний. 
Долго ли коротко ли плыла лодка по реке, но вот показался первый бережок. На большом резном столбе висела дощечка, на которой большими буквами было написано: Дочисловая деятельность. 
Цифра 1 встала и сказала: Посмотри, на берегу растет дерево - яблоня. На ней созрели яблоки. Посмотри и ответь, сколько на дереве созрело яблок красных? И сколько на дереве яблок желтых? 
Сережа посмотрел на яблоню. Мальчик стал считать: 1, 2, 3. Всего 3 красных яблока созрело на дереве. 1, 2 – и 2 желтых яблока. 
Цифра 1 продолжала задавать вопросы: Сравни красные яблоки и желтые яблоки. Каких яблок больше? 
Сережа немного подумал и ответил: Красных яблок больше, чем желтых. На 1 яблоко. А желтых яблок меньше чем красных тоже на 1 яблоко. 
Цифра 1 радостно сообщила: Ты справился с первым заданием. Но нам пора отправляться в путь. И лодка, слегка покачиваясь, поплыла дальше по реке знаний. 
Долго ли коротко ли, время в стране Знаний шло не заметно, так вдруг появился второй берег. На столбе висела деревянная дощечка, на которой было написано: Счетная деятельность. 
Цифра 1 встала и сказала: Смотри Сережа, на берегу стоят машины. Их много. Тебе нужно сосчитать и назвать количество машин. 
Сережа принялся считать 1, 2, 3, 4, 5, 6,7, 8. Всего 8 машин стоит на берегу. 
Цифра один радостно промолвила: Молодец Сережа! Это правильный ответ. Ты справился со вторым заданием. Итак, отправляемся дальше! 
Лодочка, покачиваясь на волнах, поплыла по речке. Долго ли, коротко ли, но вот на горизонте появился третий берег. Сережа увидел табличку, на которой было написано: Вычислительная деятельность.
На бережке находились звери: белки и зайцы. 
Цифра один с важным видом спросила мальчика: Сережа посчитай, сколько на берегу зайцев? Сережа не спеша стал считать: 1, 2, 3,4, 5 – всего 5 зайцев на берегу. А теперь сосчитай, сколько белок находится на берегу? Сережа быстро справился с заданием 1, 2, 3, 4- всего 4 белки. 
Но цифра один на этот раз не спешила хвалить мальчика. Она внимательно посмотрела на Сережу и спросила: Скажи, а каких зверей больше белок или зайцев? Сережа улыбнулся и ответил: Больше зайцев, их 5, а белок 4. 
Цифра один продолжала задавать вопросы: А насколько меньше белок? 
Сережа утвердительно сказал: На 1 белку. Если бы была ещё одна белка, тогда зверей на берегу было бы поровну. 
Цифра один была рада ответами мальчика. Но все-таки решила задать еще один вопрос: Сережа, скажи, сколько всего зверей находится на берегу? 
«Так, - с важным видом сказал Сережа, - нужно взять и посчитать всех зверей на берегу. 5 зайцев + 4 белки это получается всего 9 зверей».
Цифра один была искренне рада правильным ответам мальчика. Она подошла к нему и протянула свою маленькую ручку: Это правильный ответ Сережа! Ты прошел все наши испытания. Приглашаю тебя пройти в замок нашей Царицы Математики. 
Сережа и цифра один пришвартовали лодку, и сошли на песчаный берег. Перед глазами возник замок, возле которого прогуливались разные цифры и знаки. Их было великое множество. Цифры гуляли кто в одиночестве, кто по парам, кто по тройкам. Вот рядом с мальчиком прошла цифра 2, а вот в позолоченной карете проехала цифра 6. Сережа с удивлением их рассматривал еще, какое-то время. 
Потом его внимание привлек замок Царицы Математики. Построен он был из больших геометрических фигур.

