Тема: «Путешествие в волшебную страну грамматику»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
МБДОУ "Детский сад 52 "Аленький цветочек" города Смоленска
подготовила воспитатель: Титова Ольга Игоревна
Смоленск, 2024 год .
Тема: "Путешествие в волшебную страну грамматику"
Цель: познакомить детей с буквой «Р», звуком [Р, Р’ ].
Задачи: Учить называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах. Развивать интонационную выразительность. Закрепить знание интонационных знаков. Развивать у детей фонематический слух, воображение, творческое мышление, ориентировку в пространстве. Закрепить знание гласных и согласных звуков. Упражнять в чтении слогов и слов, в умении составлять предложение с заданным словом и схему к нему. Закрепить умение работать с разрезной азбукой. Закрепить представление о слоговой структуре слова.
Предварительная работа: Работа со звуками. Чтение слогов и слов по слоговой таблице. Составление схем предложений и предложений по схемам. Составление слов из букв разрезной азбуки.
Развивающая среда: Сундучок с семью замками, семь ключей с заданиями. Печенье в форме букв. Разрезная карточка с изображением буквы «Р». Предметные картинки, в названии которых есть звук [Р]. Кассы букв. Карточка с «перепутанными» буквами и цифрами под этими буквами. Матрёшки с цифрами от 1 до 4. Бумага, карандаши. Слоговая таблица. «Крестовина» по методике В. Ф. Базарного.
Ход занятия:
/Стук в дверь/
Воспит-ль: - Ребята! К нам пришла посылка! Написано: «От Деда Грамотея из страны АБВГДейки»! Давайте её распечатаем и узнаем, что там внутри.
/ Дети и воспит-ль распечатывают посылку, достают оттуда сундук и письмо./
Воспит-ль: - Сундучок – то не простой! С семью замками! Давайте прочитаем письмо письмо:
«Дорогие дети группы «Солнышко»!
Пишет вам Дед Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок волшебный, с семью замками. К каждому замку есть свой ключ. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к замкам и сундучок откроется! Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха!
Дед Грамотей. »
Воспит-ль: - Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать ключи?
/Ответы детей/
Воспит-ль: - А вот и загадки здесь в письме. Ищем первый ключ. Он находится там, о чём идёт речь в загадке:
Есть в комнате портрет,
Во всём на вас похожий.
Засмейтесь – и в ответ
Он засмеётся тоже.
Дети: - Это зеркало! Надо искать там, где зеркало!
/Дети вынимают ключ из-за зеркала./
Воспит-ль: - А ключ-то непростой! На нём задание. Вот о каком секрете говорилось в письме Деда Грамотея! Справимся с этим заданием, один замок откроем!
Задание №1.
Воспит-ль: - Помощники Деда Грамотея несли для вас карточку с изображением буквы, да так торопились, что выронили её и та рассыпалась на несколько частей. Если мы её соберём, то узнаем, что это за буква!
/Дети собирают части картинки в целое./
Воспит-ль: - Это буква «Р»!
«Дрожу от страха
До сих пор! –
Воскликнуло полено, -
Похожа буква на топор!
Расколет непременно!»
- Как рычит собака?
Дети: - Р – р – р…
- Как заводится мотор?
Дети: - Р – р – р…
- Что вам помогает произносить этот звук?
Дети: - Язык!
- А если язык помогает, значит, какой это звук?
Дети: - Согласный!
- А теперь посмотрите на крестовину с карточками, найдите и назовите только те предметы, в названии которых есть звук «Р».
/Дети находят и определяют место звука в словах./
Воспит-ль: - Вот вам и первый ключ!
/Дети «вставляют» ключ в первый замок./
Воспит-ль: - Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:
Не куст, а с листочками,
Не человек, а разговаривает,
Не рубашка, а сшита.
Дети: - Книга! Ключ будем искать там, где у нас в группе книги!
/Дети находят второй ключ, выполняют второе задание./
Задание №2.
Воспит-ль: - А задание такое: поиграть в игру « Доскажи словечко». Дед Грамотей очень любит стихи. Однажды он начал вспоминать их, но… забыл слова. Давайте поможем Дедушке!
- Лесники её котят 2) Спи, мышонок, до утра,
Взять домой не захотят. Дам тебе я … (комара).
Ей не скажешь: «Кошка, брысь», -
Потому что это… (рысь). 3) Я сегодня утром рано
Умывался из-под … (крана).
4) Солнце светит очень ярко,
Бегемоту очень … (жарко).
