Конспект по обучению грамоте "Гласные звуки"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Матвеева Кристина Александровна

Итоговое занятие кружка "По дороге к школе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_obucheniyu_gramote_glasnye_zvuki.odt10.07 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе, тема «Гласные звуки и буквы»

Автор: Матвеева Кристина Александровна, воспитатель. 1кв. категория.

Задачи:

Закреплять знания детей о гласных звуках А, О, У, Ы, Э и буквах, обозначающих эти звуки.

Упражнять в подборе слов с гласными звуками в разных позициях.

Продолжать учить детей выделять первый и последний звук в слове.

Закреплять понятия «звук», «буква».

Упражнять в определении количества слогов в слове.

Совершенствовать умение детей точно по смыслу отвечать на вопросы, правильно строить предложения.

Развивать логическое мышление, память и мелкую моторику детей.

Воспитывать интерес к обучению грамоте.

Материал:

Магнитная доска; предметные картинки, в названии которых 1,2,3 слога; игрушки; раздаточный материал: цветные фломастеры, карточки.

Ход НОД:

Дети входят в зал, садятся за столы.

Воспитатель:

Ребята, я приготовила для вас загадки.

Загадки про буквы

Обруч, мяч и колесо

Вам напомнят букву ...

(О)

В старом дереве дупло

Ну совсем как буква ...

(О)

Если сделаю я губки

Очень тоненькою трубкой,

Звук потом произведу,

То услышишь звук ты ...

(У)

Подал Эдик Эллочке

Эскимо в тарелочке,

А Эллине с Аллочкой

Эскимо на палочках.

Это эскимо тебе

Дарит лично буква ...

(Э)

Я не знаю в чем секрет,

На эту букву слова нет.

Только буквы все важны,

Мы запомним букву ...

(Ы)

Вот два столбика наискосок,

А между ними поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква …

(А)

Воспитатель:

Вы отгадали все загадки и правильно выбрали буквы. Скажите, а какие звуки обозначают эти буквы (гласные). Почему эти звуки называют гласными? (произносятся без препятствия, тянутся, поются). Давайте пропоем гласные звуки:

Мальчики - громко,

Девочки – тихо;

Протяжно – отрывисто;

От тихого до громкого и наоборот.

Игра «Немые звуки»

Взрослый, или ребенок показывает артикуляцию гласного звука, а дети громко произносят этот звук.

Воспитатель:

Молодцы! Звуки мы что делаем? (произносим и слышим). А что мы видим и пишем? (Буквы).

Задание 1: подбор слов со звуком А

Воспитатель:

Отгадайте-ка загадку:

Жил, да был зверёк в лесу,

Боялся волка и лису.

Шкурка серою была.

А в названии – звук А.

Что же это за зверёк? (заяц). Дети произносят слово, выделяя голосом звук А – за-а-аяц.

Есть у зайца огород.

Что же у него растёт?

Овощи ты называй,

Про звук А – не забывай!

Дети подбирают слова, в названии которых есть звук А.

Воспитатель:

К зайцу гости приходили

И игрушки подарили.

А в названьях, шла молва,

У игрушек был звук А.

Давайте и мы подарим Зайчику игрушки со звуком А в названии.

Мальчишки подарят игрушки, которыми играют мальчики, а девочки – игрушки, которыми любят играть девчонки.

Дети подбирают и дарят игрушки зайчику.

Воспитатель:

Игрушки, с каким звуком мы подбирали? (Ответы детей) Можем ли мы увидеть звук А? (нет), а что мы можем увидеть? (букву А)

Задание 2: изменение существительных по падежу

Воспитатель:

А умеете ли вы играть в игру «Один-много»? (Да).

Воспитатель:

Наши дети любят играть в эту игру, и тебя мы приглашаем поиграть вместе с нами. Игра с мячом: Воспитатель кидает мяч ребенку и произносит слово в единственном числе, ребенок возвращает мяч воспитателю и произносит это же слово во множественном числе.

Шар – шары

Стол – столы и т.д.

Воспитатель:

Скажите, ребята, а какой звук стоял в конце ваших ответов (звук Ы). Этот звук вы можете увидеть? (нет), А что вы можете увидеть (букву). Молодцы, справились и с этим заданием. Получайте обратно вашу букву Ы.

Задание 3: динамическая пауза «Покажи - не торопись, и смотри не ошибись»

Воспитатель:

Назовите части лица, в названии которых прячется звук О. (Нос, рот, лоб.). А сейчас я посмотрю, какие вы внимательные. Предлагаю вам поиграть в игру «Покажи - не торопись, и смотри не ошибись».

Взрослый предлагает детям указательным пальцем правой руки показать – рот, нос, лоб. Затем несколько раз меняет порядок слов, усложняя игру неправильным показом.

Воспитатель:

Какой гласный звук прячется в середине слов: рот, лоб, нос? (звук О). Можем ли мы увидеть звук О? (нет), а что мы можем увидеть? (букву О). Четвертое задание мы выполнили.

Задание 4: определение количества слогов в словах

Воспитатель:

Отгадайте ребята еще одну загадку: я лаю со всякой собакой и вою со всякой совой и каждую песню твою я вместе с тобою пою. (эхо)

Воспитатель:

А какой первый звук в слове ЭХО? (Э).

Звук мы не сможем увидеть, а что мы увидим, ребята? (букву).

Какие молодцы и девчонки и мальчишки. А какие звуки обозначают этими буквами (гласные). Вы отлично справились с моими заданиями, и я хочу предложить вам выполнить задание на карточках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по обучению грамоте "Звук и буква ы"

Конспект открытого занятия в соответствии с ФГОС по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР...

Конспект по обучению грамоте "Звук и буква Ё"

Конспект для детей старшего дошкольного возраста по обучению грамоте "Звук и буква Ё"...

Конспект по обучению грамоте Звуки Д, Дь (подготовительная группа)

Данный материал представляет конспект занятия по обучению грамоте на звуки Д,Дь. Подходит для работы в логопедической подготовительной  группе....

Конспект по обучению грамоте "Звук [Т], буква Т"

Конспект по обучению грамоте "Звук [Т], буква Т"...

Конспект по обучению грамоте "Звук и буква Ч"

Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы....

Конспект по обучению грамоте. Звук [Й] и буква Й

Тема: Звук[Й]. Буква ЙЦели: расширение представления о букве Й и звуке [Й’]Задачи: уточнение различий между фонемой и графемой; обогащение опыта чтения слогов, различение оптически сходных ...

Конспект по обучению грамоте "Звук и буква Р"

Задачи:Коррекционно-обучающие: знакомить с буквой «Р»; закреплять произношение звука «Р» в слогах, словах, предложениях; учить составлять слова по первому звуку в слове; о...