План-конспект занятия по математике «Измерение сыпучих веществ» для старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Предварительный просмотр:
План-конспект занятия по математике
«Измерение сыпучих веществ»
для старшего дошкольного возраста
Цель: формирование умения измерять сыпучие вещества с помощью условной мерки (стакана, столовой ложки, чайной ложки)
Задачи:
Обучающие:
- Формировать умение измерять крупу с помощью условной мерки(стакана), пересыпая крупу из одной емкости в другую с использованием фишек для подсчета.
- Совершенствовать навыки счёта в пределах 10.
- Упражнять в умении выдвигать гипотезу и делать вывод.
- Формировать навыки сотрудничества на занятиях, формировать навыки самооценки.
Развивающие:
- Развивать у детей внимание, логическое мышление, воображение, любознательность, взаимопомощь.
Воспитательные:
- Воспитывать познавательный интерес к математике.
Предварительная работа: дидактические игры «Назови скорей», «Найди свой дом».
Материалы и оборудование: крупы в миске греча, рис, пшено, карточки с различными условными мерками, мерные стаканчики, столовая ложка, чайная ложка, фишки жёлтого, белого коричневого цвета, обручи, геометрические фигуры, карточки с изображением геометрических фигур, мяч.
Ход занятия.
Дети становятся в круг на ковре.
В круг весёлый вижу я
Входят все мои друзья!
Мы сейчас пойдём направо,
А потом пойдём налево;
В центре круга соберёмся
И обратно все вернёмся.
Улыбнёмся, подмигнём
И на стульчики пройдём.
Воспитатель.
- Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Назови скорей».
Я буду задавать вопрос, и бросать вам мяч, а вы будете отвечать мне и бросать мяч обратно, за каждый правильный ответ вы будете получать карточку с геометрической фигурой. Сохраните эти карточки, они нам пригодятся в дальнейшем.
- Какое сейчас время года? (Зима)
- Назовите «соседей» зимы. (Осень и весна)
- Какой сейчас месяц? (декабрь)
-Сколько дней в неделе? (семь)
- Какой сегодня день недели? (пятница)
-Пятница, какой по счёту день недели? (пятый)
-Какой день следует за пятницей? (суббота)
-Как по-другому называют субботу и воскресенье? (выходные дни)
*Счёт в пределах 10 в прямом и обратном порядке.
Воспитатель.
-Молодцы, ребята! Я для вас нарисовала интересную картину. Хотите её увидеть? (да). Но вот беда, она получилась большого размера, и чтобы её принести в детский сад, мне пришлось разрезать её на части. Как же нам её увидеть? (Выслушать мнения детей)
- Я вам предлагаю из частей сложить целую картинку и тогда мы сможем увидеть, что на ней нарисовано.
*Дети собирают из частей картину.
Воспитатель.
- Вам понравилась картина? Что вы на ней видите?
*Дети перечисляют объекты.
Воспитатель.
-Декабрь зимний месяц. В это время птицам очень тяжело добывать корм и поэтому люди подкармливают их.
Ребята, посмотрите, к нам прилетели птички. Они хотят попросить у нас помощи. Давайте посчитаем, сколько птичек к нам прилетело?
*Упражнение в количественном счёте.
-Посчитайте, сколько синиц на рисунке? (пять)
-А сколько воробышков? (три)
-Сколько ворон? (шесть)
-А снегирей? (четыре)
-Сколько голубей? (семь)
-А какая ещё птичка одна? (сорока)
*Пальчиковая гимнастика.
Воробьи
Воробьи-воробушки,
(сжать кулак, указательный и большой, вытянуты в клювик)
Серенькие перышки!
(шевелят выпрямленными пальцами рук)
Клюйте, клюйте крошки
У меня с ладошки!
(стучат указательным пальцем правой руки по левой ладони и наоборот)
Нет, с ладошки не клюют
И погладить не дают.
