Конспект НОД "Где прячутся звуки"
план-конспект занятия по музыке по теме

Саюшева Ирина

Конспект непосредсвенно образовательной деятельности в ДОУ " Где прячутся звуки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gde_pryachutsya_zvuki.docx91.45 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 69» ЭМР Саратовской области

                 

Конспект

НОД

 Тема: «Где прячутся звуки»

                                          Составил: музыкальный руководитель  Саюшева И.А.

Энгельс 2013

1

Биологическая природа человека мудра: ощущение радости и удовольствия от  услышанного безошибочны. Удивителен мир звуков, окружающий нас.  Их так много, и они такие разные. И каждый звук может стать музыкой. Надо только постараться ее услышать. Рожденная их фантазией, она проста и чудесна, как сама страна детства.

Цель: Познакомить детей  с миром музыкальных и немузыкальных  звуков, активизировать слуховую деятельность.

Задачи:

  • Воспитывать интерес к звучащему миру.
  • Развивать внимание и слуховые данные, а также эмоциональную отзывчивость на музыку.
  • Обучать навыкам звукоподражания и точного воспроизведения музыкального звука.

Оборудование:

  • Сундучок, внутри которого находятся различные предметы, такие как: стеклянный бокал, лист бумаги, фантик от конфеты, крышка от кастрюли, лоскут ткани, погремушка, емкость с водой.
  • Музыкальные инструменты: колокольчики, деревянные ложки, маракас, трещотки.
  •  линейка с натянутой тонкой нитью.

2

Ход занятия:

Музыкальный руководитель:

Жизнь была бы страшно скучной,
Если б жизнь была беззвучной...-
Как прекрасно слышать Звук:
Шум дождя и сердца стук!

Мы кричим, смеемся, дышим,
Мы слова и мысли слышим,
Слышим даже тишину...-
Как гуляет кот по крыше,
Как шуршат за стенкой мыши,
Волки воют на луну.

Мир без звуков был бы грустный,

 Серый,  скучный и «невкусный».

А.Усачев «Звукарик»

Звук живет  в любом предмете, сколько  их – посмотри!

Звук – шутник, играя с нами, любит прятаться внутри!!!

Про человека, который внимательно к чему- то  прислушивается, говорят, что у него « ушки на макушке». Мы сейчас проверим, можно ли это выражение применить ко всем вам. У меня есть «волшебный» сундучок. Я попрошу вас закрыть глаза и отгадать,  что звучит ( стеклянный бокал, лист бумаги, фантик от конфеты, крышка от кастрюли, лоскут ткани, погремушка, переливание воды).

Музыкальный руководитель: Открывайте глаза, молодцы! но на этом загадки не заканчиваются. Звук такой шутник, что может прятаться повсюду! Отгадайте, где можно услышать такие звуки, как:

  • Взрывы салюта, гул самолета, ход машины, звон церковных колоколов( на улице)
  • Шум дождя, вой метели, раскаты грома, завывание ветра (в природе)
  • Свист чайника, телефон, пылесос, телевизор (дома)

                                                              3

Музыкальный руководитель: Замечательно! Теперь другое задание. Продолжите ряд звукоподражаний:

  • Мяу-мяу, ку-ка-ре-ку….
  • Топ-топ, шарк- шарк…

Музыкальный руководитель: а теперь подберите звукоподражание, применительно к :

  • Часам (тик-так) и т.д.
  • Воде
  • Собаке
  • Кукушке
  • Машине
  • Жуку
  • Дятлу

Музыкальный руководитель: Хорошо! Со всеми заданиями справились. Теперь предлагаю немножко поиграть:  речевая игра «Солнышко не прячься» С.А.Коротаевой ( сборник « Игровая методика обучения детей пению», О. Кацер

Музыкальный руководитель: Живя в предметах окружающего нас мира, таясь в природе, звуки говорят, открывают нам свои тайны. Но это еще не музыкальные звуки. Настоящие музыкальные звуки «живут» в музыкальных инструментах. Музыкальными звуками можно выразить и какой-либо характер, и даже чей-то образ. Сейчас я покажу вам некоторые музыкальные инструменты, а вы попробуете их назвать и определить, какой из этих инструментов может передать голос птички, медведя, кошки (флейта, контрабас, скрипка)

Музыкальный руководитель: Звук может спрятаться не только в образе, но и в нашем настроении. Подумайте, какой мелодией мы можем охарактеризовать плохое настроение, а какой - хорошее.

Русский композитор Н. Римский – Корсаков написал пьесу « Пляска птиц» из альбома для юношества, послушайте ее.

Слушание: «Пляска птиц» Н.Римский – Корсаков

Музыкальный руководитель: скажите, какая эта музыка по характеру? ( ответы). А   если у вас плохое настроение, и вдруг вы услышите звуки веселой, задорной, игривой, солнечной музыки, настроение изменится? (Ответы).

И от грусти, и от скуки,
Могут вылечить нас всех,

4

Озорных мелодий звуки,
Песни, шутки, пляски, смех.

Музыкальный руководитель: мы с вами выяснили, что звуки живут на улице, дома, в предметах, в музыке.  А кто мне скажет, где живет звук в человеке? (ответы)

Музыкальный руководитель: правильно, в горле, точнее в голосовых связках.

