Проект "Родительский клуб"
проект

Программа психологического просвещения родителей по вопросам развития и воспитания детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_roditelskiy_klub.docx27.42 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТА

Педагогическим советом

Протокол № ___  от  «___»______20___ г.

    УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ

«Детский сад  №24»

_____________ Сулименко О.В.

«___» __________ 20____ г.

Проект

Родительский клуб: «Радость общения».

Подготовила

Баталова А. В.

педагог – психолог

МБДОУ «Детский сад №24»

Смоленск 2018


Цель: создание инновационной системы сотрудничества и взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, обеспечивающей единство образовательных и воспитательных воздействий в процессе воспитания дошкольника, через освоение системы психолого-педагогических знаний, для повышения психолого-педагогической культуры родителей, в соответствии с направлениями и спецификой работы дошкольного учреждения.

Тип проекта: долгосрочный.

Задачи:

  • повышать психолого – педагогическую культуру родителей;
  • выявлять и транслировать положительный опыт семейного воспитания;
  • содействовать сплочению родительского коллектива с целью предупреждения межличностных конфликтных ситуаций;
  • способствовать установлению доверительных отношений между родителями и детским садом.

Актуальность. В современном мире всё больше растёт понимание семьи как определяющей не только развитие ребёнка, но и в конечном итоге развитие всего общества.

Взаимодействие ребёнка с родителями является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется, на его основе формируются определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. Однако, по всеобщему признанию учёных-исследователей, социальный институт семьи переживает сегодня состояние кризиса. Условия нестабильности общества и социальная напряжённость отрицательно влияют на воспитательные функции семьи, они отодвигаются на вторые и третьи места, в то время как у детского сада они всегда на первом месте. А ведь в детстве закладывается основа личности человека.Исследования показали, что современные родители, воспитывая детей, всё больше нуждаются в помощи специалистов. Многие родители в сегодняшней ситуации обескуражены поведением своих детей, так как, по мнению учёных, в настоящее время всё чаще встречаются эмоционально-неустойчивые дети, у которых нередко наблюдаются самые разнообразные элементы личной акцентуации (агрессивность, лживость, импульсивность и т.д.). Становятся актуальными многие проблемы: чему нужно научить ребёнка, как с ним играть, как справляться с его капризами и непослушанием?

Где родителям получить ответы на все интересующие вопросы? Квалифицированная психологическая помощь не всем доступна в финансовом отношении. Таким центром повышения психолого-педагогической культуры родителей может стать детский сад. В детском саду ребёнок — равноправный член социальной группы, а в семье – объект обожания, всепрощения; в детском сад характер воспитания целенаправленный, в семье – зачастую стихийный, с использованием отдельных семейных традиций. В этой непохожести заложен главный смысл сотрудничества и взаимодействия. Отсюда следует, что только в гармоничном взаимодополнении детский сад и семья могут создавать условия для полноценного развития личности ребёнка, нужно признавать его ценность, уважать его права быть таким, какой он есть. Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: психологических, педагогических, медицинских и т.д. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. Это подразумевает изменения в системе «ДОУ — семья», требует усилий от педагогического коллектива.

Многие родители хотят научиться психологически и педагогически грамотно воспитывать своих детей, им нужны средства и методики, они могут использовать и психотерапевтические методы на доступном для них уровне. Совсем не обязательно давать родителям глубокие знания, но познакомить их с основными положениями, подходами в воспитании детей, открыто и честно осуществлять с ними взаимодействие просто необходимо.

Работа Клуба является важным шагом в направлении повышения психологической культуры родителей. Традиционно психологическая помощь семье оказывается в рамках индивидуальной психологической консультации. Новые социально-экономические условия в стране, отразившиеся и на работе дошкольных учреждений, требуют новых подходов в работе с родителями.

Направление групповой работы с родителями, основанное детским психотерапевтом X. Джайноттом, возникло в 50-е годы XX века и получило название «модель группового психологического консультирования», где основными методами являлись: групповая дискуссия, работа в подгруппах, ролевые игры. Клуб можно рассматривать как модель групповой консультативной работы с родителями, часто более эффективной, чем индивидуальное консультирование. Описание групповых методов работы с родителями можно найти в работах отечественных психологов и психотерапевтов А. Я. Варги, А. С. Спиваковской, А. И. Захарова. Понимание сути детских проблем и улучшение взаимоотношений родителей с детьми, которое, как утверждают авторы, происходит в процессе групповой работы, повышает эффективность психокоррекционных мероприятий с детьми.

