КОНСУЛЬТАЦИЯ «РЕЧЬ, МУЗЫКА, ДВИЖЕНИЕ»
материал по музыке по теме

Лобканова Марина Александровна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_muzyka_dvizhenie.docx20.01 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха - Музыкальная академия

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение

детский сад № 6 «Буратино»

КОНСУЛЬТАЦИЯ

«РЕЧЬ, МУЗЫКА, ДВИЖЕНИЕ»

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

ЛОБКАНОВА М.А.

У музыки и речи существует немало общих основ, даже общностей. Одно из них (пожалуй самая основная) заключается в том, что и музыкальное искусство, и печь имеют общее начало – звук. И музыкальное произведение, и человеческая речь – это возможность общения с окружающим миром.

Музыка и музыкально – художественная деятельность – это то, что дети больше всего любят. Спросите дошкольника, что ему нравится делать больше всего в детском саду и дома? Ответ не заставит себя долго ждать: дети любят петь, танцевать, играть, используя эту привязанность детей к музыке, возможно повысить качество любого занятия, сделать его более привлекательным для ребенка.

Музыка – самый эмоциональный вид искусства. Активная природа детских реакций на музыку распространяется и на речь ребенка, он начинает проявлять инициативность и самостоятельность в речевом общении. Характеризуя музыкальное произведение, ребенок использует большое количество качественных прилагательных; например ребенок пятого года жизни, характеризуя произведение «весело – грустно» Бетховена, употребляет до одиннадцати прилагательных. Произведение в интерпретации ребенка становится не только «веселое и грустное», но и печальное, тоскливое, одинокое, жалостливое, счастливое, радостное, игристое, хорошее, улыбчивое, смешное, светлое, солнечное.

Содержание музыкального произведения – это безграничное содержание беседы, побуждающие ребенка к сочинительству, речевому, литературному творчеству.

Слушание музыки и музыкально – исполнительская деятельность детей содействуют становлению звуковой культуры речи. Музыка как искусство интонации естественным образом знакомит ребенка со средствами интонационной выразительности в речи – темпом и ритмом, тембром.

Используя соответствующие музыкально-речевые игры в работе с детьми, можно интересно и эффективно решать поставленные задачи. Музыка может стать своего рода ключом, который «откроет детские уста», вызовет естественное желание у детей поделиться своими чувствами и мыслями, своими музыкальными впечатлениями.

Вот некоторые принципы, понимание которых позволит интересно и эффективно использовать музыку на занятиях по развитию речи дошкольников.

  1. Отбирать музыкальный репертуар в соответствии с критериями:

а)  эмоциональная четкость, яркость и выразительность музыкального образа и повествования, захватывающая ребенка, вызывающая у него интерес;

б)  богатство эмоционально переживаемых оттенков музыкальной интонации;

в)  инструментальные произведения;

д)  наличие многократной повторяемости мелодии ( в этом случае у ребенка появляется возможность более точно определить эмоциональное состояние образа, глубже прожить и прочувствовать его)

е)  длительность звучания музыкального произведения;

ж)  качественность звучание музыкального произведения;

2. Важным условием становится подготовленность ребенка к восприятию конкретного музыкального образа.

3. В процессе занятия обязательно стремиться к соблюдению алгоритма (пошаговой организации данной деятельности), а именно:

а)  привлечение детского внимания к слушанию музыки, настрой на восприятие – первичное слушание детьми музыкального произведения, знакомство с ним.

б)  повторное слушание детьми с последующим элементарным музыкальным анализом, разбором впечатлений и используемых средств музыкальной выразительности.

в)  закрепление представлений о прослушанной музыке, запоминание произведения, готовность рассуждать о не6м, оценивать, активизация желания послушать его еще раз.

г)  создание условий для выражения ребенком результатов восприятия музыки в речевой деятельности.

Музыка – одно из ярких и эмоциональных видов искусства, наиболее эффективное и действенное средство воспитания детей. Оно помогает полнее раскрыть способности ребенка, развить слух и чувство ритма, научить его правильно воспринимать язык музыкальных образов. Приобщение детей к музыке идет различным путем. В сфере музыкально-ритмической деятельности оно происходит посредством доступных и интересных упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов, помогающих ребенку лучше почувствовать и полюбить музыку, проникнуться ее настроением, осознать характер произведения, понять его форму, выразительные средства.

Музыка и движение наиболее точно соответствуют характеру данной деятельности. Дети вначале слушают музыку, у них возникают определенные эмоциональные переживания, под влиянием которых приобретают необходимый характер. Контрастные построения, темповые и динамические изменения, ладовая окрашенность, повторность, несложные ритмы, акценты, чередование фраз – все это может отражаться в движении.

