Мои педагогические находки в работе с детьми с отклонениями в поведении.
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Яковенко Галина Анатольевна

Порой бывает достачно только понять причину необычного поведения ребёнка, поставить себя на его место, предложить свою помощь и всё встанет на свои места. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_na_itogovyy_zachyot.docx22.06 КБ

Предварительный просмотр:

Яковенко Галина Анатольевна

Педагог – психолог

 МАДОУ « Центр развития ребёнка – детский сад №33»

 г. Энгельс Саратовской области

Мои педагогические находки в воспитательной работе с детьми с отклонениями в поведении.

                Человек – царь природы. Венец и совершенство её создания. Казалось бы, нет идеальнее этого творения. Всё предусмотрено для выживания: инстинкты самосохранения, первая и вторая сигнальная система, полный набор безусловных рефлексов и хорошая «обучаемость» условным рефлексам. И апогей совершенства, но так плохо изученный человеческий мозг, с его бессчётными нейронными связями.

        Что мы умеем, а чему можем научиться? Как мы себя ведём, и что является побуждающим фактором для наших поступков? Что мы чувствуем, когда не находим объяснения для происходящего? О чём думаем, когда находимся в трудной жизненной ситуации? Как много вопросов, и какие разные у каждого из нас ответы на них.  

 Для обеспечения каждому ребёнку условий полноценно проживать период детства, возможности комфортного пребывания в коллективе сверстников и педагогов, возможности   получить всестороннее развитие, всем участникам педагогического процесса необходимы знания о возрастных и психологических особенностях детей дошкольного возраста. Дети с нарушениями в поведении – это категория «группы риска», которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов. К ним относятся дети с нарушениями в аффективной сфере, педагогически запущенные дети, дети с задержкой психического развития, дети с интеллектуальными нарушениями, дети с психопатоподобным поведением. Также к данной категории можно отнести леворукого ребенка и детей с эмоциональными нарушениями. В настоящее время к категории детей с нарушениями поведения правомерно отнести каждого третьего ребенка. Причин тому много. С одной стороны, время предъявляет чрезвычайно высокие требования уже к ребенку. С другой - множество детей рождаются слабыми. Последнее обусловлено врождёнными причинами.  Наличие же большого числа единственных детей, что объективно осложняет их воспитание, еще более усложняет проблему. Это можно отнести к группе социальных причин.   Осложнения психического и личностного развития ребенка обусловлены, как правило, двумя факторами: 1) ошибками воспитания или 2) определенной незрелостью, минимальными поражениями нервной системы. Зачастую оба эти фактора действуют одновременно, поскольку взрослые нередко недооценивают или игнорируют (а иногда и вовсе не знают) те особенности нервной системы ребенка, которые лежат в основе трудностей поведения, и пытаются «исправить» ребенка различными неадекватными воспитательными воздействиями.  Важно уметь выявить истинные причины поведения ребенка, тревожащего родителей и воспитателей, и наметить соответствующие пути коррекционной работы с ним.

       Рассмотрим некоторые примеры отклонённого поведения и психолого – педагогические методы и приёмы работы, способствующие коррекции данного  поведенческого отклонения. Хотелось бы начать с очень распространённого в последнее время феномена провокационного детского поведения. Психологическая работа с детскими провокациями сложная, так как носит индивидуальный характер, и каждый раз выстраивается по- разному. Однако можно разработать  пошаговый алгоритм, помогающий педагогам, родителям и специалистам  справится с трудностями данного феномена.

Во- первых, для точного определения провокационного поведения необходимо знать его функции ( для чего ребёнок прибегает к такому виду поведения) – это сигнал о неудовлетворённой потребности, способ определения « провокатором» какой человек перед ним. Своеобразный сбор информации об окружающих людях. Особенно часто такой способ используют дети, у которых слабо развита речь. Провокация – это способ сделки, манипулятивное поведение, а также способ воздействия на ситуацию.  В некоторых случаях можно рассматривать провокацию, как способ спасения, способ избавить себя и значимых близких от непереносимых чувств. Ребёнок постоянно нарушает тишину в детском саду, так как дома она (тишина) может быть предвестником чего – то кошмарного, травмирующего, опасного.

Во- вторых необходимо грамотно диагностировать провокационное поведение. Для этого потребуются регулярные наблюдения и консультации с родителями. Выявляются критерии, по которым поведение относиться к разряду провокационного: является активным и целенаправленным, совершается в социуме (в саду, на улице, в магазине), имеет оттенок неестественности, несёт в себе определённый вызов, подводит другого человека к какой- то реакции. Тщательно собрав анамнез, необходимо определить спусковой механизм провокации – отсутствие интереса к ребёнку со стороны детей и взрослых,  негативное проявление по отношению к нему, что делают окружающие, в присутствии которых это происходит.

В- третьих, разрабатывается алгоритм поведения всех участников образовательных отношений. Рассматривается роль взрослого ( педагога или родителя, лучше всей семьи, определяется выгода для каждого участника общения, корректируется  возможный внутрисемейный конфликт, либо личностные особенности педагога) и ребёнка, использующего провокационное поведение как форму защиты, манипуляции и способа достижения цели.

