Знаю, умею, могу
материал на тему

Богатова Наталья Владимировна

Календарь развития детей от 3 до 7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znayu_umeyu_mogu.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Календарь развития 

                     

ЗНАЮ, УМЕЮ, МОГУ

3 года

Я знаю, умею, могу…

  • повторять за взрослым двустишия или четверостишия (или воспроизводить их, спустя несколько часов);
  • строить многословные, в том числе сложноподчиненные, предложения. «Кода папа мой придет с работы, мы подем гулять». В знакомых словах произносить все слоги. Произносить звуки: «с», «л», «ы», «в», «р», «з»;
  • задавать вопросы, в том числе: «Почему?»;
  • узнавать 2-4 основных цвета;        
  • складывать разрезанную картинку из 4-х частей;
  • вступать в контакт с детьми и взрослыми;        
  • по просьбе выбирать «один» предмет и «много»;        
  • резать бумагу ножницами;
  • подниматься по лестнице с опорой попеременным шагом;        
  • пинать мяч с размаху;        
  • подпрыгивать на месте, еле отрывая ноги от пола;
  • есть вилкой;        
  • надевать рубашку, джемпер, платье, брюки ...;        
  • расстегивать и застегивать большие пуговицы;
  • самостоятельно мыть руки с мылом;        
  • под присмотром взрослого ходить в туалет (снимать штанишки, садиться на горшок, одеваться самостоятельно);        
  • самостоятельно пользоваться носовым платком.

Обратите внимание, если я:

  • не играю и не интересуюсь другими детьми;
  • до сих пор не говорю или говорю очень невнятно;
  • не знаю названий окружающих предметов, животных, игрушек;
  • не вступаю в контакт с детьми и взрослыми;
  • говорю о себе только в 3-м лице;
  • никогда не задаю вопросы;
  • не умею говорить короткими фразами;
  • неуверенно хожу, бегаю, поднимаюсь по лестнице;
  •  не играю в мяч, не катаюсь на качелях или трехколесном велосипеде;
  •  не могу сориентироваться  в своем доме, на детской площадке, во дворе;
  •  не могу оставаться один, без взрослых, даже на самое короткое время;
  • самостоятельно не умею найти себе занятия, даже 5 минут не могу сосредоточиться на одном;
  • не умею раскладывать предметы по величине (большой - маленький) или по цвету в две разных коробочки;
  • не контролирую  днем свои физиологические потребности.

4  года

Я знаю, умею, могу…

  •  называть свое имя, возраст и пол;
  •  называть свои имя и фамилию, говорить о себе в первом лице;
  •  называть имена своих родителей;
  •  соблюдать правила элементарной вежливости, правила поведения;
  •  соблюдать элементарные правила во время еды, умывания;
  •  самостоятельно одеваться и раздеваться (без застежек);
  •  выполнять элементарные поручения;
  •  заниматься, не отвлекаясь, в течение 10 - 15 минут;
  •  называть предметы, находящиеся вокруг меня, некоторые растения,

животные и их детенышей;

  •  использовать в речи простые нераспространенные предложения;
  •  отвечать на вопросы, касающиеся ближайшего окружения, конкретной ситуации; принимать участие в беседе;
  •  при помощи взрослого прочитать наизусть небольшое стихотворение, спеть песенку;
  •  узнать знакомые песни и мелодии;
  •  устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями;
  •  недолго взаимодействовать со сверстниками;
  •  рисовать круги, черточки и точки, в 3,5 года – рисовать «человечка - головонога»;
  •  собирать пирамидку, матрешку, подбирать «на глаз» простой по форме вкладыш, складываю разрезную картинку из 2-4 частей;
  •  различаю основные цвета, формы (круг, квадрат, треугольник), размеры (большой, маленький);
  •  считать до трех и показывать соответствующее число на пальцах;
  •  сравнивать предметы по форме, величине и цвету, а также различаю, где много, а где мало предметов;
  •  бегать, сохранять равновесие, прыгать на двух ногах.

Обратите внимание, если я:

  •  не отзываюсь на свое имя;
  •  безразлично отношусь к близким и чужим людям;
  •  не смотрю в глаза взрослым и сверстникам;
  •  не интересуюсь окружающим миром, игрушками, яркими книжками;
  •  не вступаю в диалог;
  •  произношу только отдельные звуки, односложные слова;
  •  не проявляю интереса к предложенным мне заданиям;
  •  не выполняю просьбу взрослого показать пальчиком предметы и изображения, которые мне знакомы;
  •  могу часами играть в однотипную, однообразную игру (кручу колесо, стучу в барабан, катаю машинку и т.п.);
  •  не играю с другими детьми и не проявляю к ним никакого интереса;
  •  беспричинно плачу;
  •  протестую изменениям в одежде, меню; не переношу смену обстановки;
  •  неуверенно хожу и бегаю, неловок;
  •  не могу удержать в руках мелкие предметы, карандаши;
  •  не умею самостоятельно кушать.

