Познавательное развитие
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Богун Ольга Владимировна

Занятие по познавательному развитию с элементами методики М. Монтессори

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Занимательная математика35.61 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

 непосредственно-образовательной деятельности «Занимательная математика»

 воспитателя: Богун Ольги Владимировны

Образовательная область

Познание (ФЭМП)

Возраст детей, группа

6-7 лет, Подготовительная к школе группа

Тип НОД

Закрепление счета в пределах 20

Тема НОД

«Занимательная математика»

Цель:

Развитие математических представлений через занимательные упражнения с помощью Монтессори – материала  

Задачи:

Обучающие:  

- формировать представления об арифметических действиях;

- закрепить знание счета в пределах 20;

- упражнять в умении классифицировать геометрические фигуры по нескольким признакам (цвет, форма, размер);

- закрепить умение «читать» графическую информацию;

- прививать интерес к решению занимательных задач с математическим смыслом;

- упражнять в работе с Монтессори – материалом при выполнении заданий.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Развивающие:                                                                                                                              -  развивать мыслительные навыки;

- развивать математическую речь,  память, внимание, логическое мышление, воображение, инициативность, мелкую моторику рук;                                                                                                                 -  развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослым и сверстниками.                 Воспитательные:                                                                                                                         -  воспитывать интерес к изучению нового материала;                                                       -  развивать социально – трудовые компетенции:  самостоятельность, умение доводить начатое до конца;                                                                                                - воспитывать   нравственные качества:  отзывчивость, желание прийти на помощь, помогать друг другу;

- воспитывать интерес к занятиям по математике;

- воспитывать интерес к знаниям о музыкальных инструментах.

Материал:

Демонстрационный материал:

- числовые карточки (от 1 до 20);

- карточки с математическими знаками;

- 1 мяч;

- корзины и геометрический материал;

- голубая ткань;

- числовые доски, наборы бусин, геометрические фигуры (Монтессори – материал)

Раздаточный материал:

- математические наборы;

- карточки с заданиями.

Предполагаемый результат:

-  ребёнок умеет считать в пределах 20;

 - ребенок умеет «читать» схему, проявляет  самостоятельность  в выполнении заданий;

-  ребёнок способен выбирать математический материал для решения своих задач;  

 - ребенок умеет действовать в ситуации «Если что-то  не знаю …»;

- ребёнок знаком с некоторыми музыкальными инструментами.

Этапы

технологии

«Ситуация»

Деятельность воспитателя

Методы,

приемы

Деятельность воспитанника

Предпосылки учебной

деятельности

Контроль результатов действия

I. Введение в ситуацию

Воспитатель собирает детей около себя и предлагает познакомиться.

-  Здравствуйте, ребята, меня зовут Ольга Владимировна, я воспитатель детского сада «Родничок». А как зовут вас, я могу прочитать на ваших бейджиках.

- Ребята, как мы с вами можем поприветствовать друг друга? Давайте присядем на ковер, и вы мне покажите, как можно здороваться. (Ответы детей)                                           

 -  Ребята, вы любите слушать музыку? Какую? У вас есть любимые исполнители? (Ответы детей)

  - А я люблю музыкальную группу «Бременские музыканты». Вы знаете о них? (Ответы детей) Включается на «Колибри» отрывок из мультфильма.

- Сколько их в группе? На каких музыкальных инструментах они играли? (Осел, Кот, Собака, Петух и Трубадур. Играли на трубе, гитаре)                                        

  - А вы знаете, что с ними недавно произошло? Трубадур потерял один музыкальный инструмент где-то рядом с вашим садом. И я очень хочу ему помочь, только не знаю, что искать и где искать. Вот поэтому я и пришла к вам. Мне сказали, что вы все знаете и все можете!            

 - Поможете?                                                                          - А я и не сомневалась в вас, я знаю, что у вас все получиться!

Словесные методы, мотивация,  использование средств ТСО

В беседе взаимодействуют с воспитателем, отвечают на вопросы, принимают решение вместе с педагогом,  «детская» цель.

Познавательная мотивация (эмоциональная вовлеченность ребенка, целенаправленность деятельности, степень инициативности ребенка)

Этапные (дидактические) задачи:

  1. мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать их знания о Бременских музыкантах;
  2. развивать психофизические качества  детей:  память, внимание, речь;
  3. создать ситуацию успеха.

