Конспект занятия
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Бронина Ирина Анатольевна

Занимательная математика  с использованием Цветных счетных палочек Кюизенера

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx175.18 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

Цветных палочек КЮИЗЕНЕРА

«ЦВЕТНЫЕ ПАЛОЧКИ – МОГУТ БЫТЬ  ЦИФРАМИ»

.


Цель:

  • Развитие логического мышления.

Задачи:

  • учить пересчитывать в различных направлениях, пользуясь порядковыми числителями мужского и женского рода, употреблять порядковые и количественные числительные в соответствии с ситуацией
  • учить соотносить цвет и число, и число и цвет.
  • при помощи палочек составлять число до 5 разными способами.
  • развитие речи, памяти, внимания.
  • учить умению сравнивать, различать цвет, размер, знакомство с симметрией.
  • развитие самостоятельности, умения добиваться результата.

Оборудование (материал к занятию)

1. Наборы цветных счетных палочек Кюизенера.

2. Каталоги образцов для конструирования посуды.

3. Мяч

Ход занятия

Воспитатель собирает детей вокруг себя.

Предлагает детям посчитать от 0 до 5 и обратно от 5 до 0. Потом названный  ребенок продолжает считать от того числа, на котором воспитатель остановился (порядковый и обратный счет). Если ребенок неправильно начал счет, воспитатель просит другого ребенка посчитать правильно.

Воспитатель предлагает детям «Задачи шутки, занимательные вопросы»:

  1. Сколько концов у палки? (2) У двух палок? (4) У двух с половинкой? (6)

  1. У трех братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье? (4)

  1. Надо разделить 5 яблок между двумя девочками так, чтобы одно яблоко осталось в корзине. (Одна должна взять яблоко вместе с корзиной)

  1. У какой фигуры нет ни начала, ни конца? (У кольца)

  1. У кого одна нога, да и та без башмака? (гриб).

  1. Много рук,  нога -  одна (дерево).

7.У животного 2 правые ноги, 2 левые, 2 ноги спереди, 2 сзади. Сколько у него ног?

8.На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали пополам и положили на стол. Сколько яблок на столе? (4 яблока)

9.Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей. (5 птиц)

А сейчас ребята присаживайтесь на свои места.

Воспитатель:

– Ребята, я знаю, что вам очень нравится выполнять разные задания с цветными палочками Кюизенера. Сейчас каждый из вас построит цветную лестницу. (Дети выполняют задание).

Воспитатель:

- Какая красивая лестница у вас получилась, давайте прочтем считалку про нашу разноцветную лесенку.

(дети все вместе читают считалку, воспитатель помогает, если они затрудняются)

Мы по лесенке шагаем

И ступеньки все считаем.

Все ступеньки до одной

Знаем в лесенке  цветной!

Первая – это белый листок,

Вторая - розовый лепесток,

Третья – как голубой океан,

Четвертая - словно красный тюльпан,

Пятая – желтый солнечный цвет,

Воспитатель:

 - Скажите, пожалуйста, самая длинная палочка – какое это число?

Ребенок:

 – Это палочка желтого цвета обозначает число пять,  первая ступенька лестницы.

Воспитатель:

 – А что обозначает самая короткая, маленькая?

Ребенок:

 – Это палочка белого цвета, единица находится на самом верху лестницы.

Воспитатель:

 - А насколько единиц отличается одна ступенька от другой?

Дети:

 – На единицу.

Воспитатель:

 – А сейчас (имя ребенка) покажет третью ступеньку, а вы ребята проверяйте у себя, так ли вы выложили лесенку.

Ребенок:

 – Третья ступенька –  голубая цвета.  Цифра 3.  Короче на единицу - вторая ступенька розовая цвета. Длиннее - на единицу четвертая ступенька красного цвета.

Воспитатель –  все согласны? (ответы детей).

Сейчас, ребята, составьте любое число  от 5  несколькими способами, пользуясь цветными палочками. Вы должны помнить, что каждый цвет палочки обозначает свое число.

Дети выкладывают цветные коврики из палочек Кюизенера (состав числа),

разными способами, сумма будет равняться одному знаменателю.

Воспитатель подходит к детям и спрашивает, какое число они сложили и какими способами.

Физкультминутка «Давайте поиграем»

Дети встают вокруг воспитателя, у воспитателя в руках мяч. 

Воспитатель называет число и бросает мяч в руки ребенка.  Ребенок называет число на одну единицу больше и бросает мяч обратно.

Воспитатель:

-Ребята вы любите ходить в гости? (ответы детей), а когда вы приходите в гости, чем вас угощают? (предполагаемые ответы детей: чаем, соком, компотом, конфетами, тортом и т.д.)

Представим, что мы с вами пришли в гости и нам предложили чай, а из чего пьют чай (предполагаемые ответы детей: чашка, кружка и т. п.), а из чего наливают чай (предполагаемые ответы детей: чайник, самовар)

Сейчас мы с вами при помощи наших цветных палочек «накроем» стол.

Дети проходят за столы. На столах лежат образцы чайной посуды.

C:\Users\sony\Pictures\2601c569cd7315f0203aeb3928eff265.jpg C:\Users\sony\Pictures\5fbe55fb33398.jpg  

Воспитатель:

- Прежде, чем приступить к работе, очень внимательно рассмотрите образец. Сосчитайте, сколько каких палочек вам нужно. Определите, как палочки располагаются: горизонтально или вертикально. Если хотите изменить что-то в конструкции, будьте внимательны, чтобы не разрушить конструкцию. Посоветуйтесь, представьте, что из этого получится. Если образец только половины изделия, то симметрично нужно достроить другую половину.

(Дети конструируют посуду, советуются между собой и воспитателем). 

Воспитатель:

-Давайте посмотрим, как вы справились с заданием (дети рассказывают воспитателю, что у них получилось).

Подведение итогов занятия:

Воспитатель:

- Ребята, что вы сегодня узнали на занятии?

Примерные ответы детей:

  • Мы сегодня учились соотносить цвет и число, и число и цвет;
  • При помощи цветных палочек конструировали посуду;
  • Считали до 20 и обратно;
  • Играли в игру, называли число на 1 единицу больше, заданного числа;
  • Сравнивали цветные палочки по цвету и величине.

Список использованной литературы:

  • В. П. Новикова, Л. И, Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизененра» для работы с детьми от 3 – 7 лет

 Москва МОЗАИКА – СИНТЕЗ 2010

  • З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников»

МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1990

  • Б. Б. Финкельштейн Игры с цветными счетными палочками Кюизенера «Самовар кипит – уходить не велит» КРОСТИКИ детям 5 – 8 лет

ООО «КОРВЕТ» Россия. Санкт – Петербург

  • Б. Б. Финкельштейн «На золотом крыльце…» Игры с цветными палочками Кюизенера Россия Санкт – Петербург 2003г.
  • Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...