В – четвёртых, с ребёнком проводится работа по оказанию психологической помощи, во время  которой ему  разъясняется ситуация провокации, какая реакция может возникнуть в ответ на его нежелательное поведение, чем может закончиться агрессивный или негативный приступ, как в альтернативной форме можно добиться поставленной цели, получить желаемое, выразить негативные чувства или эмоции. Только в случае, если ребёнок ощутит себя частью социума, поймет, что он не единственный  и его поступки несут за собой поступки окружающих его людей, можно полноценно провести коррекционную работу. Вся работа с детьми дошкольного возраста ведётся с использованием игровых материалов. Это могут быть терапевтические сказки, поведение героев в которых зеркально отображает поведение ребёнка, это может быть разыгрывание сюжета в песочной терапии или конструирование моделей и затруднительных ситуаций в игровом пространстве.  Это может быть часть арт – терапии: рисование на заданный сюжет, составление коллажей и лепка «острого» сюжета. Коррекционная работа может проходить совместно с родителями или педагогом, участником проблемных отношений в группе.

 Результат грамотного педагогического подхода к ситуации с провокационным поведением – это сформированные у ребёнка навыки безболезненного и позитивного проживания затруднительных ситуаций. Разозлился – прошёл в уголок творчества и порвал бумагу на мелкие кусочки, устал от шума – посидел в спальне с книгой, обиделся на несправедливый поступок сверстника или взрослого – сказал о своём чувстве и нашел в себе силы простить, захотел активно подвигаться – нашёл занятие в уголке спортивных игр. Сплочённая работа педагога и родителей позволят смягчить последствия провокационного поведения и может быть избавиться от него в будущем.

    Диаметрально противоположным провокациям является  детская замкнутость и необщительность. Так ведут себя дети по разным причинам. Это  могут быть последствия нарушения в детско – родительских отношениях: родители постоянно испытывают сверх ожидания к своему ребёнку, требуют максимальных достижений во всех сферах развития. Подсмеиваются над ошибками и неудачами, не учитывают возрастных и физиологических особенностей собственного ребёнка в погоне за успехом, отличными оценками и статусом «звезды». Как правило, у авторитарных и амбициозных родителей дети стеснительные, молчаливые и замкнутые.  Ещё одной причиной является компьютеризация современности, доступность и привлекательность гаджетов для детей и потворствующая позиция некоторых родителей к киберзависимости.

Замкнутый и необщительный ребёнок говорит очень тихим голосом, он безынициативен, малоподвижен, редко пользуется жестами и мимикой, в детском коллективе дети предпочитают обособленное место - либо рядом со взрослыми, либо одиночество. На предлагаемые задания или новые игровые действия чаще всего такие дети реагируют с  повышенной тревожностью или отказываются их выполнять, объясняя тем, что у них не получится.

Работа с замкнутыми и необщительными детьми требует от окружающих его взрослых особого, мягкого и сверхтактичного подхода. Самое важное умение – вести с таким ребёнком диалог. Давать возможность высказывать свою точку зрения, делиться мечтами и мыслями. Умение выслушать, поддержать детскую инициативу – редкое в наше время качество взрослых по отношению к детям. Таких детей необходимо чаще хвалить, авансировать  похвалу до начала самостоятельной деятельности, не использовать критику в адрес продуктов творчества. Найти такому ребёнку дело по интересам, дать возможность посещать кружок или секцию, предоставить возможность общаться со сверстниками.

Таким образом, можно сделать вывод, что каким бы не было отклонение в поведении у ребёнка, от окружающих его значимых взрослых зависит успешное преодоление трудностей и достижение положительных результатов. Ведь детство – это период закладывания фундамента личности, период формирования жизненных ценностей и идеалов. Важно кто в этот период находится рядом с ребёнком, понимает ли он важность полноценного проживания периода детства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование фитбол-гимнастики в коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья.

Новая форма непосредственно-образовательной деятельности по физическому развитию, коррекции осанки у детей с нарушенем опорно-двигательного аппарата  -  фитбол-гимнастика....

Интегрированная деятельность специалистов ДОУ как средство повышения эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии

В статье обобщается опыт интегрированной деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога ДОУ по коррекции у детей отклонений в речевом развитии...

Использование коммуникативных игр в работе с дошкольниками, имеющими отклонения в поведении

Жизнь—самая большая ценность, какой обладает человек.А самая большая роскошь в этой жизни—«это роскошь общения»....

Выступление на педагогическом часе: «Работа с детьми, имеющими нарушение в поведении»

Выступление на педагогическом часе:«Работа с детьми, имеющими нарушение в поведении»...

Консультация «Специфика коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими отклонения в развитии (УО, РДА)»

Специфика коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими отклонения в развитии (УО, РДА)...

Педагогическая находка : Мотивационная работа с детьми старшего дошкольного возраста

Представляю вашему вниманию свой педагогический опыт по мотивационной работе с детьми старшего дошкольного возраста. Любое взаимодействие между ребёнком и взрослым начинается с мотивации. Б...


 

Комментарии

Тимошенко Ирина Николаевна

Спасибо за интересный материал.

Яковенко Галина Анатольевна

Благодарю, коллега за прочтение и внимание к публикации