Развитие музыкальных способностей в период младенчества
статья по теме

Смирнова Полина Анатольевна

В этой статье подробно рассмотрен вопрос о значении музыки в развитии ребенка раннего возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл раннее музыкальное развитие136.64 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие музыкальных способностей в период младенчества.

Развитие музыкальных способностейСегодня я хочу рассказать вам о том, как можно развить музыкальные способности у ребенка с рождения до одного года.

В жизни ребенка период от рождения и до одного года является очень сложным и важным этапом развития. В этот период у ребенка происходит активное приобретение и развитие навыков и умений: ребенок овладевает основными двигательными и координационными движениями, осваивает прямохождение, приобретает речевые навыки, у него происходит развитие органов чувств и нервной системы. И с момента рождения это один из самых благоприятных периодов для стимуляции развития органов слуха и развития музыкальных способностей.

В это время следует продолжать пение мелодий и песенок, которые мама пела до появления малыша. Постепенно можно включать в репертуар и новые песенки, причем, мелодию как таковую, малыш возможно и не будет воспринимать, но эмоции, идущие от характера и ритма напева, он уже в состоянии уловить.

Ребенок, которому часто напевают, различает колыбельную, плясовую и маршеобразную мелодию. Очень хорошо, если различные манипуляции с ребенком, будь то купание, переодевание или пеленание, будут сопровождаться пением. Исполняемые мелодии должны быть простыми, и на начальном этапе основываться на одном или двух звуках, и быть контрастными по характеру.

Развитие музыкальных способностей.Кроме мелодий, напеваемых взрослыми, у малыша должны быть и другие музыкальные впечатления, например от игры со звучащими погремушками. С 1,5 – 2-х месяцев ребенок реагирует не только на цвет и форму погремушки, но и на разное звучание: громкое или тихое, резкое или приглушенное. Первое время с погремушкой играет только взрослый, а малыш наблюдает. Движения рук взрослого должны быть свободными и ритмичными.

Интересной может быть игра на двух погремушках двумя руками, причем лучше, если не только цвет погремушки, но и тембр, и высота будут разными. В этом случае одна погремушка воспроизводит короткие звуки, другая – долгие, или вся ритмическая фигура повторяется каждой погремушкой; можно чередовать их отдельное и совместное звучание.

Как только ребенок научится брать и держать погремушки, можно взять его за руки и воспроизводить отдельные ровные удары вместе с ним, вначале – не более двух-трех. При этом лучше держать малыша в полусидячем положении спиной к себе, на коленях, тогда движения погремушкой «от себя» будут естественными для малыша. Те же движения можно производить одной рукой ребенка по его коленке или по ладони взрослого, а потом по ладони другой руки малыша, с тем, чтобы этот ритм он почувствовал в разных проявлениях и привык к нему.

По мере роста ребенка, эти ритмические упражнения хорошо сопровождать произнесением слов нараспев даже на одном звуке. Это может быть пропевание любых слогов: ма-ма-ма, ля-ля-ля, та-та-та и др. Игра на погремушках возможна также в чередовании с пением или речитативом. В этих упражнениях у ребенка происходит активное формирование и развитие не только чувства ритма, но и тембрового слуха и координационных навыков. Развивающее действие оказывает на малыша и пропевание мелодии с одновременным выделением сильных и слабых долей погремушкой или бубном.

Развитие музыкальных способностей.Положительный эффект также может дать прохлопывание ритма разучиваемой песенки ладошками малыша, взяв его за руки. Если руки ребенка не слушаются, и он не успевает прохлопать мелкие длительности, достаточно удовольствоваться прохлопыванием долгих длительностей или сильных долей, не требуя от малыша невозможного. И, конечно же, занимаясь с ребенком, необходимо всегда помнить, что между ощущением ритмической пульсации, передачей ее в движении образуется двухсторонняя и более сложная система связей, которая требует длительных проб и тренировок.

В этот же период, по мере развития координации движения малыша, эти же упражнения можно простукивать Развитие музыкальных способностей.палочкой по подвешенному колокольчику. Со звучанием колокольчика и погремушек следует познакомиться одновременно и обратить внимание на красивый тембр, спеть песенку: «Дин-дин-дин, дин-дин-дин, в колокольчик звоним».

Развитие музыкальных способностей.красивым тембром обладают куклы –неваляшки. Звучание их напоминает нежный звук, одни «поют» продолжительно, другие – коротко. Главное – привлечь внимание малыша к красивому тембру, вызвать у него, хотя бы на короткое время пристальное вслушивание в звуки качающейся куклы до тех пор, пока они не замолкнут. Если малыш захочет слушать еще – очень хорошо, но если он начнет бросать куклу лишь для того, чтобы она снова встала, необходимо его остановить и объяснить, что кукла может заболеть и потерять красивый голос.

