Конспект непосредственной образовательной деятельности «Куда пропала буква Ж?» для детей 6-7 лет старшей разновозрастной группы
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)

Затеева Галина Федоровна

Создать условия для выявления степени усвоения детьми знаний и умений, полученных на предыдущих занятиях за год обучения через игровую ситуацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_2022.docx30.08 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Илетский детский сад «Улыбка»

Конспект непосредственной образовательной деятельности

«Куда пропала буква Ж?»

для детей 6-7 лет старшей разновозрастной группы

Разработчик:

Воспитатель МДОУ «Илетский

 детский сад «Улыбка»

Затеева Г.Ф.

2022 год

Цель: создать условия для выявления степени усвоения детьми знаний и умений, полученных на предыдущих занятиях за год обучения через игровую ситуацию.

Задачи:

Образовательные:

закрепить понятия «гласный звук» и «согласный звук»,

закрепить умение дифференцировать на слух гласные и согласные звуки,

совершенствовать умение определять и называть количество слогов в словах,

упражнять в определении места звука в слове,

учить составлять и читать слова,

закреплять умение составлять и разбирать предложения,

Развивающие:

развивать фонематическое, зрительное и слуховое восприятие,

развивать внимание, память, мышление,

учить внимательно вслушиваться в речь взрослого,

правильно отвечать на вопросы полными предложениями;

Воспитывающие:

воспитывать самостоятельность, активность, коммуникативность, дружелюбие,

воспитывать интерес к обучению грамоте.

Материалы и оборудование: карточки с заданиями, аудиозапись письма, буквы на доске.

Ход НОД:

Перед занятием дети здороваются с гостями.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости – воспитатели и педагоги нашего детского сада, а гостям мы всегда рады. Они пришли посмотреть, как мы с вами занимаемся. Давайте поприветствуем их. Ребята, скажите мне какое у вас сегодня настроение?  Замечательно! Давайте это настроение сохраним на протяжении всего занятия. 

 Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Мы пожмём друг другу руки

Побежит тепло по кругу

Дорогие ребята! Сегодня к нам в группу пришла посылка и необычное письмо – звуковое. Давайте послушаем его (звучит запись «письма» от волшебника Нечитайки):

«Здравствуйте, ребята я волшебник Нечитайка! Мне очень не нравится читать и когда я увидел у вас на доске буквы решил одну разрезать и раскидать по своей волшебной стране Грамотейка. Добрые волшебники нашей страны заставляют меня учиться читать, а я не хочу. Они задали много заданий. Если вы их выполните за меня я вам верну вашу букву. За каждое выполненное задание я буду вам давать часть буквы.»

Воспитатель: Вот так сюрприз, прислал нам. Ну что, постараемся выполнить эти задания?

 Ребята вы готовы помочь мне вернуть букву Ж? Если мы ее не вернем, то многие слова будут написаны не правильно: жук будет ук, живот- ивот.

А заодно и нашим гостям покажем, чему мы научились, и узнаем также, чему еще стоит поучиться до начала учебы в школе, чтобы педагоги и родители могли нами гордиться.

Ну, что, ребята, вы готовы отправиться в страну Грамотейка? Тогда в путь. У меня есть волшебный указка, которая поможет нам оказаться в стране Грамотейка. Закрываем глазки. 

ЗАДАНИЕ 1 О ЗВУКАХ

 Подумайте и скажите, чем отличаются звуки от букв? (звуки – мы слышим и произносим, а буквы – пишем и видим)

Какие бывают звуки? (гласные согласные)

Гласные тянутся в песенке плавной
Могут заплакать и закричать,
Но не желают свистеть и рычать.

Какие звуки мы называем гласными? (звуки которые тянутся, поются, воздух при их произношении проходит свободно)

А согласные – согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть, но не могут они петь.

Какие звуки мы называем согласными? (это те звуки, при произношении которых нам мешают губы, зубы, язык)

Молодцы, ребята!

- А сейчас нам волшебник предлагает поиграть в игру

А сейчас мы с вами будем составлять звуковые схемы к словам.

Например слово ЛИСА (показать картинку)

Сколько звуков в слове ЛИСА?

Какой первый звук? (ль, согласный, мягкий)

Каким цветом мы его обозначим на нашей схеме? (зеленым)

Назовите второй звук. (и, гласный)

Каким цветом обозначим? (красным)

Третий звук? (с, согласный, твердый, обозначим синим цветом)

Четвертый звук? (а, гласный, красным цветом)

А сейчас, с помощью цветных фишек, которые находятся у вас на столе, вы составите схему слов которые лежат у вас на столе.

- Молодцы!

Умники!

Мы отлично справились с первым заданием! Получайте первую часть буквы Ж.

ЗАДАНИЕ 2 Слоги

Волшебник просит просит вас разделить слова на слоги.

У вас на столе лежат карточки. Нужно расселить их в домики. У нас есть три домика.

В этом доме живут животные, в названии которых один слог.

В этом доме живут животные, в названии которых два слога.