http://kladraz.ru/upload/blogs/5390_12ae1899d4761092ddbb0dfe6d2891e5.jpg


На воротах стоял стражник. Цифра один взяла Сережу за руку и громко произнесла: Это Сережа! Наш новый друг! Он пришел познакомиться с нашей Царицей. Стражник отворил ворота, и мальчик прошел вовнутрь. На стенах старинного замка висели картины, кругом стояли скульптуры из белой глины с изображением цифр. Сережа знал, как зовут каждую цифру. 
Вдруг мальчик услышал у себя за спиной голос: Здравствуй Сережа! Мы рады встретить тебя в нашей стране Знаний. Мальчик обернулся и увидел прекрасную незнакомку. Это была Царица Математика. Ее голову украшала корона из драгоценных камней. 
- Сережа, ты прошел все испытания. И я теперь точно знаю, что ты умеешь считать. Ответь, почему же ты обманул свою младшую сестренку? Ты меня очень расстроил – произнесла тихим голосом Царица Математики. 
Сережа покраснел от стыда. Действительно, он уже умел считать, просто ему удалось обхитрить сестру Иру, которая доверяла брату и верила, что он поделит конфеты поровну. 
- Я виноват – грустно сказал Сережа. Царица Математики с укором покачала головой. 
Цифра один - мой первый министр математических дел – продолжила свой рассказ Царица Математики. У нее почетная роль. Она следит за выполнением золотого математического правила: Каждое число, начиная со второго, на единицу больше предыдущего. А почему ты не хочешь идти учиться в школу? Там нужно делать уроки, а я люблю играть – с грустью в голосе сказал мальчик. 
Царица Математики подошла ближе к мальчику и произнесла: Дело в том Сережа, когда ребенку исполняется 7 лет, он идет в школу и попадает в страну Знаний. Сегодня ты побывал только в одном государстве: стране Математике. Но в нашей сказочной стране много разных удивительных государств и стран. Например: страна География, страна История, страна Чтения, страна Природоведения и много разных других. Если ты не пойдешь учиться в школу, ты никогда не побываешь в этих странах. Ты можешь навсегда остаться маленьким мальчиком, который ничего не знает и не чему не хочет научиться. 
Сережа задумался, ему стало жутко интересно узнать тайны всех государств этой удивительной страны Знаний. 
- Уважаемая Царица математика, подскажите, как мне вернутся домой? – поинтересовался Сережа. У меня есть важное дело, нужно сосчитать, сколько всего было конфет в коробке. А потом разделить их поровну.
Царица Математика улыбнулась, подняла руки и подула на свои ладони. В ту же минуту, по воздуху в разные стороны разлетелись блестящие разноцветные звездочки. 
Сережа не поверил своим глазам, когда очутился снова у себя дома. Он аккуратно закрыл дверь в бабушкину комнату. Позвал сестру Иру, и попросил ее принести все конфеты и коробку. Когда все конфеты оказались на своих местах мальчик принялся за счет. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 – это тебе Ирина.
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 – это мне. У меня 10 конфет, и у тебя 10 конфет. Значит поровну. Ира смотрела на брата с гордостью. Её горсть конфет увеличилась в размере, и девочка была несказанно рада. 

http://kladraz.ru/upload/blogs/5390_17c8fc9019200874c9206d2a13530f2e.jpg


В эту самую минуту в комнату зашли родители детей. 
Мамочка, папочка! – закричал Сережа, - Я хочу учиться в школе, я хочу узнать много нового и интересного, я хочу получить знания. 
Вот и славно! – ответил папа, - Значит, завтра мы пойдем записываться в первый класс. 
А можно мне тоже пойти в 1-ый класс? – спросила Ира. 
Нет, тебе еще рано, ты не умеешь делить конфеты поровну – сказал Сережа, подмигнул и засмеялся. 
Тут и сказочке конец! – А Сережа Молодец!

«Длинный – короткий»

В одной небольшой деревушке жила-была семья: мама, папа и две дочери. Одну звали Люсенька, а другую Нюсенька. Вообще-то по-настоящему Нюсеньку звали Анна, но она, когда с чем-нибудь не соглашалась, говорила: «Не-не-не, ню-ню-ню» поэтому и прозвали ее Нюсенькой.

Однажды мама сказала своим дочерям: «Надо сходить в соседнюю деревню и отнести бабушке подарок, ведь у нее завтра день Рождения. Идите по короткой дорожке, через поле, так вы быстрее дойдете». Но Нюсенька тут же захныкала: «Нет, я по полю не пойду. Солнце светит жарко, пчелы кусаются, я устану». «Но так ведь короче и быстрее», - сказала ей Люсенька. Нюсенька не послушала свою сестру и, взяв подарок для бабушки, пошла через лес длинной дорогой.

