« Составление и решение арифметических задач в пределах 10».№2
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема « Составление и решение арифметических задач в пределах 10».

Цель:  освоение способа  составления  и решения арифметических задач  на сложение и вычитание  на основе понятий «часть», «целое»;  

Задачи:

Образовательные:                                                                                                                                         - формировать умение   составлять и решать арифметические задачи  на сложение и вычитание  на основе понятий «часть», «целое»;                                      -закрепить понимание отношений рядом стоящих чисел в пределах 10;                                                 - совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку;                                                                           Развивающие:                                                                                                                                                  - развивать у детей внимание;                                                                                            Воспитательные:                                                                                                                     -воспитывать умение понимать учебную задачу и выполнять её;

Предварительная работа: составление и  решение простых арифметических задач, индивидуальные работа, игровое упражнение «Назови соседей числа», графический диктант.

Демонстрационный материал. Мяч, карточки с цифрами, арифметическими знаками и знаками «>», «<», «=», панно «Ваза», 3 ромашки, 5 васильков, 2 полукруга и целый круг, цветные мелки.                     Раздаточный материал. Тетради в клетку, карандаши.

                                                                                                                                                 

Этапы работы

Методы и приёмы

Материалы и оборудование

Мотивация детей к деятельности

Воспитатель: Ребята, доброе утро! Представляете, сегодня пришла в детский сад и увидела на столе сундучок. Хотела его открыть, но он не открывается. Я очень расстроилась. Потом увидела записку ,а рядом с ней конверты. Но без вас читать записку и открывать конверты не стала. Давайте  вместе прочитаем записку, может быть из неё узнаем что это за конверты и как открыть сундучок. Согласны?      «Здравствуйте, дорогие друзья. Я королева Математики. Вы уже выросли и скоро пойдёте в школу. Я решила сделать вам сюрприз, потому что вы любите математику! Что бы открыть этот сундучок вам  надо будет составить и решить задачи и выполнить ещё несколько заданий. Если вы все задания, которые находятся в этих конвертах выполните правильно, то получите ключ от сундука и сможете его открыть. Удачи вам!!!»

Сундучок, записка, конверты с заданиями

Постановка детьми цели предстоящей деятельности

 Воспитатель: Ребята, а вы хотите  открыть сундучок и посмотреть что же там?                        

Дети: Да!                                        Воспитатель:А для чего вам это нужно?          

Дети: Хотим узнать какой сюрприз приготовила нам Королева Математики.                            

Воспитатель: С помощью чего вы можете открыть сундучок?                                    Дети: С помощью ключа.                            Воспитатель: Ребята, но ключа  нет, что вы можете сделать что бы получить ключ?                               Дети: Можем составить и решить задачи, которые нам прислала Королева Математики.                                                  

 

Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности

Воспитатель: Правильно,вы составите и решите задачи,  и получите ключ. Я думаю что у вас всё получится.                      Воспитатель: Ребята, перед тем как мы  начнём выполнять задания Королевы Математики я предлагаю  поиграть в игру«Назови число».

(Дети стоят полукругом. Воспитатель дает им задания. Они отвечают и передают мяч назад.)

   – Назови предыдущее число числа 5.

   – Назови последующее число числа 6.

   – Назови число, равное числу 8.

   – Какое число пропущено между числами 7 и 9?

   – Назови число, большее на 1 числа 10.

   – Назови число, меньшее на 1 числа 13.

   – Назови число, равное числу 15.

   На доске на некотором расстоянии друг от друга расположены карточки с цифрами: 3 и 4, 5 и 4, 7 и 7, 5 и 5, 7 и 8, 9 и 8.

   Воспитатель показывает карточки со знаками «>», «<», «=» и уточняет, что они обозначают:


«Птичка клювик повернула
Там, где больше вкусного,
А где меньше – отвернулась,
Ничего не скушала.

   Открытый клювик показывает на большее число, а уголочек – на меньшее число».

   Дети по очереди расставляют знаки между числами, читают запись и обосновывают свой выбор  (например:«Три меньше четырех на один»).      

 Воспитатель: Ребята,  все конверты с заданиями  под номерами. Какой конверт откроем первым?          

Дети: Под номером один.

Воспитатель: Посмотрим что же там.

(достаёт панно «Ваза», 3 ромашки, 5 васильков)

Воспитатель: Как вы думаете, что мы сейчас будем делать? ( Составлять и решать задачи)

Воспитатель: Правильно, сейчас мы с вами будем составлять задачу. Для этого нам нужно  присесть за столы.

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, сколько частей в задаче?( Две)

Воспитатель: Назовите их.(Условие и вопрос)

Воспитатель: Какие вы знаете арифметические действия?(Сложение и вычитание)

Мяч,карточки с цифрами: 3 и 4, 5 и 4, 7 и 7, 5 и 5, 7 и 8, 9 и 8; карточки со знаками «>», «<», «=», конверты с заданиями

Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности

  Воспитатель предлагает детям составить задачу на сложение: «В вазе стояли три ромашки и пять васильков. Сколько всего цветов стояло в вазе?»

