Родительский клуб "Встреча". Занятие 2 "Игры на кухне"
материал (младшая группа)

Гребенкина Ирина Анатольевна

Проблемы речевого развития на сегодняшний день являются самыми актуальными и для родителей, и для педагогов. Существует очень печальная статистика: современные малыши очень поздно начинают говорить, впоследствии каждый 3 родитель вынужден прибегать к платным услугам логопеда и каждый 5 не успевает к началу школьного обучения исправить все имеющиеся у ребенка нарушения. Поэтому именно в раннем возрасте необходимо использовать все возможности для активизации речи детей. В ходе нашей встречи родителям были предложены самые разнообразные предметы кухонной утвари, которые необходимо было превратить в развивающие игрушки для малышей, которыми они могли бы себя занять, пока мама рядом готовит ужин.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительский клуб «Встреча»

Занятие 2. «Игры на кухне»

Цель: Согласование и объединение усилий образовательного учреждения и семьи в создании условий для успешного речевого развития ребёнка с 1,5 до 3х лет.

Задачи:

  1. Актуализировать и расширить понятие «успешное речевое развитие ребёнка» с 1,5 до 3-х лет.
  2. Стимулировать интерес родителей к совместной развивающей игровой деятельности с детьми. Поддерживать стремление родителей к самовыражению, творчеству и инициативе в вопросах воспитания детей.
  3. Обсудить варианты занятий с детьми раннего возраста, способствующие их успешному речевому развитию с использованием кухонной утвари.
  4. Продемонстрировать возможности изготовления пособий для развития речи ребёнка раннего возраста из бросового материала и подручных средств.
  5. Рассмотреть проблемы пищевого поведения малышей и возможности его коррекции.

Занятие родительского клуба проводится в форме мастер-класса. Организаторы: воспитатель, психолог.

Атрибуты: куклы бибабо, кастрюля, разнообразная кухонная утварь (запчасти от мясорубки; набор контейнеров, складывающихся по типу «матрешки»; дуршлаги; тазики; губки; упаковочные коробки; пластиковые бутылки), наборы для поделки (картонные стаканчики, соломинки для коктейля, резиновые перчатки, резинки, фломастеры).  

Ход мероприятия

Родители сидят в кругу

Приветствие воспитателя. Добрый вечер, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на втором занятии нашего родительского клуба «Встреча». Хочу напомнить вам, что его главная цель: создание условий для равноправного обмена мнениями по поводу воспитания детей, решения наболевших проблем, взаимообучения и эффективного сотрудничества всех участников образовательного процесса. Тема нашей сегодняшней встречи «Игры на кухне».

Игра-разминка «Кастрюля ассоциаций». Инструкция: «Сейчас мы будем передавать по кругу эту кастрюльку и называть ассоциации на тему «Кухня». Ваша задача называть первое, что приходит в голову, но, по возможности, не повторяться.

Вывод: как вы заметили, ассоциации к этому слову возникают самые разные и далеко не все из них напрямую связаны с едой и приготовлением пищи. Самое главное, кухня – это своеобразный культурный центр любого дома, где общаются близкие люди. А уж женщины проводят на кухне если не 90, то уж точно все 60 процентов своего домашнего времени…

Очень часто именно на кухню прибегают, приползают к маме соскучившиеся по ней за целый день дети, которые настойчиво требуют свою порцию любви и внимания. Правда, уставшая за целый день на работе, а потом и дома, мама мечтает уже только о долгожданном отдыхе, а уж никак об общении или занятиях с детьми. Как же быть? Не готовить? Не реально. Не общаться и не заниматься с ребёнком? Не очень хорошо…Но может попробовать совместить приготовление ужина и общение с малышом? Ведь на кухне есть столько интересных для ребёнка вещей, которые могут составить конкуренцию многим развивающим игрушкам, а если мама поддержит интересную игру, то и планшету с телефоном.

Как мы с вами обсуждали на предыдущем занятии, самым важным для ребёнка раннего возраста является сенсорное развитие: всестороннее исследование самых разнообразных предметов, посредством которого и осуществляется общее развитие. Вручая ребёнку телефон или планшет, включая пусть даже самые полезные и развивающие мультики и игры, мы существенно обедняем его сенсорные впечатления, а, следовательно, невольно тормозим его успешное   развитие. Предметная деятельность является ведущей в данном возрасте. Взаимодействуя с самыми разными предметами, происходит всестороннее развитие ребёнка. Именно на разнообразии сенсорных впечатлений и ощущений происходит активизация его речевого развития. 

Очень кратко мне бы хотелось напомнить вам особенности речевого развития детей 2-2,5 лет. Ведь многим детям уже сейчас исполняется или уже исполнилось 2 года. Двухлетний ребёнок может рассказать о своих впечатлениях, объяснить, что ему нужно, наладить общение со сверстниками и со взрослыми. Они активно используют в своей речи прилагательные, которыми могут обозначить: размеры предметов (большой, маленький); цвет (зелёный, красный, синий, жёлтый, белый, чёрный); свойства предметов (сладкий, кислый, холодный, горячий); качества (хороший, плохой); форму (круглый, квадратный, треугольный). В речи малыша должны появляться обобщающие слова, такие как игрушки, фрукты, овощи, одежда, мебель, посуда, животные. Облегчённые слова («би-би» вместо слова машина) заменяться обычными. Сложные предложения появляются нечасто, но их образцы должны давать в своей речи родители малыша. Например, «мы сегодня не пойдём гулять, потому что идёт дождь», или «сейчас мы почитаем книжку, а потом будем спать». Вопросительные предложения пока задаются интонацией, хотя дети в этом возрасте уже в состоянии использовать вопросительные слова: где, почему, когда, как. Ребёнок в 2-2,5 года должен свободно ориентироваться в ближайшем окружении, знать названия многих предметов и действий, производимых с ними. Слушать небольшие по объёму сказки с простым сюжетом. Он может повторить за взрослым отдельные фразы или слова. В звукопроизношении двухлетних детей много трудностей. Но при этом одни дети к 3 годам осваивают все звуки родного языка, а другие имеют нечёткую речь с отсутствием большей части звуков или практически не говорят в 2,5 года.