Как отмечал Л. С. Выготский, мать является первой социальной средой для ребенка раннего возраста и своеобразной стартовой основой для всей последующей психической деятельности, то есть основой здоровой психики.

Анализ массовой практики показал, что основной причиной эмоционального стресса родителей и детей раннего возраста является процесс адаптации к детскому саду. Поэтому я считаю, что начинать групповую консультативную работу нужно, прежде всего, с родителями детей раннего возраста. Поскольку родительский клуб в этом году только начинает свою работу, то работа будет проводиться с родителями детей всех возрастных групп. В следующем году клуб будет пополняться родителями детей раннего возраста.

Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки воспитания своих детей, но очень часто им не хватает элементарной психологической грамотности, чтобы решать свои проблемы.

Анализ семейных ситуаций в группе помогает родителю взглянуть на себя со стороны, «глазами других». Родители начинают лучше понимать собственные стереотипы воспитания, по-другому смогут взглянуть на процесс воспитания в целом. Групповые эффекты дают возможность снять ощущение единственности и уникальности собственных трудностей, позволяют получить обратную связь и ощущение поддержки и понимания со стороны ДОУ.

Это новая модель дошкольной образовательной системы — совместное с семьей воспитание детей в условиях детского сада, обеспечивающая развитие личности ребенка и гармоничных отношений с ним взрослых.

Принципы проекта.

  • целенаправленность – привлечение всех к непосредственному и сознательному осуществлению целенаправленной деятельности по гармонизации детско-родительскихотношений;
  • плановость, системность – последовательное усложнение содержания;
  • дифференцированного подхода – взаимодействие с родителями с учетом многоаспектнойспецифики каждой семьи;
  • индивидуального подхода - учет возрастных, психологических, социальных и личностных особенностей родителей;
  • сознательности, активности и дозированности – сознательное отношение родителей кпредлагаемым занятиям, получаемой информации;
  • стимулирования внутренних ресурсов семьи – настрой семьи на самопомощь путемизменения образа жизни, перестройки себя и отношений с детьми;
  • доброжелательность, открытость и партнерство – объединение усилий служб ДОУ и семьидля наиболее эффективного взаимодействия.

Этапы реализации проекта:

        Подготовительный (август 2018г.): определение потребностей родителей через собеседование и анкетирование. Дифференцирование обозначенных проблемных ситуаций соответственно возрасту детей.

        Организационный (сентябрь 2018г): составление перспективного плана работы клуба, утверждение графика проведения занятий. Данный этап оснащается методическим сопровождением: составляются конспекты занятий, подбирается стимульный материал

        Непосредственная работа “Родительского клуба”  (октябрь – май 2018 – 2019г.).

Календарно – тематический план на

2018 – 2019 учебный год.

№ п/п

Тема занятия

Участники

Форма проведения

Сроки

Вступительное слово педагога – психолога на родительских собраниях в группе.

Цель: рассказать родителям о начале работы Клуба. Пригласить их в совместную работу.

Родители, педагог - психолог

Беседа

сентябрь

«Общение без проблем»

Цель: показать родителям важность общения. Познакомить с методами эффективного общения.

Родители, педагог-психолог

Лекция, беседа, практикум

октябрь

«Конфликт польза и вред»

Цель: познакомить родителей с понятием и механизмами конфликта. Показать способы выхода из конфликтов.

Родители, педагог - психолог

Лекция, беседа, практикум.

ноябрь

«Особенности восприятия»

Цель: ознакомить родителей с особенностями восприятия, показать важность использования всех каналов восприятия

Родители, педагог - психолог

Лекция, беседа, практикум.

январь

«У нас разные характеры. Как быть?»

Цель: ознакомить родителей с основными типами характеров.

Родители, педагог - психолог

Лекция, беседа, практикум.

февраль

«Скоро в школу»

Цель: повышение уровня

осведомленности в

вопросах

психологической

готовности детей к

школе

Родители, педагог - психолог

Семинар - практикум

март

Тема по запросу родителей.

