Музицирование. Мастер класс.
методическая разработка по музыке

Зайцева Людмила Юрьевна

-Краткое изложение собственной системы работы;

-Определение задач музыкально – творческой деятельности детей.

-Описание форм организации творческой музыкальной деятельности детей

-Проигрывание с педагогами творческих ситуаций. Доказательство результативности деятельности с использованием данной технологии (методов, форм, демонстрация игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл мастер класс560.8 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 47»

муниципального образования города Братска

F:\Логотипы И. Н\97ed29443a2a.jpg

Мастер -  класс

 «Создание ситуации успеха для дошкольников в музыкальной деятельности»

Музицирование.

C:\Users\АДМИН\Desktop\14407.jpg

Подготовила:

Зайцева Л.Ю музыкальный руководитель.

 МБДОУ «ДСОВ №47»

г. Братск 2018 г.

ТЕМА МАСТЕР-КЛАССА: Создание ситуации успеха для дошкольников в музыкальной деятельности

Ведущий мастер -  класса: Зайцева Людмила Юрьевна- музыкальный руководитель МБДОУ «ДСОВ №47» г. Братск

Программа мастер- класса

Этапы

Задачи

Приемы введения

Погружение в тему

-Актуальность проблемы

-Обоснование основных идей

-Сообщение

-Игра – Приветствие «Я дарю вам успех!»

-Диалог

 Представление опыта

Описание опыта

-Краткое изложение собственной системы работы;

-Определение задач музыкально – творческой деятельности детей.

-Описание форм организации творческой музыкальной деятельности детей

-Проигрывание с педагогами творческих ситуаций. Доказательство результативности деятельности с использованием данной технологии (методов, форм, демонстрация игр

Некоторые подходы к созданию ситуации успеха в ДОУ.

Демонстрация метода: Алгоритм выстраивания ситуации успеха

Презентация

Моделирование

Совместная работа в микро группах

Составление алгоритма, создания ситуации успеха в музыкально -  творческой деятельности на представленном репертуаре.

Итог мастер- класса

Рефлексия мастер - класса

Цель: Представление опыта работы по использованию технологии «Музицирование», направленной на создание ситуации успеха, обеспечивающей проявление творческого потенциала детей, в разных видах музыкальной деятельности.

Задачи:

1. Актуализировать знания педагогов о важности дошкольного периода детства для развития музыкально – творческих способностей.

2. Содействовать формированию у педагогов представлений об использовании технологии Музицирования, направленной на музыкально – творческое развитие детей дошкольного возраста.

Содержание мастер- класса.

Игра – приветствие «Успех!»

Цель: Создание положительных эмоций у участников, общение, настрой на предстоящую деятельность.  

Добрый день уважаемые коллеги!

Я предлагаю поприветствовать друг друга под музыку. Давайте подарим друг другу успех, радость, любовь, нежность….  Придумайте пожелание и элементарное танцевальное движение. Я включу музыку, и мы начнём танцевать. В центре круга танцует солист, остальные участники повторяют движения. Со сменой музыкальной фразы, солист меняется. Игра продолжается пока все желающие участники не побудут в роли солиста.

(Варианты приветствия. Любовь – нарисовать пальцами в воздухе сердце, радость – хлопнуть, нежность – взмах руками и т.п.)

Какие чувства вы испытали, даря друг другу пожелания и придумывая танцевальные движения?

Приветствуя друг друга таким образом мы повеселились и получили удовольствие, стали увереннее в себе. А это очень важно, так, как творческая деятельность нацелена в первую очередь на создание ситуации успеха, которая способствует приобретению опыта переживания музыки как радости и удовольствия.  

Я хочу привести значение слова успех по словарю Синонимова. Успех – это достижение, победа, удача, завоевание, триумф; счастье; признание, фурор, свершение, торжество, лавры, шаг вперед, результат!

          С психологической точки зрения успех – это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с её ожиданиями, надеждами, либо превзошёл их. На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки, самоуважения.

          В том случае, когда успех делается устойчивым, постоянным, может начаться своего рода реакция, высвобождающая огромные, скрытые до поры возможности личности.

          В основе ожидания успеха – Стремление заслужить одобрение; стремление утвердить своё «я», свою позицию, сделать заявку на будущее.