Малыши с восторгом воспринимают и слушают звучание бубна и треугольника, особенно если это еще сопровождается веселым пением мамы или папы. Однако следует учитывать, что громкое звучание быстро утомляет, мешает правильной, естественной работе слуха. Занимаясь с ребенком, надо следить за его вниманием, активностью и приводить занятия в часы длительного бодрствования, но не перед сном.

Все перечисленные инструменты относятся к числу ударных, но они не менее важны в развитии музыкальных способностей ребенка, чем обладающие высотой звука, так как в первую очередь способствуют развитию чувства ритма, памяти, тембрового слуха.

Развитие музыкальных способностей.Помимо этого необходимо продолжать слушать (как и в пренатальный период) классическую музыку, которая дополнительно обогащает и развивает слуховые представления. На начальном этапе это может быть ряд миниатюрных пьес, например Менуэты В.А.Моцарта из ранних опусов, которые малыш способен воспринимать целиком и заинтересованно. Также хороши пьесы с ярко выраженным изобразительным характером. В текстах таких песен о кошке, медведе, собачке и т.д. содержатся слова, которые воспроизводят звуки животных : «ав», «мяу» и т.д. Песни с такой тематикой малыши очень любят, и вместе с взрослыми  могут "помяукать" или "поавкать" в нужном месте текста.

Разучивая новые песенки, следует помнить, что ребенок усваивает мелодию в течении нескольких дней или месяцев. Торопить и сожалеть о том, что он медленно запоминает мелодию, нельзя, так как музыкальное развитие у каждого ребенка идет по-разному. В этом процессе  большую роль играют здоровье, общее развитие и воспитание.

Помимо этого, огромное воздействие на развитие музыкальных способностей оказывают всевозможные игры и Развитие музыкальных способностей.движения под музыку. Пока ребенок мал, его можно взять на руки и вместе с ним идти по комнатам, весело притопывая, совершая небольшие повороты вправо и влево, кружась и отступая назад. Естественно, что это действие должно происходить под музыку. Движения необходимо выполнять ритмично и, по возможности, менять при смене характера музыки.

Итак, сегодня я рассказала вам об очень простых и эффективных способах развития музыкальных способностей  у ребенка. Если вы будете следовать этим советам и рекомендациям, то при условии регулярных занятий музыкальные способности вашего ребенка будут развиваться стремительными темпами, и ваш ребенок с каждым днем будет становиться все умнее и умнее!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль музыкально- дидактических игр в развитии музыкальных способностей, в формировании основ музыкального вкуса, музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

В процессее формирования музыкальных способностей детей дошкольного возраста ,значительное влияние оказывают музыкально-  дидактические игры.Использование  музыкально- дидактических игр помо...

Конспект НОД по музыкальному развитию "Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»

Конспект НОД по музыкальному развитию"Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста  Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных...

Музыкальный бизиборд – развивающая сенсорная доска с детскими музыкальными инструментами на развитие музыкальных способностей, мелкой моторики и тактильного восприятия у детей.

Бизиборд знакомит детей с музыкальными инструментами, со звукми, которые они издают, развивают навыки игры на детских музыкальных инструментах....

Опыт работы музыкального руководителя высшей квалификационной категории Т. И. Яковенко по теме "Развитие музыкальных способностей дошкольников, посредством интерактивных музыкально-дидактических игр»

https://yadi.sk/i/U_meZdLX06fNrg  ссылка на видео-презентацию  Опыта работы музыкального руководителя  высшей квалификационной категории Т. И. Яковенко по теме "Развитие музык...

Конспект доклада по «Развитию музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально – дидактические игры в соответствии с ФГОС, из опыта работы музыкального руководителя Гекало Л.А. на городской педагогической конференции 2021 г.

Одним из наиболее доступных средств познания музыки как вида искусства, отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям ребёнка, выступает музыкально-дидактическая игра, поск...

Доклад «Применение инновационных технологий и форм развития музыкальности в целях развития музыкальных способностей дошкольников в ДОУ»

Методический материал для музыкальных руководителей ДОУ.Автор рассматривает новые инновационные технологии в работе с детьми дошкольного возраста по музыкальному воспитанию,дает краткий обзор основных...

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ на 5 лет на тему: «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности».

Музыкальность – это комплекс способностей, развиваемых на основе врождённых задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного её осуществления» (О.П. Радынова «Музыкальн...