« Составление и решение арифметических задач в пределах 10».№3
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема « Составление и решение арифметических задач в пределах 10».

Цель:  совершенствование умение составлять и решать  арифметические задачи на основе понятий «часть», «целое»

Задачи:

Образовательные:

-совершенствовать умение составлять и решать арифметические задачи на основе понятий «часть», «целое»;                                          

 -совершенствовать умение измерять длину предметов с помощью условной меры;

   -совершенствовать умение в ориентировке на листе бумаги в клетку;

   -закреплять умение называть последовательно времена и месяцы года;            

Развивающие:

-развивать внимание, память, логическое мышление;                                                                                                

Воспитательные:  

 -способствовать формированию дружеских взаимоотношений между детьми;          

Предварительная работа: составление и решение простых арифметических задач, индивидуальные работа

Демонстрационный материал. Мяч, мел, карточка с изображением квадрата, конверт, 2 полукруга, целый круг, карточки с арифметическими знаками

 Раздаточный материал. Карточки со схемами пути от дома до школы, полоски картона (условные меры), карандаши, карточки с цифрами и арифметическими знаками, тетради в клетку.

Этапы работы

Методы и приёмы

Материалы и оборудование

Мотивация детей к деятельности

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гость,акто это, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Это кто, за очень странный

Человечек деревянный?

На земле и под водой

Ищет ключик золотой,

Всюду нос суёт он длинный.

Кто же это? (Буратино) .

Воспитатель: Правильно это Буратино.  Давайте поздороваемся с ним .                                                     Слайд. На слайде Буратино « Здравствуйте,дорогие ребята!  Злой кот Базилио и лиса Алиса перехитрили меня  отобрали и спрятали  мой золотой ключик, который я нёс папе Карло. Чтобы найти   ключик мне нужновыполнить задания и решить задачи, которые они спрятали в вашей группе. Друзья,  предлагаю вам отправиться на поиски ключа вместе со мной, я даже карту составил.

Постановка детьми цели предстоящей деятельности

Воспитатель: Ребята, вы хотите отправиться на поиски ключа вместе с Буратино?                                               Дети: Да хотим.                                                       Воспитатель:Чтобы  найти ключ что вы должны сделать?                                                       Дети: Мы решим задачи.                                                 Воспитатель: Молодцы! Вы настоящие друзья.

Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности

Воспитатель: У Буратино есть карта, которую он составил для поиска. Давайте рассмотрим её. ( Слайд №2). Откуда начнём движение? Дети: От двери.                                             Воспитатель: Куда пойдём дальше?                            Дети: Стрелочка показывает, что мы должны пойти в уголок природы.  Воспитатель: Смотрите, здесь есть конверт. Посмотрим, что там?  Ребята, это первое задание нам надо поиграть в игру «Круглый год» Помните эту игру?  (ДА)  

  ( Дети встают полукругом. Воспитатель бросает мяч ребенку и дает задание. Ребенок отвечает и возвращает мяч.)

   – Назови соседей весны.

   – Назови весенние месяцы по порядку.

   – Назови пропущенный месяц: декабрь, февраль.

   – Назови пропущенный месяц: октябрь, декабрь.

   – Назови соседей зимы.

   – Назови осенние месяцы по порядку.

   – Назови зимние месяцы.

   – Какой месяц идет после января?

   – Назови месяцы по порядку: сентябрь… (Дети передают мяч друг другу.)

Воспитатель:  Смотрите, ребята, у нас есть часть ключика.  Значит задание вы выполнили правильно. Молодцы!  Давайте посмотрим на карту. Куда пойдём дальше?                                                    Дети: Стрелочка показывает что нужно идти к доске.             Воспитатель: Вы нашли второй конверт. Откывайте поскорее, посмотрим какое же задание в этом конверте.   Ребята, куда вы пойдете в первый день осени? (В школу)

Воспитатель: Как называется первый месяц осени? (Сентябрь)

Воспитатель:  Вам нужно узнать длину дороги от дома до школы.

 Для этого присядьте за столы. (Игровое упражнение «Измеряем дорогу до школы».)

Воспитатель: Как узнать длину дороги до школы? (Измерить.)

Воспитатель: Как мы будем измерять дорогу? (Сначала от дома до поворота, потом от поворота до школы.)

Воспитатель: Измерьте дорогу с помощью меры – полоски картона.

Воспитатель уточняет правила измерения. Каждый отрезок дороги дети обозначают цифрой.

После выполнения задания воспитатель спрашивает:

- Чему равна длина дороги от дома до поворота? (Дети дают ответ в соответствии с указанной цифрой.)

- Чему равна длина дороги от поворота до школы? (Ответы детей)

- Чему равна длина дороги от дома до школы? (Ответы детей)

- Как вы узнали длину дороги? (Сложили количество мер и обозначали результат цифрой.)

Воспитатель: Молодцы, ребята, со вторым заданием вы справились. Вот ещё одна часть ключика. Смотрим на карту. Ребята, куда отправимся дальше?                                     Дети: В игровую зону «Магазин».                              Воспитатель: Вы нашли третий конверт. Давайте посмотрим какое задание в этом конверте.

Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности

Воспитатель: Выполняя это задание вы должны составить и решить задачи.                                           Воспитатель: Ребята, учительница дала школьникам задание принести в школу 5 тетрадей в клетку и 5 тетрадей в линейку. Давайте с вами составим задачу на сложение.

Воспитатель выслушивает задачу, уточняет ее структуру и просит детей повторить задачу.

Дети повторяю задачу: «Ученик принес в школу пять тетрадей в клетку и пять тетрадей в линейку. Сколько всего тетрадей ученик принес в школу?»

Воспитатель: Что является целым в задаче? (Общее количество тетрадей и в клетку, и в линейку.)

Воспитатель: Что является частями? (Пять тетрадей в клетку и пять тетрадей в линейку.)

Воспитатель: Что надо сделать с частями, чтобы получить целое? (Объединить.)

Воспитатель: Какое арифметическое действие надо выполнить, чтобы объединить части? (Сложение.)

Ребенок вместе с воспитателем с помощью полукругов, целого круга и карточек с цифрами и арифметическими знаками «записывает» на доске решение задачи

Дети на местах записывают решение задачи с помощью цифр и знаков и читают запись. Затем отвечают на вопрос задачи и показывают ответ с помощью пальцев рук.

Аналогично составляется, моделируется и решается задача на вычитание: «Ученик принес в школу десять тетрадей. Пять тетрадей в клетку он отдал учителю. Сколько тетрадей осталось у ученика?»

Воспитатель: Что является целым в задаче? (Общее количество тетрадей и в клетку, и в линейку.)

Воспитатель: Что является частями? (Пять тетрадей в клетку и пять тетрадей в линейку.)

Воспитатель: Что надо сделать с целой частью, чтобы получить часть? (Разъединить.)

Воспитатель: Какое арифметическое действие надо выполнить, чтобы разъединить целое? (Вычитание.)

Ребенок вместе с воспитателем с помощью целого круга, полукругов, и карточек с цифрами и арифметическими знаками «записывает» на доске решение задачи.

Воспитатель: Молодцы! Задание выполнено и ещё одна часть ключа у нас , давайте посмотрим на карту куда нам двигаться дальше.                                                 Дети: В спортивный уголок.                                   Воспитатель: Вы нашли четвёртый конверт. Давайте посмотрим какое задание в этом конверте.Пришло время отдохнуть. Дети выполняют движение по тексту упражнения.

Физкультминутка «День – ночь»

   Воспитатель говорит: «День», – и дети двигаются под ритмичную музыку. Затем он произносит: «Ночь», – и ребята останавливаются (садятся на корточки).

Воспитатель: Отдохнули, давайте посмотрим на карту.        Дети: Мы дожны пойти в уголок художественного творчества.        Воспитатель: Правильно. Посмотрим что там.                     Дети: Ещё один конверт.                                        Воспитатель:Ребята, отгадайте, какая фигура нарисована на листе бумаги, лежащем в конверте. Для этого вы должны правильно выполнить задание:

Воспитатель: В тетради от предыдущего задания отсчитайте вниз четыре клетки и поставьте точку. От точки слева направо проведите линию длиной в две клетки, затем сверху внизу проведите еще одну линию длиной в две клетки, потом проведите такую же линию справа налево и, наконец, снизу вверх».

Дети называют фигуру и сравнивают ее с отгадкой (воспитатель показывает карточку с изображением квадрата).

Воспитатель: Ребята, нарисуйте любые фигуры, состоящие из четырех клеток, и расположить их друг от друга на расстоянии двух клеток.

Воспитатель проверяет правильность выполнения задания и оценивает его.                                              Воспитатель: Ребята, ещё часть ключика  у нас есть.  

Молодцы! Мы собрали все части ключа. Давайте его соберём. Что-то не получается. Как его скрепить. Предложения детей.
Я предлагаю вами немного побыть волшебниками. Для этого нужно положить части ключа в коробочку произнести волшебные слова А теперь давайте откроем коробочку. Посмотрите ключик стал целым. Давайте его отдадим Буратино.Слайд  « Буратино»                                            «Спасибо вам, ребята, что помогли мне найти ключ. Обещаю, что никогда больше не буду верить коту Базилио и лисе Алисе»

Подведение итогов обсуждение результатов

Воспитатель:Ребята, кому вы помогали? Что вы делали?                         Воспитатель: Какие задания выполняли?
Дети: Отвечали на вопросы, решали задачи                    Воспитатель:Я предлагаю вам оценить себя. У вас  есть цифры 5 и цифры 4. Подумайте, как вы сегодня позанимались, со всеми ли заданиями справились и поставьте себе оценку.  ...., почему ты оценил себя на 4?, 5? Молодец, ты поступил честно.
Мне очень понравилось, как вы сегодня занимались! Вы были настойчивыми, внимательными, сообразительными и поэтому вам удалось выполнить все задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Составление и решение арифметических задач в пределах 10».№1

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29184386","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

« Составление и решение арифметических задач в пределах 10».№2

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29184415","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

« Составление и решение арифметических задач в пределах 10».№4

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29184476","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

« Составление и решение арифметических задач в пределах 10».№5

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29184498","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

« Составление и решение арифметических задач в пределах 10».№6

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29184502","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

« Составление и решение арифметических задач в пределах 10».№7

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29184512","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

« Составление и решение арифметических задач в пределах 10».№8

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29184517","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...