Стратегия воспитания осмысленного "надо" у дошкольников
консультация

Лукьянова Лилия Александровна

Стратегия осмысленного отношения к «надо» будет складываться из правильных действий со стороны взрослых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл strategiya_vospitaniya_osmyslennogo_otnosheniya_k_nado.docx33.27 КБ

Предварительный просмотр:

Стратегия воспитания осмысленного отношения к «надо» у дошкольников 

Полностью стратегия осмысленного отношения к «надо» будет складываться из девяти действий со стороны взрослых.

  1. Объясняя ребенку, как ему надо себя вести или, что ему надо сделать, необходимо создать привлекательный для него образ самого действия и его результатов: «давай вытрем ноги и у нас будет чисто»; «маленьким деткам уже пора спать, пойдем, я тебя уложу в мягкую кроватку, укрою одеяльцем, расскажу сказку, и ты будешь сладко спать до утра». При этом мы должны говорить так, чтоб ребенок чувствовал, что это действие важное и нужное. После того, как действие завершено, можно снова обратить внимание малыша на то, как стало хорошо: «ну вот, цветы мы с тобой полили, теперь они напьются водички и будут расти хорошо, и не завянут».
  2. Если мы хотим, чтобы ребенок теперь сам делал то, что раньше делали за него мы – сам одевался, застилал постель, убирал игрушки – сначала стоит выполнять это действие вместе с ним. Сначала Вы можете просить его помочь вам, через некоторое время, поручив полностью сделать это самому (подчеркнув, что он теперь уже большой и сможет справиться сам), обязательно включаясь и помогая ему, если он просит о помощи или вы видите, что у него не получается.
  3. Если нужные действия, хотя бы в общих чертах у малыша получаются, или даже если он просто пытается помочь вам в каком-то деле, не скупитесь на выражение радости от того, что ребенок уже большой и может помогать родителям: «вот ты какой уже большой, ты уже сам подметаешь» (читаешь, одеваешься, засыпаешь). «Ну, ты просто настоящая мама, - ты так хорошо с братиком играешь». Точно также стоит выражать свою радость и хвалить малыша, когда он в чем-то вам уступает, когда он не капризничает в эмоционально сложной для него ситуации (напр., при посещении врача или когда вы оставляете его дома одного), или когда он сам, без напоминания, убирает игрушки или выполняет другое дело, которое раньше делал только в месте с вами или под вашим контролем). Во всех этих случаях обязательно подчеркивайте, что ребенок поступил как взрослый (как большой), что вы уже можете на него положиться.
  4. Обо всех этих «взрослых» поступках рассказывайте в его присутствии другим членам семьи, чтобы ребенок мог гордиться тем, что он уже большой, закрепляя мотивацию вести себя и дальше «по-взрослому».
  5. Малышу далеко не всегда понятно то, что нам кажется очевидным, и поэтому во многих случаях ему нужно детально объяснить и показать, как именно нужно выполнять то или иное действие, и почему или зачем надо вести себя именно так, как вы ему говорите, а не иначе.
  6. Если ребенок отвлекается – не одергивайте и не ругайте его,  но мягко возвращайте к нужному действию («давай сначала подметем пол, а потом будем играть в мяч», «сейчас надо умыться и лечь спать, а с котенком ты поиграешь завтра, смотри – он тоже хочет спать»). Можно при этом опираться на эмоционально-образные представления («Папе будет приятно, если мы уберем игрушки с дивана к его приходу», «игрушки замерзнут на полу, если мы их так оставим»).
  7. Когда у малыша что-то не получилось, или он что-то сделал не так, или забыл выполнить ваше поручение, постарайтесь не ругать его, а выразить свое сожаление или разочарование («да, жалко, что эта чашка разбилась, она мне так нравилась…»). После этого, если ситуация поддается исправлению, попробуйте исправить её вместе с ребенком, а если нет, то вам стоит вместе разобраться, почему так получилось, и четко проговорить, как надо делать в следующий раз, чтобы снова не столкнуться с неприятными последствиями. Если поведение ребенка сильно возмущает, раздражает или обижает вас, выражайте словами свои чувства и указывайте на негативные последствия его действий, но старайтесь не обзывать и не ругать его.
  8. Если малыш не хочет или не решается делать то, что мы от ему предлагаем или о чем просим, постарайтесь, прежде всего, выяснить у нег или понять, что именно его останавливает. После этого вы сможете решить, что вам стоит делать – попробовать убедить ребенка и изменить его отношение к действию, или согласиться с ним и не настаивать на выполнении этого действия, или же найти какой-то промежуточный вариант.
  9.  У дошкольников ещё нет четкой грани между игрой и обыденной жизнью, и обыгрывание ситуации, то есть игровое обоснование того действия, на котором мы настаиваем, гораздо чаще приводит к успеху, чем попытки убедить малыша разумными доводами. Т.е., если мы хотим в чем-то убедить малыша, лучше придумать историю, чем предлагать рациональные обоснования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стратегии воспитания и стили поведения ребенка.

Стратегии воспитания и стили поведения ребенка. Материалы для родителей....

Стратегия воспитания и развития ребёнка в семье и ДОУ

Взаимодействи семьи и ДОУ в воспитании дошкольника...

Консультация для родителей "Советы,над которыми следует задуматься, разрабатывая стратегию воспитания без применения наказания"

Советы, над которыми следует задуматься, разрабатывая стратегию воспитания без применения наказаний:1.      Точно определите, какого поведения вы добиваетесь.2....

модель воспитательной работы согласно стратегии воспитания РФ

модель воспитательной работы согласно стратегии воспитания РФ на 1 год...

Модель воспитательной работы согласно стратегии воспитания Российской Федерации

При реализации комплексно-тематического плана мы решаем задачи развития ребёнка в разных образовательных областях. Темы, предложенные детям, прорабатываются различными с...

Общая стратегия воспитания и развития ребенка в семье и ДОУ

Общая стратегия воспитания и развития ребенка в семье и ДОУ...

«Стратегия воспитания личностного развития дошкольников для создания условий их позитивной социализации на основе базовых национальных ценностей российского общества»

Современные стратегии и подходы к воспитанию детей раннего дошкольного возраста, предъявляемые в дошкольном образовательном учреждении, меняют систему управления воспитания, определяют необходимость в...