Конспект Непосредственно образовательной деятельности с дополнительной квалифицированной коррекцией По образовательной области «Коммуникация» по теме «Звук Ш – буква Ш» группы компенсирующей направленности
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Спицына Галина Анатольевна

Занятие для детей старшего дошкольного возраста.Цель познакомить с буквой Ш.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Профессиональный конкурс работников образования

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества

(2012-2013 учебный год)

Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии: дошкольное образование

Лангепасское городское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №10»Белочка»

Конспект

Непосредственно образовательной деятельности с дополнительной квалифицированной  коррекцией

По образовательной области «Коммуникация»

по теме «Звук Ш – буква Ш»

группы компенсирующей направленности

Автор – составитель

учитель – логопед 1 кв. категории

Спицына Галина Анатольевна

 «Коррекционно-развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста»

                                                                                                     

Тема занятия:

        Звук и буква Ш

Тип занятия:  

         занятие обобщения и систематизации новых знаний.

Вид занятия:

         традиционный.

Цель занятия:

        формирование правильного  произношения звука /Ш/ в спонтанной речи

Задачи занятия:

        1.Коррекционно-образовательные

  • Автоматизировать звук {ш} в слогах, словах
  • Познакомить детей с буквой    Ш

        2.Коррекционно-развивающие:

  • Развивать общую , мелкую и артикуляционную моторику,
  • Развивать фонематические процессы

        3.Коррекционно-воспитательная:

  • Воспитывать у детей навык самоконтроля за правильным произнесением поставленного звука

Средства обучения:

Предметные картинки по теме «Классификация предметов»на каждого ребенка по 4,цветная бумага, ножницы,  счетные палочки, компьютер, флеш-карта, слайдовые презентации

Этапы занятия:

Организационный момент

Этап формирования органов артикуляции

Постановка цели занятия.

Работа по теме занятия.

Физкультминутка

Знакомство с новой буквой.

Итог занятия.

Домашнее задание.

Методы и приемы:

Артикуляционная  гимнастика

Логоритмика

Информационно-коммуникационные технологии

Формирование звукового анализа

Развитие мелкой моторики руки

Заучивание стихотворений, чистоговорок

Ход занятия:

1.Организационный момент

Приветствие детей.

 Логопед.  Дети, у нас на экране 4 картинки. Три между собой дружат, а одна лишняя, угадайте, какая и почему.

Дети - лишний тигр, он дикое животное, а остальные  - домашние.

Л.- давайте вспомним, как мы объединяем предметы в одну группу

Просмотр презентации  Классификация предметов» слайд 5.

Л.  Поиграем в игру «4 лишний». Разложите свои картинки на столах. Найдите лишнюю, покажите своему соседу по столу и объясните почему, эта картина лишняя.

2. Артикуляционная гимнастика /  подготовка артикуляционного аппарата к формированию правильного уклада шипящих звуков, развитие длительного выдоха/

Логопед -   Cели  ровно, а теперь будут работать наши  язычки и губки.

Упражнение «Лягушка».  /губы улыбаются/ слайд6.

       Подражаем мы лягушкам

       Тянем губы прямо к ушкам.

       Улыбнулись губки,

       Вот и наши зубки.

Упражнение «Качели». Слайд 7

/кончик языка поднимаем к верхним зубкам и опускаем к нижним/

        Сели дети на качели,

       мы взлетели выше ели.

       На качелях вверх и вниз

       Ты качаться не ленись.

Упражнение «Чашечка»  слайд 8

/передний край языка «заворачиваем» и поднимаем к нёбу/

        Вкусных мы блинов поели,

        Выпить чаю захотели.

        Любим пить мы крепкий чай,

        Ну-ка, чашку подставляй.

/каждое упражнение выполняем по 2-3 раза/

 Логопед - Вспомните, как называются звуки, при произнесении которых вам ничего не мешает, ни губы, ни зубы, ни язык?

Дети -это гласные. А, О,У, И,Ы

Логопед – споем их.

Поем гласные сопровождая их рукой. /А – открытая ладонь, О – пальцы соединены в кольцо,

У –два пальца вытянуты вперед, И – как бы растягиваем пальчиками улыбку, Ы - указательные пальцы обеих рук прижаты к уголкам рта.  «зубки волка»/

II,Основная  часть. Постановка цели занятия.

Логопед А как называются звуки, которые свистят, шумят, рычат.

Дети  Согласные.

Логопед - Я прочитаю рассказ, а вы  послушайте и запомните, какой согласный звук здесь встречается чаще всего.