(погладить тыльные стороны рук поочередно)
Как бы нам поладить,
(хлопки в ладоши)
Чтоб дались погладить?
(потереть ладошки друг о друга)
Воспитатель.
-Ребята, а вы хотите помочь птицам? (Да)
*Воспитатель предлагает детям пройти к столу.
Воспитатель.
- Посмотрите, у меня есть три ёмкости с разной крупой. Давайте посмотрим, какие крупы в этих ёмкостях. Это-гречка. Какую кашу можно сварить из гречки? (гречневую) В следующей ёмкости у меня рис. Какую кашу можно сварить из этой крупы? (рисовую) А в этой ёмкости у меня пшено. Какую кашу можно сварить из этой крупы? (пшённую)
- Ребята, мы с вами определили, какие же крупы находятся у меня в ёмкостях, а как же узнать, какое количество каждой крупы у меня есть? (Нужно их измерить)
- Правильно, нужно измерить объём каждой крупы. Давайте подумаем, как же нам измерить объём круп?
- Что же нужно для измерения? (Мерка)
- У нас есть карточки-подсказки с разными мерками. Посмотрите и выберите ту карточку, которая нам подходит для измерения объема круп.
-Какую карточку вы выбрали?
- С какими условными мерками можно измерить сыпучие вещества? (Карточку с мерным стаканом, кружечкой, ложкой.)
- Как вы думаете, какую мерку нам лучше всего использовать? (стакан)
- Почему? (Потому, что крупы много и маленькой кружечкой, и ложкой измерять придется долго.)
- В каждой из мисок находится одинаковый объем крупы. Давайте разделимся на 3 группы:
1 группа будет измерять гречку, 2 группа – рис, 3 группа – пшено.
- Как нам не запутаться в подсчете при измерении объема крупы? (Нужно использовать фишки)
- Правильно, молодцы. Когда нужно выложить фишку? (Когда отмерили стакан и высыпали крупу в другую емкость)
- Верно. Молодцы.
Дети измеряют количество круп. Для этого можно пригласить помощников. Чтобы не ошибиться и точно измерить количество круп, я буду ставить фишки по количеству стаканчиков крупы. Гречневую крупу обозначим коричневым цветом, рисовую-белым, а пшённую – желтым, под каждым цветом будем выставлять количество мерных стаканов, соответствующее количеству каждой крупы.
- Давайте посмотрим, что же у вас получилось.
- В двух группах получилось по три фишки, а это значит, что объем крупы в каждой группе по 3 стакана. А в одной группе получилось 4 фишки. Объем крупы во всех емкостях был одинаковый.
- Почему же так получилось? Как вы думаете? (Третья группа при измерении отмеряла неполный стакан, поэтому количество стаканов получилось больше.)
- Какой же вывод можно из этого сделать? (Насыпать нужно полный стакан крупы)
- Правильно. Молодцы!
- Ребята, а если бы мы стали измерять крупу не стаканом, а кружечкой, меньше стакана? Количество кружек получилось бы больше или меньше? Как проверить? (Измерить кружками)
- Предлагаю вам это проверить.
- Какой получился результат? (Кружек получилось больше, чем стаканов.)
- Почему так получилось? (Кружка меньше стакана, поэтому кол-во кружек получилось больше.)
- Какой же вывод можно сделать? (Чем больше условная мерка, тем меньше кол-во мерок.)
- Правильно, ребята, результат измерения зависит от выбранной нами условной мерки.
Воспитатель.
-Мы уже говорили о том, что птицам холодно и голодно зимой. Но когда наступит весна птицы, вернутся из тёплых стран и начнут вить гнёзда. Я предлагаю вам поиграть в игру «Найди своё гнёздышко»
- Ребята, помните, в начале занятия вы получили карточки с геометрическими фигурами, сейчас они нам пригодятся. Подойдите ко мне дети, у которых в руках круг. С помощью волшебной палочки я превращу вас в ласточек. Дети, у которых треугольники будут жаворонками, а те, у кого квадраты – скворцами. Теперь все мои дети превратились в птичек. Для каждой птички у меня есть гнёздышки. В каждом гнёздышке есть геометрическая фигура, точно такая же, как и у вас. Пока звучит музыка, все птички весело порхают по залу, как только музыка закончится вам нужно занять свои гнёзда.