5) Утром дед спросил у внучки: 6) В реке большая драка:
Почему не моешь … (ручки). Поссорились два … (рака).
7) Над лугами, над водой
Хлынул дождик проливной,
А потом повисло
В небе коромысло;
Ребятишек радует
Цветная … (радуга).
/По окончании выполнения задания дети «вставляют» в сундучок второй ключ./
Воспит-ль: - Вот ещё одна загадка от Деда Грамотея:
Посмотрите, дом стоит,
До краёв водой налит,
Без окошек, но не мрачный,
С четырёх сторон прозрачный.
В этом домике жильцы –
Все умелые пловцы.
(Аквариум)
/Дети достают ключ, он находится возле аквариума./
Задание №3.
Воспит-ль: - Вот и третье задание с третьим ключом: это слоговая таблица. Надо прочитать слоги и из них составить слова.
РА | ША |
ЛУ | МА |
РЫ | ХА |
МУ | НА |
РАМА МАША
ЛУША ЛУНА
РАНА ШАРЫ
НАША МУХА
/Дети выполняют задание. Получают ключ, «вставляют» в третий замок./
Воспит-ль: - Слушайте, ребятки, следующую загадку – подсказку, где спрятан ключик:
Это необычный дом!
Поселились буквы в нём.
У всех букв от А до Я
Есть квартирка своя!
/Дети отгадывают: Это буквы алфавита в разрезной азбуке. Находят ключ./
Задание №4.
Воспит-ль: - Правильно! И следующее задание вам надо выполнить с буквами! Вот такая задачка: на фланелеграфе написано слово, но буквы «перепутались» и стоят не на своих местах. Под буквами – цифры. Нужно правильно расставить буквы, начиная с той, под которой стоит цифра «1»:
АЛМСО (МАСЛО)
24135 12345
/Дети справляются с заданием, «открывают» ключом четвёртый замок./
Воспит-ль: - А пятый ключ будем искать вот где:
Что за чудо – кирпичи
Я в подарок получил.
Что сложу из них – сломаю,
Всё сначала начинаю.
/Дети отгадывают: Строительные кирпичики. Находят ключ./
Задание №5.
Воспит-ль: - Вот он, ключик, а на нём задание. Но давайте вспомним, в каком слове мы буквы «расставляли» по местам?
Дети: - Буквы в слове «масло».
- Вот с этим словом надо придумать предложение. Но это ещё не всё. Надо своё предложение записать в виде схемы. Мы это делать уже умеем, но давайте вспомним, как надо правильно составлять схему предложения.
Дети: - Первое слово пишется с большой буквы. Слова пишутся отдельно. В конце предложения ставится знак «.», «!», «?», в зависимости от того, как мы произносим предложение.
Воспит-ль: - Всё правильно. Вот вам бумага, вот карандаши.
/Дети составляют предложения, «озвучивают» его, «записывают» в виде схемы./
Воспит-ль: - Вот, держите ключик! У нас уже пять замков открыты! Трудно? Устали? Вы очень старались! Давайте теперь отдохнём. Угадайте, а кто и в какой сказке тоже искал ключик, только не простой, а золотой?
Дети – Буратино! В сказке «Золотой ключик».
Физминутка:
Буратино потянулся, Руки в стороны развёл,
Раз – нагнулся, Ключик так и не нашёл.
Два – нагнулся, Чтобы ключик нам достать,
Три – нагнулся. Надо на носочки встать.
/Дети декламируют стихотворение. Выполняют движение./
Воспит-ль: - Ну, а чтобы нам найти шестой ключик, отгадаем ещё одну загадку:
Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует, -
А сегодня вечерком
Он раскрасит наш альбом.
Дети: - Это карандаш! Надо искать ключ там, где у нас лежат карандаши!
Задание №6.
Воспит-ль: - Нам предстоит опять отгадывать загадки. И слово – отгадку составить из букв разрезной азбуки.
/Дети садятся за столы, отгадывают загадки, составляют слова из букв разрезной азбуки./
- Лёгкий, круглый, но не мяч, 2) Вот гора, а у горы
И не прыгает он вскачь, Две глубокие норы.
