Звук У. Буква У
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Титова Анастасия Николаевна

конспект по обучению грамоте, подготовительная группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_u.docx18.75 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Звук У. Буква У

 

Цель:  Знакомство детей со звуком и буквой У.

Коррекционно-образовательные задачи:

-Закреплять понятие «гласный звук».

-Учить выделять звук «у» из ряда гласных звуков, слогов и слов.

-Учить определять место звука в слове.

-Продолжать учить делить слова на слоги.

- Учить образовывать существительные мн.числа.

- Закреплять употребление существительных в форме Д. п. ед. ч.

- Учить образовывать глаголы прошедшего времени с приставкой у.

-Учить соотносить звук и букву.

-Познакомить с предлогом у.

- Учить составлять предложения по схеме и анализировать их.

Коррекционно–развивающие задачи:

-Развивать фонематические процессы.

-Развивать дыхание, голос и темп речи.

-Развивать внимание, память, мышление.

-Развивать координацию речи с движением.

-Развивать графические навыки.

Коррекционно-воспитательные задачи

-Воспитывать доброжелательность, позитивное отношение друг к другу, готовность прийти на помощь.

Оборудование: магнитная доска, игрушки (улитка,  символ гласного звука, предметные картинки, схемы для определения места звука в слове, буква У, тетради и  карандаши, карточки для составления предложений.

Интеграция: Социально-коммуникативная конструирование из палочек буквы У. Физическое развитие: Физминутка «Улитка».

Здоровьесбережение: Физическое развитие: дыхательная гимнастика «Эхо». физминутка «Улитка», Су-джок терапия.

Ход занятия

1. Организационный момент: сядет тот кто следующее слово назовёт; игра «цепочка слов». 

2. Су-Джок терапия: игра с шариком и колечком. Дети произносят рифмованный текст и выполняют комплекс упражнений с шариками, затем с колечками.

Введение в тему.

-Какой звук слышится в начале слова улитка?

-Сегодня вместе с улиткой мы познакомимся со звуком «у».

Основная часть.

3.Артикуляция и характеристика звука «у».

-Давайте произнесем звук «у».

-Что делают губы? (Губы вытягиваются вперед)

-Воздух свободно проходит через рот или встречает преграду? (Воздух свободно выходит через рот, не встречает преграду)

-Если воздух свободно выходит изо рта, значит звук «у» - какой? (Гласный)

-Как обозначаются гласные звуки? (Красным квадратом)

-Теперь улитка будет знать, что звук «у» - гласный.

4.Игра «Будь внимателен»

-У улитки есть рожки, покажите их с помощью пальчиков.

-Я буду называть звуки, слоги и слова, а вы, как только услышите звук «у», показывайте«рожки».

-А, у, и, у, э, у, а.

-Ап, ок, ук, на, ву, ут, му…

-Улица, ослик, ужин, акация, путь, буквы, арбуз, апельсин….

5.Игра «Правильно – неправильно»

-Улитка хочет с вами поиграть. Хлопните, если услышите правильное слово: улитка, вулитка, мулитка, лилитка, улитка.

6.Игра «Звуковая дорожка»

-Скажите, как передвигается улитка?

-Пока улитка ползет, мы будем говорить фразу: «Улитка ползет, свой домик везет».

-Если улитка ползет к нам издалека, мы начинаем говорить фразу тихо, а затем все громче и громче.

-Если улитка уползает от нас, мы начнем говорить фразу громко, а затем все тише и тише.

-Если улитка медленно ползет, то и мы тоже медленно говорим.

-Если улитка быстро ползет, то мы говорим быстро.

 7.Дидактическая игра «Один – много».

Я буду говорить про один предмет, а вы про много:

Улитка – улитки утюг – утюги

Утка – утки ухо – уши

Уж – ужи ус – усы

Улыбка – улыбки улица – улицы

8.Игра «Подбери по образцу».

-Раз вы такие умные и умелые, улитка хочет загадать вам слова – действия, которые начинаются со звука «у».

-Уж полз, полз и (уполз). Что сделал уж? (Уж уполз.)

-Удод летел, летел и ….(улетел).

-Утка плыла, плыла и (уплыла).

- Утконос шел, шел и … (ушел).

- Уазик ехал, ехал и (уехал).

- Ульяна бежала, бежала и (убежала).

-Какие слова – действия вы договаривали? С какого звука они начинаются?

-А теперь давайте покажем улитке, какая она.

9.Физминутка.

Улитка медленно ползет,

На себе свой дом везет.

Сжалась, снова развернулась,

Потянулась, потянулась.

Высунула рожки:

«Как живете, крошки?»

10.Знакомство с предлогом У, составление и анализ предложений.

-Буква У может обозначать короткое слово «у» - это предлог.

-Послушайте: «У гусыни гусенок». Я составила предложение с предлогом у. Сколько слов в этом предложении? Назовите первое (второе, третье) слово в предложении. Какой по счету в предложении предлог у?

-Возьмите карточки и составьте по ним предложения.

У паука паутина

У куклы туфли.

У дуба желуди.

У дедушки удочка.

У утки утята.

У бабушки капуста.

-Сколько слов в предложении? Назовите первое слово в предложении (второе, третье). Какой по счету в предложении предлог у?

-Что мы с вами составляли? С каким предлогом мы составляли предложения?

11.Знакомство с буквой У.

-Пришла пора нам познакомиться с буквой У.

-Давайте вспомним, что звуки мы слышим и говорим, а буквы мы пишем и читаем.

-Это буква У. Она состоит из двух палочек – длинной и короткой.

- Давайте пальчиком на столе напишем букву У.

-Сначала напишем длинную палочку сверху вниз, справа налево, затем – короткую сверху вниз, слева направо.

-Возьмите тетради и карандаши, обведите по точкам букву У.

Итог.

-С каким звуком мы сегодня познакомились?

-Что мы делали сегодня?

-Вспомните слова со звуком «у». Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")

Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...

Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).

Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...

Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.

методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...