Поводом для тревоги у любящих и заботливых родителей должно стать отсутствие речи в 2-2,5 года или ограниченное количество слов в речи. Кроме бедного словарного запаса, задержка речевого развития выражается такими симптомами:

  • Ребёнок не может воплотить свою мысль в речевое сообщение, он затрудняется при ответе на вопросы взрослого.
  • Дети с трудом строят даже короткую фразу: «Девочка мяч упали» (У девочки упал мяч).
  • Распространённое предложение дети не могут не только построить самостоятельно, но и повторить за взрослым. Например, «Мишка косолапый вышел из леса».
  • При произношении отдельных звуков у ребёнка заметно напряжение или подёргивание мышц лица.
  • Малыш не понимает смысл прочитанной взрослым сказки, потешки, затрудняется ответить на простой вопрос по её содержанию, пытаться пересказать.

Причинами этих нарушений могут быть как дефекты строения речевого аппарата, так и патологические отклонения от нормы структур головного мозга. У здорового ребёнка нарушения развития речи может быть от неправильного воспитания, когда с ним мало общаются, не уделяют внимания его речевому развитию.

Наверное, многие из вас уже успели порадоваться новым словам, а кто-то и предложениям вашего ребёнка. Достигнутое необходимо закреплять, переходя в общении с малышом на качественно новый уровень.

Итак, я предлагаю вам разделиться на четыре команды, каждая из которых получит свои «кухонные игрушки». Ваша задача придумать с ними развивающие игры для наших малышей, а также содержание сопутствующей беседы, диалога, стимулирующей речевое развитие.

Родители получают наборы кухонной утвари и в течение 5 минут обсуждают возможные варианты игры с ними. Затем каждая команда представляет свой игровой набор. В ходе общего обсуждения возможно изобретение новых игр. Также после озвучивания определенной игры необходимо подчёркивать, какое значение она имеет для ребёнка, что именно развивает.

Примеры развивающих игр на кухне

  1. Бутылка пластиковая.Открывать и закрывать крышку. Налить воды половину, опустить в бутылку мелкую игрушку, затем переворачивать бутылку и смотреть как предмет перемещается. Стучать пустой бутылкой по разным предметам и слушать звук.
  2. Крышечки. Возьмите баночки, кастрюльки разного размера. Снимите с них крышечки и перепутайте, пусть ребёнок подберёт к каждой баночке свою крышечку.
  3. Кастрюля. Домашний оркестр. Можно под музыку. Кастрюля вместо барабана. Кастрюля как шлем. Кастрюля как емкость для воды, в которую опустить мелкие игрушки. Вылавливать эти игрушки ложкой. Можно построить из кастрюль разного размера башню. Изучаем понятия – большой, средний, маленький. Спрячьте в одну из них какой-либо предмет (например, ложку или игрушку). Дайте малышу крышки от них, пусть попробует подобрать подходящую к каждой кастрюле. Насыпьте любую крупу в кастрюлю, например, горох. Пусть малыш перебирает крупу пальчиками, прячет ручки или игрушки в крупе.
  4. Губка. Строить башенки и домики из них. Смотреть как впитывается вода. Затем отжимать. Добавить пены и смотреть как она пузырится. Тереть грязную посуду. Потереть ручки мягкой и жёсткой стороной.
  5. Контейнеры для продуктов. Можно складывать, раскладывать. Строить башенки. Складывать в них предметы разные по величине и размеру. Закрывать и открывать.

Вывод: Самое главное быть рядом, оставаться в зоне видимости, чтобы ребёнок мог в любой момент обратиться к вам. Время от времени комментировать его действия. Обязательно строить диалог на основе действий ребёнка.

Воспитатель. Вы придумали много интересных игр для наших малышей с предложенными предметами. А какие ещё кухонные предметы можно предложить для игры детям? В какие игры можно с ними играть?

Воспитатель. Мы снова возвращаемся на нашу вечернюю кухню. Все что нужно почищено и нарезано, уложено в кастрюлю, варится и жарится. У вас есть 10-15 свободных минут, до полной готовности блюда, которое можно полностью посвятить детям. Когда-то в 90-е годы у одного из популярных тогда ведущих была даже такая передача, которая так и называлась «Пока варится рис». Рис варили 15 минут и за это время успевали обсудить какую-то одну злободневную проблему или рассмотреть какой-то важный вопрос…А мы предлагаем вам сделать за это время для вашего ребёнка замечательный яркий и очень полезный подарок – весёлую игрушку «Степка-растрепка».

Мастер-класс «Степка-растрепка» - проводит психолог.

Психолог. Демонстрирует игрушку «Степка-растрепка». Эта весёлая игрушка вызывает самый живой интерес у всех детей не только дошкольного, но и младшего школьного возраста. Она предназначена для развития речевого дыхания. Речевое дыхание является основой звучащей речи, источником образования звуков, голоса. Оно обеспечивает нормальное голосообразование, правильное усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, использовать речевую мелодику. Недостаточное развитие речевого дыхания влечет за собой нарушения речевой функции, в частности правильного звукопроизношения.

