Подборка игр математического содержания для занятий в предшколе.
картотека по математике (старшая группа)

Лапшина Елена Васильевна

Подборка игр математического содержания для занятий в предшколе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подборка игр математического содержания для занятий в предшколе.

Раздел «Количество и счёт»

1. «Аэродром»

Цель: упражнять в счете предметов и в порядковом счете в пределах 10.

Материал: Игрушки (самолеты, ракеты).

Ход: 

Воспитатель: «Посмотрите, у меня на столе несколько самолетов. Это аэродром. Сколько у меня самолетов?   Как проверить правильно ли вы ответили? Кто хочет сосчитать самолеты? Каждым самолетом управляет летчик. Сколько летчиков управляют (10) самолетами?

Сейчас мы поиграем. Вы будете летчики. Сколько детей должно выйти, чтобы управлять самолетами?

(выходят дети, берут в руки самолеты, делают круг, возвращаются на аэродром).

Аналогично: «На космодроме».

2. «Угадай, какое число пропущено»

Цель: определить место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное число.

Материал. Фланелеграф, 10 карточек с изображением на них кружков от 1 до 10 (на каждой карточке кружки другого цвета) флажки.

Ход:

Воспитатель расставляет на фланелеграфе карточки в последовательности натурального ряда. Предлагает детям посмотреть, как они стоят, не пропущено ли какое-нибудь число. Затем ребята закрывают глаза, а Воспитатель убирает одну карточку. После того как дети отгадают, какое число пропущено, показывает спрятанную карточку и ставит ее на место. Тому, кто первый назовет пропущенное число, получает флажок.

Раздел «Величина»

1. «Ширена и Длина»

Цель: упражнять в сравнении предметов по длине, ширине.

Материал: По 7 полосок разной длины и ширины.

Ход: 

В. предлагает взять детям полоски, положить их перед собой и задает вопросы: «Сколько всего полосок? Что можно сказать об их размере? Покажите самую длинную (короткую, узкую, широкую) полоску. Как разложить по порядку полоски от самой короткой до самой длинной? (Каждый раз надо брать самую короткую из оставшихся). Положите полоски по порядку от самой длинной. В каком порядке вы положили полоски? Которая по счету самая длинная полоска? (короткая?). На котором по счету месте оказалась узкая полоска? (широкая?). Разложите полоски по порядку от самой узкой до самой широкой. Которая по счету узкая (широкая) и длинная (короткая)полоска?

2. «Кто быстрее подберет коробки»

Цель: учить сопоставлять предметы по длине, ширине, высоте.

Материал. 6-8 коробок разного размера.

Ход: 

Выяснив, чем отличаются коробки друг от друга, педагог объясняет задание: «Коробки расставлены вперемешку: длинные, короткие, широкие, узкие, высокие и низкие. Сейчас мы поучимся подбирать коробки нужного размера. Давайте поиграем «Кто быстрее подберет коробки по размеру. Вызывает детей, дает им по одной коробке. Потом дает команду: «Коробки, равные по длине, станьте на место!» (или по ширине, высоте). Первой паре детей предлагает подобрать коробки равные по высоте, поставить так чтобы было видно, что они одинаковой высоты. Можно предложить построить коробки в ряд (например, от самой высокой до самой низкой).

Раздел «Форма: геометрические фигуры»

1.  «Кто быстрее найдет предмет?»

Цель: упражнять в определении формы предметов и в соотнесении формы с геометрическим образцом.

Материал. Модели геометрических фигур, предметы разной формы.

Ход: 

На полочки подставки В. ставит по 2-3 модели геометрических фигур, на столе размещает предметы разной формы и обращается к детям»

В. Сейчас мы поиграем в игру «Кто быстрее найдет предмет указанной формы” В.: Кто хочет назвать фигуры, которые стоят на полочках? Посмотрите, какие предметы находятся у меня на столе? Послушайте, как мы будем играть. Я буду вызывать по одному человеку из каждого ряда, и говорить, какой формы предмет надо найти. Тот, кто первый найдет подходящий предмет, и поместить его рядом с фигурой, получит фишку.

Правила игры: если взял предмет, заменять его нельзя.

В конце игры воспитатель спрашивает: «Какие предметы стоят рядом с треугольником (квадратом и др.). Чем они все похожи?»

2. «Сгруппируй фигуры»

Цель: учить группировать фигуры по указанным признакам.

Материал: Конверты с набором геометрических фигур(круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб)

Ход: 

В. предлагает детям вынуть из конвертов фигуры и разложить перед собой, затем спрашивает: «Как можно сгруппировать фигуры? Сколько групп получится, если фигуры подобрать по форме? Какие это группы? Сколько фигур войдет в группу прямоугольников? (кругов)».

Дети группируют фигуры.

