"Звуки Ж-Ш"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Ягодкина Юлия Николаевна

Занятие по обучению грамоте в логопедической  подготовительной к школе группе:"Звуки Ж-Ш"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема «Звуки ж - ш»

Цель: Дифференциация звуков [ж]-[ш] по звонкости-глухости.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • закрепить умение детей выделять звуки [ж-ш] из ряда звуков, слогов, слов;
  • упражнять в определении места звука в слове (начало, середина слова);
  • упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  • закрепить в речи детей понятие «слог»;
  • упражнять детей в делении слов на слоги;
  • учить детей преобразовывать слова;
  • совершенствовать звуковой анализ;
  • совершенствовать навык чтения слогов, слов;

Коррекционно-развивающие задачи: развивать фонематический слух, внимание.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать положительное отношение к занятиям; вести контроль за собственной речью; формировать навык сотрудничества, умение слушать собеседника.

                                                     

                                           Ход занятия:

I  Оргмомент.

  Дидактическое упражнение «Ответь, что я сделала раньше?» 

Отгадайте-ка, ребятки,

Мои трудные загадки.

Логопед читает  предложение, задает вопрос: «Ответьте, что я сделала раньше?»

Прежде чем пойти в детский сад, я позавтракала. Я выпила чаю после того, как пришла с улицы. Я поздоровалась, прежде чем начать разговор.

Его поймал я на цветке,

Зажал, его как следует  в руке,

Жужжит он: «Попрошу без рук,

Я не железный, я же -…(жук)

- Как жужжит жук? (ЖЖЖ)

Вот язычок, открытый рот,

Всех укусить, готова Я,

Потому что Я - …(змея)

-Как  шипит змея? (ШШШ)

Вы, ребята, уже догадались, с какими звуками мы сегодня будем работать? (Ж -Ш).

2. «Повтори чистоговорки»  

   Сообщение темы

Сегодня мы с вами будем слушать и произносить звук [Ж]. Дети садятся за столы.

II Основная часть.

   1.Характеристика звуков по  артикуляционным и акустическим признакам

Как правильно произносить звук «ж»?

— губки округлены и слегка вытянуты вперед;

— широкий язычок наверху и образует «чашечку»;

— теплая воздушная струя идет по центру язычка;

— горлышко «работает».

Характеристика звука: согласный ( язычок создает преграду воздуху), всегда твердый, звонкий. Обозначение: синий квадрат с колокольчиком. Звук Ж- твердый командир и приказывает звуку, стоящему после него «Звучи твердо».

А еще какой звук всегда произносятся твердо? [Ш]. (характеристика звука)

- Ребята, посмотрите, с жуком случилась беда!!

Жук жужжит в жестяной банке…

Жук не хочет жить в жестянке!

Жизнь жука в плену горька.

Жалко бедного жука.

–Чтобы освободить жука из банки, нужно выполнить несколько заданий. 

 Звуки Ж и Ш очень любят прятаться в словах. (Мы с вами знаем, что звуки в словах могут прятаться в начале слова, в середине слова, в конце слова).

 2. Игра « 4 - лишний?» По месту нахождения звуков.

3.  «Отгадай ребус». по первым звукам нужно составить новое слово. 

4. Упражнение «Составь слово»

Составь из этих букв два слова: одно из оранжевых, а другое – из коричневых.

Фото №4 Логопедическая работа по дифференциации глухих и звонких звуков является очень важной т

Составь из этих букв два слова: одно из больших, а другое – из маленьких.

Фото №5 большинство детей с общим недоразвитием речи имеют нарушение слухового различения фонем

5. Повторение правописания слогов ЖИ – ШИ. 

Сказка ЖИ-ШИ

 Игровое упражнение «Закончи слово: «ЖИ» или «ШИ»?» («Палочка-выручалочка»). Дифференциация звуков в произношении слов.

Логопед произносит начало слова и прикасается палочкой к плечу или руке ребёнка. Ребёнок сначала договаривает слово, а потом воспроизводит его целиком и выходит на середину группы.

Каранда – ШИ – карандаши и т. д. ;

детёны –                                лы –

мы –                                      экипа –

ланды –                               камы –

гара –                                   клави –

шала –                                    эта –

лу –                                         но –

- Ну вот, жука мы с вами освободили, пришла пора отдохнуть и поиграть. 

