«Звук (Ц). Буква Цц».
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Семенникова Снежана Валентиновна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_2.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте детей 6-7 лет.

Для учителей начальных классов.

                                                                  Составила и провела Семенникова С.В.

                                                                                                             Апрель 2011г.

Тема: «Звук (Ц). Буква Цц».

Программные задачи: Познакомить детей со звуком (ц) и буквой Цц. Учить делать звуковой анализ слова «цапля». Придумывать слова со звуком (ц) в начале, конце и середине слова. Придумывать предложения по картинке, где в словах есть звук (ц).

Материал: Предметные и сюжетные картинки. Тетради, ручки, кружочки для зукового анализа слова, изображение дуба с желудями, на которых изображены буквы. Наборное полотно, буквы.

Ход занятия:

Дети заходят в группу, встают в круг.

   – Сядет тот, у кого имя начинается с гласного звука. (Антон)

– У кого имя начинается с мягкого согласного звука. (Рената, Лиза, Дима).

-У кого имя начинается с твердого согласного звука. (Маша, Даша, Карина).

– Сегодня мы с вами познакомимся с ещё одним интересным звуком. Но прежде, посмотрите на это дерево. Кто знает, как оно называется? (Дуб).

- На этом дереве спрятались буквы, мы будем выполнять задания, а после каждого задания я буду открывать по одной букве и в конце занятия мы узнаем, что за слово у нас получилось.

– А теперь посмотрите на картинки и назовите, что на них изображено. (Дети называют).

- Какой одинаковый звук вы слышите в каждом слове? (Звук (Ц))

- Где слышится звук  (ц) в слове ЦЫПЛЁНОК? ЗАЯЦ? ПОЛОТЕНЦЕ?

- Когда мы произносим звук (ц), кончик языка за нижними зубами,  спинка языка прижимается к «бугоркам» за верхними зубами, зубы почти сжаты, между ними только узенькая щелочка.

- Произнесите Ц, теперь Антон произнеси Ц, Лера, Карина.

- Язык и зубы мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук (Ц). Гласный или согласный этот звук? (Согласный)

- Звонкий или глухой? (Звонкий)

- А ещё ребята он всегда твердый.

 

2.Придумайте, пожалуйста, слова со звуком (Ц) в начале слова, в конце слова, в середине.

(Открываем букву.)

3. Звуковой анализ слова.

Длинным клювом тонким  

Схватит лягушонка

Капнет с клюва капля

Кто же это?...(цапля)

- Кто это цапля? Где живет? Чем питается?

- Сколько слогов в слове цапля?

-Назовите первый слог, второй.

- Назовите все звуки в слове цапля по порядку.

- Назовите первый звук.

- Какой это звук?

- Каким кружочком мы его обозначим?

- Какой второй звук в слове ЦАААПЛЯ?

- Какой это звук? Каким кружочком мы его обозначим?

- Какой третий звук в слове ЦАПППЛЯ? Каким кружочком мы его обозначим?

- Какой это звук?

- Какой следующий звук, ЦАПЛЛЛЯ?

- Какой это звук? Какой кружочек нужно взять?

-Какой  последний звук в слове ЦАПЛЯААА?

- Какой это звук? Обозначьте его кружочком.

- Сколько всего звуков в этом слове? (5)

-Сколько гласных? Назовите их.

- Сколько согласных? Назовите их

- Назовите твердые согласные звуки.

(Открываем букву.)

4. Игра «Светофор»

На столе лежат картинки, в названии которых встречается звук «ц».

- Если звук «Ц» в начале слова – красный свет.

- Звук «ц» в середине слова – желтый свет

-В конце слова – зеленый.

Воспитатель показывает красный свет,  дети, у которых картинка со звуком в начале слова переходят на другую сторону и т. д.

(Открываем букву.)

5.Игра «Один – много».

(С мячом) Дети встают в полукруг.

Воспитатель  говорит слова в единственном числе, а ребенок, которому бросили мяч – во множественном числе.

Например: ранец – ранцы

                   Птенец – птенцы

(Конец, лицо, огурец, овца, ножницы, танец, скворец, палец, заяц, месяц, птица).

-Во всех этих словах есть какой звук?

(Открываем букву.)

6. Знакомство с буквой.

- Звук «Ц» обозначается на письме буквой Цц. (Показ буквы)

- На что похожа эта буква?

- Давайте ее нарисуем.

Гимнастика для пальчиков.

Воспитатель показывает как нарисовать букву Ц на доске.

- Давайте попробуем нарисовать ее в воздухе, на ладошке.

_ А теперь нарисуйте букву в тетради, большую – столько раз, сколько хлопну я в ладоши. Маленькую столько – сколько пальцев у вас на правой руке.

(Работа в тетрадях)

- Хорошо, положили ручки.

(Открываем букву.)

7. Читаем сами.

-Ребята, а теперь попробуйте прочитать слоги с буквой «Ц».

На наборном полотне выложены слоги:

Ца, цо, цы, ци, цу, це.

Читаем хором.

Чтение слов со звуком «ц».

Воспитатель показывает карточку со словом, ребенок читает слово.

(овца, лицо, цыган, птица, заяц)

(Открываем букву.)

8. Придумай предложение.

У каждого ребенка на столе лежит сюжетная картинка.

- Ребята придумайте предложение по картинке, чтобы в предложении было слово со звуком «ц».

(Открываем букву.)

9. Буквы рассыпались

Воспитатель выкладывает на наборном полотне буквы.

- Ребята, посмотрите на буквы (КЕЦВОТ), нужно из них составить слово.

-Кто составил, скажет мне его на ушко.

-Правильно! Это цветок.

- А как будет называться профессия человека, который выращивает и ухаживает за цветами?

(Открываем букву.)

10. Итог.

Все задания вы сделали, а теперь посмотрите на наше дерево и скажите, какое слово было спрятано.

МОЛОДЦЫ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")

Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...

Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).

Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...

Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.

методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"

Презентация  адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....