Я попрошу вас занять места за столами, где разложены все необходимые атрибуты для нашей игрушки: картонные стаканчики, соломинки для коктейля, резиновые перчатки, резинки, фломастеры. Сделать эту замечательную игрушку достаточно просто:

  1. Взять перчатку и разрисовать её (нарисовать забавную рожицу).
  2. Взять стакан и сделать дырочку снизу.
  3. Взять нашу красивую перчатку и закрепить ее на стакане с помощью резинки.
  4. В дырочку вставить соломинку.
  5. А теперь можно опробовать готовое изделие.

Воспитатель и психолог, в процессе изготовления игрушек, оказывают необходимую помощь родителям.

Психолог. Наши игрушки готовы, и я предлагаю приступить к их массовому испытанию. На счёт три! Итак, раз, два, три! (общее фото на память).

Воспитатель. Прежде чем мы с вами завершим кухонную тему, нам бы хотелось обозначить ещё одну типично кухонную проблему, которую неоднократно озвучивали многие родители и неоднократно наблюдали и мы, ивы.

Сценка «Не хочу это кушать!»

Воспитатель и психолог с помощью кукол разыгрывают ситуацию за ужином, диалог малыша и мамы.

Мама. Я сегодня приготовила тебе вкусную кашку!

Малыш. Нет! Не хочу, не буду!

Мама. А ещё у меня есть куриная котлетка, посмотри какая румяная...

Малыш. Нет!!!

Мама. А супик? Очень вкусный….

Малыш. Нет!!!Нет!!!

Мама. Ну, хотя бы попробуй, ну хоть одну ложечку. Нельзя же совсем ничего не есть…и в садике сказали, что ты плохо кушаешь…

Малыш. Ни за что!

Мама. А что ты хочешь? Выбирай!

Малыш выбирает сладости, булочки, конфеты, сосиски, колбаску, чипсы и пр.

Мама. Ну, нет, сначала кашку!

Малыш. НЕТ!!!

Мама. Ну что мне с тобой делать?!

Общее обсуждение проблемной ситуации и вариантов ее успешного решения.

Психолог. Причин того, что ребёнок плохо кушает, множество. От неправильных стратегий приёма пищи, выбранных родителями до органических поражений, а может быть и то и другое. И с этим нужно серьёзно разбираться. Некоторые считают, что лучший учитель в таких случаях голод, но это работает только в 94-96% таких случаев. А если ваш ребёнок входит именно в эти 4-6%, он испытывает во время еды такой дискомфорт, что ему лучше оставаться голодным.

Если ваш ребёнок очень плохо ест или слишком избирателен к предлагаемой пище, то подобное поведение должно насторожить любящих и внимательных родителей, так как это могут быть симптомы нарушения пищевого поведения. Участие в программе «Здоровый малыш» поможет вам или вашим родственникам и знакомым (возможно они посещают другой детский сад), для которых актуальны эти проблемы, их преодолеть (распространение рекламы).

Рефлексия. 

Воспитатель. Наша встреча подошла к концу. Нам очень интересно ваше мнение по поводу обсуждаемых сегодня вопросов. Сейчас по кругу мы снова пускаем нашу кастрюльку. Пожалуйста, «положите» в неё ответы на следующие вопросы. Что нового для себя вы узнали на сегодняшней встрече? В какие игры на кухне вы бы хотели поиграть дома со своим ребёнком?

Если у кого-то есть желание обсудить вопрос развития своего ребёнка с психологом, вы можете сейчас записаться на консультацию или через воспитателя.

Воспитатель. Огромное спасибо всем участникам нашего клуба за интересную и продуктивную работу, нам очень приятно, что она оказалась интересной и полезной для всех ее участников. Очень хочется, чтобы главным ее результатом стало ваше внимательное и ответственное отношение к развитию своего ребенка, для активизации которого так важно использовать любую свободную и несвободную минуту. В том числе и на кухне, и все имеющиеся под руками средства.



Предварительный просмотр:

Тема (занятие родительского клуба «Встреча»): «Игры на кухне».

Ф.И.О. педагога: Гребенкина Ирина Анатольевна.

Ф.И.О. педагога-психолога: Зянгильдяева М.Ю.

Возрастная группа: родители группы №20 (возраст детей 1-2 года)

Форма проведения: мастер-класс.

Форма организации: групповая (14 родителей).

Средства:

Литературные: мини-лекция по материалам Н.В. Буйновой «Особенности речевого развития детей 2 – 3 лет» (https://www.defectologiya.pro/)

Музыкальные: весёлая фоновая музыка для изготовления поделки.

Зрительные: образцы вариантов кухонной утвари.

Оборудование: куклы бибабо, кастрюля, разнообразная кухонная утварь (запчасти от мясорубки; набор контейнеров, складывающихся по типу «матрешки»; дуршлаги; тазики; губки; упаковочные коробки; пластиковые бутылки), наборы для поделки (картонные стаканчики, соломинки для коктейля, резиновые перчатки, резинки, фломастеры), аудиомагнитофон.

Предварительная работа: обсуждение актуальных вопросов развития детей 1,5-2,5 лет, знакомство с вариантами занятий с детьми по сенсорному и речевому развитию.

Цель:

Задачи

Согласование и объединение усилий образовательного учреждения и семьи в создании условий для успешного речевого развития ребёнка с 1,5 до 3х лет.