Родители, педагог - психолог

Лекция, беседа, практикум.

апрель

Итоговое заседание (эффективность деятельности, анализ работы клуба, планирование на следующий год.

Родители, педагог - психолог

Круглый стол

май

Ожидаемые результаты:

 повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания иразвития детей;

 формирование социальных навыков по эффективному взаимодействию с ребенком на разныхэтапах его развития;

 оптимизация детско-родительских отношений;

 возрастание интереса родителей к работе ДОУ, воспитанию детей, улучшению детско-родительскихотношений;

 рост удовлетворенности родителей педагогами, специалистами и ДОУ в целом.

Формы психолого-педагогической деятельности детско-родительского клуба

Групповые, подгрупповые, индивидуальные мероприятия для всех родителей: лектории,деловые игры, консультации, игротренинги.

Общая структура занятия

Приветствие. Оно служит для формирования позитивного интереса и сплочениягруппы.

Разминка. Данный вид деятельности снимает эмоциональную напряженность, формируетблагоприятный психологический климат, развивает чувство внутренней устойчивости идоверительности.

Основная часть. В этой части решаются цели и задачи встречи. В нее входит комплекспсихологических упражнений и приемов, продуктивная деятельность.

Рефлексия занятия. Оценка мероприятия взрослыми с позиции заинтересованности,продуктивности, полезности, оправданности ожиданий.

Прощание. Оно необходимо для формирования ощущения целостности и завершенностизанятия, эмоционального сплочения группы.

 Программа клуба предусматривает 8 мероприятий в год (одна встреча в месяц). Группаформируется на свободной основе (по желанию родителей). Каждая встреча для родителейрассчитана на 40-60 минут. Предложенная программа детско-родительского клуба"Радость общения" является вариативной, то есть при возникновении необходимостидопускается корректировка содержания и форм встреч.

Для успешной реализации целей и задач программы работа на занятиях строится с опорой на следующие принципы организации социально-психологического тренинга:

1. правило «здесь и теперь»: обсуждать чувства, которые испытывает в данный

момент, т.к. только через актуальные переживания, через групповой опыт человекможет познать себя.

2. правило искренности: говорить следует только о реальных чувствах, а не о техкоторые бы успокоили участника тренинга, оправдали ли, наоборот обидели. Еслидавать партнерам обратную искаженную обратную связь, то это может полечь засобой формирование ошибочного мнения, как о себе, так и о других.

3. правило «Я - высказывания»: в группе важным является то, что каждый участникговорит любую фразу только от своего имени, т.к. только говоря что-либо от своегоимени, можно говорить искренно о своих мыслях и чувствах.

4. правила запрета на оценку: оценка поступка есть ограничение личностной

свободы. Тревога, по поводу возможной оценки, которую данный участник можетполучить от других участников, может привести к «закрытости» членов группы илистремлению поступать, исходя из принципов социальной желательности.

5. правило постоянства: занятия пропускать нельзя.

6. принцип практической направленности: формирование и отработка навыков иумений у родителей эффективного взаимодействия с детьми.


    УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ

«Детский сад  №24»

_____________ Сулименко О.В.

«___» __________ 20____ г.

ПОЛОЖЕНИЕ О РОДИТЕЛЬСКОМ КЛУБЕ

«РАДОСТЬ ОБЩЕНИЯ»

1 Общие положения:

  1. Клуб создан с целью установления сотрудничества детского сада и семьи в вопросах преемственности воспитания детей дошкольного возраста и создания системы психолого-медико-педагогического сопровождения родителей в процессе образования ребенка в период дошкольного детства.
  2. Основными принципами работы клуба «Радость общения» являются: добровольность, компетентность, соблюдение педагогической этики.
  3. Участниками Клуба являются: родители детей, специалисты по желанию родителей, педагог-психолог.
  4. Непосредственным руководителем Клуба является педагог-психолог ДОУ.
  5. Клуб «Радость общения» осуществляет свою деятельность в соответствии с настоящим положением.
  6. Положение о Клубе утверждается заведующим дошкольным образовательным учреждением.

2 Основные направления деятельности клуба «Радость общения»:

  1. Оказание психолого-медико-педагогической помощи и поддержки родителям в вопросах воспитания дошкольников.
  2. Выявление и трансляция положительного опыта семейного воспитания.
  3. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей.