          Диалог с аудиторией

- Как вы думаете, какой стиль общения педагога с детьми, способствует созданию ситуации успеха? (Демократический)

Педагог является участником игры, занимая позицию играющего партнёра. Ситуации равенства всех участников культивируется на занятиях, становится своеобразным правилом, условием организации. Совместная творческая деятельность приводит к изменению отношений между педагогом и воспитанниками, способствует усвоению диалогического общения воспитанниками.  Погружение в стихию игры приносит ребёнку удовольствие. В результате достигается ситуация успеха, свободы и раскованности для естественного самовыражения детей.

-Должны ли быть творческие действия детей активны? Расскажите из своего опыта, способствует ли движение, деятельность детей, творчеству?

Современное понимание проблемы музыкально – творческого развития предполагает вовлечение детей в процесс общения с музыкой на основе деятельности. Реализация данного условия исходит из следующего положения: музыка не должна быть сама по себе, каждый  принимает участие в процессе создания музыки. Музыка опирается на речевой и двигательно – пластический опыт жизни. Данный принцип позволяет ребёнку вместе с педагогом участвовать в процессе активных творческих действий. Игровое взаимодействие всех участников даёт возможность детям учится у педагога и друг у друга.

-Позиция лидера обеспечивает каждому ребёнку право на признание его в обществе как личности.  Нужно ли обсуждать и оценивать действия ведущего? (Действия ведущего не обсуждаются и не оцениваются.)

Роль ведущего – солиста лидера, предлагающего всем свой вариант двигательной, речевой, интонационной, музыкально – игровой модели, передаётся друг другу. Действия ведущего не обсуждаются и не оцениваются, любые его индивидуально – творческие проявления принимаются и апробируются всеми играющими.  Педагог всегда находит возможность похвалить и поощрить детей. Лидерство выражается в обретении ребёнком своего образа, творческого начала, независимости индивидуальности от коллективного сознания.

Правило для педагога при создании ситуации успеха – не навязывать детям свой темп игры, дать им просто пребывать в стихии игры и собственной фантазии. Главным является включение ребёнка в творческий процесс, результат которого – удовольствие, получаемое ребёнком от взаимодействия с другими и реализации своих возможностей.

Актуальность

           Современное дошкольное образование предъявляет новые требования к художественно – эстетическому развитию детей дошкольного возраста, в частности к их музыкальному развитию. В образовательной области «Музыка», как и в других образовательных областях меняется идеология образования. Педагоги ищут новые формы музыкального развития, в котором актуальными становятся задачи творческого воспитания детей, развитие воображения и художественных дарований.

  Эта актуальность возрастает, так как использование только традиционного музыкального занятия, в котором дети по отдельности поют, танцуют, слушают музыкальные произведения становится не достаточным. Для закономерного гармоничного и целостного развития детей необходимы современные образовательные технологии.

   Технология музицирования, основателем которой является немецкий композитор и музыкальный педагог Карл Орф, интересна тем, что в её основе принцип соединения нескольких форм организации творческой музыкальной деятельности детей. Эти формы позволяют дошкольникам активно взаимодействовать с музыкой, где участники действуя в группе, выступают в роли импровизаторов и авторов. Музицирование направлено на создание ситуации успеха, которая способствует гармоничному развитию дошкольников. Дети приобретают опыт взаимодействия с музыкой, как радость и удовольствие.

Представление опыта.

Технология Музицирования помогает мне в реализации образовательной области «Художественно – эстетическое развитие».  В части развития у детей дошкольного возраста предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства, восприятия музыки, реализации самостоятельной творческой музыкальной деятельности детей.

Создавая ситуацию успеха я решаю следующие цели и задачи:

Цель:

Формирование художественно – творческой компетенции дошкольника, обеспечивающей проявление его творческого потенциала, в разных видах музыкальной деятельности.

Задачи:

  • Включение дошкольника в музыкально - творческий процесс, результат которого – удовольствие, получаемое ребёнком от взаимодействия с другими детьми и реализации своих возможностей.
  • Формирование у детей новых, более сильных мотивов музыкальной деятельности.
  • Развитие реакции, высвобождающей музыкально – творческие силы личности.
  • Повышение у детей уровней самооценки и самоуважения, как исполнителей музыкальных моделей.

          Используемые мною формы работы музыкальной деятельности побуждают детей получать удовлетворение и радость не только от творческого продукта, но и эмоциональное восприятие от самого творческого процесса.

