Мастер - класс для родителей по развитию музыкальных способностей дошкольников
материал
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Мастер - класс для родителей по развитию музыкальных способностей дошкольников
«Развитие музыкального слуха с помощью модели «Имя признака – значение имени признака»
Учитывая включение педагогического коллектива в инновационную деятельность по формированию ключевых компетентностей средствами ОТСМ-ТРИЗ технологии, пересмотрены методы и приёмы музыкального развития детей 4-7 лет.
Основной идеей педагогического опыта является использование методов ОТСМ -ТРИЗ в развитии музыкальных способностей детей, так как они способствуют развитию слухового восприятия, творческого воображения, логического мышления, обогащению музыкального словаря детей.
Теоретической основой опыта являются педагогические труды известных педагогов и психологов Теплова Б.М., Р.С. Немова, С.Л. Рубинштейна, положения о музыкальном развитии дошкольников; В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, Дж. Смитта, Б.Н. Никитина; технология ОТСМ-ТРИЗ Г. С. Альтшуллера, Кононова Н.Г.
Новизна опыта заключается в дополнении традиционной системы работы по музыкальному развитию детей 4-7 лет подбором методов ОТСМ-ТРИЗ игровых заданий и упражнений интегрированного характера НОД.
Совершенствуется умение детей различать и обозначать словом значения признаков музыкального произведения (характера, динамики, темпа, высоты, авторства, жанра, части и других), выделять их в музыкальных произведениях, в музыкальных играх, в литературных произведениях, на картинках.
Цель: «Развитие музыкального слуха с помощью модели «Имя признака – значение имени признака»
Задачи: формировать музыкально – слуховые представления детей,
развивать художественное воображение,
музыкальную память,
ассоциативное мышление.
На музыкальных занятиях воспитанники старшего дошкольного возраста осваивают различные виды музыкальной деятельности, такие как: певческое творчество, слушание музыки, танцевальное творчество, музыкально – подвижные игры, игра на музыкальных инструментах.
Дети придумывают символы - карточки для всех видов музыкальной деятельности:
Пения: открытый рот
Танцев: ноги или следы ног
Слушания: ухо
Музыкальных игр: руки или ладошки
Музыкальных инструментов: труба или скрипка.
С помощью средств ТРИЗ начали вводить понятие признака. Ввели такие признаки музыкальных понятий как «Авторство», «Жанр», «Части», «Место» и придумали к ним рисунки – карточки.
Признак «Авторство» - авторская, народная.
Признак «Жанр» - песня, танец, марш, колыбельная.
Признак «Части» - вступление, куплет, проигрыш, припев, заключение.
Признак «Место» - функция и место музыкального произведения.
На музыкальных занятиях, изучая тему «Звук», дети узнали о свойствах и качествах звука, узнали строение и функции уха, придумали карточки к признакам звука.
Звук как физическое явление представляет собою колебательные движения какого-нибудь тела—источника звука (струны, воздушного столба в духовом инструменте, пластинки, мембраны и т. д), создающего звуковые волны (периодические сгущения и разрежения в воздухе).
В природе существует бесконечное множество звуков, воспринимаемых слухом человека, но не все звуки являются музыкальными.
Музыкальные звуки, в отличие от шумовых, обладают особыми свойствами; они отобраны и организованы в определенную систему, выработанную в процессе многовекового развития музыкальной культуры и служащую для выражения музыкальных мыслей, музыкальных образов.
Звук имеет свойства и качества. Свойствами звука называют объективно присущие ему физические особенности, а именно—
1. частоту колебаний,
2.их продолжительность,
3.амплитуду,
4.состав колебаний (сочетания простейших колебаний в данном сложном).
Отражение физических свойств звука в наших ощущениях есть качества звука. К качествам звука относятся —
1.высота,
2.длительность,
3.громкость,
4.тембр.
С помощью средств ТРИЗ, качества звука мы обозначили как признаки звука:
Признак «Высота» - высокие и низкие звуки;
Признак «Длительность» - длинные и короткие звуки;
Признак «Громкость» - громкие и тихие звуки;
Признак «Тембр» - окраска звука.
К каждому из признаков дети придумали рисунки - карточки (Приложение рис. 1,2,3,4)
Для эксперимента выбрали несколько объектов: металлофон пластинчатый, металлофон трубчатый, стаканы для воды и фужеры для сока . Дети сравнили звуки этих объектов по признакам ТРИЗ и заполнили таблицу
Дети разложили картинки признаки звука, создали модель проекта
Дети выучили песенку – попевку «Василек».
(Василек, василек,
Мой любимый цветок,
Скоро ль ты, мне скажи,
Засинеешь во ржи?)
Проанализировали ее:
В песенке четыре повторяющиеся музыкальные фразы,
ритм песенки:
ти – ти, та, ти – ти , та ( где ти – короткие ноты, та – длинные ноты).
Научились играть эту песенку на металлофонах.
Проверяем: как звучат стаканы? (стучим барабанной палочкой по стаканам)
Каждый стакан звучит на одной ноте. Песенка «Василек» не получается.
Проверяем: как звучат пустые фужеры? (стучим барабанной палочкой по фужерам). Фужеры также звучат на одной ноте.
Чтобы получилась песенка «Василек», надо налить в каждый фужер разное количество воды ( столб воздуха в фужере меняется, чем больше воды в фужере, тем ниже звук).
Чистоту абсолютного музыкального звука проверяем на инструменте фортепиано (с помощью музыкального руководителя).
Играем песенку «Василек» на заполненных водой фужерах.
Песенка получается.
На немузыкальных предметах, при определенных условиях, можно сыграть мелодию.
Презентация проекта прошла в подготовительной группе №3 и № 6, где ребята очень заинтересовались темой.
В результате проекта дети научились различать звуки объектов по признакам звука и научились играть выученную мелодию на различных объектах. Проектная работа позволила повысить интерес к музыкальной деятельности, способствовала развитию творческих умений. В процессе исследования были усвоены разные способы получения информации, реализована возможность проявить умения в групповой деятельности.
В дальнейшем планируем, продолжить изучать и использовать на музыкальных занятиях признаки различных видов музыкальной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс «Волшебный мир красок» «Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник рисования».
Проблема развития творческих способностей очень актуальна в наши дни, ведь из закомплексованных, скованных, неуверенных в себе детей вряд ли смогут вырасти действительно творческие личности. А с...

Мастер- класс «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников с ОВЗ»
Дошкольники – маленькие фантазеры и открыватели. Именно у дошкольников вся жизнь пронизана фантазией и творчеством. А для развития творческих способностей или предпосылок к нему наиболее близким ...

Мастер-класс "Методы и приемы развития творческих способностей дошкольников с элементами арттерапии "
Повышение профессионального мастерства педагогов и психологов посредством использования арт-терапевтических технологий для формирования эмоциональной стабильности и восстановления психологическо...

Мастер-класс для родителей Тема: «Развитие творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных технологий»
Мастер-класс для родителей на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных технологий....

Конспект мастер-класса для родителей Тема: «Развитие математических способностей с помощью дидактических игр у старших дошкольников"
Мастер класс для родителей...

Сборник мастер-классов для родителей ДОУ "Развитие творческих способностей дошкольников путем использования нетрадиционных материалов, техник и игровых приемов"
Мастер-классы по нетрадиционному рисованию...