Первой к бабушке пришла, конечно же, Люсенька. Она поздравила любимую бабушку с днем Рождения, подарила ей букет из полевых цветов, которые она сорвала по дороге, и они вдвоем сели пить чай. И, когда Люсенька с бабушкой уже съели по две ватрушки и три конфетки, появилась Нюсенька. «Ню-ню-ню, вы уже без меня все сладкое съели, не дождались меня». На что Люсенька ей ответила: «Ты пошла по длинной дорожке, а я шла по короткой дорожке, поэтому и пришла к бабушке раньше тебя».

 

«Плоский и объемный»

Две сестрички Люсенька и Нюсенька отдыхали летом в деревне у бабушки. Они ходили купаться на речку, в лес за ягодами, играли с соседскими ребятами.

На выходные дни в гости к бабушке должны были приехать мама с папой Люсеньки и Нюсеньки. В пятницу бабушка говорит: «А ну-ка, девочки-красавицы, помогите мне испечь пирожки и плюшки, я уже и тесто замесила». Бабушка подняла полотенце, которым была накрыта большая кастрюля, и девочки увидели огромный ком теста. «Ох, и хорошие же пироги у нас получатся, ишь какое тесто объемное получилось, его даже и руками обнять можно с трудом». Люсенька очень удивилась: «Какое тесто получилось?» «Объемное. Все что можно обнять, называется объемное». Тут же задала вопрос Нюсенька: «А если нельзя обнять?» «Тогда называется плоское. Я вот сейчас раскатаю тесто скалкой и оно станет похоже на блин. Вот этот блинок – плоский. Ну-ка, посмотрите вокруг, что видите  плоское, а что объемное». Девочки стали рассматривать окружающие их предметы. Нашли много плоских вещей: листок бумаги, зеркало, ковер. Объемное: мяч, орехи, яблоки. Девочки так увлеклись этой игрой, что не заметили как приехали их родители. А вы можете найти вокруг себя объемные и плоские предметы?

Дальше – ближе

Жила-была дружная семья. Состояла она из любящих родителей – мамы и папы – и двух сестер-близнецов. Звали их Аннушкой и Ладушкой. Аннушка не любила соглашаться с родными, поэтому все время утверждала: «Не-е-ет», за что ее прозвали Неточкой. А Ладушка всегда говорила: «Ладно», потому что была послушной девочкой.

Как-то во время летних каникул захотели они наведаться к любимой тете. Мама сказала, что идти ближе через лес. Но Неточка отказалась, так как побоялась встретить серого волка, решила обойти опушку. А Ладушка послушала маму и пошла лесной тропкой.
Когда Неточка добралась до любимой тетушки, сестра и тетя уже съели два пирожка с вишнями и один с малиной. Пришедшая девочка удивилась, увидев сестренку. Однако сама все поняла: близкое расстояние проходится быстрее, чем дальнее. Неточке налили чаю и предложили на один пирожок больше. Она ведь устала!

 

Плоское и выпуклое

Неточка и Ладушка весело проводили каникулы у тети: собирали абрикосы на компот, помогали кормить курочек, играли с соседскими девочками в дочки-матери. Но сегодня была дождливая погода, и малышкам пришлось остаться дома.

Тетушка решила побаловать их вкусненьким и испечь к завтраку блинов, а к полднику – высокий торт. Племянницы охотно помогали месить тесто и готовить крем. Когда блюда были уже готовы, Неточка захотела сфотографировать накрытый стол и вложить потом фото в альбом на память о каникулах. Девочка в поисках удачного кадра вскарабкалась на кресло. Снимок вышел потрясающий! 
Только тетя заметила, что все блюда выглядят плоскими. Сестренки не поняли, тогда старшая родственница им все объяснила: «Смотрите, сверху все выглядит плоским, как бы приплюснутым, а если посмотреть на торт со стороны, то можно заметить, как он возвышается над блинами». Девочки догадались! Плоское – это тоненький блин, бумажная кукла. Объемное – пирог, настоящая куколка. Плоский – у мамы телевизор (он очень широкий, но когда заглядываешь за экран, там ничего нет, он тонюсенький!). Объемный – телевизор дедушки. За экраном будто спрятана целая коробка! Прямо ящик…

Но не только девочки с интересом проводили свои каникулы. Их товарищи по детскому саду (Илюшка и Маруся) неплохо отдыхали и дома, в городе…

У этих брата и сестры была насыщенная программа отдыха. Их мама и папа возили на ледовый каток, брали с собой в турпоходы к озеру, катались с ними на велосипедах. У детишек было много обуви, которая завязывалась на шнурочки. Когда уставшие малыши засыпали или не находились дома, шнурочки выбирались из обуви и жили в доме в свое удовольствие!

