Рекомендации
консультация

В изобразительной деятельности развиваются движения руки, связанные с процессом изображения. Рука ребенка должна действовать  в зависимости от особенностей карандаша, кисти, других материалов, которыми он овладевает на основе познания их специфики под руководством педагога. Важно не просто развитие руки, а совместное развитие руки и глаза. Необходимо учить детей зрительно контролировать движение своей руки на всех этапах создания изображения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii.docx20.71 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие «Формообразующих движений  руки в изобразительной

деятельности»

Искусство – художественное отражение человеком окружающего мира: предметов явлений природы, общества, себя. Главный смысл   изобразительной  деятельности мы видим в развитии личности человека, в формировании его идеалов, устремлений, в развитии его духовного мира. Огромное влияние оказывает искусство на детей.

Известно,  с каким интересом и любовью относятся дети к рисованию и как рано пробуждается у них стремление к этому занятию. Так чем же привлекает нас детский рисунок, что мы ценим в нем? Во – первых, искренность, эмоциональность, непосредственность в выражении ребенком своих мыслей и чувств. Другое достоинство рисунка – его содержательность. Даже рисунок самого маленького ребенка несет в себе какое  - то содержание. Еще дно ценное качество  - смелость. Ребенок не боится рисовать, он хочет и может рисовать все. Море? Пожалуйста, Космос? Нет ничего проще. К сожалению, он растет, и на смену смелости нередко приходит излишняя осторожность. И как правило, плохое владение инструментом, своей рукой, незнание материалов, способов рисования ими, их выразительных возможностей вызывает затруднения при решении изобразительных задач, мешает ребенку передать в рисунке задуманное, что в конце концов приводит к потере интереса к данной деятельности.

Дети испытывают большие затруднения в создании изображений, не владеют графическими навыками: не умеют правильно держать инструмент, которым рисуют (карандаш, кисть, восковой мелок и т.д.) не владеют рациональными способами движения руки – движения неуверенные, неточные, скованные, что в свою очередь, вызывает чрезмерное мышечное напряжение руки, приводит к быстрому утомлению.

Для развития формообразующих движений руки нужны ясные, отчетливые представления о предмете. Поэтому необходимо учить детей воспринимать те свойства предмета, которые особенно важны для последующего изображения: форму, строение, величину, цвет. Сначала нужно обратит внимание детей на предмет в целом, подбирая яркие и выразительные слова для его характеристики, затем переходить к анализу предмета, выделяя форму основной части, потом  - остальных частей, определяя их величину и расположение по отношению к основной части. В заключение обратить внимание дошкольников на весь предмет. Чтобы закрепить целостное представление о нем, подчеркнуть те его стороны, которые определяют характер изображения (прямые стенки, круглая форма и т.д.), выделить свойства предмета. Для обследования подбирать простые предметы с характерно выраженными формами.

Очень важно, чтобы зрительное восприятие включало движение обеих рук по  контуру формы предмета и его частей -  это способствует образованию двигательного представления, необходимого для формирования исполнительного движения. Рисующая рука лучше запоминает нужное движение, закрепляется координация движений рук и глаз, след от проделанного руками движения остается в двигательных центрах коры головного мозга.

В изобразительной деятельности развиваются движения руки, связанные с процессом изображения. Рука ребенка должна действовать  в зависимости от особенностей карандаша, кисти, других материалов, которыми он овладевает на основе познания их специфики под руководством воспитателя. Важно не просто развитие руки, а совместное развитие руки и глаза. Необходимо учить детей зрительно контролировать движение своей руки на всех этапах создания изображения.

Для образования навыка правильного владения инструментом нужно обратить внимание, ка ребенок держит карандаш или кисть, при необходимости не только словесно попросить взять его правильно, но и показать, вложив карандаш в его руку.

При показе различных движений обратить внимание на характер движения, на состояние движущейся руки, на мышечно - суставные ощущения. Показ способов закрашивания рисунка сопровождайте следующими замечаниями: чтобы не перейти за контур, движения у линии контура должны быть медленными, осторожными, производиться пальцами руки; при закрашивании середины  они могут быть более быстрыми, размашистыми. Если у ребенка не получается ровное закрашивание, подобрать несложные картинки  в книжках раскрасках и предложить ребёнку научиться ровно. Аккуратно раскрашивать рисунки, объяснив и показав, как это делается.

Процесс познания осуществляется в ходе повседневного восприятия детьми объектов и явлений природы, во время систематических наблюдений. В своих рисунках созданных  на занятиях по изобразительной деятельности, дети изображают родную природу в разные времена года, в разную погоду, используют разнообразную технику рисования.