Музыкальный опыт "Откуда берется голос?"

Ход опыта: Предлагаю  детям сказать слово «дождь» громко и тихо, положив руку на горлышко. Объясните, что вы почувствовали? Ответ (тихо - дрожания не было, громко - дрожание было). Рассказываю  о голосовых связках, сравнивая их с тонкой ниточкой. Далее проводится опыт с натянутой на линейку тонкой нитью, если подергать слабо - извлекается тихий звук, и наоборот. Поэтому, если говорить очень громко, то можно повредить голосовые связки (нитка рвется).

Музыкальный руководитель: Каждый человек при рождении получает уникальный дар – голос, и при благоприятных условиях развития он становится музыкальным инструментом, единственным и неповторимым. А чтобы этот музыкальный инструмент зазвучал, надо начать говорить, а еще лучше… петь!

Сейчас я предлагаю  вам  творческое задание: определите образ человека по поющему голосу (звучит «Кто придумал песенку»,  В. Кожухина.)  Определяем:

  • пол поющего (мужской или женский),
  • возраст,
  • характер,
  • внешние данные,
  • на каком языке поет – понятном (русском или нет).

( поет маленькая девочка и мальчик лет 5-ти, песня веселая, задорная)

Музыкальный руководитель:  Ну, а теперь и нам запеть пора. Занимаем певческую постановку.

Распевание «Эхо» дети повторяют мажорный звукоряд вверх и вниз. Каждый звук по очереди, по принципу «эхо», до-до, ре-ре,….

5

Музыкальный руководитель:

Я хочу увидеть музыку,
Я хочу услышать музыку,
Что такое эта музыка,
Расскажите мне скорей…

Такие стихи сочинила девочка – школьница, а композитор Георгий Струве написал к этим стихам музыку, и получилась песня.

Исполняется песня «Музыка», сл. Иры Исаковой, муз. Г.Струве 
(журнал «Музыкальный руководитель», №2, 2005г.)

(далее раздать слова и ноты песни всем участникам открытого занятия, второй раз песню  исполняем вместе).

Музыкальный руководитель: Ребята  посмотрите, в нашем зале много музыкальных инструментов, но вы их слышите? (Нет). Что нужно сделать, чтобы появился звук? (Играть на них). Выбирайте музыкальные инструменты (раздать музыкальные инструменты).

Оркестр (ложки, маракасы, колокольчики, трещотки). 
Музыкальное сопровождение 
(по выбору музыкального руководителя).

Музыкальный руководитель:  Вот и закончилось наше занятие, мы теперь знаем, что звуки живут везде - в комнате, на улице, на природе, у нас в голосовых связках, и даже в самых необычных предметах.  Все, что создано природой и человеком, имеет свой звук, свою музыку, надо только научиться ее видеть, слышать и чувствовать, и тогда ты сам откроешь музыку в себе самом и почувствуешь, что музыка обладает таинственной силой.

Дарите музыку друг другу,
Дарите музыку друг другу.
Пусть каждый день и каждый час,
Она звучит в сердцах у нас!
В. Степанова

Всем спасибо за внимание,
Я пою вам: «До свидания!»

6

Литература

1. Кочемасова Е.Е., Тютюнникова Т.Э., Откуда берется звук? // журнал «Музыкальная палитра», №5, 2006 г.

2. Девятова Т.Н., Звук-волшебник / Материалы образовательной программы по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. – М.: Линка-пресс,  2006 г.

3. Абелян Л.М., Забавное сольфеджио. – М., Советский композитор, 1985 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».

Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности....

Конспект занятия по автоматизации звука [Ш], «В гости к Каркуше-Говоруше»

Автоматизация звука - это нудный этап для ребенка, повторить слова с нужным звуком 70 раз за занятие - это не интересно, поэтому я старалась подобрать интересные методы и приемы, чтобы ...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по теме «Звук Р в словах и предложениях» (подгрупповое логопедическое занятие для дошкольников старшего возраста) «Приключения звука [р] и буквы Р» по сказке К.И. Чуковского «Краденое солнце»

Вид занятия: коррекционно-развивающийЦель: закрепить произношение звука Р в словах и предложениях;- правильное произношение звука «р» в речи;- развитие слухо-произносительных навыков;- развитие функци...

Конспект НОД "Где прячутся звуки"

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Где прячутся звуки"...

«Информационно-коммуникационные технологии дистанционного образования детей логопедической группы. План-конспект занятия «В стране звуков и букв. Звук и буква - В».

laquo;Информационно-коммуникационные технологии дистанционного образования детей логопедической группы.План-конспект занятия «В стране звуков и букв. Звук и буква - В»....

Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [Р] изолированно, автоматизация звука [Ш] в чистоговорках, автоматизация звука [Ж] в предложениях.

Конспектиндивидуального занятия «Автоматизация звука [Р]изолированно, автоматизация звука [Ш] в чистоговорках, автоматизация звука [Ж] в предложениях. Лексическая тема «Защитники Отечества...

Конспект индивидуального занятия "Автоматизация звука Ш. Постановка звука Р"

В занятии прослеживаются несколько способов постановки звука Р, используется много речевого материала для автоматизации звука Ш. Занятие составлено метидически правильно, с соблюдением всех требований...