В свою очередь движения помогают ребенку полнее воспринимать музыкальный образ Музыка способствует выразительности движений. В этом взаимодействии музыка занимает ведущее положение, движения же становятся своеобразным средством выражения художественных образов.

Занятия ритмикой способствуют физическому развитию детей: совершенствуется координация движений, улучшается осанка, повышается жизненный тонус, что создает у ребенка бодрое, радостное настроение и благоприятно сказывается на состоянии организма в целом.

Все виды музыкально-ритмической деятельности способствуют правильному выполнению основных движений, повышают их четкость, выразительность. Под влиянием музыкально-ритмической деятельности развиваются положительные качества личности ребенка: дети ставятся в такие условия, когда они должны проявить активность, инициативу, находчивость, решительность. Совершенствуются музыкально-эстетические чувства детей. Ребенок встречается с богатым разнообразием музыки, радуется тому, что может движенгием передать свое отношение к музыкальному образу, т.е. можно говорить о становлении творческого воображения.

Развивается также и познавательный интерес. Умело подобранные упражнения, пляски, игры воспитывают у детей правильное отношение к окружающему миру, углубляют представления о жизни и труде взрослых, различных явлениях природы.

Каждое музыкально-ритмическое задание ребенку нужно понять, осмыслить, запомнить правила игры, быть внимательным, собранным, точно выполнять указания взрослого. Следовательно, эта деятельность развивает память, вырабатывает устойчивость произвольного внимания, совершенствует творческую активность.

Таким образом, музыкально-ритмическая деятельность направлена на воспитание у каждого ребенка эстетических, физических, нравственных и умственных качеств. Все это возможно только при правильной организации этого процесса, умелом планировании и целесообразном подборе художественного, доступного (для каждого возраста) и педагогически оправданного репертуара.

КОНСПЕКТ ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ А.ВИВАЛЬДИ «ЗИМА»

Цель:

Развитие творческого воображения детей в процессе восприятия музыкального произведения.

Задачи:

  1. Обогащение представлений детей об особенностях зимней погоды.
  2. Активизация воображения и высказываний детей в процессе слушания музыки.
  3. Развитие интереса к музыкальному искусству.

Атрибуты:

Качественная запись «Зима» Вивальди (из цикла «Времена года»), иллюстрации с изображением разнообразных зимних пейзажей (тихая морозная погода, вьюга, солнечная зимняя погода, снегопад)

Ход игры:

Муз. рук:

Посмотрите, кто к нам сегодня пришел в гости: белый, сделанный из снега, с морковкой вместо носа, с ведерком вместо шапки.

Дети:

Это Снеговик!

Муз. рук:

Правильно, это Снеговичок! Он хочет нам что-то рассказать.

Снеговичок:

Я принес вам послушать музыку, которая мне очень нравится. Но к сожалению, я не знаю как она называется. Я знаю только, что она рассказывает об одном времени года. Поможете мне узнать название моей любимой музыки?

Дети:

Поможем!

Муз. рук:

Давайте устроимся поудобнее и будем слушать музыку, а слушая представим себе о каком времени года она нам рассказывает. (дети слушают музыку)

Вам понравилась музыка?

Дети:

Да!

Муз. рук:

Как вы думаете, о чем она рассказала? (ответы детей)

Давайте посмотрим на картинки и попробуем выбрать ту зиму, о которой композитор написал музыку, и каждый из вас, и я, и Снеговичок представим себе свою зиму: она солнечная или нет, спокойно идет снег или сильный ветер, вьюга наметает сугробы, а может быть ,мороз? А может быть дети играют в снежки, катаются на коньках, или с горки на санках? (повторное слушание произведения)

Муз. рук:

Давайте расскажем друг другу о зиме из музыки. Я и Снеговичок будем помогать вам. (с помощью наводящих вопросов дети рассказывают о том, что они услышали в музыке).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речь+музыка+движение=Логоритмика!

Статья ориентирована на учителей-логопедов и музыкальных руководителей, которые понимают важность грамотного взаимодейсвтия специалистов для успешной коррекции речевых нарушений у дошкльников. в стать...

Логоритмика: речь, музыка, движение

Тест на знание основ логоритмики разработан для студентов дефектологических факультетов, музыкальных руководителей и учителей-логопедов, работающих в группах для детей с ОНР и заиканием. Позволит опре...

Логоритмика.Речь.Музыка. Движения

Консультация для родитлей....

Презентация проекта «Использование элементов логоритмики в логопедической работе  с детьми с нарушениями речи 5-7 лет. «Речь, музыка, движение»

В презентации содержится паспорт, цели и задачи проекта, а также этапы выполнения с фотоотчетом....

речь+музыка+движение

Логоритмика-форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений через движения, в сочетании со словом и  музыкой...

Речь.Музыка.Движение.

У музыки и речи существует немало общих основ,а общее начало-звук....