Конспект непосредственно образовательной деятельности "Речка"
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) по теме

Харитонова Татьяна Михайловна

Данное занятие является тематическим. В нем выдержана вся структура музыкального занятия: слушание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, движения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskoe_zanyatie_rechka.docx23.78 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                              Речка.

                              Тематическо - комплексное   занятие.

                                   Старший дошкольный возраст.          

Цель: Показать детям способы пользования голосом, движением, музицированием для создания выразительного художественного образа.  

Задачи обучающие:  

  1. Учить вслушиваться в музыку, различать в ней выразительные и изобразительные средства.
  2. Воспринимать музыкальное произведение в целом, прослеживать развитие музыкального образа, осознанно высказываться о его эмоционально-образном содержании.
  3. Формировать у детей умение чувствовать музыкальные основы и выразительно передавать их в движении.
  4. Работать над техникой исполнения танцевальных шагов.
  5. Учить петь выразительно, музыкально, интонационно чисто, работать над дыханием.
  6. Учить правилам пользования инструментами, приемам и способам игры на них.
  7. Продолжать формирование детского инструментального творчества, музыкальной импровизации.

Задачи развивающие:

  1. Развивать музыкальное мышление - осознание эмоционального содержания музыки.
  2. Развивать творческое воображение, проявления творческой активности.
  3.  Развивать чувство ритма, ориентировку в пространстве, умение выполнять простейшие перестроения.
  4. Развивать умение показать тембровую выразительность и образные возможности музыкальных инструментов.
  5. Развивать умение играть ансамблем на шумовых инструментах небольшие фразы, закреплять навык поочередной игры, вовремя начинать и заканчивать свои партии.

Задачи воспитательные:

  1. Воспитывать музыкальный и эстетический вкус, интерес к высокохудожественной музыке, желание слушать и исполнять ее.
  2. Воспитывать чувство патриотизма, любовь к своей малой Родине.

Методы и приемы:

                1  Наглядно-зрительный: иллюстрация речки; показ движений детьми 1 уровня.

                2 Наглядно - слуховой:  аудиозаписи пьес "Старинная французская песенка"

                    Муз. П. И. Чайковского, "Аквариум" муз. К.Сен-Санса.

                3 Словесный:  беседы с детьми о характере музыки, пояснения, вопросы.  

                4 Творческий: инструментальные импровизации, передача игрового образа в развитии.

                                                                 3

                5 Практический:  выполнение детьми движений, пение песен, игра на музыкальных инструментах.                                                                  

Материалы: голубое полотно из хлопка длиною в пять метров, иллюстрация речки, длинная атласная лента голубого цвета. Музыкальные инструменты: металлофон, арфа, набор хрустальной посуды, прикрепленной к стеклянному подносу. Самодельные музыкальные инструменты на полгруппы каждые: шуршунчики - киндер-сюрпризы с горохом внутри; баночки из-под пресервов с крупным речным песком внутри.

Предварительная работа: разучивание музыкально - ритмических  движений к этюду "Аквариум". Обучение технике игры на металлофоне, арфе, извлечение звуков из хрусталя и знакомство с техникой безопасности при игре на нем.  

Разучивание песен, шагов русского танца, игры "Рыбка".

  Ход занятия:    

М.р.   (музыкальный руководитель):      Я предлагаю сегодня, и детям и взрослым, совершить путешествие к речке. Правда, это путешествие и сама речка будут воображаемыми, но увидеть речку возле себя каждому поможет его фантазия, а также замечательная музыка композитора П. И. Чайковского. Проходите и садитесь на стульчики, но будьте осторожны, не замочите ноги, а лучше спрячьте их под стульчики. Будем провожать взглядом речные волны.    

После этого идет слушание 1 части "Старинной французской песенки" П. И. Чайковского.

М.р.               (перед прослушиванием 2 части)   Вы уже поняли, что наша речка тихая, мелкая, прозрачная, добрая. Попробуем положить на водную гладь свои ладони(на колени). Сначала нам покажется, что рукам немного прохладно, но прошло мгновение, и руки уже нагрелись (идет слушание 2 части. В 3 части дети опять провожают взглядом воду реки, машут ей на прощание рукой.)      

                  - Какая красивая музыка!   А вам понравилась она? Опишите ее характер.

Предполагаемые ответы детей:           музыка спокойная, мягкая, задумчивая.

Воспитатель:                           А мне захотелось поплескаться в теплой речной воде.

М.р.                Ну что ж и правда, вода в нашей речке теплая, ласковая. Пойдемте поиграем с ней.

М.р. и воспитатель расстилают голубое полотно "реки". Дети подходят и встают с двух сторон по "берегам", выполняют движения по показу воспитателя и муз. руководителя. Звучит музыка в аудиозаписи "Аквариум" К.Сен - Санса.

Движения:   1.      Мягкие движения рук - волны.

                        2.      Полощут руки в воде вправо - влево.

                        3.       Стряхивают воду с рук.

                        4.       Брызгаются.

Дети проходят на стульчики.

М.р.                   Какая красивая музыка композитора Сен-Санса прозвучала! Я знаю, вы тоже любите играть на музыкальных инструментах. Давайте играть в композиторов. Предлагаю вам выбрать инструмент  и озвучить вот такие стихи:

                            Побежали ручейки, затопили все лужки.

                            Стала очень широка говорливая река.

                                                                          4

Дети повторяют все вместе прозвучавшие строки.

М. Р.                 Но сначала скажите, какое настроение передают эти стихи?

