Статья "Музыкальное воспитание детей"
статья по музыке по теме

Шерепенко Ольга Вячеславовна

Статья "Музыкальное воспитание детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 15._statya_muzykalnoe_vospitanie_detey.docx26.6 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Статья «Музыкальное воспитание детей»

Шерепенко Ольга Вячеславовна

музыкальный руководитель ГБДОУ детский сад № 70

комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга

Вступление    

Все дети – прирождённые музыканты. Это научный факт. Любой малыш ещё задолго до того, как научится говорить, реагирует на музыку. Именно поэтому многие взрослые интуитивно общаются с детьми с помощью различных мелодий. Но музыка – это не только удовольствие, это мощный инструмент развития мозга ребёнка.

     Каким же образом музыка помогает мозгу малыша развиваться? Для того, чтобы мозг ребёнка активно развивался, необходимо стимулировать его клетки с помощью различных сенсорных сигналов, то есть нужно обеспечить ребёнку достаточное количество разнообразных впечатлений: зрительных, слуховых, осязательных и т. д. Все эти сенсорные сигналы стимулируют развитие определённых зон мозга. Учёные считают, что если попытаться вырастить ребёнка в полной изоляции от всяких ощущений, у него не будет вообще никаких психических процессов.

     Но восприятие музыки – это особый сенсорный опыт. Американские учёные выяснили, что в нашем мозгу нет отдельной зоны, отвечающей за восприятие музыки. Поэтому, когда мы слушаем музыку, работают оба полушария головного мозга. Слушая музыку, мы стимулируем деятельность огромного количества нервных клеток – нейронов, а также налаживаем межнейронные и межполушарные связи.

     Как показали многочисленные исследования, музыка значительно улучшает речь, память детей дошкольного возраста, способствует развитию зрительного восприятия и внимания.

     В детском саду музыкальное развитие – необходимая часть подготовки к школе. Исследуя трудности школьного обучения, нейропсихологии пришли к выводу, что у большинства детей, которые плохо учатся, недостаточно развиты внутриполушарные и межполушарные связи в коре головного мозга. При этом вполне возможно, что этих детей рано начали учить читать и считать, так как многие родители уверены, что умение читать и считать – гарантия успеха в школе.

      Проблема в том, что если маленького ребёнка учить исключительно чтению и счёту, игнорируя другие виды деятельности, стимулируется развитие только левого полушария головного мозга. Это не соответствует типу мышления ребёнка дошкольного возраста, потому что до 7 – 9 лет правое полушарие головного мозга ребёнка в норме функционирует активнее, чем левое.

     Занятия музыкой гармонизируют работу мозга, поэтому, пожалуйста, не считайте их чем-то второстепенным. Важность музыки для развития личности поняли ещё древние философы, которые считали, что музыка положительно влияет на тело, дух и интеллект. По мнению Пифагора музыка создаёт внутри человека такой же порядок и гармонию, как в космосе. Платон также считал, что музыка водворяет гармонию в души людей и делает их прекрасными. Современные исследования полностью подтвердили эти теории.

     Итак, музыку слушать полезно. Но для получения настоящих «интеллектуальных выгод» от музыки обязательно нужно принимать участие в различных видах музыкальной деятельности. Оказывается, если заниматься музыкой регулярно и длительно, происходят серьёзные изменения в коре головного мозга, мозг работает эффективнее. И этот эффект сохраняется навсегда!

     Поэтому главная цель музыкальных занятий  – пробудить у детей интерес к музыке, уверенность в своих способностях, доставить радость от встречи с музыкальным искусством, удивляя и радуя его, не требуя быстрых результатов.

     Музыкальные  занятия объединяют все виды музыкальной деятельности и предполагают активное включение детей в различные виды деятельности:

1. Слушание музыки. Восприятие музыкальных произведений, развитие слуха и голоса.

2. Пение. Освоение элементарных певческих навыков. Пение способствует развитию дыхания и голосового аппарата, развивает координацию голоса и слуха, вырабатывает правильную осанку у детей, развивает речь.

3. Музыкально-ритмическая деятельность. Её задача – развитие координации и красоты движений, правильной осанки, воображения и слухового восприятия.