  1. Актуализировать и расширить понятие «успешное речевое развитие ребёнка» с 1,5 до 3-х лет.
  2. Стимулировать интерес родителей к совместной развивающей игровой деятельности с детьми.
  3. Обсудить варианты занятий с детьми раннего возраста, способствующие их успешному речевому развитию с использованием кухонной утвари. Поддерживать стремление родителей к самовыражению, творчеству и инициативе в вопросах воспитания детей.
  4. Продемонстрировать возможности изготовления пособий для развития речи ребёнка раннего возраста из бросового материала и подручных средств.
  5. Рассмотреть проблемы пищевого поведения малышей и возможности его коррекции.

Этап

Деятельность педагога

Деятельность родителей

Методическое обоснование

1. Организационный

Родители сидят в кругу. Воспитатель приветствует всех присутствующих

Воспитатель. Добрый вечер, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на втором занятии нашего родительского клуба «Встреча». Хочу напомнить вам, что его главная цель: создание условий для равноправного обмена мнениями по поводу воспитания детей, решения наболевших проблем, взаимообучения и эффективного сотрудничества всех участников образовательного процесса. Давайте поприветствуем друг друга добрыми улыбками, ведь это очень здорово, что мы сегодня снова встретились!

Родители сидят в кругу приветствуют друг друга, воспитателя, психолога.

Организация внимания родителей, настрой на совместную деятельность.

Использован организационный момент, упражнение «Улыбка в подарок».

Создание благоприятных психологических условий

для сотрудничества на основе совместной игровой деятельности.

2.

Целеполагание (мотивация)

Игра-разминка «Кастрюля ассоциаций»

Воспитатель. Сейчас мы будем передавать по кругу эту кастрюльку и называть ассоциации на тему «Кухня». Ваша задача называть первое, что приходит в голову, но, по возможности, не повторяться.

Вывод: как вы заметили, ассоциации к этому слову возникают самые разные и далеко не все из них напрямую связаны с едой и приготовлением пищи. Самое главное, кухня – это своеобразный культурный центр любого дома, где общаются близкие люди. А уж женщины проводят на кухне если не 90, то уж точно все 60 процентов своего домашнего времени…Очень часто именно на кухню прибегают, приползают к маме соскучившиеся по ней за целый день дети, которые настойчиво требуют свою порцию любви и внимания. Правда, уставшая за целый день на работе, а потом и дома, мама мечтает уже только о долгожданном отдыхе, а уж никак об общении или занятиях с детьми. Как же быть? Не готовить? Не реально. Не общаться и не заниматься с ребёнком? Не очень хорошо…Но может попробовать совместить приготовление ужина и общение с малышом? Ведь на кухне есть столько интересных для ребёнка вещей, которые могут составить конкуренцию многим развивающим игрушкам, а если мама поддержит интересную игру, то и планшету с телефоном. Именно поэтому, тема нашей сегодняшней встречи «Игры на кухне».

Как мы с вами обсуждали на предыдущем занятии, самым важным для ребёнка раннего возраста является сенсорное развитие: всестороннее исследование самых разнообразных предметов, посредством которого и осуществляется общее развитие. Вручая ребёнку телефон или планшет, включая пусть даже самые полезные и развивающие мультики и игры, мы существенно обедняем его сенсорные впечатления, а, следовательно, невольно тормозим его успешное   развитие. Предметная деятельность является ведущей в данном возрасте. Взаимодействуя с самыми разными предметами, происходит всестороннее развитие ребёнка. Именно на разнообразии сенсорных впечатлений и ощущений происходит активизация его речевого развития.

Очень кратко мне бы хотелось напомнить вам особенности речевого развития детей 2-2,5 лет. Ведь многим детям уже сейчас исполняется или уже исполнилось 2 года. Двухлетний ребёнок может рассказать о своих впечатлениях, объяснить, что ему нужно, наладить общение со сверстниками и со взрослыми. Они активно используют в своей речи прилагательные, которыми могут обозначить: размеры предметов (большой, маленький); цвет (зелёный, красный, синий, жёлтый, белый, чёрный); свойства предметов (сладкий, кислый, холодный, горячий); качества (хороший, плохой); форму (круглый, квадратный, треугольный). В речи малыша должны появляться обобщающие слова, такие как игрушки, фрукты, овощи, одежда, мебель, посуда, животные. Облегчённые слова («би-би» вместо слова машина) заменяться обычными. Сложные предложения появляются нечасто, но их образцы должны давать в своей речи родители малыша. Например, «мы сегодня не пойдём гулять, потому что идёт дождь», или «сейчас мы почитаем книжку, а потом будем спать». Вопросительные предложения пока задаются интонацией, хотя дети в этом возрасте уже в состоянии использовать вопросительные слова: где, почему, когда, как. Ребёнок в 2-2,5 года должен свободно ориентироваться в ближайшем окружении, знать названия многих предметов и действий, производимых с ними. Слушать небольшие по объёму сказки с простым сюжетом. Он может повторить за взрослым отдельные фразы или слова. В звукопроизношении двухлетних детей много трудностей. Но при этом одни дети к 3 годам осваивают все звуки родного языка, а другие имеют нечёткую речь с отсутствием большей части звуков или практически не говорят в 2,5 года.

Поводом для тревоги у любящих и заботливых родителей должно стать отсутствие речи в 2-2,5 года или ограниченное количество слов в речи. Кроме бедного словарного запаса, задержка речевого развития выражается такими симптомами:

  • Ребёнок не может воплотить свою мысль в речевое сообщение, он затрудняется при ответе на вопросы взрослого.
  • Дети с трудом строят даже короткую фразу: «Девочка мяч упали» (У девочки упал мяч).
  • Распространённое предложение дети не могут не только построить самостоятельно, но и повторить за взрослым. Например, «Мишка косолапый вышел из леса».
  • При произношении отдельных звуков у ребёнка заметно напряжение или подёргивание мышц лица.
  • Малыш не понимает смысл прочитанной взрослым сказки, потешки, затрудняется ответить на простой вопрос по её содержанию, пытаться пересказать.

