Конспект ОД по формированию элементарных математических представлений для детей с ОВЗ (ОНР).
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Поветкина Наталья Викторовна

Тема ОД:  "Путешествие в прошлое счетных устройств".

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №41 «Золотая рыбка»

658210, г. Рубцовск, ул. Красная, 89

телефон 4-21-84, 4-45-45

E-mail ds41-zr@yandex.ru

Конспект ОД по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы.

Тема ОД: «Путешествие в прошлое счетных устройств».

Подготовила

воспитатель группы

 компенсирующей направленности №1

МБДОУ «Детский сад

комбинированного вида №41

«Золотая рыбка»

Поветкина Наталья  Викторовна

                             Рубцовск, 2019г.  

                                                                                                                                   

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» - ознакомление с окружающим миром»,  «Развитие речи», ФЭМП.                                                                                                                                                                                    Возрастная группа: Подготовительная к школе группа.                                                                                                             Форма организации воспитанников: подгрупповое занятие.                                                                                   Продолжительность непосредственно образовательной деятельности: 30минут.

Тема ОД:  «Путешествие в прошлое счетных устройств».

Цель: познакомить с историей счётных устройств, с процессом их преобразования человеком.

Образовательные задачи:

1. Расширять представления о предметах облегчающих труд людей.                                                                                                         2. Закреплять представления о компьютере, его составных частях.                                                                                                     3. Активизировать познавательную деятельность.                                                                                                                                          4. Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания; развивать смекалку, память, воображение, связную речь.

Коррекционно – развивающие:

  1. Способствовать развитию направленного воображения.
  2. Создать условия для развития временного представления, зрительного восприятия в процессе рассматривания счетных устройств.
  3. Развивать произвольное внимание через умение слышать инструкцию и  действовать в соответствии с ней, память – через актуализацию прошлого опыта, словесно-логическое мышление через ответы на вопросы.
  4. Активизировать речь с помощью игр и упражнений. Стимулировать речевую активность, актуализировать в речи качественные прилагательные.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к счётным устройствам.                

2. Воспитывать навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом не мешая друг другу.  

Методы и приемы: словесные (беседа, инструкция, художественное слово), наглядные (показ), игровые (игра-путешествие), проблемно–практические.

Предварительная работа: рассматривание абака,  счёт на косточках, калькулятора; работа на них.

Словарная работа: счёты, счётное устройство, древние люди, узелковые счёты, счёты абак, калькулятор, компьютер, цифровое табло, ноутбук.

Обогащение словаря словами признаками: персональный, переносной, плоский, современный, новый, удобный.                                                                                                                                                                                                  Оборудование: картинки с изображением счётных устройств, абак, камни, счёты, калькулятор, картинки «Части компьютера», карточки для составления задач.

Ход  ОД.

  1. Организационный момент, начало ОД.

Цель: Создание положительного эмоционального настроя, условий для формирования позитивной мотивации воспитанников, восприятия новой информации.    

Деятельность детей

Деятельность воспитателя

Примечание

Дети заняты свободной деятельностью, включаются в занятие добровольно из интереса к предложению взрослого, стремления быть вместе со всеми.

Ребята, вы были когда - нибудь в музее? - А что вы там видели (картины, скульптуры и т. д.) Хотите сегодня побывать в другом музее?

Тогда сегодня я приглашаю вас не совсем в обычный музей. В нем вместо картин и скульптур собраны счетные устройства: машины, приборы. Там находятся счётные устройства, с помощью которых люди считали раньше и которые используют в наше время.

  1. Основная часть.

Изученного нового материала.

 Цель: Развивать произвольное внимание через умение слышать инструкцию  и  действовать в соответствии с ней, память – через актуализацию прошлого опыта, словесно-логическое мышление через ответы на вопросы.

 

Дети находятся около воспитателя.

Проходим в первый зал. Я буду вести экскурсию. Значит я кто? Экскурсовод.

Первый экспонат: рисунки рук и ног человека.