Это:

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ:

  • Игры приветствия (Игра с куклой «Здравствуйте», «Здравствуйте, ручки», «Солнышки».)
  • Игры речевые и пальчиковые («Птички», «Смешные человечки».)
  • Игры с палочками («Буратино», «Скачите палочки».)
  • Игры со звучащими жестами («Снег», «Маша».)
  • Игры со звуками «Лес ночной», «Машина».)

ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ:

  • Восприятие музыки через игру на доступных музыкальных инструментах. («Весенняя капель», «Дождик».)
  • Импровизации на музыкальных инструментах. («Кто играет и поёт»)
  • Озвучивание стихов и сказок с помощью детских инструментов. («Три медведя»)
  • Оркестр («Хрустальный оркестр», А. Моцарт «Турецкий марш»)
  • Инструментальные, музыкальные игры. («Разговор музыкальных инструментов»)

ТАНЦЕВАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО:

  • Пластическая импровизация, как спонтанный отклик на музыку. (П.И. Чайковский «Новая кукла», А. Вивальди «Весна»)
  • Изобретение танцевальных моделей. («Вальс снежинок»)
  • Пластическое интонирование с предметами. (Танец с ленточками «Вальс снежинок», Танец с листочками «Осенняя фантазия».)
  • Игры на коммуникативное двигательное общение. («Незнакомая планета», «Вопрос – ответ»)
  • Танцевальные миниатюры («Зеркало»)

ПЕНИЕ

  • Интонационно-фонетические упражнения. («Самолёт», «Лес ночной»)
  • Вокальные упражнения («Вьюги», «Серый волк пришёл из сказки»)
  • Пение каноном (Знакомые песни)
  • Певческие импровизации («Маме песню подарю»)
  • Элементарный аккомпанемент пению с помощью фонетических звуков и звучащих жестов («В доме моём тишина»)

Предлагаю педагогам проиграть несколько творческих ситуаций, из представленных мною музыкально – творческих моделей.

Проигрывание музыкально – творческих моделей.

ТАНЕЦ СО СВЕЧАМИ. (Танцевальная импровизация)

 СЛОМАННЫЙ ТЕЛЕФОН. (Игра)

КАТЮША (Пение каноном)

Некоторые подходы в организации ситуации успеха в музыкально – творческом воспитании.

 Музицирование как форма организации музыкально – творческого воспитания способствует обновлению методов и приемов, направленных на создание ситуации успеха в образовательном процессе.

Презентация

1 С педагогической точки зрения (д.п.н. А.С. Белкин) Ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики педагога, семьи. Успех – результат подобной ситуации.

2 Алгоритм выстраивания ситуации успеха

  • объединение, эмоциональное сближение детей (культивирование хорошего настроения);
  • внесение мотива на деятельность;  
  • снятие неуверенности, страха перед деятельностью;
  • «авансирование» ребенка (термин А. С. Макаренко). подкрепления его «персональной исключительности»;
  • скрытая инструкция педагогическое внушение (мобилизующее на успех);
  • положительная оценка результатов и проявленных качеств личности.

3.Объединение, эмоциональное сближение детей Сплочение коллектива - интонационно насыщенный способ убеждения воспитанников, который вызывает у детей чувство подъема, желание действовать. Игры – приветствия развивают у детей эмоциональную отзывчивость, способствуют адаптации ребёнка в коллективе через общение; развивают речевые интонации используя изменения динамики, тембра голоса.

4. Внесение мотива на деятельность. Воспитание интереса к музицированию через игровую деятельность.  

5 Снятие неуверенности, страха перед деятельностью В такие моменты очень важен тактильный контакт и принцип общения «глаза в глаза». «Для тебя это просто, однако если что - то не получится, наш музыкальный коллектив поможет», «Не бывает ошибок только у тех, кто ничего не делает…» Ребёнок должен знать, что от него не ожидают абсолютного совершенства, что он имеет право на ошибку, на другую попытку, что ценность представляют его действия – попытка выполнить задание.

6 «Авансирование» ребенка Авансирование - оглашение достоинств, которые еще не успел проявить ребенок, но которыми его наделяют окружающие. У тебя, такого музыкального, непременно получится…». "Ты непременно все сделаешь правильно, ведь ты красиво танцуешь!..», « Ты уже не раз демонстрировал своё творчество в игре на инструментах.», «Ты справишься с этим…», «У тебя это обязательно получится, и я нисколько в этом не сомневаюсь…». « Имея такие музыкальные возможности, как у тебя...», «У тебя обязательно получится, ты же умница!»