Причинами этих нарушений могут быть как дефекты строения речевого аппарата, так и патологические отклонения от нормы структур головного мозга. У здорового ребёнка нарушения развития речи может быть от неправильного воспитания, когда с ним мало общаются, не уделяют внимания его речевому развитию.

Воспитатель. Наверное, многие из вас уже успели порадоваться новым словам, а кто-то и предложениям вашего ребёнка. Достигнутое необходимо закреплять, переходя в общении с малышом на качественно новый уровень.

Родители слушают воспитателя, играют в игру, высказывают своё мнение. Знакомятся с темой новой встречи.

Уточняют особенности речевого развития ребёнка. с 1,5 до 2,5 лет.

Сравнивают нормативы речевого развития с успехами и достижениями своих детей.

Задумываются о необходимости активной помощи детям в освоении речи.

Настраиваются на предстоящую совместную деятельность.

Мотивация родителей на предстоящую деятельность. Создание условий для создания делового настроя на предстоящую деятельность. Постановка проблемы. Объявление темы встречи и подведение участников встречи к её осознанию.

Актуализация и расширение понятия «успешное речевое развитие ребёнка» с 1,5 до 3-х лет.

Применялись: игра-разминка, мини-лекция «Успешное речевое развитие ребёнка с 1,5 до 3-х лет», проблемная ситуация.

3. Основной

Воспитатель. Я предлагаю вам разделиться на четыре команды, каждая из которых получит свои «кухонные игрушки». Ваша задача придумать с ними развивающие игры для наших малышей, а также содержание сопутствующей беседы, диалога, стимулирующей речевое развитие.

Воспитатель. Вы придумали много интересных игр для наших малышей с предложенными предметами. А какие ещё кухонные предметы можно предложить для игры детям? В какие игры можно с ними играть.

В результате общего обсуждения у нас появилась целая картотека игр на кухне:

  1. Бутылка пластиковая. Открывать и закрывать крышку. Взять несколько бутылок с отверстиями разного диаметра и предложить малышу подобрать к ним крышки. Налить воду, опустить туда маленькую игрушку и смотреть как она там перемещается.
  2. Губка. Строить башенки и домики из них. Смотреть как впитывается вода. Затем отжимать. Сделать массаж ручкам.
  3. Шпажки. Сортировать по цвету, перекладывать в разные ёмкости, втыкать в дуршлаг и пр.
  4. Дуршлаг и шнурки или верёвочки. «Вышивать» узоры с помощью шнурков и верёвочек.
  5. Мясорубка, соковыжималка и пр. Собирать и разбирать, крутить, раскладывать и пр.
  6. Контейнеры для продуктов. Строить башенки, вкладывать друг в друга, прятать там игрушки и пр.
  7. Скалка и толкушка, желательно деревянные. Катать в ручках – массаж. Учить раскатывать тесто и лепить из него.
  8. Крупа. Перебирать разные виды круп, сортируя по видам. Пересыпать из одной ёмкости в другую. Насыпать в тазик крупу и спрятать там игрушки. Выкладывать узоры и фигурки на подносе.
  9. Макароны. Нанизывать на верёвочку, делать бусы или гирлянду.

Вывод: Самое главное быть рядом, оставаться в зоне видимости, чтобы ребёнок мог в любой момент обратиться к вам. Время от времени комментировать его действия. Обязательно строить диалог на основе действий ребёнка.

Воспитатель. Мы снова возвращаемся на нашу вечернюю кухню. Все что нужно почищено и нарезано, уложено в кастрюлю, варится и жарится. У вас есть 10-15 свободных минут, до полной готовности блюда, которое можно полностью посвятить детям. Когда-то в 90-е годы у одного из популярных тогда ведущих была даже такая передача, которая так и называлась «Пока варится рис». Рис варили 15 минут и за это время успевали обсудить какую-то одну злободневную проблему или рассмотреть какой-то важный вопрос…А мы предлагаем вам сделать за это время для вашего ребёнка замечательный яркий и очень полезный подарок – весёлую игрушку «Степка-растрепка».

Мастер-класс «Степка-растрепка» 

Психолог демонстрирует игрушку «Степка-растрепка».

Психолог. Эта весёлая игрушка вызывает самый живой интерес у всех детей не только дошкольного, но и младшего школьного возраста. Она предназначена для развития речевого дыхания. Речевое дыхание является основой звучащей речи, источником образования звуков, голоса. Оно обеспечивает нормальное голосообразование, правильное усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, использовать речевую мелодику. Недостаточное развитие речевого дыхания влечет за собой нарушения речевой функции, в частности правильного звукопроизношения.

Я попрошу вас занять места за столами, где разложены все необходимые атрибуты для нашей игрушки: картонные стаканчики, соломинки для коктейля, резиновые перчатки, резинки, фломастеры. Сделать эту замечательную игрушку достаточно просто:

  1. Взять перчатку и разрисовать её (нарисовать забавную рожицу).
  2. Взять стакан и сделать дырочку снизу.
  3. Взять нашу красивую перчатку и закрепить ее на стакане с помощью резинки.
  4. В дырочку вставить соломинку.
  5. А теперь можно опробовать готовое изделие.

Воспитатель и психолог, в процессе изготовления игрушек, оказывают необходимую помощь родителям.

