Конспект непосредственно образовательной деятельности "Кукушка"
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) по теме

Харитонова Татьяна Михайловна

Данное занятие является тематическим. В нем выдержана вся структура музыкального занятия: слушание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, движения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskoe_zanyatie_kukushka.docx24.73 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                   Кукушка

            Тематическо - комплексное занятие

                                   Старший дошкольный возраст.

 Цель:    накапливать эмоционально-практический опыт общения с музыкой.

Обучающие задачи:        

  1. Внимательно слушать музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней чувства и настроения.
  2. Слышать в музыке изобразительные моменты, соответствующие названию пьесы, узнавать характерные образы.
  3. Формировать запас музыкальных впечатлений.
  4. Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию.
  5. Закреплять практические навыки выразительного исполнения песен; учить брать дыхание и удерживать его до конца фразы; обращать внимание на артикуляцию, дикцию.
  6. Учить ориентироваться в пространстве, менять движения в соответствии с музыкальными фразами.
  7. Формировать навыки исполнения танцевальных движений.
  8. Закреплять технику игры на музыкальных инструментах.

Развивающие задачи:

  1. Развивать навыки восприятия звуков по высоте в интервале терция.
  2. Развивать чувство ритма, умение передавать через движения характер музыки, ее эмоционально-образное содержание.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать эмоциональное и осознанное отношение к музыке.
  2. Воспитывать музыкальный и эстетический вкус.

Методы и приемы:

1.     Наглядно - зрительный: Игрушка кукушки, иллюстрация "Кукушка в лесу".

2.     Наглядно - слуховой:   аудиозаписи "Птичник" муз. К. Сен-Санса,

         "Кукушка в чаще леса" муз. К. Сен-Санса.

3.     Словесный:   беседы с детьми о характере музыки, пояснения, вопросы.

4.     Практический: пение песен, выполнение движений, игра на музыкальных инструментах.

Материалы: игрушка кукушки, иллюстрация "Кукушка в лесу". Музыкальные инструменты: металлофон, бубны, маракасы, бубенцы, барабан, треугольники.  

Предварительная работа: обучение игре на музыкальных инструментах, знакомство и разучивание песен, хоровода, игры "Ку-ку", скороговорки "33 Егорки".

Ход занятия:                      

Воспитатель: Дети, посмотрите, к нам прилетела птичка. Полосатое серое брюшко. Как вы думаете, что это за птица?  Да, вы правы, это кукушка.

                                   Кукушка, кукушка, серое брюшко.

                                   Прокукуй мне ку-ку, сколько лет я проживу.

Воспитатель: Как поет кукушка?

                                                                    2

Дети:              (распевают)    ку-ку…                                                                  

Воспитатель:     Кукушка зовет нас в лес. Полетели, она покажет нам дорогу.

Звучит музыка К. Сен-Санса "Птичник".  Дети имитируют движения - полет птиц.

М.р. (здесь и далее музыкальный руководитель). Вот мы и в лесу, давайте отдохнем, присядем на пенечки, послушаем, как шумит лес.

Звучит музыка "Кукушка в чаще леса" муз. К. Сен-Санса.

М.р.           Как звучит музыка, какой у нее характер?

Дети:         Музыка звучит неторопливо, тревожно, таинственно.

М.р.           Давайте представим, что мы очутились в чаще леса. Вокруг высокие деревья, темно, таинственно, даже немного страшно. Но среди этих деревьев мы слышим знакомый голос кукушки.

Воспитатель показывает иллюстрацию "Кукушка в лесу", дети еще раз слушают пьесу.            

М.р.              Вам нравится в лесу?   Хотите еще раз услышать сказку "Дом для кукушки"? А вы будете мне помогать озвучивать ее на музыкальных инструментах? Тогда давайте вспомним, как звучит голос кукушки на металлофоне.

    М.р.  показывает, затем передает металлофон ребенку первого уровня, тот повторяет.

М.р.                Какой инструмент поможет изобразить медведя?

