Родительское собрание" Подготовка детей к школе"
материал (подготовительная группа)

Конева Алла Александровна

Поступление в первый класс важный этап в жизни и ребенка, и родителей.

Залогом успешной адаптации к школе, является готовность ребенка к обучению!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Брусничка»

г. Тарко-Сале Пуровского района

Родительское собрание

 «Подготовка детей к школе»

                                                                   Выполнила: Конева Алла Александровна

2019г

Цель собрания: актуализировать знания родителей по проблеме психологической готовности ребёнка к школе.

Задачи собрания:

  • Обсудить с родителями проблему психологической готовности к школьному обучению.
  • Дать практические рекомендации по подготовке ребёнка к школе.
  • Проанализировать результаты психологической диагностики.
  • Развивать интерес родителей к педагогической и психологической литературе.

Форма проведения: лекция, групповая беседа с элементами дискуссии.

Очень важно, чтобы ребенок был физически готов к школе. То есть все параметры его развития не должны иметь отрицательных отклонений от нормы и даже иногда несколько опережать ее. Появление полезных двигательных качеств (ловкости, быстроты, точности и др.), развитие грудной клетки, мелкой мускулатуры пальцев рук. Это служит гарантией овладения письмом. Мы большое внимание уделяли развитию мелкой моторики пальцев рук. В группе создан был проект по развитию графических навыков и умений. Где детей знакомили со строкой, клеткой, линиями, знакомство с тетрадью и рабочей строкой.                      

б) вертикальные и горизонтальные прямые                      

     линии и комбинации из них.                                            

в) радуга: тёплые и холодные цвета.                                      

г)  наклонные прямые линии и комбинация из них.            

д) печатание цифр по клеткам.                                                  

е) дуги, волнистые линии, круги, овалы.                            

ё) печатание букв по клеткам.                                                  

ж) рисование по клеткам предметов сложной формы.

Упражнения следует  усложнять постепенно.

Знакомя ребёнка с новым упражнением, нужно

опираться на ранее усвоенные им умения и навыки.

Подбирали  Д/игры, физминутки, атрибуты для развития мелкой моторики   пальцев рук.

Организовали экскурсию в школу.                              

Также важна психологическая готовность ребенка к школе. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет ребенку. Эти требования заключаются в желании малыша учиться, умении преодолевать препятствия, управлять своим поведением, установлении взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, сформировании, таких качеств, как трудолюбие, самостоятельность, усидчивость, настойчивость. Психологическая готовность ребенка к школе предполагает сформированность  памяти, внимания, мышления, познавательной активности, познавательных интересов. Постарайтесь научить ребенка не бояться трудностей. Расскажите ему, что трудное порой бывает очень интересным и познавательным.

Что еще нужно для подготовки ребенка к школе? Будущий школьник должен хорошо владеть навыками и привычками культурного поведения: уметь вести себя с незнакомыми людьми, не стесняясь отвечать на вопросы и самому задавать их взрослым и товарищам. Ребенок должен владеть также элементарными навыками самообслуживания и личной гигиены. Научиться всему этому помогают строгий режим дня и выполнение постоянных обязанностей по дому. Чем старше ребенок, тем внимательнее он следит за постоянством и обоснованностью предъявляемых ему требований. И, если отношение к ним складывается недостаточно уважительное, оно легко переносится и на требования, предъявляемые школой.

Осталось только подготовить ребенка к школе интеллектуально. Многие родители считают, что именно это является главной составляющей в подготовке к школе, а основа ее - обучение детей навыкам письма, чтения, счета. Это убеждение, дорогие родители, и является причиной ошибок многих при подготовке детей и разочарований при отборе в школу.