Психолог. Наши игрушки готовы, и я предлагаю приступить к их массовому испытанию. На счёт три! Итак, раз, два, три! (общее фото на память).

Воспитатель. Прежде чем мы с вами завершим кухонную тему, нам бы хотелось обозначить ещё одну типично кухонную проблему, которую неоднократно озвучивали многие родители и неоднократно наблюдали и мы, и вы.

Сценка «Не хочу это кушать!»

Воспитатель и психолог с помощью кукол разыгрывают ситуацию за ужином, диалог малыша и мамы.

Мама. Я сегодня приготовила тебе вкусную кашку!

Малыш. Нет! Не хочу, не буду!

Мама. А ещё у меня есть куриная котлетка, посмотри какая румяная...

Малыш. Нет!!!

Мама. А супик? Очень вкусный….

Малыш. Нет!!!Нет!!!

Мама. Ну, хотя бы попробуй, ну хоть одну ложечку. Нельзя же совсем ничего не есть…и в садике сказали, что ты плохо кушаешь…

Малыш. Ни за что!

Мама. А что ты хочешь? Выбирай!

Малыш выбирает сладости, булочки, конфеты, сосиски, колбаску, чипсы и пр.

Мама. Ну, нет, сначала кашку!

Малыш. НЕТ!!!

Мама. Ну что мне с тобой делать?!

Воспитатель. Нам хотелось бы услышать ваше мнение по поводу увиденного, а также ваши предложения по поводу данной ситуации.

Общее обсуждение.

Психолог. Причин того, что ребёнок плохо кушает, множество. От неправильных стратегий приёма пищи, выбранных родителями до органических поражений, а может быть и то и другое. И с этим нужно серьёзно разбираться. Некоторые считают, что лучший учитель в таких случаях голод, но это работает только в 94-96% таких случаев. А если ваш ребёнок входит именно в эти 4-6%, он испытывает во время еды такой дискомфорт, что ему лучше оставаться голодным. Если ваш ребёнок очень плохо ест или слишком избирателен к предлагаемой пище, то подобное поведение должно насторожить любящих и внимательных родителей, так как это могут быть симптомы нарушения пищевого поведения. Участие в программе «Здоровый малыш» поможет вам или вашим родственникам и знакомым (возможно они посещают другой детский сад), для которых актуальны эти проблемы, их преодолеть (распространение рекламы).

Родители получают наборы кухонной утвари и в течение 5 минут обсуждают возможные варианты игры с ними. Затем каждая команда представляет свой игровой набор. После озвучивания определенной игры проходит её общее обсуждение, с подчёркиванием значения для речевого и сенсорного развития ребёнка.

Родители делятся собственным педагогическим опытом: кто и как занимается с ребёнком с использованием различных предметов кухонной утвари, а также других бытовых предметов и инструментов.

Все участники внимательно слушают друг друга, высказывают своё мнение, вносят свои предложения, замечания и дополнения.

Родители переходят в зону мастер-класса. Слушают объяснения психолога. Разбирают материал для поделки. Выполняют все необходимые действия для изготовления поделки.

Демонстрируют друг другу сделанные игрушки, выражают свои эмоции по поводу происходящего.

Родители снова рассаживаются в кругу. Внимательно смотрят сценку.

Активно обсуждают представленную ситуацию, высказывают своё мнение и предложения по устранению проблемы.

Внимательно слушают психолога, разбирают рекламу программы «Здоровый малыш».

Стимулирование интереса родителей к совместной развивающей игровой деятельности с детьми в домашних условиях.

Обсуждение вариантов занятий с детьми раннего возраста, способствующие их успешному речевому развитию с использованием кухонной утвари.

Поддержка стремления родителей к самовыражению, творчеству и инициативе в вопросах воспитания детей.

Использованы методы ТРИЗ: метод решения проблемных ситуаций (задач), «мозговой штурм», «метод Робинзона» (поиск максимально разнообразных способов применения предмета).

Стимулирование интереса родителей к совместной развивающей игровой деятельности с детьми.

Демонстрация возможностей изготовления пособий для развития речи ребёнка раннего возраста из бросового материала и подручных средств. Обсуждение вариантов занятий с детьми раннего возраста, способствующие их успешному речевому развитию с использованием бросового материала и подручных средств. Поддержка стремления родителей к самовыражению, творчеству и инициативе в вопросах воспитания детей. Снятие психологического и физического напряжения.

Использованы приемы: решение проблемной задачи, «метод Робинзона» – изготовление поделки – развивающей игрушки своими руками из подручного и бросового материала, элементы арт-терапии.        

Рассмотрение проблемы пищевого поведения малышей и возможности его коррекции. Использованы приемы драматизация, решение проблемной задачи, «мозговой штурм», консультация специалиста.

4. Заключительный

(рефлексивный)

Воспитатель. Наша встреча подошла к концу. Нам очень интересно ваше мнение по поводу обсуждаемых сегодня вопросов. Сейчас по кругу мы снова пускаем нашу кастрюльку. Пожалуйста, «положите» в неё ответы на следующие вопросы. Что нового для себя вы узнали на сегодняшней встрече? В какие игры на кухне вы бы хотели поиграть дома со своим ребёнком?

Если у кого-то есть желание обсудить вопрос развития своего ребёнка с психологом, вы можете сейчас записаться на консультацию или через воспитателя.

Воспитатель. Огромное спасибо всем участникам нашего клуба за интересную и продуктивную работу, нам очень приятно, что она оказалась интересной и полезной для всех ее участников. Очень хочется, чтобы главным ее результатом стало ваше внимательное и ответственное отношение к развитию своего ребенка, для активизации которого так важно использовать любую свободную и несвободную минуту. В том числе и на кухне, и все имеющиеся под руками средства.