Дети:           Бубен, надо играть ладошкой. А если встряхивать, то это будут волк и лиса.

М.р.                   Звуки какого инструмента напомнят нам, как шуршат в сухой траве ежик, барсук?

Дети:                                  Маракас!

М.р.                    А птички как будут щебетать?

Дети:              Играем на бубенцах.            

М.р.                   А гром и дождь?

Дети:                      Гром - играем на барабане, а дождь на треугольнике.

М.р.                 Проходите, выбирайте инструменты, на которых вы хотите играть.

Воспитатель читает сказку и делает небольшие паузы, во время которых дети играют на музыкальных инструментах.

 Жили - были в лесу разные звери и птицы. Солнышко утром вставало и будило их. Вечером солнышко садилось за лес - и все звери и птицы засыпали.

    Однажды кукушка прокуковала звонко - звонко на весь лес. (металлофон) Пришли на ее голос звери, прилетели птицы. И говорит им кукушка (металлофон).

    - Давайте устроим лесные часы. Я вместе с солнышком буду вас будить. Потом прокукую, когда солнышко поднимется высоко - высоко над лесом - это будет в полдень. И снова буду куковать, когда солнышко станет садиться за лес - значит , уже наступает вечер, а за ним и ночь. Но для этого мне нужно построить домик на высоких столбах. Из его окошка я буду куковать.

 - Хорошо, - ответили ей звери и птицы. И стали строить кукушкин домик. Медведь тащит тяжелое бревно (бубен). Лиса с волком тоже стараются (бубен). Трудятся ежики, барсуки (маракасы). Птички носят в клювах веточки, чтобы кукушке было

                                                                          3

мягко спать (бубенцы). Быстро построили дом. И на следующий день кукушка громко и звонко закуковала. Первый раз, когда наступило утро: "Ку-ку, ку-ку, ку-ку" (металлофон). Второй раз - в полдень: "ку-ку, ку-ку, ку-ку" (металлофон). Третий раз - вечером: "ку-ку, ку-ку, ку-ку" (металлофон). Все жители леса были очень довольны. Но однажды над лесом прогремел гром (барабан), полил сильный дождь (треугольник). Домик кукушки под порывами ветра стал раскачиваться из стороны в сторону. И вдруг ветер подул так сильно, что домик упал (барабан). На следующий день жители леса не услышали голос кукушки.  

- Что же произошло? - подумали они и пошли навестить кукушку. Приходят и видят: сидит кукушка возле упавшего домика и плачет: - Что же мне делать? Кто же мне поможет?  - Мы тебе поможем, - ответили звери - мы построим тебе новый домик, крепче прежнего. Так сказал медведь (бубен), с ним согласились волк и лиса (бубен). И ежик с барсуком согласились (маракасы). Птички тоже прощебетали (бубенцы). Так и сделали - построили домик для кукушки лучше  и крепче прежнего. А на следующее утро над лесом снова раздался голос кукушки: "ку-ку, ку-ку, ку-ку" (металлофон).

М.р.         Давайте вместе споем песенку кукушки. Помогайте, подпевайте мне.  

Дети разучивают попевку:    Ку-ку, ку-ку, ку-ку, сижу я на суку,

                                               Домик мой высоко, вижу я далеко.                    

 М.р.   пропевает "ку-ку" и показывает, моделирует рукой высоту звуков "ля"- "фа диез".

М.р.                Первый звук звучит выше, а второй - ниже. Теперь вы покажите и пропойте эти звуки.

Дети выполняют задание.

М.р.                         На прошлом занятии мы познакомились с песней "Кукушечка" чешская народная мелодия. Давайте продолжим разучивание этой песенки.

М.р.   пропевает песню по фразам, после каждой фразы дети повторяют пение за ним.  После этого песню пропевают целиком.

М.р.                          В песне "Кукушечка" композитора Олифировой мы будем учиться ясно, четко и понятно для всех произносить звуки. Для этого попробуем сказать слова шепотом, хорошо размыкая зубы, работая губами и языком. Посмотрите, как это сделаю я.