6. Физкультминутка:

-  Молодцы, ребята. Встаньте в круг, отдохнем:

В домик к нам жук влетел,
Зажужжал он и запел: «ж-ж-ж».

Дети складывают ладони рук под углом - крыша «домика».

Вот он вправо полетел -
Каждый вправо посмотрел,

Указывают рукой направление и прослеживают взглядом.

Вот он влево полетел -
Каждый влево посмотрел.

Указывают рукой направление и прослеживают взглядом.

Жук на нос нам хочет сесть,
Не дадим ему присесть.

Правой рукой выполняется движение к носу со стороны.

Жук наш приземлился,

Направление движения вниз и приседание.

Жужжа, закружился:

Делают вращательное движение руками типа волчка и встают.

Жук, вот правая ладошка,
Посиди на ней немножко.
Жук, вот левая ладошка,
Посиди на ней немножко.

Поочередно протягивают руки и смотрят на них.

Жук наверх полетел
И на потолок присел.

Поднимают руки вверх и смотрят на них.

Хлопнем вместе -
Хлоп-хлоп-хлоп,

Хлопки над головой,

Чтобы улететь он смог.

Имитируют полет жука.

Игра «Поменяй звуки».

  Жук расшалился и Змея тоже захотела пошалить и стали они  менять звук [ш] на [ж], или [ж] на [ш] в слогах и словах. Давайте к ним присоединимся и тоже также пошалим!

ша - (жа), шо - …, жу - …

ша, жа - (жа, ша), жи, ши - (ши, жи), …

шар - (жар), жить - …, шаль - …, жест - …, шесть - …, шарит - …, машет - …, наживка - …, лужа-….

(Дети садятся на места)

7.Найти и обвести, дописать букву Ж и Ш.

Теперь мы знаем, как правильно пишется буква Ж  и Ш.

–Ребята, у вас на столах есть  карточки. Что же здесь написано? Послушайте внимательно.

Жалко бедного жука: жарким знойным летом

Жук ползет издалека, жалуясь при этом.

–Вам нужно найти в этом тексте все буквы Ж и обвести их в квадрат.

8.Найти в этом тексте все буквы Ш и обвести их в круг:

Даша под душем моет шею и уши.

Ну а теперь приступайте к работе. Подумайте, какого цвета карандаш вы возьмете. (синего). Верно! 

–Сколько букв у вас получилось? Сколько букв нашел Семен? Сколько букв нашла Маргарита?

–Молодцы! Вы отыскали 5 букв Ж и 4 буквы Ш.

9. «Пропущенные буквы».

Выставляются слова с пропущенной буквой: ко-ка, -апка, у_и, _аба, _уки.

Дети дополняют пропущенные буквы и прочитывают слова: кошка, шапка, жаба, жуки, шарик

10.Звуковой анализ слова «пижама»

- На доске было написано слово, но слоги рассыпались, помогите составить слово.

жа – пи – ма

Л..- Какое слово получилось?

Д.- Пижама.

Л. – Сделаем звуковой анализ слова пижама.

(Слово у доски разбирает один ребёнок. Остальные дети самостоятельно работают с конвертами.)

Проверка разбора:

Л.- Слово «пижама». - Сколько слогов в этом слове?

Л.- Прохлопаем.

Д.- Три слога.

11.        Развитие связной речи. Произношение звуков ш, ж в предложениях.

Послушайте какие предложения придумали Жук и Змея.

На шубу вешают вешалку.

 Сапожки починили сапожника.

Ландыши нашли Наташу.

Под желудями лежали дубы.

Камыши сидят в лягушке.

Флажок держит Жанну.

 Камешек нашёл Пашу.

От одежды промок дождь.

Машина едет на Жене.

Дети исправляют предложения. Анализ словесного состава одного-двух предложений. Приводится намеренная ошибка в схеме предложения.

Кто прав — вы или наши гости?

- Составим схему  предложения.

-  Какое первое слово в предложении, второе, третье?

 – Давайте составим схему предложения.

(Один ребёнок составляет схему предложения на доске, остальные дети составляют на листе.)

- Давайте проверим.

12.        Итог занятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки

конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...

Постановка,автоматизация и дифференциация свистящих звуков.Звук [с]Звук [з]

Представлен материал на постановку, автоматизацию и дифференциацию свистящих звуков...