Как научить ребенка читать?
консультация (подготовительная группа)

Титова Анастасия Николаевна

консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_nauchit_re6enka_chitat.docx16.74 КБ

Предварительный просмотр:

Как научить ребенка  читать?

С чего начать?

Если вы хотите научить своего ребёнка читать до его поступления в школу, в возрасте 4 4,5 лет пора начинать подготовку к этому.
Прежде всего, нужно научить малыша выделять из звучащего слова гласные звуки, устанавливать место этих звуков (начало, середина, конец слова), соотносить их с буквами. В этом вам поможет книга Л. М. Козыревой "Знакомимся с гласными звуками”. Не спешите быстро пройти этот этап, добивайтесь чёткого выполнения заданий. Недостаточное внимание к позициям гласных в слове может привести впоследствии к таким нарушениям чтения и письма, как пропуски и замены букв.
Продолжить обучение можно по другой книге Л. М. Козыревой - "Как научиться читать". В этой книге ребёнок знакомится с гласными и четырьмя согласными буквами Н, Л, М,  Р, с помощью которых научиться читать свои первые слова и слоги.
А затем берите азбуку. Максимальная продолжительность занятий для 5-летних детей составляет 20 минут, для 6-летних - полчаса. Но это не относится к начальному этапу обучения! Делайте перерывы каждые 5-10 минут, поговорите на отвлечённую тему, поиграйте в какую-нибудь игру.
На начальном этапе следует изучать с ребёнком по одной букве в день или посвящать её изучению 2-3 дня. Следует часто, но ненавязчиво 
в форме игры повторять с ребёнком изученный материал в бытовых ситуациях, на прогулке, например: " Кто больше придумает слов, которые начинаются со звука М" и т.п.
Обучающий взрослый должен быть великодушным, снисходительным, щедрым на похвалу и ласку. Занятия по принуждению, может быть, и дадут ребёнку знания, но интереса к учению не привьют никогда.

Самые распространенные ошибки, допускаемые
взрослыми при обучении детей чтению.

1. В основе обучения чтению не буква, а ЗВУК. Прежде чем показать ребёнку новую букву, например М, следует научить его слышать звук (М) в слогах, словах.

Поиграйте в игру "Слушай внимательно" : предложите ребёнку хлопнуть в ладоши, услышав звук (М) п, м, т, к, а, ам, ат, ак, та, ка, ма, мак, мама, папа, там, так, Тома, Катя и т.д.

Предложите отгадать, на какой звук начинаются слова: мама, мостик, мука, мышка, мох. На какой звук заканчиваются слова: дом, сом, ком, паром.

2. На протяжении всего периода обучения дома следует называть и звуки, и соответствующие им буквы ОДИНАКОВО - т.е. так, как звучит ЗВУК. Возьмём, к примеру, звук (М). Мы произносим его отрывисто: М! И букву М необходимо называть также: М! Ни в коем случае не ЭМ! Не ME! Говоря ЭМ, мы произносим два звука - (Э) и (М). Данное обстоятельство только запутывает детей.

3. И ещё, уважаемый взрослые, не смешивайте, пожалуйста, понятия ЗВУК и БУКВА, когда учите ребёнка читать.

4. Ещё одна грубая ошибка заключается в обучении побуквенному чтению, то есть, ребёнок сначала называет буквы слога: М! А! и только после этого читает сам слог: МА. Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом.

Правильное чтение - это чтение слогами (конечно, на начальном этапе). И пусть в начале обучения ребёнок сколь угодно долго читает (тянет) первую букву слога, пока не сообразит, какая буква следующая: ММММА. (Одновременно ребёнок переводит указку с буквы на букву.) Лишь бы он не останавливался после первой буквы! Лишь бы он прочёл слитно буквы слога!

  • Как помочь ребёнку, если он забывает,
  • путает, неправильно пишет буквы?

1.   Выясните, различает ли ваш ребёнок понятия "слева" и "справа". Ребёнок должен уметь правильно выполнять задания: покажи своё правое ухо, левую ногу и т.д.; расскажи, что ты видишь справа от себя, что слева.

2.   Умеет ли ваш ребёнок складывать картинки из шести кубиков? Если он затрудняется, то это следствие недоразвития зрительно-пространственного анализа и синтеза. Очень полезны для развития пространственных представлений и зрительного восприятия игры с различными "конструкторами" и "строителями".

Чтобы ребёнку легче запоминать буквы:

1    Взрослый пишет "трудную" букву большого размера (5-6 см), ребёнок раскрашиваете. Под буквой взрослый или ребёнок рисует предметы, в названии которых первая буква для него трудная.

2.     Лепка ребёнком буквы из пластилина.

3     Вырезание ребёнком буквы по контуру, нарисованному взрослым.

4    "Написание" широкими жестами всех изучаемых букв в воздухе. Если пользоваться данным приёмом постоянно, то в случае возникновения затруднений взрослому достаточно будет "написать" букву в воздухе и ребёнок мгновенно вспомнит её.

5.     Сравнение буквы и её элементов со знакомыми предметами, другими буквами на что похожа буква?

6      Обводка ребёнком букв, написанных взрослым.

7    Письмо буквы по опорным точкам, поставленным взрослым.

8.    Заучивание стихов, посвященных образам букв.

9        Нахождение трудной буквы на вывесках, названиях улиц.

10.       Нахождение "правильных" и "неправильных" букв, букв, спрятанных на картинках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект встречи в родительском клубе "На встречу друг другу" "Научи любить ребенка все окружающее и ты его научишь всему"

В МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №19 «Светлячок» (Коломенский муниципальный район) не первый год функционирует родительский клуб «На встречу друг другу», руководителем которого является пе...

Доклад. Тема:Научить детей играть – значит научить жить.

Цель. Повышение педагогической компетентности в организации детских игр....

Как научиться правильно научиться держать ручку?

 Одной из главных проблем обучения детей с 6 лет, обозначенных ими, является подготовка руки ребенка к письму. Это связано с психофизиологическими особенностями 5−6 -летнего ребенка, с одн...

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА РИСОВАТЬ С ПОМОЩЬЮ ЦИФР, а может и некоторые родители научаться

Отличный способ вызвать у детей интерес одновременно к математике и творчеству — предложить им рисовать с помощью цифр, дополняя их различными линиями. Это довольно легко, поэтому с такой задачей спра...

"Как научиться одному из самых гуманных качеств – состраданию? Можно ли этому научить? Каким должно быть настоящее сочувствие?"

Сострадание, милосердие, жалость к ближнему – качества, очень важные как для самого человека, так и для общества в целом. Они являются приобретенными чувствами, для выработки которых существует один м...

Родительское собрание "Чему мы научились, чему предстоит научиться"

                                             [[{"type":"media","view_mode":"me...

Мастер-класс «Научился сам – научи других!»

Познакомить педагогов с алгоритмом создания социального плаката как средства духовно-нравственного воспитания и социализации воспитанников, преемственности дошкольного и начального общего образования...