 

Знакомьтесь, необычные друзья!

Шнурочков было ровно 10, потому что они жили по двое в каждой паре ботиночек. 2 пары принадлежали Илье, потому были тоже мальчиками. Ну а три – Марусины. Зачем ей больше обуви? Так ведь девочка же! Модница! Звали шнурочков просто: Илюшкиных – Кузя, Федор, Емелька и Егорка. Марусиных величали так: Олечка, Бука, Лала, Дуся, Забияка (вечно она привязывалась к своей спящей сестрице, пока та дремала), Соня (потому что вечно спит).

Маленькие шнурки постоянно путались, пролезали не в то отверстие на ботинке. А когда их никто не видел, они выползали на большой ковер в гостиной и изображали разные фигуры… Олечка вытягивалась, как палочка, а потом соединялась в колечко – так получался кружок. Если в это время ей хотелось позевать и потянуться, круг молниеносно превращался в овал. По-другому, сплюснутый кружочек.
Иногда Бука, Лала, Дуся и Забияка вытягивались по стойке смирно и присоединялись друг к дружке, образуя квадрат. Конечно, шнурочки Маруси – все одного размера, как стороны квадрата! А если двух сестер заменяли более длинные Егорка и Емелька, то получался прямоугольник. Если ребята начинали шутить и ближе приближаться друг к другу, выходила фигура, похожая на ромб!
Шнурочки устали. Но они любили высыпаться, поэтому всегда были в хорошем настроении!

 

Короче или длиннее?

Илюшка собирался в детский сад, но вдруг понял, что шнурки ему не поддаются. Уже 15 минут он пытался на левом ботиночке завязать такой же красивый бантик, как и на правом. Совсем малыш отчаялся, но тут подошла мама. Она проверила, во все ли отверстия правильно были вдеты шнурочки, не спутались ли где. Наконец терпение ее подошло к своему концу, и мама решила вытянуть шнурки и вдеть их заново.

Каково же было ее удивление, когда она заметил, что оба шнурка коричневые, но дин был больше (длиннее) второго! Ох уж эти Егорка с Емелькой! Вчера, уставшие, они перепутали свои домики – ботиночки. Маме было некогда, и она дала сынишке обувь с парными шнурочками.

Когда двери захлопнулись, все шнурки вылезли из обуви и стали меряться ростом. Оказалось, что Кузя, например, больше Сони в два раза. Сколько тогда нужно шнурочков-девочек поставить друг на друга, чтобы они поравнялись с Кузей? (Конечно, две!)

 

Игры во «что я могу»

Это только кажется, что шнурки, пусть даже маленькие, нужны для завязывания обуви на ноге. Шнурочки детей (Илюшки и Маруси) так не считают!

Однажды Федор, шнурок из строгого теплого ботинка на осень, решил всех разыграть в честь первого апреля (Дня шуток) и скрутился в браслет вокруг руки куклы. Его собрат – Кузя – решил повторить подвиг и сделался браслетом на лапе плюшевого медведя. Девочки сразу рассекретили братьев, потому что мишки не носят украшений! Но идея Олечке, Лале и Дусе понравилась. Они решили продемонстрировать мастер-класс (это занятия, где мудрые и опытные мастера делятся своими умениями с желающими). Девочки стали превращаться в кобру, браслеты, коврик, закладки для книг. А потом…

Зеленые шнурочки начали скручиваться в яблочки, красные – в свеклу, синие – в виноград. Долго резвились малыши: Емелька и Егорка, Федор и Кузя, Лала и Дуся, Олечка, Забияка и Бука. Почти все… Их здесь только 9. А кого из 10 собратьев и не хватает? А по именам вспомнить их можно?

Конечно, нет Сони! Почему? Опять она играет в Спящую Принцессу!)

 

Все любят карандаши!