4. Игра на детских музыкальных инструментах развивает творческие способности посредством музицирования в оркестре и ансамбле. Решаются задачи единения группы детей, формирование интереса к инструментальному творчеству.

5. Музыкально- дидактические игры закрепляют навыки слухового восприятия отдельных средств музыкальной выразительности, таких как ритм, тембр, динамика, направление движения мелодии.

Влияние цвета.

Психологическое влияние цвета было замечено людьми в тот же момент, когда был замечен и сам цвет. В первобытные времена и в древности окраска служила для выделения некоторых вещей из природной среды – тем самым на них акцентировалось внимание, им придавалось особое значение, ценность, духовный смысл. Окраска одежды, предметов, архитектуры, всегда была рассчитана на то, чтобы вызвать определенные эмоции: так, например, воины в боевом наряде вызывали возбуждение, страх; жрецы и культовые предметы – восторг; цари, одетые в золото и драгоценные камни, - трепет и дрожь; пёстрые циновки и яркое убранство жилища – чувство праздничности, переключение из режима труда на режим отдыха и семейных радостей.

Психологический аспект восприятия цвета неразрывно связан с социально-культурным и эстетическим. Всякий отдельно взятый цвет или сочетание цветов может восприниматься человеком различно в зависимости от культурно-исторического контекста, от пространственного расположения цветового пятна, его формы и фактуры, от настроенности и культурного уровня зрителей и многих других факторов. Поэтому попытки составления  «реестров» жестких соответствий между цветом и эмоциональным состоянием нельзя признать плодотворными. – пишет Л.Н. Миронова (35).

        Все спектральные цвета тем или иным образом влияют на функциональные системы человека.

        Деятельность органа зрения может возбуждать различные органы чувств: осязание, слух, вкус, обоняние.

        Интересное явление представляют собой цветовые синестезии (соощущения). Цветовые ощущения могут также вызывать воспоминания и связанные с ними эмоции, образы, психические состояния. Все это называют цветовыми ассоциациями. Цветовые ассоциации можно подразделить на несколько больших групп:

        физические, физиологические, этические, эмоциональные, географические и др. В пределах каждой группы содержатся более мелкие подразделения.

        Физические ассоциации:

        а) весовые (легкие, тяжелые, невесомые…)

        б) температурные (теплые, ледяные, жгучие…)

        в) фактурные (тихие, громкие, музыкальные…)

        г) акустические (тихие, громкие, глухие, музыкальные…)

        д) пространственные (выступающие, глубокие, поверхностные…)

        Эмоциональные ассоциации:

        а) позитивные (веселые, лирические, бодрые, приятные…)

        б) негативные (грустные, веселые, скучные, сентиментальные…)

        в) нейтральные (безразличные, спокойные, уравновешенные…)

Различные цвета обладают неодинаковой способностью вызывать психические реакции. Для оценки этих различий Миронова Л.Н. вводит понятие  качества ассоциаций. К качествам могут быть отнесены:

        а) однозначность ощущения;

        б) интенсивность ощущения;

        в) устойчивость в пределах большой группы людей.

        Качества цветовых ассоциаций, а также эстетическая оценка цветов зависят как от объективных свойств цветов, так и от свойств воспринимающего субъекта.

        К объективным свойствам цвета относятся его чистота, светлота (яркость), форма цветового пятна, место и значение его  в визуальной структуре, материал и фактура. Свойства воспринимающего субъекта можно подразделить на групповые и индивидуальные. К первым отнесем национальный фактор (раса, этническая группа), культурные традиции, классовую принадлежность. Ко вторым относятся возраст, пол, культурный уровень, образование, род деятельности, особенности нервно-психического склада субъекта.

Способность цвета создавать определенное настроение связана не только с культурными традициями (например, традиционный цвет скорби, печали — черный), но и с непосредственным, эмоциональным его воздействием. В свою очередь, эмоциональное состояние человека влияет на восприятие им цвета: происходит специфическое  изменение цветовой чувствительности глаза, меняются цветовые предпочтения. На этом, в частности, основаны некоторые психологические тесты.

