Влияние музыкально-ритмической деятельности дошкольника на формирование у него целостного представления о музыке
статья по музыке на тему

Наталия Борисовна Болховитинова

Как музыкально-ритмическая деятельность влияет на развитие ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_muzykalno.docx16.17 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА НА ФОРМИРОВАНИЕ У НЕГО ЦЕЛОСТНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МУЗЫКЕ

 

 

   Зачастую музыкальный предмет считается бесполезным занятием, однако, на самом деле это заблуждение. В качестве примера можно привести зарубежный опыт. В США и Японии музыка введена в качестве ежедневного урока, начиная с детского сада. Что же касается нашей страны, то занятия музыкой многими считаются необязательными, если конечно ребенок не собирается учиться в музыкальной школе. Однако знания о том, какие возможности открывает перед ребенком музыка, заставляет прогрессивных педагогов относиться к ней совсем иначе.

 

  Нейропсихологи считают, что музыкальные способности – часть биологического наследия человека, они есть у каждого здорового ребенка. Нельзя дать им пропасть, потому что, подавляя развитие каких-то отдельных способностей, мы тормозим развитие всех способностей, которые заложены природой в ребенке. Для развития музыкальных способностей необходимо дать ребенку возможность попробовать себя в различных видах музыкальной деятельности, один из которых – музыкальное движение. Музыкально-ритмическое движение – это еще один способ возможности «проживания» образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания. Жест, движение, пластика обладает особенным свойством обобщать эмоциональное состояние.

 

  Способность учителя найти такие обобщающие движения, которые бы выразили главное: душевное состояние, отраженное в музыке,- это способность решает очень многое, ибо эти движения могут стать настолько понятными, настолько «заразить» детей эмоциями, что буквально отпадает необходимость в продолжительных беседах по поводу характера музыке.

 

  Необходимо с ранних лет развивать в детях способность «внутреннего проигрывания» музыки, «пластического пропевания» ее каждой клеточкой своего тела, своей души. Пластическое интонирование это любое движение человеческого тела, вызванное музыкой и выражающее ее образ. Оно связано со всеми видами исполнительского искусства - движения музыканта подчас «договаривают» тайный смысл музыки, который слышит только этот музыкант.

 

  Иногда пластическое интонирование возникает спонтанно, но, зная неразрывность музыкальной и пластической выразительности, учитель должен побуждать ребят воспринимать музыку не только слухом, но и с помощью музыкально-ритмического движения. Движения могут быть различными - от гибкого нисходящего движения руки до имитации игры на музыкальных инструментах в характере музыки; от покачивания корпусом до радостного танца; от легкого шага до хоровода. Дети чаще ждут показа готового варианта пластического выражения, чем сами его придумывают. Поэтому лучше ограничиваться только намеками и подсказками, способными помочь ребенку.

 

  На занятиях крайне важна свобода творчества. Музыкально-ритмическое движение помогает ребятам ощутить протяженность фразы или несимметричность фразировки, почувствовать в пульсации характер того или иного произведения, показать особенности развития, развертывания музыки, а также проявить себя в творческом поиске. Воплощение эмоций, вызванных музыкой, в музыкально-ритмическое чувство проявляется в том, что слушание музыки непосредственно сопровождается двигательными реакциями, более или менее точно передающими временной ход музыкального движения. Музыкально-ритмическое движение всегда индивидуально, самоценно, самостоятельно и выражает волевую готовность ребенка к исполнительскому и продуктивному творчеству.

 

  В процессе движения под музыку ребенку предоставляется возможность выразить музыкальный образ ритмически, эмоционально точно. Сначала это происходит с помощью взрослого, а потом самостоятельно. Даже элементарные движения: «топ, шлеп, хлоп», верно скоординированные с музыкой, являются важнейшей базой для развития ребенка. Ведь выполняя их, ребенок откликается на определенный ритм, темп, мелодию, включая в работу оба полушария головного мозга. Для музыкального движения на занятии очень важен выбор репертуара.

