Гласные и согласные звуки.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Лялина Елена Алексеевна

Учить детей правильно произносить гласные и согласные звуки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glasnye_i_soglasnye_zvuki.docx289.4 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия №2 по обучению грамоте

 в подготовительной группе (6-7 лет)

На тему «Гласные и согласные звуки»

Доминирующая область: речевое развитие

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, физическое.

Цель: научить правильно произносить гласные и согласные звуки.

Программное содержание:

 -развивать фонематический слух путем различия на слух звуков в словах.

-совершенствовать дикцию, отчетливое произношение слов и словосочетаний.

-учить определять место звука в слове (начало слова, середина, конец).

-работать над интонацией и выразительностью речи.

- Воспитывать самостоятельность в выполнении задания.

Предварительная работа: работа со звуками, рассматривание схем, игры «Определи звук в слове», «Назови слово с заданным звуком».

Материалы и оборудование: конверт с письмом от Пиши-стирай, домики синий и красный, картинки для определения звуков, круги (синий, зелёный, красный), тетради, картинки-схемы гласных и согласных звуков, изображения мимики (огорчение, радость, восторг, уныние)

Предполагаемый результат: Дети научатся слышать и выделять гласные и согласные звуки в словах.

Структура занятия

1.

Вводная часть

Письмо от Пиши-читай

2 мин

2.

Основная часть

-Назови имя мамы, подруги, друга

2 мин

-Определи звук

3 мин

-Домики

4 мин

-Отгадки звуками

5 мин

-Физкультминутка

2 мин

-Что такое мимика

4 мин

-Инсценирование сказки «Курочка Ряба»

6 мин

3.

Заключительная часть

Подведение итогов

2 мин

Длительность занятия: 30 минут

Ход занятия

  1. Вводная часть

Воспитатель открывает конверт, достает письмо, читает:

 «Дорогие ребята, скоро вы идете в школу, поэтому должны много знать и уметь. Я посылаю вам свой волшебный конверт с заданиями. Если вы справитесь со всеми моими заданиями, это значит, что вы готовы к школе. Тогда я поздравляю вас заранее. А если какие-то задания вам покажутся очень сложными, и вы будете затрудняться в их выполнении, то тоже не беда. У вас еще есть время до начала учебы в школе, и вы успеете позаниматься и устранить свои пробелы в знаниях. Я желаю вам удачи! В добрый час! Пиши – читай

Воспитатель: Вот так сюрприз. Пиши - Читай прислал нам свои задания. Ну что, постараемся выполнить эти задания? (Да).

-Проверим, чему мы научились в прошлый год, и узнаем также, чему еще стоит поучиться до начала учебы в школе, чтобы и учителя, и родители могли нами гордиться.

Воспитатель: Ну, что, ребята, справимся с заданиями? (да) 

- До того как пойти в школу, мы должны научиться слышать все звуки в слове и определять, какой звук гласный или согласный.

2. Основная часть.

  • Назови имя мамы, подруги, друга

(обращается воспитатель к нескольким детям)

-Какие звуки ты произносишь свободно и долго?

Одни звуки ты произносишь свободно. Они состоят из одного голоса, поэтому называются гласными звуками. Ребята, вы должны запомнить, что гласные звуки мы обозначаем красным цветом, голос выходит свободно, поется, ничто ему не мешает (показывается картинка-схема). Согласные звуки встречают преграду в виде зубов, губ, языка. Мы обозначаем синим цветом (если слышим твердо) или зеленым (если слышим мягко) (показывается картинка-схема).

Гласные тянутся                                    А согласные согласны

К песенке звонкой,                                Шелестеть, шептать, свистеть.                                                            

Могут заплакать                                    Даже фыркать и скрипеть                            

и закричать.                                            Но не хочется им петь

В темном лесу

Звать и аукать.

Но не желают

свистеть и ворчать.                                                                    В. Берестов

  • Игра «Определи, какой звук и подними кружок нужного цвета»

-Предлагаю сыграть в игру. Я буду называть звуки, а вы – определять звук гласный или согласный, согласный твёрдый или мягкий и поднимать нужный цвет (Педагог называет звук – дети поднимают кружочки соответствующего цвета) 

  • Игровое упражнение «Засели картинки в нужные домики»

Педагог достает два картонных домика с красной и синей крышей, а также картинки.