Ознакомление детей с природой в изобразительной деятельности обогащает детское творчество новым содержанием, углубляет знания о предметах и явлениях природы животных, рыбах, птицах, и общих характерных признаках, различиях.

Прием показа способов изображения при ознакомлении с новой техникой работы является одним из важных в обучении дошкольников. В зависимости от возраста детей используется полный, частичный, общий и индивидуальный показ. Непременным условием является пояснение взаимосвязи способа изображения  и движения руки по контуру при обследовании.

Необходимо обратить внимание детей на то, что линия может носить различный характер: линия, неменяющаяся по своей толщине в процессе изображения, передает форму предмета, прорисовывает детали. Как более выразительное средство линия выступает в качестве штриха, который может быть толще, тоньше, короче, длиннее.

Рассматривание картин и книжных иллюстраций  - широко используемый метод в обучении детей изобразительной деятельности. Дети учатся видеть красоту окружающих предметов и явлений, отмечать, как по – разному их изображают в своем творчестве художники.

Большое значение в формировании двигательных навыков играет словесная инструкция. Словесное воздействие повышает не только скорость усвоения навыков, но и их качество. Только благодаря слову движения могут приобрести предметный и осознанный характер. Учитывая это, необходимо сопровождать показ способа действия объяснение.  Роль словесной инструкции в правильном выполнении движений значительно  повышается на протяжении дошкольного возраста. Дети старшего дошкольного возраста действуют по словесной инструкции значительно легче; более того, они начинают самостоятельно пользоваться слово, называя производимые действия. Дети, которые умеют обозначать словом признаки предметов, более правильно и точно изображают каждую линию и штрих.

В своем рисунке ребенок отображает окружающий мир, природу, как на основе непосредственного их восприятия, так и в результате знакомства с произведениями искусства и литературы. Поэтическое слово помогает ему обобщить впечатления от наблюдений. В результате многократных повторений образов ребенок начинает представлять такие признаки предметов и явлений, которые им ранее не воспринимались; то есть поэтическая речь, которая отражает» понятийную» сущность вещей помогает детям узнать знакомый образ в новых вариациях.  Информация, заложенная в поэтических строках, формирует в сознании маленького человека яркие, зримые, конкретные образы, то есть неизменным условием отбора произведений является изобразительность и выразительность художественного образа. Такое свойство поэзии, как изобразительность, обогащает и разнообразит содержание детских рисунков, способствует внесению в них моментов, которые при обычном наблюдении не всегда замечаются детьми.

Для закрепления, уточнения и систематизации полученных знаний рекомендуется использовать дидактические игры. Благодаря игре и игровым заданиям занятия становятся более интересными, привлекательными для детей, вызывают у них яркий эмоциональный отклик. Очень важен тесный контакт с родителями. Участие родителей стимулирует работоспособность детей и повышает интерес к рисованию.

Результатом работы будут следующие показатели: дети умеют правильно держать инструмент (карандаш, кисть, восковые мелки и т.д.)  при различных приемах рисования, владеют рациональными способами движения руки под контролем зрения: равномерно закрашивают рисунок, не выходя за контур предмета, регулируют нажим карандаша, чувствуя плавные переходы оттенков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие ребенка от 0 до года». Сборник методических рекомендаций, игр и упражнений по развитию детей раннего (от 0 до года) возраста (рекомендации для родителей).

Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст  относится к критическим периодам онтогенеза ...

Рекомендации учителя-дефектолога «РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Рекомендации специалиста по взаимодействию, пониманию и принятию ребенка родителям, имеющим детей- инвалидов...

Рекомендации по использованию массажных приемов в пальчиковых играх и игровых упражнениях. Рекомендации к проведению пальчиковых игр с детьми от 2 до 3 лет.

Массажные движения благоприятно воздействуют на организм малышей и создают необходимые условия для мышечной деятельности, ускоряя передачу нервного возбуждения от одних элементов к другим. Рекомендаци...

Рекомендации по проведению физкультминуток (рекомендации для воспитателей)

Предлагаемые рекомендации помогут сделать более интересными и эмоционально насыщенными развивающие занятия с дошкольниками, а также с пользой организовать их досуг....

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Советы рекомендации по воспитанию и обучению детей

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙСоветы рекомендации по воспитанию и обучению детей: -   с «синдромом дефицита внимания с гиперактивность» (СДВГ)эмоциональной неустойчивостью;аг...