 

   Ребенок откликается движением на различную музыку, но только, если она понятна его телу. Поэтому нужно быть очень осторожными с использованием классических шедевров. «Осенняя песня» П.И. Чайковского – это бесконечная тоска и безысходность взрослого человека. Тело ребенка в момент звучания этой музыки не сможет откликнуться, он не понимает, не чувствует. Хотя эта музыка и включена в дошкольную программу по музыкальному воспитанию, она не для детей. Можно двигаться под музыку Шумана «Поры», но ведь эта пьеса о первой юношеской любви, ее порывах, отчаянье и поэтому тело пятилетнего ребенка не способно откликнуться на такие чувства. А значит, эта музыка пройдет мимо его души, его сознания. Нужно выбирать музыку, которая будет побуждать ребенка двигаться с радостью и желанием. Это могут быть классические произведения, фольклор, рок, джаз. Музыка может быть любого жанра, главное чтобы она была мелодичной, красивой, в обработке, понятной детям. Задача педагогов состоит в том, чтобы развить у детей способность к восприятию новизны, умение импровизировать без предварительной подготовки.

 

  Таким образом, дети учатся творческому подходу к решению задач, причем любых, не только музыкальных. Главное – развить в ребенке его потенциальные возможности, чтобы стало больше радости в его жизни. Занятия музыкой являются многосторонним процессом, в котором должны активно участвовать как педагог, так и его ученики. Для развития интереса к музыке у детей педагогу необходимо все время искать новые приемы, подходы к занятию, вовлекать в музыкальный процесс всех своих учеников. Главное место в занятиях должно занимать развитие творческих способностей детей, а вместе с тем и интереса к музыке и культуре в целом.

 

  По сути, музыкальная культура может быть определена как созидание через творчество, и созидание, прежде всего, своего внутреннего мира через разнообразные виды художественной деятельности. Творческое начало, как способность ребенка создавать свое, новое, оригинальное, лучшее формируется наиболее активно, когда музыкальная деятельность из «внешнего предмета» творчества переходит во внутреннее состояние (рефлексию) и становится содержательным выявлением детского «Я».

 

  Важно, чтобы в творческом музицировании (пении, игре на инструментах, дирижировании, пластическом и речевом интонировании, размышлении и т.д.) ребенок «выплескивал» свое состояние, субъективно «проживал» свое настроение в музыке, а не выполнял техническое задание учителя. Мудрость творчества заключается в том, что не надо «торопить» чувство мыслью, надо довериться бессознательной области души ребенка. Постепенно накапливая и сопоставляя свои впечатления, музыкально-слуховые представления, он внезапно расцветает в своих творческих проявлениях. И музыкально-ритмические движения играют в этом процессе культурного становления личности ребенка не последнюю роль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние музыкально-ритмических игр на развитие дошкольника.

Очень важно с раннего детсва развивать своего малыша. В данном материале вы найдете практические советы по развитию дошкольника через музыкално-ритмические игры....

Влияние труда дошкольника на формирование у него нравственных качеств. Труд ребенка в семье.

Детский труд с самых ранних лет может послужить при целесообразном его применении важным условием нравственного и интеллектуального развития подрастающего поколения. Главная задача трудового воспитани...

Консультация для воспитателей Игра – ведущий вид деятельности ребёнка- дошкольника при формировании у него основ безопасности собственной жизнедеятельности

Дидактическая игра-явление многоплановое и сложное. Это и метод обучения, и самостоятельная деятельность дошкольников, и средства всестороннего развития личности. Она входит в целостный педагогический...

Консультация для воспитателей "Влияние музыкально-ритмических движений на развитие речи дошкольников".

Консультацию для воспитателей "Влияние музыкально-ритмических движений на развитие речи дошкольников", подготовила и провела на педагогическом совете №3 на тему: "Развитие речи дошкольн...

Методическая разработка сюжетно – ролевой игры «Больница» для детей средней группы (4 -5 лет) 1 раздел Обогащение детей представлениями по теме игры в активной деятельности. Цель: Формирование у детей целостного представления о работе больницы Задачи: Ра

Методическая разработка сюжетно – ролевой игры «Больница» для детей средней группы  (4 -5 лет)1 разделОбогащение детей представлениями по теме игры в активной деятельности.Цель:...

Дидактическое пособие по формированию лексико-грамматического строя речи у ребенка и формированию у него целостной картины мира. Тема «Лес»

АННОТАЦИЯ к авторской разработке дидактического пособия по формированию лексико-грамматического строя речи у ребенка и формированию у него целостной картины мира. Тема «Лес» Автор Тим...