7. Скрытая инструкция: Скрытая помощь реализуется путем использования намека, указания, пожелания.  «Наверное, лучше всего начать с … а затем …»,«Обрати внимание..." «Ты конечно же не забудешь о …», "Ты помнишь, конечно, что лучше начать с..." "Обычно удобнее приступить с..." "Здесь, вероятно, главное..."  

8 Поощрение детской деятельности.  Творчества, в которых проявилась индивидуальность ребенка, например, использование необычного способа, самостоятельный поиск, красивое движение. "Особенно у тебя хорошо получилось...", "Удивляет такой фрагмент..." «Особенно удалось тебе…», «Больше всего мне нравится, как ты…». "Здорово придумал…», «Это что-то особенное!». «Самое замечательное в твоей песне!»

Педагог  отыскивает и поддерживать источник внутренних сил каждого ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание познания окружающего мира Педагог  создаёт такие условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и ощущал внутреннее удовлетворение, а это не что иное, как создание ситуации успеха.

Предлагаю участникам объединиться в компании, по цвету полосок, и согласно представленному алгоритму, выполнить задание.  Создать ситуации успеха в музыкально творческой деятельности в рамках тематической недели.

Первая Компания тематическая неделя «Осень, осень, в гости просим». Танец - импровизация с листиками.

Вторая Компания в рамках тематической недели «Неделя музыки», Музыцирование «Все мы музыканты, вот нас сколько, мы сыграем польку для друзей»

3 Компания Тематическая неделя. «Всемирный день животных» Речевая игра «Птички»

4Компания. Тематическая неделя «Гости в дом, радость в нём» Игра – приветствие «Солнышки»

Участникам мастер класса раздаются описания игр, педагоги действуя в подгруппах продумывают методы и приёмы для создания ситуаций успеха в проведении с детьми творческих моделей.

-Легко ли вам было справиться с заданием?

-Были ли трудности?

-Мне было очень приятно было поделиться с вами своим опытом!

В своей работе я стремлюсь всегда создать детям ситуацию успеха. Её достижение в массовой практике ДОУ связывается с организацией и проведением различных интерактивных мероприятий интеллектуально-творческого характера - это конкурсы, выступления, ярмарки проектов, праздники, музыкальные гостиные.

Резюмируя вышесказанное, я приведу слова профессора педагогических наук А.С. Белкина. Ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создаётся возможность достичь значительных результатов в деятельности, как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики педагога, семьи.

Рефлексия.

Всем спасибо, за работу во время нашей встречи!  Надеюсь, что вы узнали много нового, интересного.  Буду рада, если данные методы вы будете использовать в своей работе.

Перед вами на мольберте нотный стан, кого заинтересовала тема, выбирете жёлтые нотки, кому тема знакома, синие нотки, кому было не интересно - красные.

Литература

  1. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать: [кн. для учителя] / А.С. Белкин - М.: Просвещение, 1991. - 176 с.
  2. Бех И.Д. Педагогика успеха: воспитательные потери и их преодоления /И.Д.
  3. Билюк Е.Г., Круглова Н.С. СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА ДЛЯ КАЖДОГО УЧЕНИКА // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 7 – С. 67-68
  4. Гришина Н. Ю. Ситуация успеха в действии //Одаренный ребенок. 2005.  № 1. С.66-76.
  5. Галянт. И.Г Музыкальное развитие детей 2-8 лет. Методическое пособие для специалистов ДОО. М., «Просвещение» 2015г
  6. Дичковская И.М. Инновационные педагогические технологии. - К.: Академвидав, 2004. - 127с.
  7. Ткачук Л. Педагогические технологии создания ситуации успеха в обучении младших школьников /Лариса Ткачук//Школа. - 2006. - № 6. - С.37-39 .
  8. Люблинская А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. М., «Просвещение», 1971 г

Алгоритм создания ситуации успеха.

1.Объединение, эмоциональное сближение детей Сплочение коллектива - интонационно насыщенный способ убеждения воспитанников, который вызывает у детей чувство подъема, желание действовать. Игры – приветствия развивают у детей эмоциональную отзывчивость, способствуют адаптации ребёнка в коллективе через общение; развивают речевые интонации используя изменения динамики, тембра голоса.