II. Актуализация знаний

Воспитатель обращает внимание на подсказки, которые музыканты оставили в группе (пазлы со схемами)

- Ребята, а это что? Это же подсказки! Где были Бременские музыканты? (Ответы детей)                                                                                                                    

Дидактическая игра «Счет в пределах 20»   (картинка «Мост»)                                                       - Напомните мне, пожалуйста, сколько человек в музыкальной группе? Сколько животных? Сколько птиц?                                                                               - Имя ребенка, расставь знаки в неравенствах. (Кого больше? Кого меньше?)                                       - Имя ребенка, назови соседей числа 9, 5, 7.                              

 - Имя ребенка, увеличь число 7 на 2, уменьши 9 на 3.

- Ребята, что можно понять из первой подсказки? (Нам нужно двигаться по мосту)

- Нужно построить мост через реку. Чего не хватает? Правильно, цифр. Давайте составим число 15, 20, 18, 19 и т.д.

- Молодцы! Справились! Открываем картинку. Что на ней изображено? Мы не нашли ответ!!! Идем дальше!

- Напомните мне, пожалуйста, что мы ищем? (Ответы детей)

Вопросы,

наглядный метод

Дети стоят напротив зашифрованных картинок. Участвуют в диалоге, работают с цифрами и знаками.

Планирование сотрудничества с воспитателем и сверстниками; наличие устойчивых познавательных интересов, целенаправленность деятельности, степень инициативности ребенка. Организуется деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируется мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые для построения нового знания.

Наблюдение за процессом деятельности детей

Этапные (дидактические) задачи:                                                                                                                                                                                                                   1) развивать математические представления;

2) развивать психофизические качества детей: память, внимание, речь;

3) развивать общение и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками.                

III. Затруднение в игровой ситуации

Фиксация затруднения:                                                        Дидактическая игра «Обвал» (картинка «Обвал»)

- Ребята, нам срочно нужно разобрать горную породу и расчистить путь. Делать нужно правильно: синие треугольники нужно положить в красную корзину, в зеленую нужно положить не квадратные камни)

(Дети разбирают завалы, сортируют геометрический материал)

  – А что мы с вами нашли? (Ответы детей) Для чего они нам нужны? Чем они нам могут помочь? (Ответы детей)                                                                                          

Выявление причины затруднения: 

- На них нет цифр и знаков. Как мы будем считать? (Ответы детей)

Выход из затруднения:                                                                           

 - Что же нам теперь делать? (Ответы детей)                                

 -  Ребята, если мы что-то не знаем, к кому мы можем обратиться и где мы можем посмотреть? (посмотреть в интернете, в энциклопедии,  спросить у воспитателя, у взрослых)                                                                               - Спрашивайте!       

Словесный, наглядный метод

Дети участвуют в диалоге, отвечают на вопросы воспитателя. Помогают воспитателю найти выход «Для чего нам нужны эти бусы?»  

Дети сталкиваются с затруднением: что можно делать с этими бусами?

Планирование сотрудничества с воспитателем и сверстниками; удерживания цели деятельности; умение фиксировать затруднение в деятельности, выявлять его причины, умения выбирать способы преодоления затруднения, самостоятельное нахождение способов выполнения практических и познавательных задач.

Наблюдение в процессе работы за детьми

Этапные (дидактические) задачи:                                                                                                                                                                                                           1) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания;                                                2) развивать общение и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками.                

IV.               Открытие нового знания

- Это, ребята, математические бусы.                                                                                        - Давайте пройдем за столы (Дети с воспитателем проходят за столы)                                                                                                                                                  - Посмотрите, какого цвета эти бусы, посчитайте, сколько бус на белом стержне, сколько на синем? (Ответы детей)                                                              - Берете нужное количество и составляете пример (воспитатель показывает на столе), это поможет вам правильно посчитать и решить примеры.                                                                                       – Ребята, если у кого - то при выполнении задания возникают вопросы, подходите, спрашивайте. (Дети составляют примеры по карточкам)  

Дети открывают вторую часть картинки.

Следующее задание – картинка «Костер»

Физкультминутка

- Давайте отдохнем (Музыкальная разминка)                           

Словесный, наглядный, игровой метод

Метод демонстрации: использование ТСО

Участвуют в диалоге.