  Ребенок на доске рисует модель решения задачи

Воспитатель: Как мы составили букет цветов? (Мы взяли три ромашки и пять васильков, соединили их вместе, и у нас получился букет цветов.)

Воспитатель с помощью 2 полукругов и целого круга поясняет решение задачи                

Воспитатель: Три ромашки – это одна часть, пять васильков – это еще одна часть, а букет цветов – это целое.

Воспитатель: Что показывает целый круг? Что нужно сделать с частями круга, чтобы получился целый круг? (Надо объединить две части круга.)

Воспитатель: С помощью какого арифметического действия  будем  решать задачу. (С  помощью    сложения)

Дети повторяют задачу еще раз, записывают ее решение с помощью цифр и арифметических знаков и отвечают на вопрос.

Воспитатель: А теперь составим задачу на вычитание.

 «В вазе стояло восемь цветов, пять васильков переставили в другую вазу. Сколько ромашек осталось в вазе?»

Если из целого букета (выкладывает целый круг) забрать 5 васильков (это одна часть целого букета – выкладывает полукруг), то в букете останутся ромашки (другая часть целого букета – выкладывает еще один полукруг.

Воспитатель: С помощью какого арифметического действия  будем  решать задачу. (С  помощью        вычитания)

 Дети расставляют знаки между целым и частями, записывают решение задачи, читают запись и отвечают на вопрос.

Воспитатель: Молодцы, с заданием из первого конверта  вы справились. Давайте немного отдохнём. ( проводиться физминутка)

Мы на плечи руки ставим,    

Начинам их вращать,

Так осанку мы исправим,

Один-2-3-4-5!

Чтобы лучше нам размяться,

Будем ниже наклоняться.

Наклоняемся вперед,

А потом наоборот.

Не ленитесь приседать!

Один -2-3-4-5!

Мы 7 раз в ладоши хлопнем,

8 раз ногами топнем

Мы попрыгаем немного

И пройдемся по дороге

Руки вверх и потянутся

Руки вниз и улыбнуться.

Воспитатель:Давайте откроем конверт под номером два. ( Достаёт образец узора)  Посмотрите здесь нарисован узор, а задание называется  «Продолжим узор»

( Воспитатель вместе с детьми рассматривает узор и показывает, как его продолжить.)

Воспитатель: Ребята, давайте  присядем за столы. Откройте свои тетради, отсчитайте от предыдущего задания 6 клеток вниз,поставьте точку и от точки начинайте рисовать узор. ( Дети рисуют узор. Воспитатель оценивает работу каждого ребенка и предлагает под строчкой нарисовать улыбающееся или неулыбающееся солнышко.)

 Воспитатель: Молодцы, ребята справились с заданием  и из второго конверта. Давайте откроем третий конверт. Следующее задание называется «Путаница».

(Достаёт из конверта рисунок геометрических фигур, которые нарисованы одна на другой) Ребята, что изображено на рисунке? (Геометрические фигуры). Назовите их. (Треугольники)

Нам нужно заштриховать фигуры, которые получились при пересечении треугольников  и назвать какие фигуры получились.  ( Вызванные дети заштриховывают фигуры, получившиеся при пересечении треугольников, и называют их.)

Воспитатель: Задание из этого конверта вы тоже выполнили. Молодцы! У нас остался ещё один конверт, посмотрим что там.(Достаёт ключ). Ребята, это же ключ от нашего сундучка.

На доске панно с изображением вазы, в которой стоят 3 ромашки и 5 васильков.2 полукруга, целый круг

Образец узора, тетради, карандаши

Подведение итогов обсуждение результатов

 Воспитатель: Значит вы выполнили все задания  правильно и получили ключик от сундучка.   Молодцы, ребята!  Вам понравилось наше занятие?  Скажите что нового и интересного вы сегодня узнали?   Что мы научились делать?  Задания были сложными? Если да, то какие?  А как вы думаете почему вы сними быстро справились?                          Теперь мы можем открыть сундучок и посмотреть, что там лежит.  (Открываем сундучок внутри которого находится новая математическая игра)

                     

Сундучок, ключ, игра


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Составление и решение арифметических задач в пределах 10».№1

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29184386","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

« Составление и решение арифметических задач в пределах 10».№3

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29184440","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

« Составление и решение арифметических задач в пределах 10».№4

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29184476","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

« Составление и решение арифметических задач в пределах 10».№5

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29184498","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

« Составление и решение арифметических задач в пределах 10».№6

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29184502","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

« Составление и решение арифметических задач в пределах 10».№7

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29184512","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

« Составление и решение арифметических задач в пределах 10».№8

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29184517","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...