Воспитатель.
-Сегодня утром, когда я шла в детский сад, ко мне подлетел воробушек и попросил приготовить угощение для своих друзей воробышков. Но угощение не обычное, а самое его любимое по особому рецепту. Он дал мне вот эту карточку с рецептом угощения.
- Итак, давайте приготовим вкусное угощение для птичек. Обратите внимание на столы. На них приготовлены мисочки с разной крупой: гречкой, пшеном, рисом. Кроме этого, там приготовлены разные мерки, которыми вы будете измерять сыпучие продукты. Есть пустая ёмкость, в которую будете насыпать угощение.
Рецепт угощения был зашифрован, ведь птички не умеют говорить по-человечески. На рецепте есть квадраты разной величины и разного цвета. Я долго думала, но всё же сумела расшифровать рецепт особого угощения. Квадраты обозначают количество мерок разной крупы. Коричневый цвет обозначают гречневую крупу, желтый - пшено, белый – рис. А размер квадрата указывает на то какую мерку нам взять: маленький квадрат – чайная ложка, большой- столовая ложка. Давайте приступим к приготовлению угощения для воробышков по особому рецепту.
Сначала возьмём пшено, две столовые ложки. Затем рис три чайные ложки. И наконец, гречка одну столовую ложку и две чайные ложки. Теперь всё перемешаем и угощение для птичек готово.
Когда мы пойдём гулять, выложим наше угощение в кормушку, и воробышки будут очень рады.
Подведение итога:
Ребята, сегодня мы с вами научились измерять объём сыпучих веществ, при помощи разных мерок. Какие мерки мы с вами использовали? (Мерный стакан, столовая ложка и чайная ложка)
- Какой результат у вас получился в начале? Почему? К какому выводу мы пришли?
- Правильно, условную мерку при измерении объема сыпучих веществ нужно заполнять полностью, чтобы измерение в результате получилось точным.
Дети передают друг другу клубок, оставляя в руках ниточку, и делятся впечатлениями о занятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по математике с использованием Монтессори-технологий (старший дошкольный возраст)
Конспект занятия с тспользованием Монтессори-технологии...

Конспект Исследовательской деятельности «Измерение жидких веществ» для старшего дошкольного возраста
Конспект Исследовательской деятельности «Измерение жидких веществ» для старшего дошкольного возраста...
Конспект занятия «Островок математики» (для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста)
Режим проведения: подгруппа.Количество детей: 5 человек.Продолжительность занятия: 30 минут.Цель занятия: формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольног...

План-конспект итогового занятия по теме "Зимушка-зима" для детей старшего дошкольного возраста.
Данный материал содержит игры и задания, которые позволяют показать разносторонние знания детей по теме "Зимушка-зима"....

План конспекта интегрированного занятия с использованием ТРИЗ-технологии с детьми старшего дошкольного возраста «Что такое сказка»
Цель: Закрепить знание детьми сказок и их названий. Упражнять в умении подбирать определения к заданному слову. Закрепить согласование частей речи в словосочетании, развивать умение систематизировать,...
План-конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста.
Осенний пейзаж — это замечательная возможность обсудить с ребенком изменения в осенней природе, поговорить об осенних настроениях и разном восприятии осени людьми, поэтами, художниками. Ну...

Конспект Исследовательской деятельности «Измерение жидких веществ» для старшего дошкольного возраста
КонспектИсследовательской деятельности «Измерение жидких веществ» для старшего дошкольного возраста...
