Открытое занятие на тему "Звук и буква Пп"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Тема «Звук и буква Пп».
Задачи: развивать фонематический слух, формировать навыки анализа и синтеза слогов, развивать зрительное и слуховое внимание, познакомить с новой буквой, развивать мелкую моторику рук.
Оборудование: маленькие картинки на звук [п] и др., цветные палочки, волшебный мешочек с буквами, флажки синего цвета, раздаточный материал для звукового анализа для каждого ребенка, сюжетная картинка с предметами на звук [п], подносики с песком, влажные салфетки, поезд и карточки для определения места звука в слове, картинки для предложений (помидор, письма, пальто, пирог).
Ход занятия.
- Приветствие
Ребята, поприветствуйте наших гостей. Становимся в кружок.
Здравствуй, солнце золотое! (руками рисуем солнце)
Здравствуй, небо голубое! (руки в верх)
Здравствуй, вольный ветерок (качаем руками из стороны в сторону)
Здравствуй, маленький дубок! (присели, пальчики на руках растопырили)
Мы живем в одном краю –
Всех я вас приветствую! (машем руками, приветствуя друг друга)
- Организационный момент.
Ребята, я сегодня шла на работу и увидела в почтовом ящике письмо. Давайте вместе его прочтем.
Педагог читает письмо.
«Письмо для ребят группы «Сказка».
Здравствуйте, ребята. Пишет вам Незнайка. Я хочу пойти в школу, но не знаю что такое звуки, буквы. Какие они бывают. Помогите, пожалуйста, разобраться с этим. Приехать я к вам не могу, поэтому прошу вас прислать мне видео с объяснением.
Заранее благодарю, ваш друг Незнайка»
Поможем Незнайке? У нас стоит камера. Я ее включу и мы все запишем для Незнайки.
Расскажите, что мы делаем со звуками. (Слышим и произносим)
А какие бывают звуки? (гласные и согласные). Верно, ребята.
А что нужно сделать, чтобы записать звук? (написать букву, которая его обозначает). Верно.
А что мы делаем с буквами? (видим, читаем и пишем)
Педагог предлагает детям «волшебные мешочек» с буквами.
Ребята, посмотрите, что лежит на столе. Верно, это волшебный мешочек. Каждый подойдите и возьмите по 1 предмету из мешочка, назовите его.
Я начну первая, у меня много картинок. Теперь вы по очереди.
Дети достают по одной букве и называют ее, вешают на доску.
Молодцы. Нам нужно к каждой этой букве подобрать картинки.
Дети называют картинки, определяют первый звук и ставят картинку под букву.
Молодцы. С этим заданием вы справились.
Предлагаю вам продолжить играть с буквами. Я составлю слоги, а вы их прочитаете.
На мольберте логопед составляет слоги.
Молодцы.
- Рассказывание педагогом стихотворения.
Присаживаемся за стол.
Послушайте внимательно стихотворение.
Поля Павлу под подушку
Положила погремушку.
Какие слова в этом стихотворении начинаются со звука [п]? (Поля, Павлу, под, подушку, положила, погремушку). Правильно.
4. Игровое упражнение «Дополни предложение»
У меня есть еще картинки. Назовите их. Какой первый звук в слове …?
Логопед показывает картинки: помидор, письма, пальто, пирог.
Дети проговаривают названия, определяют первый звук.
Поиграем в игру «Дополни предложение». Я буду начинать предложение, а вы заканчивать используя эти картинки.
На огороде выросли красные ….
Мама испекла вкусный …
Мальчик отправил …
Полина сняла … .
- Характеристика звука
А теперь вместе произнесем звук [п]. Почувствуйте, как воздух размыкает губы.
Как вы думаете, это гласный или согласный звук? (Это согласный звук. Его нельзя петь.)
Верно. Его нельзя петь, во рту есть преграда.
Кружком какого цвета мы будем обозначать звук [п]? (Синим кружком).
А теперь положите руку на горлышко и произнесите звук [п]. Вы что-нибудь слышите?
(Горлышко «молчит». Звук [п] - глухой.)
Правильно.
- Упражнение «Подними сигнал».
Сейчас я хочу проверить, сумеете ли вы отличить звук [п] от других звуков.
Педагог раздает детям цветные флажки.
Я буду произносить звуки, слоги, слова, а вы будете поднимать синие флажки, если услышите звук [п].
Материал: п, у, т, п, т, и, п, т, ау, оп, ут, уп, суп, рот, стоп.
Дети поднимают флажки.
Отлично. Вы были очень внимательными.
- Упражнение «Что получится?».
Педагог достает магнитные кружки для звукового анализа и синтеза и раздаточный материал для звукового анализа.
А сейчас мы поиграем в игру «Что получилось?». Если я сначала произнесу звук [а], потом звук [п]. Что получится? (Ап). Верно.
Каким кружком мы обозначим звук [а], а каким – звук [п]? (Для звука [а] нужно взять красный кружок, для звука [п] – синий. )