В этом доме живут животные, в названии которых три слога.

Будьте внимательны! Не спешите, сначала подумайте, в какой домик вы поселите животное, которое изображено на вашей картинке.

Сейчас я посмотрю, всех ли животных вы расселили правильно?

А вы мне поможете в этом.

Как мы можем проверить количество слогов в слове?

Правильно, с помощью хлопков в ладоши.

А еще, какое мы знаем правило, как проверить, сколько слогов в слове?

- Верно, с помощью гласных, сколько гласных звуков, столько и слогов.

- И с этим заданием вы справились. Молодцы!

 Получайте следующую часть буквы Ж.

Физкультминутка Игра «ПОЙМАЙ ЗВУК»

ЗАДАНИЕ 3 Предложение

Открываю конверт, достаю схему предложения.

Скажите, что означает каждая полоска на схеме? (сколько слов в предложении)

Как пишем первое слово в предложении? (с большой буквы)

Что ставим мы в конце предложения? (точку)

Придумайте предложение по этой схеме (дети придумывают предложения)

Молодцы!

Динамическая пауза(аудиозапись)

Задание 4:Грамматика!

Игра «Один много»

Игра «Назови правильно предлоги»

Игра «Считаем насекомых»

Молодцы! Много стараний вы приложили, выполняя задания волшебника Нечитайки. Я думаю, он останется довольным.

Воспитатель: Чем мы сегодня занимались на занятии? Что вам больше всего понравилось на занятии?

«Смайлики»

У детей на столах жёлтые круги, на которых они должны нарисовать своё настроение в конце занятия. Если настроение на протяжении занятия было очень хорошее, веселое, то дети рисуют улыбающейся смайлик, а если настроение было не очень хорошее, или что то было не понятно, сложно, то грустный смайлик и прикрепляют его на доску.

Автоматизация [Ж] в начале слова:

  • [ЖА] – жаба, жакет, жатва, жалоба, жалела, жаль, жало;
  • [ЖИ] – живот, жидкий, живопись, жилет, жижа;
  • [ЖЭ] – желудок, жетон, желатин, желание, желе;
  • [ЖО] – жесткий, желтый, желоб, желудь;
  • [ЖУ] – жук, жуткий.

В середине слова:

  • лужа, сажа, стужа, пижама, кожа;
  • лыжи, ножи, пыжик, лежи, наживка;
  • ожог, сапожок, лужок;
  • лежу, хожу, вижу, покажу, мажу;
  • ниже, ближе, ежевика, тоже, уже.

Автоматизация звука Ш в начале слова

  • [ША] – шалун, шахматы, шайка, шаблон, шаман, шесть, шатен, шанс, шаль, шатун, шахта;
  • [ШО] – шов, шок, шоколад, шелк;
  • [ШУ] – шум, шумовка, шутник, шут, шуметь, шутить;
  • [ШЕ] – шелест, шевелить, шелковод, шелуха, шейка, шея, шевелюра;
  • [ШИ] – шипы, шина, шитье, шипеть, шиповник, шипеть.

Автоматизация Ш в середине слова

  • [ША] – каша, ваша, Даша, кашалот, Паша, кушать, туша, душа, мешать, крыша;
  • [ШО] – капюшон, голышом, мешок, тушенка, черешок, ремешок, порошок;
  • [ШУ] – пишу, кошу, ношу, дышу, укушу.
  • [ШЕ] – мишень, утешение, решение, кашель, бешеный, душевный;
  • [ШИ] – машина, вышивать, кувшин, тишина, пушинка, машинист, пришили, ушиб, решили.

Автоматизация звука Ш в конце слова

  • [АШ] – карандаш, ваш, наш, гуашь, торгаш, шантаж;
  • [УШ] – тушьдушкоклюш;
  • [ЫШ] – камыш, детеныш, мышь, малыш, ландыш;
  • [ИШ] – шумишь, финиш, мякиш, пилишь, тишь;
  • [ЁШ] – пьёшь, поёшь, льёшь, берёшь, трёшь.

 

1  

3

2

4

«Здравствуйте, ребята я волшебник Нечитайка! Мне очень не нравится читать и когда я увидел у вас на доске буквы решил одну разрезать и раскидать по своей волшебной стране Грамотейка. Добрые волшебники нашей страны заставляют меня учиться читать, а я не хочу. Они задали много заданий. Если вы их выполните за меня я вам верну вашу букву. За каждое выполненное задание я буду вам давать часть буквы.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности познавательно-речевого направления «По дорожке в зимний лес» в младшей разновозрастной группе

Цель. Продолжать знакомить детей с дикими животными.Задачи.Побуждать детей узнавать и называть животных леса.Формировать у детей элементарные представления о зиме: идет снег, холодно, падают сне...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ТЕМА: «Заведём мотор» (знакомство со звуками [р], [рь], буквой Р)

Данный материал предназначен для знакомства со звуками [р], [рь]; обучения подбора слова с заданными звуками (в начале, в конце, в середине) на основе предлагаемых предметных рисунков, по памяти...