5  лет

Я знаю, умею, могу…

  •  называть свои имя и фамилию, возраст, имена членов своей семьи;
  •  называть свой родной город и могу немного рассказать о нем;
  •  соблюдать элементарные правила гигиены без напоминания взрослого (мою руки с мылом, расчесываюсь, пользуюсь носовым платком, прикрываю рот рукой или салфеткой при кашле, вытираю рот салфеткой во время еды);
  •  соблюдать элементарные правила приема пищи (правильно пользуюсь столовыми приборами, салфеткой);
  •  не только самостоятельно одеваться и раздеваться, но и аккуратно складывать и убирать свою одежду, приводить ее в порядок;
  •  застегивать пуговицы, молнии, развязывать шнурки;
  •  соблюдать правила поведения в помещении, на улице, в природе и в транспорте;
  •  играть, конструировать, лепить, рисовать;
  •   раскрашивать картинки, не выходя за края, обводить картинки по контуру;
  •  подчиняться правилам игры;
  •  обращаться за помощью;
  •  проявлять любознательность, стремление к экспериментированию;
  •  играть со сверстниками и особенно с друзьями;
  •  заниматься, не отвлекаясь, в течение 15-20 минут;
  •  строить сложную фразу из 6-8 слов;
  •  правильно произносить сложные слова;
  •  чисто произносить все звуки родного языка за исключением звуков «р» -«рь» и «л» - «ль»;
  •  правильно употреблять слова в единственном и множественном числе;
  •  правильно употреблять в речи простые предлоги (в, на, под, на, за);
  •  подбирать слова, противоположные по значению (чай горячий – лед холодный);
  •  описать предмет, картину, составить рассказ по картине, пересказать небольшой отрывок;
  •  придумать небольшую историю, сказку;
  •  знать некоторые профессии и могу о них рассказать;
  •  знать понятия: фрукты-овощи, домашние животные - дикие животные, ягоды, грибы, транспорт, профессии, мебель, одежда;
  •  ориентироваться в пространстве, различаю правую и левую руку;
  •  определять расположение предметов в пространстве (вверху – внизу, впереди – сзади);
  •  определять и называть части суток, времена года;
  •  различать, называть и характеризовать предметы по цвету, размеру и назначению;
  •  различать, называть геометрические фигуры и формы (шар, куб) и знать их характерные особенности;
  •  считать до пяти;
  •  выбрать лишний предмет из группы;
  •  пользоваться ножницами;
  •  планировать последовательность своих действий;
  •  выполнить просьбу, поручение взрослого.

Обратите внимание, если я:

  •  неправильно произношу многие звуки (за исключением «р» - «рь», «л» - «ль»);
  •  не могу произносить сложные слова;
  •  путаю окончания слов;
  •  не понимаю смысла предлогов;
  •  не ориентируюсь в пространстве;
  •  не различаю право - лево, верх - низ;
  •  не могу запомнить фразу из трех-четырех слов, просьбу взрослого, небольшое стихотворение;
  •  не общаюсь со сверстниками и взрослыми;
  •  не задаю много вопросов;
  •  не различаю цвета, формы, размеры предметов;
  •  путаюсь в счете до 5;
  •  не могу сосредоточенно работать в течение 15 минут, часто отвлекаюсь;
  •  не играю со сверстниками;
  •  роняю предметы, неаккуратно ем и рисую;
  •  неуклюж, часто падаю;
  •  крайне много и хаотично двигаюсь.

