звук Т
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Титова Анастасия Николаевна

конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_t.docx23.41 КБ

Предварительный просмотр:

«Звук Т»

Цель: Создание условий для формирование представлений о согласным твердом звуке  Т, и букве Т 

Задачи:

Коррекционно-образовательная:

Научить  детей правильно произносить звук Т, познакомить детей с глухими согласным звукам.

Учить детей давать акустическую и артикуляционную характеристику звука с опорой на различные виды контроля.

Продолжать учить звуко-слоговому анализу слогов и слов

Деление слов на слоги

Составление предложений по предметным картинкам

Продолжать учить детей определять место звука в слове.

Коррекционно-развивающие:

Развивать артикуляционную и мелкую моторику, через использование игровых технологий.

Развивать фонематические процессы: умение слышать звуки, выделять их в потоке речи, умение определять наличие и место звуков в слове.
Развитие памяти, внимания, восприятия и других психических процессов.

Коррекционно-воспитательная:

Учить детей внимательно вслушиваться в речь взрослого.

Воспитывать отзывчивость, умение работать в коллективе и индивидуально, умение слушать педагога и других детей.

Интеграция: "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Художественно-эстетическое развитие

Здоровьесбережение: Пальчиковая гимнастика, физминутка

Методы и приемы:

Практические: физкультминутка, пальчиковые игры

Наглядные: рассматривание картинок,

 Словесные: беседа,  вопросы , уточнения

Оборудование: Мягкая игрушка –кот с часами и бантиком. Зеркала индивидуальные.

Полоски для определения места звука в слове.

Фишки красного и синего цвета для составления звуковых схем.

Тарелки с символами гласных звуков и звука «Т»- молоточка.

Ход:

1.Орг. момент.

Логопед:

- Дети, поздоровайтесь с гостями.

А теперь повернитесь ко мне, улыбнитесь и с хорошим настроением садитесь на места.

Сюрпризный момент

Сегодня к нам в группу пришел кот. Зовут его Том. Он собрался на день рождения к мышонку, приготовил для него подарок- сюрприз. Что это- мы узнаем позже. А пока выполняем вместе со мной, как Том собирался на праздник.

Самомассаж. (выполняются действия по тексту)

Том причесался, расправил усы,

Надел часы, повязал бантик – и стал он франтик.

Размечтался наш кот, что же приготовит на угощение мышка…

Артикуляционные упражнения.

Может, это будет рыбка (раскрывают и закрывают рот, как рыба).

Может, это будут блины (упражнение «Блинчик»).

А может, это будет молоко (лакают молоко).

Или большая миска (упражнение «Чашечка»), а в ней сметанка («вкусное варенье»).

Если же ничего этого у мышки на столе не будет, Том рассердится («горка») и станет ловить мышку за хвостик («прикусываем кончик языка»).

Пошел кот в гости, а на улице-то мороз.

(Массаж)

Щиплет щеки, щиплет нос,

щиплет ушки, щиплет губки,

забирается под шубку.

Вот и зашел кот погреться к нам в сад и поиграть с детками. Послушайте загадку от кота Тома.

В доску гвозди забивает 

И при этом напевает:

-Тук- тук- тук, ток-ток-ток

Я весёлый                    (котолом).

-Млодцы. Это молоток. Как стучит молоток? Догадались, с каким звуком мы сегодня познакомимся? Да, это звук «Т».

Характеристика звука

Подвиньте к себе зеркала, произнесите еще раз, как стучит молоток, рассмотрите артикуляцию.

А теперь расскажите мне, что делают губки, когда мы произносим звук Т? (они улыбаются).

Что делают зубки (приоткрыты).

Что делает язычок?(стучит под верхними зубками).

Как выходит воздух из ротика? (толчками).

Что делает наш голосок -спит или звенит? (спит).

Вывод: Звук «Т» -согласный, его нельзя петь. Он твердый и глухой, т.к. голосок спит.

Символом звука «Т» будет синий молоточек.

В какой дом мы поселим этот звук? (в синий, где нет колокольчика, т. к. он согласный и глухой).

А сейчас, детишки, поиграем в кошки- мышки.

Мышкой будет звук «Т» , а вы- кошками.

Игра «Поймай звук» (хлопнуть, если услышишь звук «Т» в ряду других звуков); в цепочке слогов.

Кот предлагает вам повторить слоговые цепочки

Ну-ка, ушки на макушке,

Слушай, не зевай, за котом все повторяй.

Та-та-ту, та-та-то, та-то-ты, ту-та-то

Гвоздь не забивается, Томас огорчается (рассерженно)

Та-то-ту, то- ту-та…

Молоток не удержал, и он с лестницы упал

–тук-так, ток- так, тык-ток, так-ток.

А сейчас я предлагаю вам картиночки назвать, где звук спрятался – узнать.

Определение места звука в слове. (у доски –один ребенок, остальные выполняют задание на столах).

Физминутка (Координация речи с движением)

От-от-от- вот шагает бегемот

Ут-ут-ут-лисы, крадучись, идут.

Ут-ут-ут- дети от зверей бегут.

Ит-ит-ит-зайка под кустом сидит.

Ат-ат-ат- мы шагаем на парад.

Мы шагаем, мы шагаем, слова на слоги разделяем-каждый ребенок выполняет задание и садится.

(на доске картинки, дети делят слова на слоги шагами) –торт, трап, троллейбус, трон, трава, труба, такси, тумба, кот, хобот, Айболит, самолет ….

Игра «Живые звуки» (у детей символы гласных звуков и символ звука «Т»)

Составляем обратные слоги ОТ, АТ, УТ, ИТ.

Под слогами из символов составляем звуковую схему слога фишками красного и синего цвета)

Звуковой анализ слогов (сколько звуков услышали? Какой первый звук? Какой второй? Какой звук гласный? Как его обозначаем?(фишкой красного цвета). Какой согласный? Как его обозначаем?

(фишкой синего цвета, потому что он твердый ).

Звуко-слоговой анализ слов: Том

Печать буквы в тетрадях

Вы, ребята, молодцы. Все задания выполнили. Пришло время узнать, что же за подарок приготовил Том для мышки (на столах разрезные картинки, дети собирают их, должен получиться торт).

Итог.

Том согрелся и пойдет дальше, а мы с вами скажем ему спасибо за то, что познакомил нас с новым звуком. С каким звуком мы сегодня познакомились? Какой это звук? Как обозначается этот звук? Вам было интересно? Какое задание было трудным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки

конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...

Постановка,автоматизация и дифференциация свистящих звуков.Звук [с]Звук [з]

Представлен материал на постановку, автоматизацию и дифференциацию свистящих звуков...