Чудесная песочница
статья (средняя группа) на тему

Липская Мария Павловна

Главное достоинство песочных игр в том, что они позволяют ребенку или целой группе детей реально создавать картину мира в живом трехмерном пространстве. Ребенку предоставляется возможность  строить  свой личный мир, модель своего микрокосмоса, ощущая себя творцом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возможность ощутить себя творцом  (чудесная песочница)

   Есть такая детская игра, которая сможет гармонизировать картину мира, даст ощущение разнообразия природы, избавит от внутренних конфликтов и страхов, раскроет понятия добра и зло.  Это Песочная игра.

   Этой игрой забавлялись все поколения рода человеческого, потому что нет на свете ничего проще и доступнее, удобнее и многообразнее, живее и объемнее, чем игры в песке. В 1950гг аналитик и ученица швейцарского психоаналитика Карла Густава  Юнга Дора Калф создала «песочную терапию» - подход, который в наши дни широко используется в работе с детьми.

   Главное достоинство песочных игр в том, что они позволяют ребенку или целой группе детей реально создавать картину мира в живом трехмерном пространстве. Ребенку предоставляется возможность  строить  свой личный мир, модель своего микрокосмоса, ощущая себя творцом.

   ЧТО НУЖНО ДЛЯ ИГРЫ В ПЕСОК?

Что нужно для игры в песок? А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желанье, доброта, чтоб Вера в Детство не пропала.

Простейший ящик из стола – покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка туда вольется дивной сказкой.

Игрушек маленьких набор возьмем в игру... .

    Водонепроницаемый деревянный ящик. Внутренняя поверхность  (дно и борта) окрашиваются в синий или голубой цвет. Таким образом, дно подноса будет символизировать воду, а борта - небо. Чистый, просеянный песок.  Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Песком заполняется меньшая часть ящика. Для песочных игр лучше, если он будет влажным. Таким образом, песок задает символическую “линию горизонта”. “Коллекция” миниатюрных фигурок, высотой желательно не более 8 сантиметров. В набор игрушек могут войти: человеческие персонажи, любой природный материал, мелкие фигурки птиц, рыб, животных, машинки, сказочные персонажи, домики, деревянные и пластиковые буквы и цифры и т. д.

   Песок действует на детей как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки  сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и т. д. А если к этому добавить маленькие фигурки и игрушки, то появляется целый мир, ребенок погружается в игру.

   Задачи песочной терапии согласуются с внутренним стремлением ребенка  к  самоактуализации. В этом песочная терапия ориентирована на то, чтобы помочь ребенку:

-развить позитивную Я-концепцию;

-стать более ответственным в своих поступках;

-в большей степени полагаться на себя;

-овладеть чувством контроля;

-развить умение преодолевать трудности;

-развить самооценку и обрести веру в самого себя.

   Цель песочной терапии – не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой.

Дидактическая игра: «Отпечатки наших рук»

Цель:

Формирование навыков позитивной коммуникации:

1.Стабилизация эмоционального состояния ребенка.

2.Развитие речи, произвольного внимания и памяти.

3.Развитие мелкой моторики

4.Дать ребенку возможность получить первый опыт рефлексии (самоанализа)

Воспитатель и ребенок по очереди делают отпечатки кистей рук внутренней и внешней стороной. Задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям.

Воспитатель говорит о своих ощущениях, давая ребенку образец проговаривания:

« Мне приятно. Я чувствую прохладу песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю мелкие песчинки. А что чувствуешь ты?»

Ребенок говорит о своих ощущениях.

Затем руки переворачивают  ладонями вверх.

Воспитатель: я перевернула руки и мои ощущения изменились. Песок, по-моему стал чуть холоднее, шероховатее. Мне не очень удобно так держать руки. А тебе?

  Впечатления ребенка.

Как изменить эти ощущения?

 -«поскользить» ладонями по песку (как змейки, санки, т. д.), те же движения, поставив ладони на ребро,

-«пройтись» ладошками по проложенным трассам, оставляя на них следы,

-создать отпечатки ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, ребрами всевозможные узоры. Попытаться найти сходство с объектами окружающего мира (ромашки, солнышко, дождинки, травка, дерево, ежик, т. д.),

-пройтись по поверхности песка отдельно каждым пальцем поочередно правой и левой рукой, затем одновременно (называя пальцы),

-далее группировать пальцы по два, по три, по четыре и по пять . Наблюдают «загадочные следы». Чьи они?

-поиграть по поверхности песка, как по клавиатуре пианино или компьютера. Для сравнения ощущений можно предложить ребенку  тоже упражнение на поверхности стола.

Игры - занятия с мокрым песком:

Знакомство с сырым песком- смачивание песка водой.

« Постройка из песка домика для зайчика»

« Домик из песка и заборчик из камушков»

« Дорожка из камушков»

« Создание дорог и насыпей из крупных и мелких камушков и песка»

Домик с забором -  камушки, щепочки, другой материал.

« Печем пирожки»- с формочками. Усложнение: геометрические фигуры, цифры.

« Угощение для…»- лепим «пирожки», украшаем камешками , другим материалом.

Строим башню.

Разыгрывание сказок с добавлением декораций.

Что спрятано в песке.

 

F:\DCIM\149___01\IMG_1745.JPG

F:\DCIM\149___01\IMG_1749.JPG

F:\DCIM\149___01\IMG_1739.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Песочница – волшебный мир.

Первые  контакты  детей друг  с  другом  происходят  в  песочнице. Из  песка  лепится  первый  кулич,  приходит  понимание, ...

схематичное изображение правил занятий с детьми в песочнице

схематичные правила поведения детей на встречах по песочной терапии позволяют донести детям необходимую информацию в доступной форме....

Разборки в песочнице

Как быть, если ребенок не хочет играть с другими детьми? Что делать, если другие дети его обижают? Как реагировать, если ребенок сам обидел другого?...

Конспект индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности с ребенком старшего дошкольного возраста с ОВЗ (с использованием песочницы). "Цветы для песочной феи"

Конспект индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности с использованием песочницы.Данное занятие было составлено для ребенка старшего дошкольного возраста с диагнозом: ДЦП, правостор. гемопарез...

арт - песочница "Чудеснее песка нет для детей забавы"

Чудеснее песка нет для детей забавы,Его всегда имеется в достаткеТечет он нежно так сквозь руки,Что не сравнить его ни с чем… «Что ты, что ты! А ну-ка пойдём быстро мыть ручки», - ска...

Конспект занятия с применением интерактивной доски в средней группе № 1 «Радуга» На тему «Дружба чудесное слово!», Интерактивная игра «Дружба чудесное слово!»

Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной, привлекат...