Непосредственная образовательная деятельность по теме «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с юкагирской песней».
статья по музыке (старшая группа)

Бетехтина Светлана Викторовна

Способствовать развитию детей познавательного интереса к окружающему миру, формировать представление о многонациональном составе нашей республики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_3_avtosohranennyy.docx24.49 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Непосредственная образовательная деятельность по теме:

«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с юкагирской песней»

Подготовили:

Прокопьева С.Т,

музыкальный руководитель

Бетехтина С.В.

Воспитатель

Интеграция областей: познание, коммуникация, музыка.

Цель: способствовать развитию детей познавательного интереса к окружающему миру, формировать представление о многонациональном составе нашей республики.

Задачи:

Воспитательные: воспитывать у детей любовь к малой Родине, формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу, умение радоваться за своих друзей.

Развивающие: развивать умение свободного общения со взрослыми и детьми по поводу музыкальных впечатлений, развивать умение слушать музыку, высказываться о ней. Развивать кругозор и речь детей, их воображение.

Образовательные: продолжить знакомить с культурой, бытом, обычаями и традициями коренных народов Севера.

Слушание: воспитывать у детей культуру слушания. Обогащать детей музыкальными впечатлениями.

Исполнение в пении: учить детей петь протяжным звуком, неторопливо; брать дыхание после каждой фразы. Добиваться ровного звучания, избегая крикливости. Учить петь естественным звуком, выразительно, выполняя логические ударения в музыкальных фразах. Учить начинать после музыкального вступления и заканчивать пение одновременно. Учить детей петь слаженно. Исполнять песню, чисто интонируя мелодию.

Оборудование : мультимедийная установка, экран для просмотра слайдов, глобус, чум.

Ход занятия:

  1. Организационный этап

Под звуки музыки «Моя семья» Ермолова дети заходят в зал.

Музыкальный руководитель исполняет музыкальное приветствие, дети отвечают.

Музыкальный руководитель: Я очень рада вас видеть! Посмотрите, пожалуйста, Что это? (Глобус, макет планеты Земля). На нашей планете шесть материков, но самый большой- это Евразия, на котором находится наша страна. Как она называется? (Россия). Посмотрите, какую огромную территорию занимает Россия! В нашей стране проживает много народов, и для всех она является родным домом.

На фоне вступления к песни Г. Струве «Моя Россия»

И красива, и богата наша Родина, ребята.

Долго ехать от столицы до любой ее границы.

Все вокруг свое, родное: горы, степи и леса,

Рек сверканье голубое, голубые небеса.

В какой республике мы живем? (Республика Саха (Якутия)). А вы знаете, какие народы живут в нашей республике? (якуты, русские, эвены, эвенки, чукчи, долганы, юкагиры). Сегодня я вас приглашаю отправиться в гост к представителям коренных жителей Севера – юкагирм и поближе познакомиться с ними. Мы познакомимся и узнаем много нового о юкагирской песне. Ну что, в путь?

Дети: да!

На чем же нам добраться до них, ведь живут они далеко от города? Послушайте загадку:

Стройный, быстрый, рога ветвисты, пасется весь день. Кто же это? (Олень)

Верно, самый надежный вид транспорта в тундре – оленья упряжка. А ка называются сани, в которые запрягают оленей? (нарты)

Ну что ж, поехали на оленях в тундру?

Дети: да!

Музыкальный руководитель: А ветра сильного, мороза студеного не испугаетесь?

Дети: нет!

Музыкальный руководитель: Потому что мы..

Дети: Дружные! Веселые! Смелые! Умелые!

Музыкальный руководитель: Занимайте места в нартах, как я! Нарты становятся на поляне на расстоянии друг от друга (помогаем расставитья). Ребята, в пути мы немного погреемся, вот так (показ движений, покажем, как бежит наш олень в упряжке (показ движения, а еще станцуем элементы народного танца, посмотрите ( показ движения и повтор детьми).

Юкагирский танец «Лондол»

Ну что. Поехали!

Музыкальный руководитель: Вот мы и добрались. Посмотрите, ребята, перед нами чум.

Тихо раздается песня.

Ребята, кажется, в чуме кто-то пот. Давайте присядет около, отдохнем и послушаем.

  1. Основной этап.

Дети садятся на стульчики, звучит «Юкагирская песня»

Давайте прослушаем некоторые из них (по выбору) – о стерхах (диск №6), о волке (диск №7),  о трудной работе оленевода (№11), песня «Река» (№14).

Музыкальный руководитель: Юкагиры любят музыку и пение, а также сказки. Мужчины рассказывают про свою удаль и охотничьи подвиги и про старых богатырей, а также легенды, в особенности о подвигах предков; женщины, у которых довольно мягкий, нежный голос, воспевают любовь и любовные похождения. В песенном фольклоре, записанном в современное время, выделяются такие жанры, как любовные песни, песни – воспоминания об ушедшей молодости, песни, посвященные родовым местам, песни о природе, колыбельные, пестушки и другие. Само понятие «песня» обозначается словом йахтэ.

Юкагирская песня делится на виды: о животных, о природе, о людях и их чувствах. Давайте послушаем стихи юкагирского поэта  Г. Курилова о реке Лабунмэдэну.

Милая Лабунмэдэну

1реб- Милая Лабунмэдэну

           Без тебя для юкагира

           Нет как нет земли и неба,

           Нет всего большого мира!