2. Внесение мотива на деятельность. Воспитание интереса к музицированию через игровую деятельность, игровую ситуацию.  

3. Снятие неуверенности, страха перед деятельностью В такие моменты очень важен тактильный контакт и принцип общения «глаза в глаза». «Для тебя это просто, однако если что - то не получится, наш музыкальный коллектив поможет», «Не бывает ошибок только у тех, кто ничего не делает…» Ребёнок должен знать, что от него не ожидают абсолютного совершенства, что он имеет право на ошибку, на другую попытку, что ценность представляют его действия – попытка выполнить задание.

4 «Авансирование» ребенка Авансирование - оглашение достоинств, которые еще не успел проявить ребенок, но которыми его наделяют окружающие. У тебя, такого музыкального, непременно получится…». "Ты непременно все сделаешь правильно, ведь ты красиво танцуешь!..», « Ты уже не раз демонстрировал своё творчество в игре на инструментах.», «Ты справишься с этим…», «У тебя это обязательно получится, и я нисколько в этом не сомневаюсь…». « Имея такие музыкальные возможности, как у тебя...», «У тебя обязательно получится, ты же умница!»

5. Скрытая инструкция: Скрытая помощь реализуется путем использования намека, указания, пожелания.  «Наверное, лучше всего начать с … а затем …»,«Обрати внимание..." «Ты конечно же не забудешь о …», "Ты помнишь, конечно, что лучше начать с..." "Обычно удобнее приступить с..." "Здесь, вероятно, главное..."  

6. Поощрение детской деятельности.  Творчества, в которых проявилась индивидуальность ребенка, например, использование необычного способа, самостоятельный поиск, красивое движение. "Особенно у тебя хорошо получилось...", "Удивляет такой фрагмент..." «Особенно удалось тебе…», «Больше всего мне нравится, как ты…». "Здорово придумал…», «Это что-то особенное!». «Самое замечательное в твоей песне!»

Первая Компания тематическая неделя «Осень, осень, в гости просим». Танец - импровизация с листиками. Подготовительная группа.  

Вторая Компания в рамках тематической недели «Неделя музыки», Музыцирование «Все мы музыканты, вот нас сколько, мы сыграем польку для друзей» Игра на разных инструментах, по подгруппам польки. Старшая группа.

3 Компания Тематическая неделя. «Всемирный день животных» Речевая игра «Птички» - младшая группа.

Птички в гнёздышках сидели –сложить руки в замок.

И на улицу глядели – вращать большими пальцами.

Песенку пропели – Раскрывать и закрывать клювики.

И тихо улетели – Размахивать руками, как крылышками.

4Компания. Тематическая неделя «Гости в дом, радость в нём» Игра  «Солнышки».

Наши ладошки похожи на маленькие солнышки, они умеют дарить тепло. У наших солнышек, есть лучики, погладить пальчики. Звучит музыка, давайте подарим тепло друг другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов «Развитие индивидуальности дошкольников средствами игрового общения в процессе музицирования»

Цель мастер – класса: познакомить педагогов с инновационным подходом к элементарному музицированию, основанным на принципе соединения нескольких видов деятельности....

мастер-класс по элементарному музицированию в старшей группе "Загадки волшебных звуков"

Цель: ознакомление  с принципами образования звуков, воспитание интереса к звучащему миру, развитие внимания, эмоциональной отзывчивости на музыку...

Мастер-класс: «Элементарное музицирование: музыка, речь, движение».

Цель: Овладение эффективными методамии приёмами по эстетическому развитию, эмоциональному благополучию и творческому самовыражению детей дошкольного возраста для практического использования воспитател...

МАСТЕР-КЛАСС для педагогов ДОУ по элементарному музицированию на тему: «Загадки волшебных звуков».

Одним из самых любимых видов музыкальной деятельности детей является элементарное музицирование. В дошкольной педагогике накоплен немалый положительный опыт использования  музыкальных  ...

Мастер-класс для воспитателей "Элементарное музицирование в группах"

Цель мастер-класса: познакомить воспитателей с различными формами элементарного музицирования....

«Развитие ритмического слуха дошкольников через музыкально-игровую деятельность и музицирование» Мастер-класс для музыкальных руководителей детских садов «Ритмы планеты»

Формирование ритмического слуха дошкольника через музыкально-игровую деятельность и музицирование на различных шумовых ударных инструментах....