Давным-давно древние люди жили в пещерах и использовали для счёта пальцы рук и ног.

- Как вы думаете, что могли считать древние люди на пальцах?

Дети: Древние люди считали сколько белок поймали, звёзды на небе. Могли посчитать сколько рыбы поймали.

Воспитатель показывает рисунки рук и ног человека.

Дети

располагаются на стульчиках за столами перед доской.

Дети

располагаются на стульчиках за столами перед доской.

Воспитатель: Правильно ребята. Но мы с вами на пальцах считать не будем, мы с пальчиками поиграем.

Воспитатель: Сели удобно, спинки ровные. Приготовили руки, пальцы сжали в кулачки. Встали как-то утром в ряд 10 маленьких утят.

Посчитались. Удивились. На две группы разделились.

Пёрышки почистили, головкой покивали.

Червячка склевали, к речке побежали.

Сколько утят было в первой группе? Во второй? До скольки можно считать на пальцах? Если добавить пальцы ног, то до 20. Удобно считать на пальцах?

Хорошо поиграли с пальчиками.

 На пальцах люди считали в древности. Это были первые счеты. Можно еще для счета использовать различный природный материал: камешки, кости и т. д. Затем быт человека развивался, стал усовершенствоваться счетный материал. Использовались узелки на веревке, и назывались они «узелковые счеты». Посмотрите, как они выглядят?

Это веревочка, на которой завязаны узелки.

А сейчас попробуйте решить задачу с помощью узелковых счет.

Задача: Три пушистых кошечки

Улеглись в лукошечке

Тут одна к ним прибежала

Сколько вместе кошек стало?

Дети отвечают и показывают.

Воспитатель: Молодцы!

Попробуйте ребята завязать столько узелков, какой сегодня день недели по порядку.

-Ребята, какой сегодня день недели? (вторник)

-Какой он по порядку? (второй)

-Значит, сколько узелков нужно завязать? (два)

-Молодцы, правильно завязали. Умеете пользоваться «узелковыми счетами».

Пальчиковая гимнастика про «Утят».

Воспитатель задает вопросы.

Знакомство детей с «узелковыми счетами».

Решение задачи при помощи счет.

Повторение дней недели.

Дети выполняют задание самостоятельно, помогают друг другу.

Посмотрите, а это деревянная счетная доска. Знаете, как она называется? - Абак. Она разделена на полоски. На одной полоске считали единицы. На другой – десятки и т.д. А что выкладывали на доску, а потом пересчитывали?

Оказывается, на доску выкладывали горох, бобы, фасоль, а потом их пересчитывали.

У нас в группе тоже есть абаки, но современные. Нужно не выкладывать камешки, а выдвигать полоски и будет видно нужное число кругов. Давайте попробуем решить при помощи абака задачу.    

Задача: Купили 3 груши и 4 яблока. Сколько фруктов купили?

     На абаке выкладывать горошины было долго и неудобно. И около 5000 лет назад, человек придумал вот такие счеты. Это самое простое счетное устройство.

Из чего состоят счеты? Что у них есть? Счеты состоят из нескольких рядов бусин или косточек нанизанных на проволоку.

На одном ряду этих счёт откладывали единицы. На другом десятки, на третьем- сотни и т.д.

 Скажите, а сейчас пользуются такими счетами?

Дети: уже не пользуются.

Воспитатель: - но давайте вы попробуйте. На счетах вы откладываете косточки и решаете задачу, используя цифры.

Задача: На озере плавало 9 уток, одна утка вышла на берег. Сколько уток осталось плавать на озере?

Из чего состоит задача? Из каких частей?

Варя, повтори условие задачи.

Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи?

Дети: Нужно её решить.

Воспитатель: Решите задачу, используя арифметическое действие.

Дети работают.

Воспитатель: Расскажи, как ты решила задачу, Ангелина?

Дети: 9-1=8 (равняется восьми; получилось восемь)

Ответ: на озере осталось плавать восемь уток.                                                                   

Знакомство детей с абаком.

Решение задачи при помощи абака.