На верёвочке висит, В этих норах воздух бродит:
Зазеваюсь – улетит. (ШАР) То заходит. То выходит. (НОС)
3) Что можно увидеть с закрытыми глазами? (СОН)
4) В голубой станице 5) Кто над нами
Девица круглолица. Вверх ногами
Ночью ей не спится – Ходит, не страшится
В зеркало глядится. (ЛУНА) И упасть не боится? (МУХА)
/Дети выполняют задание, получают ключ, «открывают» шестой замок./
Воспит-ль: - Вот и последний ключ нам осталось найти. Ну, а где его искать, постарайтесь угадать:
Бьют его, а он не плачет,
Только выше, выше скачет!
Дети: - Это мяч! А мячи у нас в спортивном уголке.
/Дети находят ключ./
Задание №7.
Воспит-ль: - Слушайте последнее, седьмое задание! С вами хотят поиграть весёлые матрёшки – сестрички. На сарафане самой маленькой матрёшки стоит цифра «1», на матрёшке побольше – цифра «2», третья – ещё больше, с цифрой «3», а четвёртая – самая большая и цифра на ней «4». Цифра на сарафане обозначает количество слогов в словах, которые вам надо придумать. Я буду показывать вам одну из матрёшек, а вы внимательно смотрите. Какая на ней цифра и найдите предметы вокруг себя, состоящие из заданного количества слогов.
/Дети выполняют задание, ищут в группе предметы. После выполнения задания дети получают седьмой ключ, «вставляют» в замок. Сундучок открывается./
Воспит-ль: - Ребята, посмотрите, что здесь лежит!
Дети: - Это Печенье! Оно в форме букв!
Воспит-ль: - Можно и поиграть с буквами, можно и чай с печеньем попить! Спасибо Деду Грамотею! Ребята, а мы можем как-то отблагодарить Дедушку?
/Дети предлагают свои варианты./
Воспит-ль: - Правильно! Мы можем тоже послать ему посылку. С какой буквой мы сегодня познакомились? Да. С буквой «Р». Давайте эту букву изобразим по своему желанию. А как её можно изобразить?
Дети: - Можно нарисовать. Слепить из пластилина. Выложить из пуговиц или гороха, фасоли. Можно сделать в виде аппликации. И др.
/Детям предоставляется различный материал для изображения буквы «Р»: карандаши, бумага, пластилин, пуговицы, крупа, горох, картон, цветная бумага, клей, ножницы и т. п. Дети выполняют задание./
Воспит-ль: - Скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Деда Грамотея? Что больше всего понравилось? С выполнением какого задания у вас возникли трудности?
- Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки! А теперь предлагаю всем пить чай с волшебным печеньем!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по математике с детьми подготовительной логопедической группы на тему: "Путешествие в волшебную страну Геометрию"
В ходе занятия широко используются дидактические игры, творческие задания, занимательные задачи и вопросы, стимулирующие активность детей, развивающие их восприятие и умение находить способы решения т...
Конспект занятия по развитию сплоченности детского коллектива в подготовительной к школе группе на тему: «Путешествие в волшебную страну».
Конспект занятия по развитию сплоченности детского коллектива в подготовительной к школе группе Цель:Дать возможность детям осознать и вербализовать свои чувства и ощущения, свое настроение...
РАЗВЛЕЧЕНИЕ НА ТЕМУ : «ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОЛШЕБНУЮ СТРАНУ ДЕТСТВА» НА НЕДЕЛИ «ПСИХОЛОГИИ»ПО ПРОБЛЕМЕ: »ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ»
закрепление знаний у детей по худ. литературе , по окружающиму миру...
«Применение методов интерактивного и активного обучения в непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы» Тема: «Путешествие в волшебную страну математики»
Дети отправляются в "волшебную страну математики" чтобы помочь чебурашке. считают до 10 на остановках выполняют задания, и каждое задание приближает к "волшебной стране".Помогают Чебурашке и воз...
Методические разработки по математическому развитию с детьми младшего школьного возраста на тему: "Путешествие в волшебную страну"
Методические разработки по математическому развитию с детьми младшего школьного возраста на тему: "Путешествие в волшебную страну"...
Конспект НОД «Путешествие в Волшебную страну звуков». Логопедическое занятие для детей старшей группы Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОЛШЕБНУЮ СТРАНУ ЗВУКОВ».
Конспект НОД «Путешествие в Волшебную страну звуков». Логопедическое занятие для детей старшей группы Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОЛШЕБНУЮ СТРАНУ ЗВУКОВ»....
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ КЛУБНОГО ЧАСА «В СТРАНЕ АРИФМЕТИКИ» ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОЛШЕБНУЮ СТРАНУ "ЗАНИМАТИКА"
развивать и активизировать у детей умственную деятельность, применяя знания при выполнении заданий....