Предполагаемые ответы детей: веселое, радостное, светлое.

М.Р.                   Да, вы правы, поэтому  и музыка, которую вы будете сочинять, должна звучать весело, радостно, светло, легко.

Детям предложено выбрать металлофон-колокольчик, арфу или хрусталь.                        

М.Р.  дает образец игры на металлофоне, арфе разными способами: игра отдельных звуков и глиссандо ( скольжение).    

М.Р.                     Молодцы, вы постарались, было приятно слушать вашу музыку. А теперь я предлагаю вам вспомнить попевку "На лодочке".              

Попевка поется на мотив русской народной песни "Ходит зайка по саду".

                            1. Мы плывем на лодочке по реке, по реке.

                                Слышим где - то музыку вдалеке, вдалеке.

                            2. Хорошо на лодочке мы плывем, мы плывем.

                                Сами эту песенку мы поем, мы поем.

М. Р. и дети моделируют рукой движение мелодии во время пения.

М.Р.                 Предлагаю петь попевку и играть на наших самодельных инструментах.

Половина группы берут шуршунчики - киндер сюрпризы с горохом внутри; другая половина детей бубны - коробочки из-под пресервов с крупным песком внутри.

Дети поют и играют по одной фразе, отрабатывая навык поочередной игры. Музыкальный руководитель следит за тем, чтобы дети вовремя  начинали и заканчивали свои партии.  

               Мы плывем на лодочке                    -    играют шуршунчики

               По реке, по реке  

               Слышим где-то музыку                   -   играют бубны

               Вдалеке, вдалеке

М. Р.                         Давайте вспомним русскую народную песню "Речка", с которой познакомились на прошлом занятии.

Музыкальный руководитель исполняет песню, дети подпевают повторы, затем песню пропевают еще раз.

М.Р.        А сейчас продолжим разучивание песни "Родничок", пропоем первую фразу на слог "ле".

Каждую фразу пропевают по 2 - 3раза на слог "ле", затем со словами.

Воспитатель:                А мне очень нравится песня "Край родной". Эта песня рассказывает о нашей малой Родине - "где наклонились ракиты над рекой…" И наш город Павлово расположен на берегу широкой, полноводной реки Оки.

М.Р.        Эта песня очень мелодичная, певучая, надо суметь пропеть фразу до конца и не прерывать ее. Давайте продолжим тренировать свой дыхательный аппарат. Упражнение называется "набегает и убегает с берега волна". Сегодня мы попробуем усложнить это упражнение: волна сначала шумит с усилением, а потом ослабевает.

Дети произносят звук "ш" - сначала с усилением его звучания, потом - с ослаблением. После этого исполняют песню.

Воспитатель:       Ночью темень, ночью тишь. Рыбка, рыбка, где ты спишь?

                                                                     5

                                 Жаль, что в речке, на воде нет следов твоих нигде.

Давайте поиграем в игру "Рыбка". Выходите к речке.

Дети выходят к голубому полотну.

М.Р.          Движения рыбки очень мягкие, пластичные; плавнички колышутся, струятся в потоках воды.          

М.Р. показывает движения рук и предлагает детям пройти к зеркалу и потренироваться. После упражнений дети проходят и встают "по берегам реки". Опять звучит музыка К. Сен-Санса "Аквариум", ребенок первого уровня импровизирует движения рыбки, затем дотрагивается до второго участника и т.д.

М.Р.         Молодцы, вы постарались и были похожи на красивых подвижных рыбок.

А сейчас я предлагаю продолжить разучивание танца "Ручеек". Давайте вспомним знакомые шаги русского танца.

Дети называют - хороводный, каблучный, дробный.  М.Р. предлагает детям первого уровня показать образец исполнения движений. После этого исполняется весь танец.

1.     Идут по диагонали и змейкой хороводным шагом.

2.     Идут по кругу каблучным шагом.

3.     Идут в круг дробным шагом, расширяют круг дробным шагом.

М.Р.   молодцы, вы постарались. На этом наше занятие подошло к концу, но красивая музыка будет продолжать звучать в группе - этот диск я приготовила для вас.  Вы можете включить его в свободное время, когда  захотите отдохнуть или потанцевать.  

                      Музыкальная литература:

"На лодочке" русская народная мелодия  "Заинька". "Музыкальное воспитание в детском саду" М. А. Давыдова.

 "Речка" русская народная мелодия в обработке П.И. Чайковского.

"Родничок" муз. Шестаковой. Журнал "Музыкальный руководитель" №3 - 2012г.

"Край родной" муз. Гомоновой.  "Веселые песенки для малышей круглый год".

                       Аудиозаписи:

"Музыкальное воспитание детей. Слушаем музыку". Комплект из 6 аудиокассет.

"Мы слушаем музыку" О. П. Радынова. 7 аудиокассет.

"Детский альбом" П.И. Чайковский

                       Литература:

"Детство": Программа развития и воспитания детей в детском саду. Ред. В.И. Логинова.

"Музыкальные шедевры" Авторская программа и методические рекомендации. О.П. Радынова.

"Звук волшебник "Т.Н. Девятова

 Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. О.П. Радынова, Л.Н. Комиссарова .

Музыкальное воспитание в детском саду. Давыдова М.А.

Учите детей петь. Т.М. Орлова, С.И. Бекина.

 "Элементарное музицирование с дошкольниками" Т.Э. Тютюнникова.

"Оркестр в детском саду" Л.Р. Меркулова.