В последние несколько десятилетий мы наблюдаем повальное увлечение ранним обучением детей чтению. Ребенок, рано научившийся читать, обычно для родителей предмет гордости. Число детей, у которых нет интереса к чтению, растет. Возникает парадокс: начинаем учить читать все раньше и раньше, а любителей книги все меньше и меньше. Знакомству и работе ребенка с буквами должен предшествовать до буквенный, чисто звуковой период обучения. Дошкольнику необходимо понять, что существуют определенные знаки ( рисунки, чертежи, цифры, буквы ), которые замещают реальные предметы. Постепенно такие рисунки - чертежи становятся все более условными, и у детей возникает та самая знаковая функция сознания, о которой мы с вами говорим. Эти символы помогают перейти к буквенному периоду обучения, но сначала звуковой анализ слова - когда дети сознательно, намеренно определяют место звука в слове.

Этап обучения грамоте требует много времени и сил. Его не следует стремиться сократить - ведь от этого этапа зависит успешность дальнейшего формирования навыка чтения.

Систему знаний ребенку предстоит усвоить при помощи речи. Поэтому обратите внимание на речь сына или дочери, в первую очередь на:

. правильность произношения звуков;

. умение различать звуки на слух;

. владение элементарными навыками звукового анализа слов;

. грамматически правильный строй речи;

. умение пересказывать тексты;

. умение отвечать на вопросы и задавать их.

Все дети очень любознательны, их интересует все новое, они задают много вопросов, порой рассудительны не по годам. Как важно нам взрослым, не погасить эту искорку интереса к окружающему, неизвестному миру, а поддержать ее своим живым участием. Поэтому рассказывайте своему ребенку интересные истории, читайте познавательную литературу, объясняйте различные явления природы.

Это способствует расширению кругозора, развитию любознательности, воспитанию интересов.

Также рассказывайте ребенку о школе, об учителях и , самое главное, о знаниях, которыми он овладеет в школе. Все это вызовет желание учиться, сформирует положительное отношение к школе.

Пусть ваш ребенок больше общается с детьми, играет в игры с правилами, больше рисует, конструирует из любых материалов, складывает мозаики, пазлы, кубики. Не ограничивайте деятельность малыша запретами, а направляйте ее в нужное русло. Дайте возможность наиграться, побыть ребенком, заслуженно, в отведенное, природой, время. Так он быстрее приготовиться к учебной деятельности.

Задавайте ребенку как можно больше вопросов. Не давайте ему готовых ответов, потому что они убивают стремление к познанию.

Приобретите кубики с буквами, цифрами, дидактические тетради, но не заставляйте ребенка заниматься по ним, как на уроке, - выполняйте задания вместе.

А главное - поддержите в будущем первокласснике уверенность в себе, обеспечьте необходимый ему эмоциональный комфорт. Счастливые дети лучше учатся, быстрее приспосабливаются к новым условиям, да и взрослым с ними во много раз легче. 

Подведение итогов собрания.

Рефлексия.

Обмен мнениями.

В ходе рефлексии родителям предлагается проговорить о том, что полезного они узнали в ходе собрания. Обменяться мнениями о том, какие моменты остались не досказанными или требуют более глубокого анализа.

 Раздача памяток для родителей


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СКОРО В ШКОЛУ! Полезная информация для родителей будущих первоклассников

Слайд 2

Поступление в первый класс важный этап в жизни и ребенка, и родителей. Залогом успешной адаптации к школе, является готовность ребенка к обучению! Готовность к школе бывает: Личностной, Интеллектуальной, Психологической, Физиологической, Социально-психологической

Слайд 3

Личностная готовность Личностная готовность определяется: преобладанием у ребенка познавательного мотива над игровым (мотивационная готовность к школе) умением работать по образцу; умением сознательно подчинять свои действия правилу; умением внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания; умением соблюдать дисциплину; формированием «внутренней позиции школьника», принятие новой социальной позиции школьника; эмоциональной устойчивостью.