Рассказ  «Миша-шалун» слайд 8

        Миша-шалун шалил с котенком. Котенок мяукал, бабушка отняла котенка. Миша обиделся и ушел в лес, увидел там шишку, кинул в нее шапку, в шишку не попал, а шапка повисла на ветке.  Нет шишки, нет шапки, так и пошел Миша домой.

Логопед Так какой же согласный  часто встречается в этом рассказе.

Дети   Звук  /Ш/.        Это песенка лопнувшего шарика – ш-ш-ш.

Логопед  Сегодня мы будем   правильно произносить этот звук в словах. Повторяйте вместе со мной.

 Чистоговорки  .

        Ши-ши-ши-как конфеты хороши.

        Шо-шо-шо-шо- мойте руки хорошо.

        Шу-шу-шу-шу- я к столу вас приглашу.

        Ша-ша-ша-ша- будем кушать неспеша.

Логопед   - Вспомните и назовите слова со звуком ш   в рассказе «Миша шалун».

/ Миша, шалун, бабушка, шишка, шалил, шапка, пошел,/

Пересказ рассказа с помощью наглядных картинок.  Слайд 8

Логопед -Мы будем играть в игру  «Подскажи словечко»  Слайд 9

        Сегодня все ликуют:

        В руках у детворы

        От радости танцуют

        Воздушные …../шары/

        Он с бубенчиком в руке,

        В сине-красном колпаке,

        Он веселая игрушка,

        А зовут его  …../ петрушка/

Логопед -Молодцы, ребята, все загадки отгадали.

III. Физкультминутка.

Логопед -  Мы сидели, занимались, устали.  Вот веселый медвежонок Мишка и зовет нас  поиграть.

Логоритмическая   пауза.  Слайд 10

     Мишка  ложечкой звенит

     Наших деток веселит.

     Динь-динь-динь,

     Наших деток веселит.

      Мишка в дудочку дудит,

     Наших деток веселит.

     Ду-ду-ду-ду-

     Наших деток веселит.

      Мишка в барабан стучит,

     Наших деток веселит,

     Бум-бум-бум-бум-

     Наших деток веселит

/дети выполняют движения по тексту песенки/

IV.Знакомство с буквой Ш.   Связь  звука и буквы.

Логопед -  Звуки мы поем и слушаем, а что же мы пишем и читаем?

Дети -  Буквы мы пишем и читаем, а звуки поем, говорим  и слушаем.

1.Рассматривание буквы Ш.

2.Выкладывание буквы из палочек.

3. Заучивание стихотворения:  Слайд 11

        Буква   ш,  как гребешок,

        Куклу причеши, дружок.

        Три зубца рядочком ставим

        И внизу соединяем!

3. Вырезывание буквы ш из цветной бумаги.

V.Итог занятия.

Логопед -   Ребята, звук ш очень хитрый звук.  Он может жить и в начале слова и в середине и в конце.

Посмотрите на картинки, назовите их.  /кошка, мышка, шары, лягушка/Найдите картинку, в названии которой звук    ш  стоит в начале слова.  Слайд 12

Дети  Шары.

Логопед - Вы, молодцы, отгадали все загадки, определили место звука ш в слове, правильно называли слова с этим звуком.

А дома найдете картинки, в названии которых звук ш стоит в конце слова  и приклеите их в тетрадь.

Дети забирают домой  вырезанные буквы, чтобы приклеить их в тетрадь.

Библиография

1.Волкова.Г.А.  Логопедическая ритмика: учебник для студентов пед. институтов. -СПб .:Петербург – XXI  век,1998.

2.Жукова Н.С, Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б.  Преодоление  общего недоразвития речи у дошкольников. – М.:Просвещение,1990

3. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе  для детей  с общим недоразвитием  речи.- СПб.: ДЕТСТВО -ПРЕСС, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе в образовательной области "Коммуникация" на тему: Белоснежка и семь гномов

Программное содержание:-Обобщить  и систематизировать знания  детей о весне.-Самостоятельно находить признаки весны.-Учить детей образовывать однокоренные слова при помощи уменьшительн...

конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы образовательная область «Познание» на тему: «Зимующие птицы» воспитатель Матвеева Светлана Анатольевна

Программное содержание:Образовательная область  «Познание»-расширение и систематизация представлений о зимующих птицах;-развивать умения различать по внешнему виду и называть их;-закреплять умени...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми, имеющими ОНР, подготовительной к школе группы. Тема : Звук Ж, буква «Ж».

Цель: Познакомить с буквой «Ж» и звуком  Ж через интеграцию образовательных областей: познание, коммуникация, художественная литература, социализация, безопасность, здоровьесохранение...