6-7 лет

Я знаю, умею, могу …

  •  называть свое имя, отчество, фамилию;
  •  называть страну, в которой живу, город, свой адрес;
  •  рассказать о своей семье и семейных традициях;
  •  интересуюсь новым, неизвестным в окружающем мире;
  •  самостоятельно действовать;
  •  откликаться на эмоции взрослых;
  •  активно общаться со сверстниками и взрослыми;
  •  договариваться;
  •  сосредоточенно работать в течение 20 – 25 минут;
  •  подчиняться требованиям;
  •  использовать свои знания для решения новых задач;
  •  фантазировать и сочинять, придумывать игры;
  •  выполнять задание по правилу и по образцу;
  •  внимательно слушать взрослого и выполнять его инструкции;
  •  выполнять основные культурно-гигиенические навыки;
  •  оценивать себя и других; критично отношусь к результатам своей деятельности;
  •  самостоятельно выбирать интересное занятие;
  •  считать до 10; до 20 в прямом и обратном порядке;
  •  составлять и решать простые задачи на сложение и вычитание;
  •  знать цифры (0 – 9) и умею соотносить их с количеством;
  •  определять временные отношения (день - неделя – месяц);
  •  измерять длину, объем, массу;
  •  ориентироваться не только в окружающем пространстве, но и на плоскости;
  •  поддерживать диалог, задавать и отвечать на вопросы;
  •  грамматически правильно оформлять свою речь, правильно произносить слова (не пропускаю и не путаю слоги, правильно произношу все звуки);
  •  Называть названия всех предметов, которые встречаются в обычной жизни, и умею группировать их по ведущему признаку (овощи, фрукты, транспорт, продукты, одежда и т.п.);
  •  составлять рассказ по картинкам, составлять рассказ по одной картинке;
  •  исключать лишнее понятие, объяснять свой выбор (лишняя морковь, так как все остальные фрукты, а морковь - овощ);
  •  знать и  рассказывать несколько стихотворений наизусть;
  •  передавать образ человека, животных, растений, предметов окружающего мира посредством изобразительного искусства.

Обратите внимание, если я:

  •  с трудом поддерживаю диалог, долго подбираю слова, путаю окончания, не произношу какие-либо звуки, «проглатываю» или путаю слоги;
  •  не играю со сверстниками;
  •  не могу самостоятельно выбрать лишний предмет из группы и объяснить свой выбор;
  •  с трудом считаю в прямом или обратном порядке;
  •  затрудняюсь в осуществлении счетных операций, в решении простых задач;
  •  путаюсь в определении правой и левой стороны;
  •  затрудняюсь определить местоположение предмета в пространстве;
  •  не могу запомнить последовательность частей суток, дней недели, времен года, месяцев;
  •  с трудом ориентируюсь в названиях цветов, фигур, форм;
  •  медленно запоминаю и быстро забываю стихи;
  •  не могу усидеть на месте;
  •  не соблюдаю требований взрослого;
  •  не знаю или не соблюдаю правил поведения в помещении, на улице, в транспорте;
  •   не проявляю самостоятельности и инициативности;
  •  с трудом выполняю правила игр;
  • у меня много страхов и они необычные (боюсь какого-либо цвета, цифр, еды и т.п.);
  • неуклюжий, часто падаю, натыкаюсь на предметы;
  • роняю предметы;
  • с трудом удерживаю ручку или карандаш;
  • не умею раскрашивать и рисовать, постоянно захожу за границы рисунков при раскрашивании или штриховке;
  • делаю все очень медленно и быстро устаю (5-10 минут);
  • делаю все очень быстро и результат деятельности меня не интересует;
  • не могу критично относиться к своим поступкам.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий деловой игры для педагогов "Я ЗНАЮ, Я МОГУ"

Привлечение педагогов к активному использованию инновационных технологий на занятиях по формированию у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах и улицах....

Деловая игра для педагогов "Знаю. Умею. Могу"

Эта методическая разработка поможет старшему воспитателю в игровой форме провести мероприятие с педагогами ДОУ, направленное на повторение и закрепление знаний ФГОС ДО, СанПин и использование этих зна...

Деловая игра «ЗНАЮ. УМЕЮ. МОГУ»

Цель: Систематизировать знания педагогов, расширять профессиональную компетентность  в разных вопросах.Задачи:1. Активизировать интеллектуально - творческую, культурологическую и профессиональную...

Конспект интеллектуальной игры "Знаю, умею, могу!"в средней группе

Разработка интеллектуальной игры "Знаю, умею, могу!" в средней группе. Включает в себя различные задания согласно по возрасту детей....

Интеллектуальная игра "Знаю,умею,могу"

Интеллектуальная игра "Знаю,умею,могу" в старшей группе...

Анкета для родителей №2 «Я знаю, я могу, я готов!»

От         Анкета поможет логопеду оценить эффективность  работы родителей с детьми дома.Поможет определить степень готовности родителей к участию в коррекционном пр...

Деловая игра для коллег "Знаю.Умею.Могу"

Деловая игра способствует систематизировать знания педагогов, расширять профессиональную компетентность в разных вопросах....