Способность же цвета влиять на наши мысли и настроения используется весьма широко — от рекламы и дизайна до изобразительных искусств. Способность цвета создавать определенное настроение связана не только с культурными традициями (например, традиционный цвет скорби, печали — черный), но и с непосредственным, эмоциональным его воздействием. В свою очередь, эмоциональное состояние человека влияет на восприятие им цвета: происходит специфическое  изменение цветовой чувствительности глаза, меняются цветовые предпочтения. На этом, в частности, основаны некоторые психологические тесты.

Способность же цвета влиять на наши мысли и настроения используется весьма широко — от рекламы и дизайна до изобразительных искусств.

Связь музыки и цвета.

        Психологическим обоснованием связи музыки и цвета послужило явление синестезии.

        Синестезия понимается как взаимодействие ощущений, когда под влиянием раздражения одного анализатора возникает ощущение, характерное для другого. При воздействии музыки у детей возникают зрительные образы.  

        Рассмотрим механизм воздействия музыки на сам процесс изобразительного творчества. Маленький ребенок постигает окружающий мир через действие и, рисуя на листе, он действует. Музыка есть движение, происходящее сегодня и сейчас (в отличие от архитектуры, живописи). Действенная природа ребенка моментально отзывается на импульсы, идущие от нее.  Она захватывает его целиком, передавая ему свое движение, свою энергетику, активизируя его жизненный ритм. Можно сказать, что музыка непосредственно обращается к ребенку обобщенным, предельно концентрированным  эмоционально-чувственным опытом предыдущих поколений. Она помогает ребенку сориентироваться в мире своих эмоций и, усиливая их, порой способствует тому, что они выходят из подсознания ребенка и оформляются в процессе рисования в конкретный образ.

Художественное познание обладает особыми психическими механизмами, отличными от тех, которые имеют место в логическом мышлении. Михаил Чехов понимал под рассудком «холодный, сухой, аналитический подход к вещам, которые этим путем не могут быть постигнуты». Ощущения и чувства – область тонкая и хрупкая. Но разве не ощущения и чувства – тот первый инструмент, с которым ребенок приходит в этот мир. Именно чувства учат нас думать.

Природа ребенка и природа искусства во многом родственны. В первую очередь чувственным аспектом познания.

Мелодия, гармонические сочетания, ритм, форма в музыке, как и линия, цветовые сочетания, композиция в изобразительном искусстве – это лишь необходимые художнику в данный момент средства для воплощения переживаемой им мысли о мире. И вести ребенка в мир искусства нужно, соизмеряя его чувства и размышления с чувствами и мыслями художника. Ребенок не формально работает с цветом и линией. Он ищет средства для наиболее адекватной передачи своих чувств.

Маленький ребенок постигает окружающий мир через действие и, рисуя на листе, он действует.

Ткань музыкального произведения предельно абстрактна, невидима, но чрезвычайно чувственна. Музыка как будто стремится преодолеть свою нематериальность и обрести плоть, стать видимой.

Никто и ничто не может существовать вне пространства. Мы каждый день, каждую минуту испытываем на себе воздействие его атмосферы. Но есть и иное пространство – наше личное, психологическое. В нем живут наши мысли и чувства, наше представление о жизни и туда мы приглашаем всех.  Это пространство сложное, атмосфера его изменчива и прихотлива, и мы порой сами плутаем в нем. Но каждый день наши пространства, такие разные, встречаются, сталкиваются или пополняют друг друга, разрушают или порождают новые.

В пространстве искусства, как в зазеркалье, отражается эта жизнь природы и человека. Пространство не является в данном случае в буквальном смысле реальной средой. Это воображаемый мир, созданный художниками и композиторами разных эпох.

Путешествуя туда, мы вместе с детьми  имеем уникальную возможность на время оставить пространство реальное, чтобы посмотреть на него со стороны, сравнить его характер с воздухом, цветом, звучанием иных эпох, а потом попытаться понять себя и, может быть, придумать, как устроить жизнь в нем уютнее и красивее.  И беря с собой в путь детей, мы всегда помним, что искусство рождено пространством реальных ощущений и чувств, имеющим очень древнюю историю.

Пространство в нашем путешествии мы определяем как место, где существует и действует персонаж.

«Прочитать» произведение изобразительного искусства или музыки, не зная их языка, невозможно. Язык художника – цвет, линия, форма, фактура… Язык композитора – звук, гармония, ритм… Всё это имеет свою семантику и связанные с ней понятия выразительности, содержательности, смысла, символики, эмоционально-психологического воздействия.