Знакомство детей с счетами. Решение задачи при помощи счетов.

  1.  Динамическая пауза (физминутка).

Раз – подняться, подтянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на стульчик сесть.

Семь, восемь – лень отбросим!

Дети стоят возле столов.

Переходим в другой зал.

Чтобы считать большие цифры, человеку требовалось много времени. И поэтому он изобрел новое устройство. Давайте подойдем и рассмотрим его.

Эту счетную машину вы наверное знаете. – Как она называется?

Дети: Это калькулятор.

Воспитатель: Скажите вместе. Леня, повтори. Что у него есть?

Дети: У него есть кнопки с цифрами и знаками + - =

Воспитатель: У калькулятора есть кнопки с цифрами от 0 до 9 и знаками =, -, + эти знаки вы знаете; а с : , х вас познакомят в школе. У калькулятора есть цифровое табло, повторите – «цифровое табло».

Вы решали задачу про уток, а я проверю решение задачи с помощью калькулятора. 9-1=8. Очень быстро и точно.

Теперь назовите любое большое число. 10+20=30

Воспитатель: Работая на любом счетном устройстве нужно быть внимательным, не пропускать знаки и цифры, иначе результат получится неверным. Умная машина, дети?

А теперь посмотрим еще один экспонат. Как вы думаете, что это?

Дети: Это компьютер.

Воспитатель: Посмотрите, сколько разновидностей компьютеров. Как называется эта модель? Это ноутбук. Давайте повторим- «НОУТБУК». Какой ноутбук?

Дети: Персональный, новый, переносной, удобный, красивый, дорогой, детский, взрослый.

Воспитатель: Для чего придумали детский компьютер?

Дети: Чтобы дети учились, развивались и умели пользоваться современными приборами.

Воспитатель: Правильно. Что можно делать с помощью компьютера?

Дети: С помощью компьютера можно играть в игры, смотреть кино, переписываться, искать информацию, учиться, работать.

Воспитатель: Все верно. Это машина, которая может хранить и отыскивать огромное количество информации и быстро решать много задач. Компьютеры управляют самолетами, космическими кораблями, контролируют медицинское оборудование, поддерживают жизнь тяжело больных людей.

Воспитатель: Чем компьютер отличается от калькулятора?

Дети: На калькуляторе можно только считать, а на компьютере учиться, работать, играть.

Знакомство детей с

калькулятором.

Знакомство детей с

компьютерами.

  1. Заключительная часть.                                             Организованное окончание ОД

Итог занятия.  

Дети

располагаются на стульчиках за столами перед доской.

Дети называют, воспитатель выставляет картинки на мольберт.

- Никита, на чем считали древние люди?

- Саша, как считали люди сначала?

-Какие счетные устройства появились потом?

-Из чего они были сделаны?

-Что люди используют для счета теперь?

Воспитатель: Сегодня мы узнали, как изменились счетные устройства, но нас окружают и другие предметы, которые тоже меняются, становятся более удобными и современными.

Ребята, вот и закончилось наша экскурсия. Мы выполнили все, что запланировали. Что вам запомнилось, понравилось? Что было трудно? Легко?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей с нарушениями интеллекта на тему "Заколдованные звери"

С детьми, имеющими нарушения интеллекта, при формировании элементарных математических представлений важно организовывать практические действия с различными предметами и непрерывными множествами; форми...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей второй младшей группы

Закрепление знаний о прямоугольнике и квадрате. Развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения; зрительного, слухового внимания, зрительно-моторной координации. Воспитывать товарищеские в...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группы

Занятие по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе. Занятие проходит в игровой форме. Дети встречаются с разными героями мультфильмов, выполняя их...

конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей с нарушением интеллекта (4г. о.) "Путешествие в Город Математических Загадок"

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений. Содержит материал для закрепления умений соотносить множества предметов, воспринимаемых разными анализаторами (зрительным, с...

Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений для детей 6-7 лет " Математический огород"

Форма проведения:игра. Цель: продолжать учить составлять число 6 из единиц....