В. «Сколько рядов фигур получилось? Сколько кругов? (овалов, треугольников, прямоугольников, квадратов). Каких фигур больше? Почему вы так думаете? Каких фигур поровну?

В. Как еще модно сгруппировать фигуры? (по цвету). Сколько будет групп?».

(Дети группируют фигуры по цвету,

 а затем по размеру).

Раздел «Ориентировка в пространстве»

1. Дидактическая игра

«Линии и точки»

Цель: Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Развивать внимание, мыслительные операции, воображение.

Материалы: тетрадные листы в крупную клетку, цветные карандаши.

Ход игры:

Воспитатель раздает листы в клетку и карандаши и просит детей украсить «коврики для пчел».

Затем на доске цветным мелом проводит линии слева направо и сверху вниз, называя их направление, и уточняет: Что образуют линии (клеточки).

 Клеточки помогают расположить рисунок ровно.

В центре клеточки и на пересечении линий можно поставить точки.

(Показывает несколько вариантов)

В. А теперь давайте украсим коврики для пчел с помощью цветных линий, клеточек и точек.

2. «Нарисуй дорожку к саду»

Цель: Развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений и схем.

Материалы: листы бумаги с изображением плана территории

Ход: 

У детей листы бумаги с изображением плана территории д\сада (здание и участок д\сада).

В. предлагает детям помочь Котенку найти дорогу к д/саду и дает указания:

- придумайте, как мы будем обозначать направления движения. (Прямой линией со стрелкой)

- положите треугольник посередине листа

- проведите прямую линию со стрелкой от прямоугольника до треугольника.

- положите круг посередине одной из боковых сторон листа.

Проведите прямую линию со стрелкой от треугольника до круга.

- уточните дальнейшее направление движения до д/сада

- проведите прямую линию со стрелкой от круга к саду.

Затем дети по очереди рассказывают о направлении движения до д\сада от участка, используя пространственные понятия.

Раздел «Ориентировка во времени»

1.  Дидактическая игра

«Назови сутки»

Цель: Закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь)

Материалы: карточки, с изображением частей суток.

Ход:

В. вместе с детьми выясняет, из скольких частей состоят сутки, предлагает назвать их, показать соответствующие картинки и выложить их в правильной последовательности (Утро, день, вечер, ночь).

Взрослый предлагает составить сутки и называет одну из частей суток.

Дети перечисляют остальные части суток и показывают соответствующие картинки.

Игра повторяется 2-3 раза.

2.  «Времена года»

Цель: Закреплять представления о временах года и месяцах весны.

Материалы: модель времени года.

Ход: 

В. показывает детям модель «Времени года»: квадрат, разделенный на 4 части (времени года), окрашенные в красный, зеленый, голубой и желтые цвета. Зеленый сектор разделен еще на 3 части, окрашенные в бледно-зелёный, зелёный и ярко-зелёный.

В. спрашивает у детей: «Сколько всего времен года? Назовите их по порядку.

(Показывает времена года на модели, уточняя цвет.)

Покажите на модель весны. На сколько частей разделено это время года? Как вы думаете, почему здесь 3 части? Какие месяцы весны вы знаете? Последний месяц весны – май. Назовите месяца весны по порядку». (март, апрель, май.)

В. показывает месяцы на модели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого комплексного занятия по конструированию с математическим содержанием в группе детей с задержкой психического развития.

Конспект открытого комплексного занятия по конструированию с математическим содержанием в группе детей с задержкой психического развития. Дети подготовительной группы второго года обучения в дет...

Игра-занятие с математическим содержанием «В гости к трём поросятам» (средний дошкольный возраст).

Цель: развивать математические представления у детей среднего дошкольного возраста; воспитывать интерес к процессу познания, к самостоятельному поиску решения поставленных задач....

Конспект занятия. Драматизация сказки «Теремок» с математическим содержанием.

Конспект занятия.Драматизация сказки «Теремок» с математическим содержанием....

Конспект игры-занятия «В гости к гномам мы идем» с математическим содержанием в разновозрастной группе

Конспект игры-занятия "В гости к гномам мы идем"  с математическим содержанием в разновозрастной группе...

Закрепление математических знаний на интегрированных физкультурных занятиях при помощи игровых приемов математического содержания.

Данный материал представляет собой описание и значение игровых приемов, которые можно использовать на физкультурных занятиях для закрепления математических знаний у детей подготовительной группы....

Подборка дидактических игр с математическим содержанием

Представлена подборка игр, которая может быть использована при проведении НОД по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста, в индивидуальной работе с детьми. ...

«Подборка игр экологического содержания» (дидактические, подвижные, словесные).

Экологические игры могут быть использованы в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Экологические игры способствуют получению знаний о предметах и явлениях природы, формируют навыки бережного ...