Начинаем со звука и цвета. И это огромный мир. В этих маленьких «молекулах» закодирован наш чувственный опыт. Звук и цвет не дают покоя нашему воображению, вызывая в нем разнообразные ассоциации и, в первую очередь, чувственные, глубинные, связанные с нашей природой, сенсорикой.

Мы выявляем в звуке и цвете их материальную основу: вес (тяжелый, невесомый), плотность (насыщенный, текучий, вязкий…), осязаемую поверхность: тактильно (мягкий, острый, теплый и др.), визуально (высокий, выпуклый, крупный, маленький…), светлоту, громкость.

Это материальное звено проявляет себя также и в линии, фактуре, гармонии или колорите музыкального и изобразительного произведения.

Материальное начало играет в нашей жизни огромное значение при передаче информации об эмоциональном состоянии и при эмоциональной оценке людей и явлений.

Так же, как и физические свойства материального мира, в звуке и цвете закодированы различные типы движения (шаги, кружение, парение, покачивание), темп движения (умеренно, медленно) и, конечно, наши эмоции  (отчаяние, радость, нежность, сомнение). В семантическом пространстве  художественного произведения все эти жизненные прообразы удивительным образом переплетаются, вызывая у нас при его восприятии сложные и разнообразные ассоциации.

Этот психофизиологический компонент искусства проявляет себя на всех уровнях восприятия художественного текста – от единичного звука или цветового пятна до жанра и стиля. В работе с детьми этот пласт особенно важен, потому что ребенок приобретает знания через тесный контакт с материальным миром. Именно в детском возрасте не представляет особого труда  спроецировать чувственный опыт  на звук, цвет, линию, форму, гармоническое или цветовое сочетание.

Основываясь на чувственной природе познания ребенка, мы, наряду со звуком и цветом, в структуре восприятия произведения искусства выделяем фонизм и цветовой колорит как проявление определенным образом организованного  сочетания некоего множества звуков и цветов.

В фонизме и цветовом колорите наиболее ярко проявляет себя энергетика пространства: его ритм, движение, глубина, насыщенность, фактура. С другой стороны, здесь уже в своей чувственной целостности нами воспринимается стиль.

Таким образом, фонизм в музыке и цветовой колорит в живописи являются центром, стягивающим два пути познания смысла художественного произведения: один направляет нас в культуру, другой отсылает к природе, к нашей родовой памяти, к «осадку исторического прошлого, как называл её Юнг, к первоначальным образам мира – архетипам, составляющим основу общечеловеческой символики и служащим основой как художественного  творчества, так и эстетического восприятия произведения искусства. Заглядывая сюда с детьми, пробуем найти материальный и эмоциональный прообраз, лежащий в основе музыкального или живописного образа.

У маленького ребенка каналы восприятия открыты. Мы лишь помогаем ему найти и «вынуть» из сундучка памяти то драгоценное и вечное, что она хранит, а потом удивиться и запомнить это.

Логика постижения смысла художественного произведения:

Основное заключается в том, что предлагаем мы ребенку осмыслить в начале пути: узнать и назвать интервал, тональность, обобщенную эмоцию (оторванную от его жизненного опыта), жанр или характер знакомой ему эмоции в мелодической линии и цвете, движение света в звуковой, живописной или графической фактуре, порядок или хаос, переданный ритмом; распознать себя, свое знание им предельно абстрагированное, оторванное от природы вещей и живых эмоций.

В современной школе многие педагоги работают над чувственным познанием мира. Изображение звука, запаха, зачастую кажущееся невозможным взрослому человеку, у детей не вызывает больших затруднений.  Задание может быть ориентировано не только на создание образа звука через изображение явления природы или предмета, но и  на чисто графическое изображение.

Дети могут «нарисовать» высокий пронзительный звук, или низкий звук гудка, или хлопок, взрыв; графически «изобразить» тищину, звонок с урока, шум на перемене.

Изображение шума и тишины при помощи цвета, линии, пятна вызывает большой интерес у детей.