Слайд 4

Интеллектуальная готовность наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний; способность увидеть связь между явлениями, умение воспроизводить образец; сформированность основных мыслительных операций (сравнение, обобщение, классификация, выделение существенных признаков и др.); возможность логического и механического запоминания; развитие тонких движений руки и зрительно-моторной координации; Развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе 15-20 минут); Развитие произвольной памяти (способность связывать запоминаемый материал с конкретным символом)

Слайд 5

Психологическая готовность к обучению в школе Психологическая готовность это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников Этот уровень позволяет прогнозировать успешность или неуспешность обучения первоклассника

Слайд 6

Социально-психологическая готовность отношение к взрослому (учитель становится непререкаемым авторитетом); отношение к сверстникам (умение успешно выполнять совместные действия); отношение к самому себе (адекватное отношение ребенка к своим способностям; результатам работы, поведению, т.е. определенный уровень развития самосознания и самооценки).

Слайд 7

Физиологическая готовность Физиологическая готовность - достаточный уровень биологического и физиологического развития, состояние здоровья развитие мелких мышц руки (хорошее развитие руки, уверенное владение карандашом и ножницами); пространственная ориентация и координация движений (умение правильно определять выше-ниже, вперед-назад, слева-справа); координация в системе глаз-рук (перенос с образца в тетрадь графического образа, фигуры

Слайд 8

Причины трудностей, возникающих в период адаптации первоклассников Недостаточная подготовленность ребенка к школе Соматическая ослабленность ребенка Тревожность, которая сформировалась в дошкольном возрасте под влиянием семейных отношений или семейных конфликтов Органические повреждения нервной системы (травмы головного мозга, гипоксия, нейроинфекции) Завышенные ожидания родителей (нормальные средний успехи ребенка засчитываются как неудачи, а реальные достижения не учитываются или оцениваются низко)

Слайд 9

Рекомендации для родителей 1. Составьте с ребенком распорядок дня и вместе следите за его соблюдением. Систематически приучайте ребенка к новому режиму. В режим дня можно включить занятия в утренние часы. 2.Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи. Успехи в школе зависят от организации рабочего места. Пусть у него будет свой рабочий стол, ручки и карандаши. На столе, где занимается ребёнок, не должно быть ничего лишнего, отвлекающего внимание. 3.Создавайте положительную мотивацию вашему ребёнку. Не сравнивайте ребенка с другими детьми, только с самим собой. Хвалите за любые успехи, продвижение вперед. Не следует акцентировать внимание ребенка на неудаче, он должен быть уверен, что все трудности преодолимы, а успех возможен.

Слайд 10

4. Само начало школьной жизни считается тяжёлым стрессом для детей. Поддерживайте спокойную и стабильную атмосферу в доме. По возможности не планируйте на сентябрь – октябрь кардинальных перемен. Не отправляйте ребёнка одновременно в 1 класс и какую-нибудь секцию, кружок. 5. Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе. Ребенок должен чувствовать себя в любой обстановке так же естественно, как дома. Помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не теряться. Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни. 6 . Постарайтесь подготовить ребенка к тому, что в школе с ним будут учиться очень разные дети . Предупредите, что ему, возможно, не удастся сразу со всеми подружиться, но нужно очень постараться наладить хорошие отношения.

Слайд 11

7. Успехи и неудачи в учебе во многом зависят от развития памяти, внимания и мышления ребенка . Лучший способ их тренировать – игра. Сейчас разработано множество игр и упражнений, которыми родители могут пользоваться, занимаясь со своим ребенком. 8. Если есть необходимость, следует также подготовить руку ребёнка к письму (игры и упражнения по развитию мелкой моторики - лепка, рисование, штриховка, поделки, конструирование и т.д.)

Слайд 12

9.Не пропускайте трудности , возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у будущего первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними до школы или на первом году обучения. 10. Для детей с ослабленным состоянием здоровья, при наличии неврозов, ММД, а также с проблемами в развитии речи не рекомендуются программы повышенной сложности. Целесообразней искать не программу, а такого педагога, который смог бы учесть особенности ребенка и создать благоприятную атмосферу обучения.