- Ребята, перед Вами домик с красной крышей и домик с синей крышей (Педагог крепит их на мольберте). А также картинки. Вам нужно будет определить с какого звука (гласного или согласного) начинается слово на картинке и заселить её в нужный домик.

  • Запись звуками отгадок и закрашивание гласных.

Отгадай загадку и запиши отгадку,

а) Под полом таится, кошки боится. (мышка)

Закрасить гласные.

б) У порога плачет,

Коготки прячет,

Тихо в комнату войдет,

Замурлычет, запоет. (кошка)

  • Физкультминутка

На зарядку солнышко                                      А над нами весело

Поднимает нас.                                                 Шелестит листва.                                            

Поднимаем руки мы                                        Опускаем руки мы                                        

По команде - раз!                                              По команде - два!                                      

                                 Ветер дует нам в лицо,

                                 Закачалось деревцо.

                                Ветер тише, тише, тише.

                                Деревцо все выше, выше.

  • Что такое мимика.

Будете изображать кошку, мышку, петуха. (Изображение.)

Вы использовали звуки, движения, мимику, изменяли голос.

Мимика - это различные выражения лица. Показ воспитателем изображения мимики (огорчение, радость, восторг, уныние).

А ты знаешь, что первое впечатление о тебе создается по тому, как

ты двигаешься, какой у тебя голос, какая мимика?

Зарисовка в тетрадях детьми рожиц.

                                       

  • Инсценирование сказки «Курочка Ряба».

3.Заключительная часть.

-Что было интересно?

-Что нового узнали?

-Какое задание понравилось больше всего?

            

                                             

«Дорогие ребята, скоро вы идете в школу, поэтому должны много знать и уметь. Я посылаю вам свой волшебный конверт с заданиями. Если вы справитесь со всеми моими заданиями, это значит, что вы готовы к школе. Тогда я поздравляю вас заранее. А если какие-то задания вам покажутся очень сложными, и вы будете затрудняться в их выполнении, то тоже не беда. У вас еще есть время до начала учебы в школе, и вы успеете позаниматься и устранить свои пробелы в знаниях. Я желаю вам удачи! В добрый час! Пиши – читай

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

гласные и согласные звуки.повторение

Тема: Гласные и согласные звуки. Повторение.Цель: воспроизвести в памяти изученный ранее материал.Задачи: повторить понятия: звуки, гласные звуки, согласные звуки, позиция звука в слове; работать над ...

"Гласные и согласные звуки"

Учить дифференцировать гласные и согласные звуки, различать эти звуки на слух. Упражнять деление слов на слоги. Учить самостоятельно, схематично составлять слова. Уметь внимательно выслушиват...

НОД по обучению грамоте на тему "Гласные и согласные звуки".

В данном материале предстален конспект НОД по обучению грамоте. Материал будет интересен для оспитателей и учителей - логопедов....

Закрепление понятий "гласные и согласные звуки".Слоги.

Занятие по обучению грамоте.Авторские игры ....

Конспект занятия. Тема занятия: «Знакомство с понятиями гласные и согласные звуки».

Подгрупповое логопедическое занятие в старшей группе для детей с диагнозом: Тяжелое нарушение речи, общее недоразвитие речи 3 уровень речевого развития.Тема занятия: «Знакомство с понятиями гласные и ...

КОНСПЕКТ открытого мероприятия НООД по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «В стране звуков. Знакомство с гласными и согласными звуками. Звуковой анализ и синтез»

-закрепить знания детей о том, что слово звучит, т.к. состоит из звуков;-учить сравнивать слова по длине;-дать знания о том, что звуки отличаются друг от друга (гласные и согласные);-познакомить с сим...

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы по закреплению знаний о гласных и согласных звуках по теме "Гномы".

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы по закреплению знаний  о гласных и согласных звуках  по теме " Гномы"....