Чудесное природы пробужденье Конспект тематической НОД в подготовительной к школе группе
методическая разработка по музыке (подготовительная группа) на тему

Селезнева Галина Алексеевна

Это занятие экологической направленности, в котором дети продолжают учиться различать оттенки настроений в музыке,
развивать умение определять характер музыкального произведения, передавать свое отношение к природе средствами музыки,
поэзии и изобразительной деятельностью.                             

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chudesnoe_prirody_probuzhdene.doc57.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Чудесное природы пробужденье

Конспект тематической НОД в подготовительной к школе группе

Музыкальный руководитель МБДОУ

ДС № 31 «Журавлик» Г. А. Селезнева,

г. Старый Оскол, Белгородской обл.

Программное содержание: Приобщать детей к слушанию класси-
ческой музыки. Учить детей различать оттенки настроений в музыке,
развивать умение определять характер музыкального произведения.
Вызывать у детей эмоциональный отклик. Закреплять умение пере-
давать ласковый, спокойный характер песни. Развивать чистоту пев-
ческой интонации. Передавать свое отношение средствами музыки,
поэзии и изобразительной деятельностью.        

Воспитывать у детей любовь к природе, замечать ее изменения. Закреплять у детей знания о приметах весны, развивать устную речь. Продолжать знакомить с пейзажами выдающихся русских художников.

Музыкальный репертуар:

А. Рубинштейн  «Мелодия»;        

Э. Григ «Утро» из увертюры «Пер Гюнт»;

П. И. Чайковский «Песнь жаворонка», «Подснежник», «Белые  ночи» - из альбома «Времена года»,  «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»;

Песни: «Здравствуй, милая весна!» сл. Л. Ковальчук, муз. С. Юдиной; «Подснежник» сл. И. Машбаша,  муз. Н. Елисеева.

Предварительная работа:

Разучивание стихов о весне. Рассматривание с детьми пейзажной живописи русских художников. Наблюдение за живой природой, разучивание музыкального репертуара, слушание классической музыки.

Атрибуты и материалы: Мольберты, репродукции картин, театр «Тростевые куклы», заготовки из  бумаги к поделке «Подснежник».

 ХОД ЗАНЯТИЯ

Музыкальный руководитель: Доброе утро, друзья! Я очень рада видеть вас в нашем музыкальном зале. Сегодня у нас много гостей, любителей музыки, давайте поздороваемся (дети здороваются).

Посмотрите, как здесь красиво. Вы попали в волшебное царство музыки, которая расскажет нам о весне.

(Дети читают стихи.)

Ребенок 1:      Из далеких краев, где морская волна

Кружевной рассыпается пеной,  

К нам на крыльях ветров

Прилетает Весна,

И приносит с собой перемены.

Музыкальный руководитель: Давайте вместе угадаем,

По каким приметам мы весну встречаем?

Ребенок:        Я в полдень слушаю капель.

Она журчит, как  птичья трель,

                               Звенит хрустальным бубенцом,

Сбегая с крыши над крыльцом.

Ребенок :      Капель журчит, звенит, поет,

Она ломает снег и лед,

Большой сугроб ей нипочем.

Она бежит живым ручьем.

Я ручейку расчищу путь,

Чтобы на мир он мог взглянуть!

(Под музыку «Утро» Э. Грига с детьми проводится игра-пантомима «Сугроб».)

Музыкальный руководитель: А началось все с большого-пребольшого сугроба. (Дети становятся в круг, поднимают руки вверх.) Но вот припекло солнышко. Сугроб постепенно стал оседать под лучами теплого солнца (Дети постепенно опускают руки вниз.) И медленно потекли из сугроба маленькие ручейки. Они еще сонные и слабенькие. (По очереди 5-6 детей выбегают из круга.) Но вот солнце припекло еще сильнее, и ручейки проснулись и быстро-быстро побежали, огибая камушки, кустики и деревья. (Остальные дети выбегают из  круга поочередно,  врассыпную.)