Родители выражают собственные мысли, предложения, чувства по поводу темы встречи, обосновывают и аргументируют их.

Рефлексия проведенного мероприятия.

Использованы вопросы к родителям, игра «Кастрюлька пожеланий».



Предварительный просмотр:

Игры на кухне или как еще можно стимулировать

развитие речи своего малыша

Проблемы речевого развития на сегодняшний день являются самыми актуальными и для родителей, и для педагогов. Существует очень печальная статистика: современные малыши очень поздно начинают говорить, впоследствии каждый 3 родитель вынужден прибегать к платным услугам логопеда и каждый 5 не успевает к началу школьного обучения исправить все имеющиеся у ребенка нарушения. Поэтому именно в раннем возрасте необходимо использовать все возможности для активизации речи детей.  

Нашим малышам уже исполняется 2 года.   Двухлетний ребёнок должен уже уметь рассказать о своих впечатлениях, объяснить, что ему нужно, наладить общение со сверстниками и со взрослыми. Он должен активно использовать в своей речи прилагательные, которые обозначают: размеры предметов (большой, маленький); цвет (зелёный, красный, синий, жёлтый, белый, чёрный); свойства предметов (сладкий, кислый, холодный, горячий); качества (хороший, плохой); форму (круглый, квадратный, треугольный). В речи малыша должны появляться обобщающие слова, такие как: игрушки, фрукты, овощи, одежда, мебель, посуда, животные. Облегчённые слова («би-би» вместо слова машина) заменяться обычными. Сложные предложения появляются нечасто, но их образцы должны давать в своей речи родители малыша. Например, «мы сегодня не пойдём гулять, потому что идёт дождь», или «сейчас мы почитаем книжку, а потом будем спать». Вопросительные предложения пока задаются интонацией, хотя дети в этом возрасте уже в состоянии использовать вопросительные слова: где, почему, когда, как. Ребёнок в 2-2,5 года должен свободно ориентироваться в ближайшем окружении, знать названия многих предметов и действий, производимых с ними. Слушать небольшие по объёму сказки с простым сюжетом. Он может повторить за взрослым отдельные фразы или слова. В звукопроизношении двухлетних детей еще много трудностей. Но при этом одни дети к 3 годам осваивают все звуки родного языка, а другие имеют нечёткую речь с отсутствием большей части звуков или практически не говорят в 2,5 года.

Поводом для тревоги у любящих и заботливых родителей должно стать отсутствие речи в 2-2,5 года или ограниченное количество слов в речи. Кроме бедного словарного запаса, задержка речевого развития выражается такими симптомами: ребёнок не может воплотить свою мысль в речевое сообщение, он затрудняется при ответе на вопросы взрослого; дети с трудом строят даже короткую фразу: «Девочка мяч упали» (У девочки упал мяч); распространённое предложение дети не могут не только построить самостоятельно, но и повторить за взрослым (например, «Мишка косолапый по лесу идет»); при произношении отдельных звуков у ребёнка заметно напряжение или подёргивание мышц лица; малыш не понимает смысл прочитанной взрослым сказки, потешки, затрудняется ответить на простой вопрос по её содержанию. Причинами этих нарушений могут быть как дефекты строения речевого аппарата, так и патологические отклонения от нормы структур головного мозга. У здорового ребёнка нарушения развития речи могут быть от неправильного воспитания, когда с ним мало общаются, не уделяют внимания его речевому развитию.

Именно на эту серьезную тему в первый день февраля в 20 группе нашего детского сада состоялось второе занятие родительского клуба «Встреча». Родительский клуб – это особая форма сотрудничества педагогов и родителей, предполагающая встречу и взаимное обсуждение разных точек зрения на воспитание и развитие детей. Эти встречи мы организуем совместно с психологом нашего детского сада Зянгильдяевой М.Ю.

Второе занятие в нашем клубе мы назвали «Игры на кухне». Такое название мы выбрали, потому что кухня – это своеобразный культурный центр любого дома, где общаются близкие люди. А уж женщины проводят на кухне если не 90, то уж точно все 60 процентов своего домашнего времени…Очень часто именно на кухню прибегают, приползают к маме соскучившиеся по ней за целый день дети, которые настойчиво требуют свою порцию любви и внимания. Им очень хочется пообщаться! Правда, уставшая за целый день на работе, а потом и дома, мама мечтает уже только о долгожданном отдыхе, а уж никак об общении или занятиях с детьми. Как же быть? Не готовить? Не реально. Не общаться и не заниматься с ребёнком? Не очень хорошо…Но может попробовать совместить приготовление ужина и общение с малышом? Ведь на кухне есть столько интересных для ребёнка вещей, которые могут составить конкуренцию многим развивающим игрушкам, а если мама поддержит интересную игру, то и планшету с телефоном. Вручая ребёнку телефон или планшет, включая пусть даже самые полезные и развивающие мультики и игры, мы существенно обедняем его сенсорные впечатления, а, следовательно, невольно тормозим его успешное   развитие. Самым важным для ребёнка раннего возраста является сенсорное развитие: всестороннее исследование самых разных предметов. Именно за счет разнообразия сенсорных впечатлений и ощущений происходит активизация общего развития в целом, и речевого в частности.

В ходе нашей встречи родителям были предложены самые разнообразные предметы кухонной утвари, которые необходимо было превратить в развивающие игрушки для малышей, которыми они могли бы себя занять, пока мама рядом готовит ужин.