           Только вдруг – с чего, не знаю-

            Постарела ты родная…

2реб- Милая Лабунмэдэну

           Без тебя для юкагира

           Песня плавная не льется,

           В сердцах холодно и сиро.

           Только вдруг- с чего, не знаю –

           Обмелела ты, родная…

3реб- Милая Лабунмэдэну

          Без тебя для юкагира

          Нет надежд, мечты бескрылы,

           И моя немеет лира.

           Только вдруг – с чего, не знаю –

           Ослабела ты, родная..

4реб-  Милая Лабунмэдэну

            Счастья нашего гнездовье!

            Уберечь  тебя хочу я,

            Охранить своей любовью.

            Как помочь тебе – не знаю,

            Лишь молю – «Живи, родная…»

Немало песен Ильи Курилова стали популярными среди молодёжи Нижнеколымского  района. Вершиной творчества Ильи Курилова можно считать песню «Лабунмэдэну» (в переводе с юкагирского – «Куропаточья речка»). Прекрасные слова о родном земле с  чувством ностальгии о заброшенном гнездовье юкагиров на берегу реки Лабунмэдэну, написанные юкагирским поэтом Улуро Адо (Гаврилом Куриловым), нашли горячий отклик в душе Ильи. Так появилось песня, ставшая своеобразным гимном юкагиров Олёринской тундры. Песни Ильи Курилова начали исполнять народные артисты РС(Я) Александр Самсонов и Юрий Платонов. Его мелодии стали основой юкагирских народных танцев.

Слушание юкагирской песни Лабунмэдэну

Музыкальный руководитель: Какая по характеру песня? В этой песне вплетена музыкальная особенность юкагирской народной мелодики. Она состоит в своеобразии метроритмических интонационных формул (диапазон, тесситура, тембр, темп, лад, динамика, артикуляция) и в генетическом истоке художественных дарований авторов.

1 ребенок – Если песенка всюду поется,

                     Если песенка всюду слышна,

                     Значит, с песенкой легче живется,

                     Значит, песенка эта нужна.

Музыкальный руководитель: На стихи народного поэта Н.Курилова современными песенниками –мелодистами создано много песен. Давайте послушаем одну из них.

Юкагирская песня «Скачем на оленях»

сл Н. Курилова перевод М.Яснова, мел А. Ягловского

Сегодня песни юкагиров можно услышат на различных культурных мероприятиях юкагирского села Нелемное, они стали неотъемлемой частью содержания работы по сохранению их языка и культуры. Можно заключить, что осуществление сбора песенного фольклора коренных малочисленных народов Севера, в том числе юкагиров, актуально не только для проведения научных исследований, но и приобретает особую значимость в связи с необходимостью ревитализации их исчезающих культур.

Педагог: Ребята, с песнями какого народа мы сегодня познакомились? Юкагирская народная песня на какие виды делится? Кроме народных песен, какие песни бывают? (авторские, эстрадные)

  1. Заключительная часть

2 ребенок  Якуты, эвены и русские,

                   Чукчи и юкагиры

                    Мы русые и смуглые,

                    Мы ребята ровесники

                    Мы верные друзья.

                    Живем в одной республике,

                     У нас одна семья!

«Пусть всегда будет солнце»

1 куплет и припев, 2 куплет на русском языке.

Припев по-якутски:

Бар буолун оруукуммут

Бар буолун оруу халлан

Бар буолунн оруу ийэм,

Бар буолун оруу мин!

4 куплет тот же, а припев по-юкагирски:

Чуотэ льэгэн кужуу!

Чуотэ льэгэн йэльоодьэ!

Чуотэ льэгэн эмей!

Чуотэ мэт льэтчэ!

Припев все:

Пусть всегда будет солнце!

Пусть всегда будет небо!

Пусть всегда будет мама!

Пусть всегда буду, я!

Музыкальный руководитель: В нарты, ребята!  Нам пора! И с веселой песней отправляемся обратно!

             

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по музыкальному развитию детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет) Тема: «Путешествие в осенний лес»

Конспект непосредственно - образовательной деятельностипо музыкальному развитию детей старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет). Тема: "Путешествие в осенний лес". В структуре конспекта выдержаны все ...

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по эмоциональному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» с интеграцией образовательной области Социально-коммуникативное развитие

Научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации. Развитие эмоционально...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ТЕМЕ «УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»

Знакомство детей с лекарственными растениями, которые способствуют укреплению здоровья организма человека и обладают лечебными свойствами....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по математике для детей старшего дошкольного возраста. Тема « Космический полет»

Задачи: - закреплять умение детей решать задачи на сложение и вычитание приемом присчитывания и отсчитывания по единице; - закреплять умение детей определять положение предметов относительно друг др...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по конструированию для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Стерх- птица счастья»

               Конспект непосредственно образовательной деятельностипо конструированиюдля детей старшего дошкольного возрастаТема: «Стерх- птица сч...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ПДД для детей старшего дошкольного возраста на тему " Светоотражающий значок-флитер"

Данный материал поможет формированию навыков безопасного поведения на дороге в темное время суток...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста МБДОУ д/с №2 «СКАЗКА» (региональный компонент) Сюжетное занятие по теме: «Только смелым покоряются моря»

Конспектнепосредственно образовательной деятельностипо физическому развитию детейстаршего дошкольного возраста МБДОУ д/с №2 «СКАЗКА»(региональный компонент) Сюжетное занятие по теме: ...