Вскоре они объединяются, и вот уже шумит бурная река. (Дети объединились и бегут «змейкой».) Бежит река, увлекая за собой прошлогодние листья и ветви. Вскоре река влилась в озеро и исчезла. (Дети садятся на стулья.)

Музыкальный руководитель: На смену зиме спешит весна. Недаром говорят, что весна - утро года. Природа просыпается после долгого зимнего сна. Появляется светлая нежная зелень, первые цветы, прилетают птицы. Но разве весна сразу теплая и ласковая? (Ответы детей).

Весна, ребята, загадала вам загадку. Посмотрите внимательно на эти веточки в трех вазочках и найдите отличия.

Дети: На одних веточках нет ничего, на других — листочки уже совсем большие, — а еще на одних — почки вот-вот лопнут.

Музыкальный руководитель: Правильно, ребята. А какие три месяца весны вы знаете?

Дети: Март, апрель, май.

Музыкальный руководитель: И вот, каждый из них принес свои веточки. Попробуйте отгадать, где чей букет?

(Дети отгадывают, вспоминая, что в марте еще холодно, в апреле уже травка видна и появились первые цветы, набухают почки, а в мае все будет в зелени.

Трое детей подходят к картинам.)

Ребенок 1: Смотрите, как бурно бегут ручьи, как весело звенят капели, как радуются проталинам  первые  весенние  птицы.

Ребенок 2: Оживает лес, молодые зеленые ростки так и тянутся вверх. А подснежники! Они первыми спешат выглянуть из-под снега, встряхнуться и зазвенеть на весь мир: «Смотрите, мы живы, мы веселы, мы рады солнышку, весне, жизни!»

Ребенок 3: День был в разгаре. Солнце светило так ярко, весело стрекотали кузнечики, сердито жужжали пчелы, отовсюду раздавалось пение птиц. Прилетел ветер, подул на деревья, и зашумели зеленые листочки. По саду пробежал легкий аромат цветущих деревьев.

Музыкальный руководитель: Прислушайтесь, а чье это пение раздается в вышине?

(Дети слушают пьесу «Март» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского.)

Музыкальный руководитель: Вы узнали пьесу, которая прозвучала? Как она называется?    (Ответы детей: «Песнь жаворонка» (Март).)

Музыкальный руководитель: Как фамилия композитора, написавшего эту музыку?

(Ответы детей: П. И. Чайковский.)

Музыкальный руководитель: А в каком исполнении прозвучала музыка?

(Ответы детей — в исполнении оркестра.)

Музыкальный руководитель: Какие инструменты вы услышали? Какие чувства ком- позитор передал в музыке? Какой характер музыки? Что за птичка —
жаворонок?        -

(Ответ: Жаворонок —первая весенняя птичка. Говорят, что ее прилет означает наступление теплой поры.)

Музыкальный руководитель: Спешит, торопится весна. Ребята, а мы ведь с вами знаем песенку о весне. Давайте ее споем. Но прежде, чем петь, мы с вами должны подготовить свои голоса.

(Распевание  (Попевки: «Весна», «Эхо»). 

Исполняется песня «Здравствуй, милая весна!» (Дети садятся на  стульчики.)

Музыкальный руководитель: Отзвенели первые весенние капели. Все ярче и теплее греет солнце. Хорошо кругом! Даже в городе воздух какой-то особенный. А уж за городом!.. В лесу появились первые цветы...

А какие первые цветы вы знаете?

Музыкальный руководитель: А сейчас кто-нибудь прочтет нам стихотворение «Подснежник».

(Чтение стихотворения.)

Музыкальный руководитель: Существует красивая легенда о подснежниках.