3 Права и обязанности участников клуба «Радость общения»:

3.1 Родители — члены Клуба имеют право:

  • на получение квалифицированной консультативной помощи по уходу за ребенком, проблемам обучения, воспитания, развития и адаптации ребенка в ДОУ;
  • получение практической помощи в организации занятий с детьми дома;
  • высказывание собственного мнения и обмен опытом воспитания детей;
  • давать оценку эффективности работы Клуба в целом и по отдельным вопросам;
  • участвовать в планировании работы Клуба.

3.2 ДОУ имеет право:

  • на выявление, изучение и распространение положительного опыта семейного воспитания;
  • внесение корректировки в план работы клуба «Радость общения» в зависимости от возникающих проблем, запросов, актуальности предыдущего заседания и др.

3.3 ДОУ обязано:

  • планировать работу Клуба в соответствии с выявленными запросами родителей и основываясь на психических закономерностях развития детей данного дошкольного возраста;
  • предоставлять территорию для проведения заседаний Клуба;
  • предоставлять квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям;
  • соблюдать принцип конфиденциальности в решении возникающих проблем семейного воспитания.

3.4 Родители — члены Клуба обязаны:

  • уважать мнения друг друга в процессе обсуждения вопросов образования детей;
  • соблюдать принцип конфиденциальности в работе Клуба;
  • принимать активное участие в заседаниях Клуба.

4 Организация деятельности клуба «Радость общения»:

  1. Работа Клуба осуществляется на базе дошкольного образовательного учреждения.
  2. Работа Клуба планируется по результатам опроса родителей и рекомендациям педагога-психолога ДОУ.
  3. Количество занятий в Клубе зависит от выявленных запросов родителей, психологических особенностей данного возраста и остротой обсуждаемой проблемы.
  4. На итоговом заседании клуба «Радость общения» обсуждаются результаты работы, ее эффективность.
  5. Формы организации работы клуба «Радость общения»:
  • круглый стол;
  • психологические тренинги;
  • практикумы;
  • решение педагогических ситуаций;
  • обсуждение и распространение опыта семейного воспитания.

5 Административная поддержка деятельности клуба «Радость общения»:

  1. Создание материально-технических условий для деятельности Клуба: выделение помещений, необходимых канцелярских товаров, услуг ксерокопии и компьютера и др.
  2. Поддержка и участие в организации мероприятий Клуба по необходимости с целью вынесения экспертной оценки деятельности специалистов ДОУ по работе с родителями.
  3. Обеспечение запроса родителей на встречу со специалистами ДОУ и смежными специалистами.
  4. Участие в итоговых заседаниях Клуба с целью вынесения экспертной оценки проделанной работы участниками Клуба в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КЛУБ СЕМЕЙНОГО ОБЩЕНИЯ «Клуб заботливых родителей» (организация семейного досуга ЗОЖ)

Среди направлений гуманизации отечественного дошкольного образования особое место занимает проблема организации взаимодействия дошкольного учреждения и семьи для обеспечения полноценного развития ребё...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ, ПО СРЕДСТВАМ РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА РАЗВИТИЯ И ДОСУГА «КЛУБ МОЛОДОЙ СЕМЬИ»

Сегодня перед педагогами детских садов стоит сложная задача – привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребенком, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов. Современная семья ...

Работа с родителями, семейный клуб "Моя семья", заседание клуба "Папы - будьте рядом с нами"

Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной. Клуб наиболее подходящая форма работы, позволяющая установить эффективное и целенаправленное взаимодейс...

Сценарий заседания детско-родительского клуба "Безопасное колесо"; Заседание детско-родительского клуба "Весёлые приключения, в королевстве Считая второго"

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – Детский сад №88» Кировского района г.Казани       Сценарий заседания детско-родит...

Детско-родительский клуб "Клуб веселых математиков" (старший дошкольный возраст)

Детско-родительский клуб "Клуб веселых математиков" (старший дошкольный возраст)...

Круглый стол ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА «ЗДОРОВЯЧОК» «Выбор эмблемы клуба»

Цель: выбор и утверждение эмблемы клуба; знакомство с элементами самомассажа, с играми позволяющими развивать коммуникативные способности, и играми которые учат передавать различные эмоцион...

Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»

Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...