"Использование нетрадиционных методов работы для развития мелкой моторики. Игры в сенсорной коробочке»
консультация (старшая группа)
Мастер- класс
"Использование нетрадиционных методов работы для развития мелкой моторики. Игры в сенсорной коробочке»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 84.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер- класс
"Использование нетрадиционных методов работы для развития мелкой моторики. Игры в сенсорной коробочке»
Цель:
Повышение уровня знаний педагогов по использованию нетрадиционных техник, способствующих развитию мелкой моторики и распространение разновидностей работы.
Задачи:
1.Познакомить участников мастер-класса с эффективными методами использования нетрадиционных техник, способствующих развитию мелкой моторики у детей.
2.Повысить мотивацию к широкому применению в совместной деятельности с детьми.
3.Закрепить умения участников мастер-класса применять полученные знания на практике
Участники: педагоги ДОО.
Форма проведения: мастер-класс.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Рада видеть вас на своем мастер-классе «Использование нетрадиционных методов работы для развития мелкой моторики. Игры в сенсорной коробочке».
Сегодня я хочу рассказать вам о важности работы по развитию мелкой моторики. Поделиться с вами своими находками по данной теме, поупражняться в играх и упражнениях на развитие мелкой моторики.
Развитие мелкой моторики – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребёнок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже начинает говорить. Мелкая моторика является скоординированной работой мышечной, костной и нервной систем организма. Наукой доказано существование связи между развитием мелкой моторики и логическим мышлением, памятью, интеллектом и речью у детей. Поэтому специалисты рекомендуют развивать мелкую моторику с самого раннего возраста. Наш соотечественник и педагог В. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Развивать мелкую моторику рукам помогают дидактические игры.
Развитие мелкой моторики у детей – крайне важная часть образовательного процесса. Мелкая моторика – это координация пальчиков. И именно развитие мелкой моторики необходимо для гармоничного развития
речи. Ведь работа над координацией пальцев запускает необходимые процессы в мозгу ребёнка для развития речи. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити ручейки, которые питают источники творческой мысли. Чем больше ребёнок умеет делать руками, тем легче ему общаться и выражать свои мысли, развивается память, внимание, а также словарный запас ребёнка.
Совершенствование мелкой моторики-это совершенствование речи. Все игры сопровождаются стихотворениями -это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Такие забавы очень увлекательны, они способствуют развитию творческой активности, мышлению, речи, мелких мышц рук. Вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Пальчиковые игры и упражнения уникальные средства для развития мелкой моторики и речи. В их единстве и взаимосвязи. В этой технологии предложено множество разнообразных игр, среди которых ведущее место: двигательные упражнения с нетрадиционным использованием различных предметов:
-решетки для раковин;
-прищепки;
-пуговицы;
-наждачная бумага;
- шерстяная нитка;
-зубные щетки;
-шестигранные карандаши;
-резиночки для волос;
-бусы;
-планшет с резинками,
Нетрадиционное использование предметов:
-стимулируют умственную деятельность
-способствует хорошему эмоциональному настрою
-повышает общий тонус
-снижает психо-эмоциональное напряжение
-координирует движение пальцев рук
-расширяет словарный запас
-приучает руку к осознанным точным целенаправленным движениям.
Сейчас я предлагаю вам представить, что вы- дети и предлагаю поиграть.
Практическая часть.
Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны, это инсценировка каких - либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.
1. Знакомство с разновидностью пальчиковых игр.
Моя семья.
Этот пальчик–мамочка, Этот пальчик - папочка
Этот пальчик–бабушка, Этот пальчик -дедушка
Этот пальчик–я. Вот и вся моя семья!
Пальчики.
Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой
Этот пальчик для того чтоб показывать его
Это пальчик самый длинный и стоит он в середине
Этот пальчик безымянный он избалованный самый
А мизинчик хоть и мал, Очень ловов и удал
2. Игры с предметами и материалом
Развитию кистей и пальцев рук способствуют не только пальчиковые игры, но и разнообразные действия с предметами. Предлагаю вам ряд игр и упражнения с такими предметами.
3. Игры с прищепками
Бельевой прищепкой поочередно "Кусаем" ногтевые фаланги от указательного пальца к мизинцу и обратно. На ударные слоги стиха.
Котёнок.
Сильно кусает котенок глупыш,
Он думает это не палец, а мышь. (смена рук)
Но я же играю с тобою малыш,
А будешь кусаться- скажу тебе "Кыш!".
Гусь
Гусь стоит и все гогочет,
Ущипнуть тебя он хочет. Га-га-га.
Ежик
Приделывать иголки ежу, вырезанному из картона.
Ежик -ежик где гулял?
Где колючки растерял?
Ты беги скорей к нам ежик
Мы тебе сейчас поможем.
Прищепки будут хорошим элементом для обыгрывания сказок.
Какая у нас травка? Пушистая, мягкая, а кончики острые (предложите потрогать прищепки). Какого цвета? Зелёные.
Подняв голову вверх, он увидел солнышко. Оно какое? Яркое, жёлтое, тёплое. Прикрепляем к жёлтому кругу «лучики».
Справа от солнышка плыло белое облачко.
Он вышел во двор, а там росла большая – пребольшая репка. Прикрепляем к репке ботву.
4. Игры-щнуровки.
Шнуровки, ленточки, замочки. Можно использовать как фабричные так и собственного изготовления.
5. Игры с пробками от бутылок.
Берем 2 крышки, кладем резьбой вверх.
Это – лыжи, ставим в крышечки пальчики и двигаемся на лыжах.
Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы.
Мы любим забавы снежной зимы.
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
6. Игры с сыпучими материалами.
1.В сухой песок помещаем игрушки от киндер- сюрприза.
Ребёнок запускает руку и на ощупь должен угадать что это.
2. Самомассаж.
Запустить руки в песок и изобразить как месят тесто, приговаривая:
Месим, месим, тесто, есть в печи место.
Будут, будут, из печи, булочки и калачи.
Отпечатки.
Скачут две лягушки -зелёные квакушки.
Комаров они поели, прогуляться захотели.
Шлёп-шлёп ножками, хлоп-хлоп ладошками
(хлопаем ладонями с сомкнутыми - разомкнутыми пальцами).
7. Выкладывание фигур из счётных палочек.
8. Игры с бусинами
Отлично развивает руку нанизывание разнообразных
предметов на нитку(пуговицы. бусы, рожки,
макароны, сушки).Предметы можно
сортировать по цвету, форме, размеру.
9. Развитие графическиой моторики.
Рисование по трафаретам, штриховка, через графические узоры.
10. Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук.
(шарик су-джок, карандаши, резиночки для волос, иппликатор Кузнецова.).
Мяч.
По ладошке мяч катаю, взад вперёд его гоняю,
Им поглажу я ладошку, будто я сжимаю крошку
И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка.
Черепаха.
Шла большая черепаха и кусала всех подряд.
Кусь,кусь,кусь,кусь, кусь
Ни кого я не боюсь.
2. Игра с шестигранными карандашами.
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непрерывно каждый пальчик,
Быть послушным научу.
Массаж различными предметами из бросового материала Перебирание «четок», бус, ракушек и т. п. развивает пальцы, успокаивает нервы, развивает речь детей.
3. Игры с прищепками.
Примерные игры:
Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
«Сильно кусает котенок-малыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я, же играю с тобою, глупыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».
Представьте вместе с ребенком, что прищепки - это маленькие рыбки, а квадратик, выполненный из картона - это кормушка. Ну, а ребенку надо помочь рыбкам пообедать, то есть, прикрепить их по периметру фигуры. Очень интересно для детей мастерить солнышко, «приделывать иголки» ежу, вырезанному из картона и другое.
Такими играми можно занять ребенка на длительное время. То, что для нас, взрослых, кажется таким простым и неинтересным, увлекает ребенка и, вместе с тем и развивает его.
5. Игры с сыпучими материалами.
Стимулируют развитие чувственного восприятия. Пальчики малыша станут более гибкими, восприимчивыми к мелким деталям.
6. Игры с пробками от бутылок.
Две пробки от пластиковых бутылок выкладываем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:
«По свежему снегу, мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы».
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
Если пробки просверлить посередине - можно использовать тоже для нанизывания бус.
Игры с пробками, построенные по принципу – закручивание пробки на горлышко от пластиковой бутылки, предлагая детям во время работы выполнять некоторые задания.
Предложенные мной игры, можно использовать, как на непосредственно образовательной деятельности, так и в индивидуальной работе с ребенком, а также дети могут самостоятельно играть в них в свое свободное время.
7. Игры с бусинами, макаронами
Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусины, рожки и макароны, сушки. Бусины и пуговицы можно сортировать по размеру, цвету, форме
Считать количество «бус» в прямом и обратном порядке.
Дома я одна скучала,
Бусы мамины достала.
Бусы я перебираю,
Свои пальцы развиваю.
9. Игры с шишками, и грецкими орехами.
Предлагаем ребенку покатать грецкий орех, шишку между ладонями.
Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.
10. Игры с лентами, нитками и катушками.
Сматывание разноцветных ленточек. Наматывание ниток на катушку.
Заключение.
Уважаемые педагоги, я благодарю вас за внимание и вашу активность! И призываю всех использовать дидактические игры из нетрадиционного материала в работе с детьми: в режимных моментах и образовательной деятельности. Всем спасибо за внимание.
Уважаемые коллеги, я продемонстрировала Вам вариативность использования в своей работе разнообразие методов и приёмов работы для развития мелкой моторики у детей.
Данные приёмы я использую в своей работе и могу с уверенностью сказать, что они оказывают положительное развитие на речевое развитие, у детей повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса.
Составляем цепочки из 5-10 канцелярских скрепок разного цвета
Сортируем бобы, фасоль, горох, а также крупы (пшено, гречку, рис).
Упражнения с предметами
- карандаши(между ладонями крутить, пряха- прокатить между ладонями, качели
-шишки катать по столу
- деревянные брусочки?
Массажный мячик(катать, кидать из руки в руку,
Грецкие орехи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные формы и методы работы в развитии мелкой моторики и формирования речевых функций у детей дошкольного возраста
Методический материал по использованию нетрадиционных методик в работе с детьми дошкольного возраста для развития мелкой моторики и формирования речевых функций....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ СПОСОБОВ РИСОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно раз...

Нетрадиционные методы работы по развитию мелкой моторики как одного из условий преодоления речевых нарушений у детей с ОВЗ
Презентация опыта работы...
Проект "Очумелые ручки" (Использование нетрадиционной техники рисования для развития мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья).
Проект разработан для равития моторики рук у детей сОВЗ.Использование этой техники отлично развивает творческие способности детей,наглядно- образное мышление и воображение....

«Использование нетрадиционных техник рисования в развитии мелкой моторики детей»
Мастер - класс для педагогов....

Консультация для педагогов и родителей. " Игры с массажным мячом, как один из методов работы для развития мелкой моторики рук и речи детей с ДЦП."
В материале даются рекомендации по использованию массажного мяча "Су-джок" в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения...

«НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ПРЕОДОЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР»
Дошкольное детство - особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его деятельности. Это возраст, когда появляется способность к творческ...