Дети в ходе беседы знакомятся Монтессори – материалом. Знакомятся с   принципом «сложения», «вычитания»

Эмоциональная вовлеченность ребенка, целенаправленность деятельности ребенка, самостоятельный поиск и открытие для себя новых знаний, которые решают возникший ранее вопрос проблемного характера.

Наблюдение за процессом деятельности (умеют работать с карточкой, находить нужные стержни, правильно и последовательно составлять пример)

Этапные (дидактические) задачи:                                                                                                                                                                                                                  1) учить работать с Монтессори - материалом; 

2) познакомить  с методом «счет десятками».

V. Включение нового знания в систему знаний ребенка

- Ребята, осталось всего 1 часть открыть. Не устали? Тогда продолжаем свой поиск. Что мы ищем? (Ответы детей)

Дидактическая игра «Занимательные задачи» (картинка с вопросами)                                                                       – Ребята, давайте вспомним, из чего состоит задача? (Ответы детей)                      

- Давайте решим несколько задач. (Ответы детей)

- С помощью какого счетного материала будем считать: бусы или математический набор? (Ответы детей)

- Купили 10 гитар и 4 барабана. Сколько музыкальных инструментов купили?

- На полке стояло 8 колокольчиков, поставили еще 2. Сколько колокольчиков стоит на полке?

- Придумайте сами задачи на сложение, вычитание, если сможете. (Ответы детей)

- Ребята, нам осталось решить всего несколько задач, но они самые сложные:

- Трубадур уронил в реку железный молоток, мяч и торт. Сколько предметов плавает на поверхности реки?

- Осел и Петух зашли в пустой автобус. На следующей остановке в автобус зашли 2 кота. На следующей остановке 1 кот вышел. Сколько было остановок?

 - Молодцы! Открываем последнюю картинку! Что это? Правильно, это флейта! Давайте закроем глаза и мысленно отправим флейту нашему Трубадуру!                

Словесный, наглядный, игровой метод

Наглядный метод, вопросы, индивидуальная работа

Метод демонстрации: использование ТСО

(Трубадур играет на флейте)

Дети участвуют в диалоге, отвечают на вопросы воспитателя.

                                                             

 

Целенаправленность деятельности, овладение общими способами действий; степень инициативности ребенка.

Этапные (дидактические) задачи:                                                                                                                                                                                                                      

1) закрепить знания детей о составляющих задачи;

2) развивать интерес к работе с новым материалом;

3) развивать социально – трудовую компетенцию: трудолюбие, самостоятельность, умение доводить начатое до конца;                                                                                                4) воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам.

VI. Осмысление (итог)

- Ребята,  мы сегодня смогли помочь Трубадуру?                                                                        - Да!                                                                                            - А что мы делали?  (Мы нашли его музыкальный инструмент)  

- Как он называется? (Флейта)                                                                       - С помощью чего мы нашли флейту? (С помощью решения примеров и задач)

-Что вам понравилось? С каким материалом вам понравилось работать? Почему?                                                                                         - Вот  здорово!  Хотите услышать, как звучит настоящая флейта? (Звучит флейта)

   - Ребята, Бременские музыканты вам передали слова благодарности и вот эти медали! Спасибо! До свидания.                            

Словесный метод

Дети собираются около воспитателя, отвечают на вопросы воспитателя.

Умение получать и оценивать результат выполненных собственных действий. Фиксирование достижения цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели.

Анализ высказываний

 Этапные (дидактические) задачи:                                                                                                                                                                                                                      1) провести рефлексию деятельности на занятии;

2) создать ситуацию успеха.                                                                                                                                                                                                            

Комментарий

Дети должны прийти к выводу, что им удалось помочь Трубадуру, потому, что они умеют считать и логически мыслить.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности с игровыми ситуациями «Затерянный остров» по познавательно-математическому развитию в интеграции образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие и «Познавательное развитие» с детьми

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребёнку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определённые трудности во время школьного обучения. Д...

Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»

Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Конспект ООД в 1 младшей группе «Поможем построить теремок» . «Разноцветные стены». ОО «Познавательное развитие» (развитие познавательно - исследовательской деятельности);ОО « Речевое развитие (развитие речи)

Интегрированное ООД в 1 младшей группе "Поможем построить теремок". " Разноцветные стены". В данном занятии переплетаются сенсорика, речевое развитие и констрирование....

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...