В результате общего обсуждения у нас появилась целая картотека игр на кухне:

  1. Бутылка пластиковая. Открывать и закрывать крышку. Взять несколько бутылок с отверстиями разного диаметра и предложить малышу подобрать к ним крышки. Налить воду, опустить туда маленькую игрушку и смотреть как она там перемещается.
  2. Губка. Строить башенки и домики из них. Смотреть как впитывается вода. Затем отжимать. Сделать массаж ручкам.
  3. Шпажки. Сортировать по цвету, перекладывать в разные емкости, втыкать в дуршлаг и пр.
  4. Дуршлаг и шнурки или веревочки. «Вышивать» узоры с помощью шнурков и веревочек.
  5. Мясорубка, соковыжималка и пр. Собирать и разбирать, крутить, раскладывать и пр.
  6. Контейнеры для продуктов. Строить башенки, вкладывать друг в друга, прятать там игрушки и пр.
  7. Скалка и толкушка, желательно деревянные. Катать в ручках – массаж. Учить раскатывать тесто и лепить из него.
  8. Крупа. Перебирать разные виды круп, сортируя по видам. Пересыпать из одной емкости в другую. Насыпать в тазик крупу и спрятать там игрушки. Выкладывать узоры и фигурки на подносе.
  9. Макароны. Нанизывать на веревочку, делать бусы или гирлянду.

И это только малая часть, из того, чем можно с пользой и взаимным удовольствием занять ребенка на кухне.  Самое главное быть рядом, оставаться в зоне видимости, чтобы ребёнок мог в любой момент обратиться к вам. И обязательно разговаривать: задавать вопросы о его действиях, комментировать их и побуждать к комментариям ребенка, эмоционально откликаться на все происходящее. А когда все что нужно почищено и нарезано, уложено в кастрюлю, варится и жарится, у родителей останется еще 10 – 15 свободных минут, до полной готовности блюда. Это время можно полностью посвятить детям и сделать вместе с ними какую-нибудь интересную игрушку из подручного материала.

Таким образом, наша воспитательско-родительская встреча плавно перешла в мастер-класс по изготовлению развивающей игрушки «Степка-растрепка». Эта весёлая игрушка вызывает самый живой интерес у всех детей не только дошкольного, но и младшего школьного возраста. Она предназначена для развития речевого дыхания. Речевое дыхание является основой звучащей речи, источником образования звуков, голоса. Оно обеспечивает нормальное голосообразование, правильное усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, использовать речевую мелодику. Недостаточное развитие речевого дыхания влечет за собой нарушения речевой функции, в частности правильного звукопроизношения.

Сделать эту замечательную игрушку достаточно просто:

1.        Взять тонкую перчатку (полиэтиленовую) и разрисовать её маркерами или фломастерами (нарисовать забавную рожицу).

2.        Взять бумажный стакан и сделать дырочку снизу.

3.        Взять нашу красивую перчатку и закрепить ее на стакане с помощью резинки.

4.        В дырочку вставить соломинку для коктейля.

5.        Опробовать готовое изделие.

В завершении «кухонной темы» в процессе обсуждения сценки «Не хочу кушать!», которую разыграли с помощью кукол воспитатель Гребенкина И.А. и психолог Зянгильдяева М.Ю., мы обсудили проблему питания детей раннего возраста.  Причин того, что ребёнок плохо кушает, множество. От неправильных стратегий приёма пищи, выбранных родителями, до органических поражений, а может быть и то и другое. И с этим нужно серьёзно разбираться. Некоторые считают, что лучший учитель в таких случаях голод, но это работает только в 94-96% таких случаев. А если ваш ребёнок входит именно в эти 4-6%, он испытывает во время еды такой дискомфорт, что ему лучше оставаться голодным. Если ваш ребёнок очень плохо ест или слишком избирателен к предлагаемой пище, то подобное поведение должно насторожить любящих и внимательных родителей, так как это могут быть симптомы нарушения пищевого поведения. Психолог М.Ю.Зянгильдяева предложила родителям, для которых проблема нарушения пищевого поведения является актуальной, участие в программе «Здоровый малыш».  

Так завершились наша встреча «Игры на кухне». Очень хотелось бы, чтобы ее результатом стало внимательное и ответственное отношение родителей к развитию своего ребенка, для активизации которого так важно использовать любую свободную и несвободную минуту. В том числе и на кухне, и все имеющиеся под руками средства.

Воспитатель Гребенкина И.А., педагог-психолог Зянгильдяева М.Ю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План занятий в детской кухне

Дано  перспективное планирование занятий на год с детьми 6-7 лет в детской кухне...

Родительское собрание "Занятия, как форма обучения в детском саду".

Родительское собрание в разновозрастной группе детского сада "Занятия, как форма обучения в детском саду"....

Родительское собрание "Занятия по изобразительной деятельности в яслях"

Сообщение для родителей о занятиях по изобразительной деятельности в яслях...

Детско-родительское тренинговое занятие "Вместе играем, друг-друга понимаем! "

Данное занятие предназначено для того, чтобы показать родителям различные формы игрового взаимодействия с ребенком и улучшения эмоциональной обстановки в семье. Может использоваться в работе педагога ...

Технологическая карта открытого занятия - Чудеса на кухне

Образовательная область: социально- коммуникативное развитиеНаправление реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие»: формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природ...

Конспект заседания детско – родительского клуба. тема: «Игры на кухне» средней группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Цель: формирование партнерских детско-родительских отношений в совместной деятельности.Задачи:Создать условия для деятельного общения между детьми и родителями;Обогатить и активизировать педагогически...

занятие «МАТЕМАТИКА НА КУХНЕ»

Занятие по ФЭМП в подготовительной группе...