Дети выполняют задание, затем поют песню.

М.р.      В песне "Кукушка" композитора Е.Доги мы закрепим умение правильно брать и удерживать дыхание до конца фразы. Положите одну руку на грудь, а другую на живот. Давайте вспомним скороговорку "33 Егорки". Какие у этого упражнения правила?                                      

Дети:        Надо поизносить скороговорку на одном звуке, на одном дыхании.

        Как на горке, на пригорке жили 33 Егорки. Раз Егорка, два Егорка, три Егорка…

Дети тренируют дыхание, говорят вместе и по одному, затем исполняют песню.

Воспитатель:                     (Берет в руки птичку)      - кукушке очень понравились ваши песни, но и ей хочется поучаствовать.  Давайте исполним хоровод "Ты, кукушка, где была?" Каким шагом мы пойдем по кругу?

Дети:               Простым хороводным шагом.

                                                                     4

М.р.               Ирочка, пожалуйста, покажи.                                                                            

Дети выбирают кукушечку, она берет в руки игрушку.  Встает в центре. Дети под пение на куплет идут по кругу хороводным шагом. Под пение "кукушки" идут в центр, затем  отходят назад спиной.  "Кукушка" ведет детей змейкой по залу.

М.р.               Молодцы, вы постарались. Предлагаю поиграть в игру "Ку-ку".

Ведущую кукушку выбирают считалочкой.

М.р.                Мне кажется, кукушке понравились ваши песни, хороводы, игры. Но пора прощаться, а нам идти в группу.

                    Музыкальный материал:

1     Песня "Кукушечка" чешская народная мелодия.  Песни для детей. Н. Ветлугина, М. Раухвергер, М. Долинова.                            

2     Песня "Кукушка" муз. Олифировой, журнал "Музыкальный руководитель" №4,    2004г.

3      Песня "Кукушка" муз. Е. Доги,  "Музыкальный руководитель" №4, 2006 г.

4      Сказка "Дом для кукушки", "Песенка кукушки" муз. Васильевой", "Музыкальный руководитель" №4, 2005г.

5      Игра "Ку-ку" муз. Ломовой. ("Ищи")

                       Аудиозаписи:

"Музыкальное воспитание детей. Слушаем музыку". Комплект из 6 аудиокассет.

"Мы слушаем музыку" О. П. Радынова. 7 аудиокассет.

                       Литература:

"Детство": Программа развития и воспитания детей в детском саду. Ред. В.И. Логинова.

"Музыкальные шедевры" Авторская программа и методические рекомендации. О.П. Радынова.

"Звук волшебник "Т.Н. Девятова

 Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. О.П. Радынова, Л.Н. Комиссарова .

Музыкальное воспитание в детском саду. Давыдова М.А.

Учите детей петь. Т.М. Орлова, С.И. Бекина.

 "Элементарное музицирование с дошкольниками" Т.Э. Тютюнникова.

"Оркестр в детском саду" Л.Р. Меркулова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши» Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи«Животные и их детёныши»(для старшей, логопедической группы)...

Конспект непосредственной образовательной деятельности интегрированной направленности с использованием интерактивных технологий. Тема: "Тридесятое царство, обувное государство". Конспект непосредственной образовательной деятельности интегриров

Образовательная область: познание, коммуникация, художественное творчество. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная. Цели:1....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения Образовательная область: «Безопасность» Тема: «Наша улица» Возрастная группа: старшая Представленный конспект является ч

Конспект непосредственно образовательной деятельности  по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движенияОбразовательная область: «Безопасность»Тема: «Наша улица»Возрастн...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках тематической недели «Береги себя») Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках т

Цель: создание условий для развития познавательной активности посредством составления алгоритма действий при  возникновении пожараЗадачи:ü  создать условия для расширения представлений...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» «Путешествие по замку Зимы» план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Занятие интегрированное и сочетает в себе образовательные области:- «Познавательное развитие» (ознакомление с окружающим миром)- «Социально-коммуникативное развитие»- «Ре...