Слайд 13

ПОМНИТЕ! Безусловное принятие – это принятие ребенка не за что-то, а просто за то, что он есть. Активно слушать ребенка – это значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувства словами. Не вмешивайтесь в занятия, с которыми ребенок справляется самостоятельно. Позволяйте ребенку самостоятельно справляться с тем, что он уже умеет, даже если при этом он допускает некоторые ошибки. Поддерживайте успехи ребенка. Необходимо сообщать ребенку о своих чувствах, если его поведение вызывает у вас негативные переживания. Соответствие ваших ожиданий возможностям ребенка. Используйте в повседневном общении приветливые фразы .

Слайд 14

Самые важные правила! Главная забота родителей — поддержание и развитие стремления учиться, узнавать новое. Встречайте ребенка после окончания уроков вопросом: «Что было интересного в школе?», «Что нового ты узнал?», «Что тебя удивило?» и т.п . Ваше участие и ваш интерес положительно скажутся на развитии познавательных способностей ребенка. Сдерживайтесь и не ругайте школу и учителей в присутствии ребенка . Нивелировка их роли не позволит ему испытать радость познания. Не сравнивайте ребенка с одноклассниками , как бы они ни были вам симпатичны или наоборот. Вы любите ребенка таким, какой он есть, и принимаете таким, какой он есть, поэтому уважайте его индивидуальность.

Слайд 15

Самые важные правила! Будьте последовательны в своих требованиях . Если стремитесь, например, чтобы ребенок рос самостоятельным, не спешите предлагать ему помощь, дайте ему почувствовать себя повзрослевшим. С пониманием относитесь к тому, что у вашего малыша что-то не будет получаться сразу, даже если это кажется вам элементарным. Запаситесь терпением. Соизмеряйте свои ожидания относительно будущих успехов ребенка с его возможностями . Это определяет развитие способности ребенка самостоятельно рассчитывать свои силы, планируя какую-либо деятельность. Помните - ваша поддержка, вера в ребенка, в его успех помогут ему преодолеть все!

Слайд 16

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и выступление на родительском собрании по подготовке детей к школе "Интеллектуальная готовность к школе".

Родители не правы, когда думают, что их малыш готов к учебе, так как умеет читать и писать. Ребенку, несмотря на это, может тяжело даваться школьная программа. Причина – это отсутствие интеллектуально...

Нетрадиционная форма проведения родительского собрания в подготовительной к школе группе на тему «Готовность детей к школе».

-Уважаемые родители, вы сегодня все станете членами экспертной комиссии. На днях ваши дети участвовали на дошкольной олимпиаде. Хочу сказать, что это мероприятие очень понравилось вашим детям. Они был...

Протокол родительского собрания - Совместная работа ДОУ и семьи в подготовке детей к школе. Особенности обучения и воспитания шестилетних детей

Протокол № 1от 15 октября 2015 г.Тема: «Совместная работа ДОУ и семьи в подготовке детей к школе. Особенности обучения и воспитания шестилетних детей»...

Родительское собрание в подготовительной к школе группе перед поступлением детей в школу.

Материал полезен воспитателям , выпускающим детей в школу и родителям будущих первоклассников, содержит рекомендации для родителей будущих школьников,анкету готовности ребенка к школе глазами родителе...

Родительское собрание в логопедической подготовительной к школе группе «Речецветик» «Роль игры при подготовке детей к школе»

Родительское собрание в логопедической подготовительной к школе группе «Речецветик»«Роль игры при подготовке детей  к школе»...

Консультация на родительское собрание «Роль игры в подготовке детей к школе», «Роль дидактических игр в развитии детей».

ТЕМА: «Роль игры в подготовке детей к школе»,«Роль дидактических игр в развитии детей». Повестка родительского собрания.1. Консультация родителей. Старшая группа. Тема: &l...