Дети выполняют задание на столе, один на доске.
Если я произнесу [у], потом [п], что получится? (Уп). Обозначьте звуки кружками, выложите схему.
Дети выполняют задание на столе, один на доске.
Если я произнесу [и], потом [п], что получится? (Ип). Обозначьте звуки кружками, выложите схему.
Дети выполняют задание на столе, один на доске.
Молодцы. Разберите схему. Если я произнесу [п], потом – [а], что получится? (Па). Выложите схему.
Дети выполняют задание на столе, один на доске.
Отлично.
Убираем схемы, берем палочки.
Сколько нужно взять палочек чтобы выложить буквуП? (3). Правильно. Выложите из палочек букву П.
Буква П – дверной проем.
Мы три палочки возьмем.
Две дорожкой ровно сложим.
Третью наверху положим.
Логопед спрашивает какую букву выложили дети.
Уберите палочки в корзинки и возьмите подносики. Напишите пальчиком букву П. Молодцы.
- Пальчиковая игра «Буду я друзей считать»
Наши пальчики потрудились и хотят отдохнуть.
Раз, два, три, четыре, пять, загибать по одному пальцу с бол. пальца
Буду я друзей считать:
Ваня, Катя, Ангелина, разгибать по одному пальцу с мизинца
Вот Василий и Полина.
Будем пальчики сгибать сильно сжимать и разжимать пальцы
И опять начнем считать.
- Упражнение «Самый внимательный».
Посмотрите на доску, на картинке найдите предметы, названия ко-ых начинаются со звука [п].
Молодцы. Вы были очень внимательными.
- Подвижная игра «Раз, два, три, четыре, пять».
Раз, два, три, четыре, пять, хлопаем
Начинаем отдыхать! руки на пояс
Спинку бодро разогнули, выпрямили спину
Ручки кверху потянули! потянулись
Раз и два, присесть и встать, присели и встали
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться.
Вот и стали мы сильней, показываем руками «силу»
Здоровей и веселей!
- Дидактическая игра «Поезд»
Обозначение места звука в словах.
Логопед обращает внимание на поезд, обозначающий место звука в словах – звук в начале, середине, конце слова и картинки лежащие рядом. Дети определяют место звука в словах и кладут в кармашек картинку.
Ребята, посмотрите какой поезд наш ждет, рядом с ним лежат картинки их нужно распределить по вагонам. В паровоз поместите картинки в названии которых звук П находится в начале слова, во 2-ой вагон - звук находится в середине слова, а в 3 если звук находится в конце слова.
Молодцы, вы все справились.
- Организация окончания занятия. Оценка работы детей.
Педагог предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии.
Давайте вспомним, что нового вы узнали на занятии? (Мы познакомились с буквой П и узнали, что она согласная). Какие слова на звук [п] вы запомнили? (…). Вы очень хорошо занимались сегодня. Молодцы!
Педагог оценивает деятельность каждого ребенка.
- Рефлексия.
Вам понравилось играть?
Что вам понравилось больше всего?
Ну, что наше видео готово, отправляем его Незнайке.
- Сюрпризный момент.
Звучит стук в дверь.
- Кто там?
- Это я почтальон Печкин, принес для ребят посылку от Незнайки.
- Спасибо вам Печкин.
Давайте посмотрим, что же в посылке. Ребята, это для вас вкусный сюрприз.
Благодарю вас занятие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по обучению грамоте "Буква В потерялась"
Занятие по обучению грамоте детей подготовительной группы. По развитию фонематического анализа, развитию связной речи и умению детей работать в коллективе....
открытое занятие по обучению грамоте для дошкольников. Тема: "Звук [Ж], буква Ж, ж.Конструирование буквы"
Знакомство с новой буквой русского языка, формирование умения у детей анализировать звук, пополнение словарного запаса учащихся....

Открытое занятие по обучению грамоте: «Буква Ёё»
Цель: закрепить понятие о Букве Ё, формирование навыка составления предложений по опорным картинкам.Коррекционно – образовательные задачи: познакомить с буквой Ее. Совершенствовать на...

Конспект открытого занятия по развитию речи "Буква С"
Конспект открытого занятия по развитию речи "Буква С"...

Конспект НОД открытого фронтального логопедического занятия для педагогов: "Мастерская букв. Звук и буква Э".
Цель: Познакомить детей с гласным звуком Э и буквой Э, закрепить пройденные буквы А, У, И. Изготовить буквы из различных материалов.Задачи:Обучающие:познакомить детей со звуком и буквой Э;учить д...

Открытое занятие "Звук Б и буква Б"
Цели:познакомить со звуками (Б), (Б*) и буквой их обозначающейучить выделять звук в слове и определять его место в немучить читать слоги, составлять из них словаразвивать память, мышление,...