Когда на земле появились первые люди, вдруг высыпал снег. Людям было очень холодно. Они огорчились и подумали, что снег никогда не растает. Тогда, желая ободрить людей, несколько снежинок превратились в нежные цветы — подснежники. Люди увидели, сколько стойкости в этих цветах и поняли, что скоро снег растает. Цветы подарили людям надежду на лучшее. С тех пор подснежник стал символом надежды на скорейшие перемены в жизни. Вот такая красивая легенда.

Скажите, какую музыку о подснежнике мы с вами слушали?

(Ответ: П.И. Чайковский «Апрель» «Подснежник» из цикла «Времена года».)        

Музыкальный руководитель: Я знаю, что вы уже начали делать эти нежные весенние цветы — подснежники на занятии по изодеятельности. А сейчас я предлагаю вам завершить свои работы.

А пока дети выполняют работу, мы вам предлагаем посмотреть прекрасный танец и послушать музыку П. И.Чайковского.

(Исполняется танец «Подснежник». Во время танца дети делают поделки, затем выстраиваются лицом к гостям и дарят им подснежники.)

Музыкальный руководитель: Музыка — это целый мир, где соседствуют природа и волшебство, оживают герои сказок. Музыка унесет вас далеко-далеко. Туда, где холодные волны Северного моря омывают берег, где нередко дует пронизывающий ветер, где зима бывает долгой, а лето холодным. Туда, где стоят два чудесных замка, Замок Утренней зари и Замок Вечерней зари.

(Легенда «Белые ночи»)

Воспитатель: Там, где холодные волны Северного моря омывают берег, где нередко дует пронизывающий ветер, где зима бывает долгой, а лето коротким, стоят два чудесных замка. Замок Утренней зари и Замок Вечерней зари. Когда первые лучи восходящего солнца освещают небо, Замок Утренней зари начинает сиять и переливаться розовыми, золотистыми красками... А замок Вечерней зари, будто исчезает и тает в синеве. Солнце поднимается все выше и выше. Наконец резные ворота замка Утренней зари медленно открываются, И выходит прекрасный юноша - принц День. Он приветливо улыбается Солнцу, любуется зеленью лесов и полей, прислушивается к веселому журчанию ручья и пению птиц.

День: Здравствуй, Солнце! Здравствуйте, милые поля и леса! Здравствуй, говорливый ручеек! Здравствуйте, певуньи-птицы!

Воспитатель: И все радостно отвечают принцу:

Дети: Здравствуй, День!

Воспитатель: Но вот Солнце достигло зенита и на какое-то мгновение замерло.

Солнце: До скорой встречи, День! До скорой Утренней зари!

Воспитатель: Солнце покатилось дальше, принц отправился в обратный путь, чтобы успеть до Вечерней зари вернуться в свой замок.

Солнце стало клониться к горизонту, и первые лучи его заиграли на куполах и башенках замка Вечерней зари. Солнце опускалось все ниже и ниже. Погас последний луч Солнца.

Из ворот вышла принцесса Ночь. Движением руки она накинула на небо тонкий как паутинка звездный плащ, и небо наполнилось хрустальным мерцание звезд. Из-за небольшого облачка показалась Луна, верная спутница Ночи;

Ночь: Здравствуй, Луна!

Луна: Приветствую тебя, Ночь!

Музыкальный руководитель: И они вместе отправились обходить свои владения, заснул умолкнувший лес. Ночь шла тихо и осторожно. Ее воздушное платье переливалось фиолетовыми, лиловыми красками. Но время Ночи проходило, и она торопилась вернуться в свой замок до рассвета.

На противоположной стороне горизонта небо уже начинало светлеть. Принцесса скрылась за воротами, а лучи восходящего Солнца все ярче освещали небо. Из ослепительно сверкающего замка Утренней зари вышел принц День. Только один миг он мог видеть призрачные очертания Вечерней зари.

Так было всегда. Уходил День — приходила Ночь. Уходила Ночь — приходил День. Как-то раз День решил обратиться к Солнцу.