Шум – тут можно постучать, покричать, послушать этот гвалт и подумать, как можно его изобразить. Решение может быть двояким. Первый вариант – реалистическое изображение, например, лунной ночи или грозы; второй - абстрактная композиция, которую дети называют «снег скрепит», «бабочка поет», «шарик лопнул» и т.д

Как можно научиться понимать музыку? Как можно научиться понимать мир через музыку?

Как передать ребенку способность видеть все многообразие искусства и жизни?

Эти вопросы задают себе педагоги, учителя, и каждый отвечает на них по-своему.

Для оптимального восприятия и усвоения музыкальных средств выразительности в системе творческих заданий важна установка на выявление взаимосвязи между конкретным художественным образом и средствами его воплощения. Существует множество типов творческих заданий.

1.        Перевод образа из одного художественного ряда в другой.

2.        Выработка умений смотреть и видеть, слушать и слышать.

3.        Построение заданий от частного к общему.

В первом варианте интересны задания на передачу средствами живописи (цветовым, графическим, моделированном) или словесным рисованием общего настроения произведения, тех или иных черт характера персонажа. Цель таких заданий – обратить внимание детей на связь средств музыкальной выразительности, художественного решения с характером музыкального образа.

Графическое, цветовое моделирование музыки отвечает специфике музыки как вида искусства и особенностям восприятия младших школьников. Выбор цвета, общая графическая композиция осуществляется соответственно характеру музыкального образа, эмоциональным переживаниям. Особенно показательными моментами являются: особое положение линий, отражающих регистр, направление мелодического движения, динамики, ритмической пульсации.

метод музыкальной психорегуляции детей, обоснованный и апробированный Михаилом Львовичем.Лазаревым по программе формирования здоровья детей дошкольного возраста «Здравствуй!». Одним из видов, используемых в программе, оздоровительных пауз является цветовая медитация с музыкой и без неё. Технология её проведения называется «от чёрного» (т.е. перемещение ощущений из отрицательного полюса в положительный).

Используется и такой вид занятия как: пятиминутка здоровья.. Цель данного раздела - научить ребенка визуализировать музкально – эмоциональные ощущения. Технология визуализации предполагает три различных приема;

1. Дети с закрытыми глазами слушают музыку, при этом представляя себе всё, что заложено в музыке в виде зрительных картин.

2. Дети пытаются передать цветом (красками, фломастерами) свои ощущения, возникающие при прослушивании музыки, не пытаясь отображать сюжет.

3. Дети рисуют в том темпоритме, в котором звучит музыка, стараясь при этом следовать цветом за всеми движениями музыки. Такую форму рисования называют динамической живописью.

Воспитатель по окончании рисования спрашивает детей о том, что они изобразили. Рассказ ребенка является важной составляющей частью визуализации. На первых этапах дети не умеют выражать свои эмоции и поэтому вербально дополняют то. что хотели выразить в рисунке. Иногда, наоборот, могут нарисовать больше, чем рассказать. Поэтому опрос детей является своеобразной диагностикой, выявляющей визуальные и вербальные предпочтения ребенка при прослушивании музыкального произведения.

Все виды музыкальной деятельности развивают музыкальный слух и память, голос, координацию движений, музыкальный кругозор и познавательный интерес к искусству звуков, а также чувство ритма, которое необходимо ребёнку для освоения им чтения, языков, математики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание детей дошкольного возраста, проблемы воспитания детей.

Для многих родителей воспитание детей дошкольного возраста окутано постоянными тревогами, заботами, и чрезмерной любовью. Они заменяют жизнь ребенка своей, тем самым, не оставляя ему шанса на со...

Социально - нравственное воспитание детей второй младшей группы детского сада. Перспективное планирование по социально- нравственному воспитанию детей 3-4 лет "В гостях у сказки".

"В гостях у сказки"  - методическая разработка, направленная на социально-нравственное развитие ребенка посредством рассказывания различных сказок, чтения художественной литературы, обыгрывания с...

Работа с родителями по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Тема: «Воспитание у детей любви к природе»

Под экологическим воспитанием понимают воспитание любви детей к природе. Действительно, это важная составляющая часть воспитательного процесса, но нередко приемы, которыми воспитывают такую любо...

ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...

Воспитание детей. Полезные советы для родителей о воспитании детей

Воспитание детей. Полезные советы для родителей о воспитании детей...