Синтез логоритмики и музыки
статья по музыке (старшая группа) на тему

Жесткова Ксения Борисовна

 

Логоритмика – это система двигательных упражнений положенных на музыку, в которых обогащенная двигательная лексика сочетается с ритмическим произнесением специально подобранного и эмоционально окрашенного речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление двигательных, речевых и сопутствующих нарушений путем коррекции, развития неречевых и речевых психофизических характеристик в ходе урока, в сопровождении музыки, адаптация деятельности ребенка к условиям эмоционально-образного восприятия, формирующего навыки самореализации. 
    Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика. Музыка не просто сопровождает движение, она создает драматургическую основу. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечнососудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание креативных и эмоционально - волевых качеств личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sintez_logoritmiki_i_muzyki.docx23.15 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Синтез логоритмики и музыки

Логоритмика – это система двигательных упражнений положенных на музыку, в которых обогащенная двигательная лексика сочетается с ритмическим произнесением специально подобранного и эмоционально окрашенного речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление двигательных, речевых и сопутствующих нарушений путем коррекции, развития неречевых и речевых психофизических характеристик в ходе урока, в сопровождении музыки, адаптация деятельности ребенка к условиям эмоционально-образного восприятия, формирующего навыки самореализации.  
    Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика. Музыка не просто сопровождает движение, она создает драматургическую основу. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечнососудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание креативных и эмоционально - волевых качеств личности.

Цель логоритмики: профилактика, преодоление и развитие речевых способностей и возможностей опорно-двигательного аппарата путем развития, воспитания, коррекции двигательной (микро, макро моторной) сферы в гармоничном единстве со словом, воображением и музыкой.

В результате логоритмических занятий реализуются следующие задачи:

  • уточнение артикуляции;
  • развитие фонематического восприятия;
  • расширение лексического (вербального, эмоционального, двигательного) потенциала;
  • развитие вестибулярного аппарата, слухового внимания и двигательной памяти;
  • совершенствование общей и мелкой моторики;
  • выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с музыкой и речью;
  • развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов;
  • развитие творческой фантазии и воображения;
  • структурирование целостного  взаимодействия систем восприятия.

Структура логоритмических занятий включает в себя развитие памяти, внимания, оптико-пространственных функций, слуховых функций, двигательной сферы, опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой и вегетативной систем, ручной моторики, артикуляционной моторики, речевой функциональной системы, звукопроизношения. В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, гимнастика для глаз, различные виды ходьбы и бега под музыку, стихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, а также могут быть упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые и музыкальные игры, малые акробатические формы, литературно-драматургические и хореографические тексты.

Если  ребенок не говорит или говорит плохо - есть смысл попробовать заниматься логоритмикой. Очень трудно осуществлять логопедическое воздействие с детьми начальных классов с выраженным недоразвитием интеллекта (далее – ВНИ) - ребенок быстро утомляем, не может выполнять артикуляционную гимнастику и т.д.

Детям более старшего возраста, уже занимающихся с логопедом, логоритмика тоже может помочь в плане закрепления звуков, отработки плавности речи, улучшения двигательной координации, обучения коммуникативным навыкам.
Таким образом, логоритмика – методика, опирающаяся на связь слова, музыки, воображения и движения. 

Помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико–грамматическом оформлении речевого высказывания и др., необходимо использовать такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА.

Это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений и развитие речевого аппарата путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом, воображением  и музыкой.

Для специалистов практикующих логоритмику можно рекомендовать  изучение теоретических основ, методических рекомендаций и обширного практического материала многих авторов, разрабатывающих эту тему (М.Ю. Картушина, А.Е. Воронова, Н.В. Микляева, О.А. Полозова, Г.В. Дедюхина и др.)

Почему – ЛОГОРИТМИКА? Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Ритмические движения активируют и деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для детей (в т.ч. с ВНИ) форме – ритмических упражнений и игр.

  Система ритмического воспитания получила большое распространение в странах Европы в начале ХХ века. Логопедическая ритмика занимает особое место в системе комплексного метода коррекционной работы с дошкольниками, служит цели нормализации двигательных функций, воображения и речи, в том числе дыхания, голоса, ритма, темпа и мелодико-интонационной стороны речи.

 Логоритмические занятия – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения, включает в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные театрализованные и коммуникативные игры. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них.

На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается двигательная и речевая техника.

В системе логоритмической работы с детьми (т.ч. с ВНИ) можно выделить два направления: воздействие на неречевые и речевые процессы.

Основными задачами логоритмического воздействия являются:

  • развитие слухового внимания и фонематического слуха;
  • развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса;
  • развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, пространственных организаций движений;
  • воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;
  • воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;
  • развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания;
  • формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;
  • формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации;

К проведению логоритмического занятия, предъявляются определенные требования:

  • Занятия по логоритмике проводятся 2 раза в неделю (желательно в 1-ой половине дня).
  • Занятия целесообразно проводить фронтально продолжительностью от 30 до 40 минут в зависимости от возраста детей.
  • Занятия логоритмики составляются с опорой на лексические, музыкально-хореографические и театрализованные темы.
  • Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков.
  • Каждое занятие представляет собой тематическую и музыкально-игровую целостность.
  • В сюжете занятий используются: классические музыкальные произведения, тренинговая музыка, стихи и сказки русских и зарубежных писателей, народные сказки, которые подбираются в соответствии с возрастом детей и позволяют решать коррекционные задачи в игровой форме.

Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:

Хореографическая гимнастика, сцен движение, сцен речь, песни и стихи, сопровождаемые мелким и амплитудным движением рук.

 

Развитие мелкой и крупной моторики, плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, музыкальной, эмоциональной и хореографической памяти.

Музыкальные и музыкально-ритмические игры с театрализованными программами.

 

Развитие речи, внимания, вестибулярного аппарата.

Развитие чувства ритма и пространственного воображения.

Логопедическая (артикуляционная) гимнастика, вокально-артикуляционные упражнения.

 

Укрепление мышц органов артикуляции, развитие их подвижности. Развитие певческих и сценических способностей.

Декламация для автоматизации и дифференциации звуков,

фонопедические упражнения.

 

Коррекция звукопроизношения,

укрепление гортани и привитие

навыков речевого дыхания.

Упражнения на развитие мимических мышц. Коммуникативные игры, танцы, сценические упражнения.

 

 

Развитие эмоциональной сферы,

ассоциативно-образного мышления, выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения.

Упражнения на развитие общей моторики, соответствующей возрастным особенностям.

 

Развитие мышечно-двигательной и

координационной сферы.

Упражнение на развитие словотворчества.

 

Расширение активного лингвистического  запаса.

 Последовательность коррекционной и компенсаторной  работы варьируется в соответствии с характером речевых нарушений и нарушений функций опорно-двигательного аппарата, индивидуальных и возрастных особенностей детей.

 В артикуляционную гимнастику  включаются статические и динамические упражнения для языка и губ. Дозировка повторений одних и тех же упражнений определяется с учетом характера и тяжести речевого нарушения. Детям, которым не удается овладеть артикуляционными навыками в групповых занятиях, оказывается целенаправленная индивидуальную помощь.

Большое значение на логоритмических занятиях играет музыка в тщательно подобранных музыкальных темах, темпах и текстах. Внедрение ИКТ в процессы обучения и воспитания позволяет обеспечить музыкальное и видео сопровождение. На занятиях может быть  активно использован компьютер, DVD-центр. Дети выполняют движения под музыкальное сопровождение с четко выраженным ритмом, размером, темой и настроением.     Преподавателем осуществляется постоянный контроль за точностью их выполнения. Амплитуда и темп упражнений согласовывается с динамикой звучания музыки.

    Речедвигательные упражнения на занятиях логоритмики проводятся также  под музыкальное сопровождение. Главной задачей театрализованных игр является ритмическое исполнение стихотворных текстов, согласованных с движениями.

Упражнения разучиваются  поэтапно: сначала движения, затем текст, потом все в комплексе. Овладение двигательными навыками, разучивание стихотворений и песен, постановка хореографических движений, должны проходить без излишней дидактики, ненавязчиво, в игровой форме.

    При работе над дыханием обращается особое внимание на развитие продолжительного, равномерного выдоха у детей. Хорошо развивает продолжительность выдоха и мелодико-интонационную сторону речи пение.  Подбираются эмоционально-выразительные, образные песни и стихотворные тексты, классические музыкальные произведения, мотивирующие образность мышления и эмоциональный настрой.

    Разучивание танцевальных движений также проходить поэтапно. Большая их часть построена на жестах и пластических движениях, выражающих эмоциональную наполненность и тематические переживания, открытость дружеских отношений, что дает детям положительные и радостные эмоции.     Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и тем самым нормализации социального климата в детском коллективе. В коммуникативных сценках, танцах и играх оценивается качество выполнения движений и их настроение, что позволяет ребенку раскрепоститься и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце-игре.

    Самым важным является координированная работа всех этих составляющих. Только при выполнении этих условий речь и движения обретут  красоту, звучность и выразительность. Поэтому на занятиях по логоритмике  отрабатывается не только техника дыхания, голоса, темпа, но и их взаимодействие,  слаженность. На занятиях связь речи с музыкой и движением кроме развития мышечного аппарата и голосовых данных ребенка позволяет развивать детские эмоции и повышает интерес ребенка к занятиям, пробуждает его мысль и фантазию.

   Еще один плюс занятий по логоритмике, это то, что они групповые. Это помогает ребенку научиться работать в детском коллективе, находить с ним общий язык и учиться активно взаимодействовать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по синтезу искусств в музыке, поэзии, живописи для воспитанников старшей группы №10 Тема: «Царство цветов»

Конспект интегрированного занятия по синтезу  искусств в музыке, поэзии, живописи для воспитанников старшей  группы №10Тема:  «Царство цветов»...

логоритмика под музыку

Всем привет! Хочу поделиться информацией для разучивания музыкально - ритмических и танцевальных движений на занятиях в детском саду. Удобно, понятно и интересно! Буду рада, если кто-то  воспольз...

Логоритмика: речь, музыка, движение

Тест на знание основ логоритмики разработан для студентов дефектологических факультетов, музыкальных руководителей и учителей-логопедов, работающих в группах для детей с ОНР и заиканием. Позволит опре...

Логоритмика.Речь.Музыка. Движения

Консультация для родитлей....

Образовательная программа по логоритмике "Говорящая музыка"

Программа «Логоритмика» предназначена для систематических занятий логоритмикой с детьми от 2 до 5 лет в условиях ДОУ.       Она адресована музыкальным руковод...

«Речедвигательная гимнастика как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста (программа по логоритмике «Говорящая музыка»)».

Мастер-класс «Речедвигательная гимнастика как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста (программа по логоритмике «Говорящая музыка»)» в рамках Семинара-практик...

Логоритмика под музыку "Клоун" с детьми раннего возраста

Логоритмика под музыку "Клоун" с  детьми раннего возраста...