День: Мой друг! Я давно хотел попросить тебя, чтобы ты не уходило так далеко за горизонт, а только пряталось за краешек земли. Мне очень хочется узнать, кто живет в том замке.

Солнце: Хорошо!

      Воспитатель: Солнце опустилось за горизонт, и, притаившись, замерло на месте, его лучи продолжали неярко освещать небо. Принц День стал ждать, когда откроются ворота неизвестного замка. Наконец, наступила долгожданная минута — из ворот вышла принцесса Ночь. Ночь с изумлением посмотрела вокруг. Ей впервые приходилось видеть землю, не окутанную темнотой, а освещенную неярким светом. Вдруг она увидела идущего навстречу высокого светловолосого юношу. Он улыбнулся, протянул ей руку. Ночь тоже улыбнулась.

Ночь: Но кто ты?

День: Я - День, я живу в Замке Утренней зари.

Ночь: А я - Ночь! Я живу в замке Вечерней зари.

Воспитатель: Потом они взялись за руки и стали бродить по хорошо
знакомым местам. Принц впервые увидел землю при тусклом свете
сумерек, а для Ночи это освещение показалось очень ярким. Вокруг
было тихо и спокойно, природа будто забылась чутким, настороженным сном.        .

Едва забрезжил рассвет. Ночь с грустью посмотрела на Принца и торопливо направилась к своему замку. Снова взошло Солнце, а вечером опять спряталось за краешек земли. И снова встретились принцесса Ночь и принц День.

Но однажды Солнце обратилось ко Дню.

Солнце: Я не могу больше нарушать чередование света и темноты. Ночь должна быть темной, а День светлым.

Воспитатель: И Солнце опустилось далеко за горизонт.

Ночь долго всматривалась в темноту, ища принца. Потянулись как всегда, светлые дни, темные ночи.

Только в начале лета по просьбе принца Солнце не уходит далеко за горизонт, и День встречается с Ночью.

Людям тоже полюбились такие светлые ночи, и они назвали их «Белыми ночами».

Музыкальный руководитель: Вы посмотрели красивую сказку про «Белые ночи», послушали музыку П. И. Чайковского «Май»,  под названием «Белые ночи». Как удивительно сочетается музыка со сказкой. Мы с вами еще раз окунулись в большой мир музыки. Я думаю, что вас не оставит равнодушным увиденное и услышанное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект тематического развлечения в подготовительной к школе группе с применением ИКТ и технологии ТРИЗ на тему: «Всё дело в шляпе»

Данный учебный материал позволяет:1. Закрепить знания о названиях головных уборов и их назначении;2. Упражнять в образовании относительных прилагательных (фетр-фетровая, шерсть-шерстяная);3. Упражнять...

Календарно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе по Исследованию объектов живой и неживой природы, экспериментированию

Будет полезен педагогам работающим по книге О.А Воронкевича "Добро пожаловать в экологию". раздел Экспериментирование был добавлен по книге Г.П.Тугушева, А.Е.Чистякова "Экспериментальна...

"Как дети спасали Цветочную планету" Конспект тематического занятия в подготовительной к школе группе по теме "Космос".

Конспект тематического занятия в подготовительной к школе группе по теме "Космос"....

Конспект тематического мероприятия для подготовительной к школе группы «Непокоренный Ленинград»

Цель: познакомить детей с трудной жизнью блокадного Ленинграда.Задачи: закрепить знания детей о Великой Отечественной войне. Познакомить детей со страшными днями пережитыми в годы войны. Пробудить в д...

Конспект тематического дня в подготовительной к школе группе на тему "В мире одежды"

Создание радостного настроения у детей, закрепить полученные знания об одежде...

Конспект тематического занятия в подготовительной к школе группе по теме: "Чтобы не было беды!"

Цель: формирование у воспитанников представления о терроризме.Задачи:Образовательные: - научить детей противостоять опасности и действовать в экстремальной ситуации.Развивающие:- формировать...