Наступила красивая пора, весна. О том, что на улице все стало меняться, сообщили голоса синиц, долетающие из окна. В комнате чаще стало пахнуть свежими цветами (распускались деревья). А друзья-шнурочки с грустью отправлялись на заслуженный отдых – подальше в обувной шкафчик, до наступления холодов или занятий физкультурой, когда пригодятся кроссовочки. Самыми везучими себя считали Марусины Олечка и Бука, поскольку они украшали изящные весенние ботиночки. Девочки решили поднять настроение товарищам, предложив им разукраситься цветными карандашами. Их Илюшка все время разбрасывал по ковру и не убирал после рисования.

Олечка и Бука прикатили 10 карандашиков поближе к дивану, где им никто не мог помешать. Не успели они и рта раскрыть, как веселыми червячками обвились вокруг карандашей шнурки, им так захотелось стать красивее, ярче, счастливее! Соня расплакалась, потому что ей ничего не досталось. Олечка-то пожурила ее, что всем деткам надо утром вставать вместе, идти на занятия, а не дрыхнуть до последнего. Но и товарищей пожурила: «Разве можно не делиться с близкими?». Серьезная Бука собрала все карандаши обратно и строго приказала каждому шнурочку встать возле понравившегося цветного карандашика. Ребята и девочки быстро разбрелись по ковру и стали там, где им хотелось. Вот здорово! 10 шнурочков поровну разделили 10 красивых карандашей. Не подскажете, сколько досталось каждому?

Разукраситься они, увы, не успели (мама все-таки заставила Илюшку собрать и разложить все по местам). Зато он понял, что порядок – дисциплинирует, а шнурочкам стало ясно, что делиться с товарищами надо уметь!

 

Цифры – это интересно!

Как-то шнурочки подслушали, что у Илюшки скоро День рождения, ему целых пять лет исполняется! Готовился большой праздник. Мама искала рецепт вкусного пирога, папа заботливо прятал купленный грузовичок, а Маруся рисовала то ли цветы, то ли солдатиков – сама еще до конца с выбором не определилась. Шнурочки решили не оставаться в стороне и сделать королевский, по их мнению, сюрприз: больше никогда не путаться и всегда завязываться с первого раза!

Но вопрос чисел и цифр их заинтересовал очень серьезно. Подсмотрев в телевизоре некоторые цифры, Кузя решил обучить и своих родственников-шнурочков. Он весело скрутился в два колечка и стал напоминать очки. Но смешливым друзьям объяснил, что так выглядят восьмерка и перевернутый знак бесконечности. Потом он извивался в ноль, даже пятерку (в честь Илюшки). А друзья повторяли за ним и отвечали, где они слышали или видели эти циферки.

Бука сказала, что знает много примеров с семеркой: семеро козлят, гномов, цветов радуги.

Олечке понравилось число три. Три поросенка, три богатыря, три месяца в году.

Долго детки перебирали цифры. А какие из них любимые у вас? Где вы их встречали? Возможно, вы вырастите и напишете сказку о цифрах – самую лучшую! Чтобы друзьям-шнурочкам понравилось!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия По формированию элементарных математических представлений на тему: «Математическая сказка» (старшая группа)

Здесь представлен конспект занятия  по формированию элементарных математических представлений в старшей группе. Данное занятие поможет начинающим воспитателям понять как правильно провести заняти...

Математические сказки. Конспект занятия по формированию математических представлений в подготовительной группе

Формировать умения ориентироваться во времени; развивать умение ориентировки на плоскости стола и листе бумаги; совершенствовать навыки выделения такого свойства предмета, как цвет и величина...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений Математическая сказка «Теремок»

Цель. Учить определять на ощупь гео­метрические тела (куб, шар, призма, ци­линдр), ориентироваться на листе бумаги, располагая предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи простр...

Математическая сказка как средство развития математических представлений дошкольников

Статья описывает использование в сказках математических персонажей....

Математическое развитие : " Математическая сказка"

Тема: «Математическая сказка». Цель: создать благоприятные условия для развития детей среднего дошкольного возраста в разных видах деятельности с учетом их возрастных и индивидуальных особенносте...

Проект по применению в ходе образования детей математической сказки, ориентирующей детей на выполнение в ходе повествования сказки мыслительных операций, в соответствии со спецификой задач математического цикла и конструирования с применением оригами.

В проекте прописаны все этапы работы, поставлена цель и задачи. Преведен пример математического занятия по сказке "Золотой ключик,или приключения Буратино" и конструирование с применением ор...